Доклад«Развитие творческих способностей на уроках музыки»"Ребёнок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени,становится другим,чем ребенок подрожавший актом других" Б.Асафьев.Одним из основных направлений модернизации общего образования является, деятельностный характер, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта в этой деятельности. Действительно, чтобы решить вопросы и проблемы, стоящие перед молодым поколением, надо научить творческим подходам,помочь развить способность творчески мыслить, которая будет необходима ему в дальнейшей, взрослой жизни. "Ребёнок- это объект воспитания" Надо помнить, что ребёнок творит себя сам, а мы,педологи, должны умело направлять его. Уже, придя в школу, ребёнок начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он еще ошибается в своих решениях, но это его путь. И здесь роль учителя- поддерживать это желания к самостоятельному поиску. Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфер творчества приобретает развивающий характер. Творчество тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыке. Вот несколько правил, которых должен придерживаться учитель: -не сковывать, а освобождать; -не сдерживать, а поддерживать; -не сгибать, а распрямлять. Мы порой заблуждаемся,когда стараемся дать готовые пути решения, думая, что ускорим процесс развития ребёнка. Эммануил Кант говорил, что не мыслям надо учить,а учить мыслить. Роль учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке, ситуации успешности для творческого развития ребёнка. Творческие способности, что это? Это способности,которые позволяют самостоятельно создавать что-то новое. Музыкально-творческие способности - это один из компонентов музыкальной культуры. Основой для их развития является начальный этап,то есть начальная школа, где основным видом деятельности является учебная, но не теряет своей значимости и игровая деятельность, с помощью которой легко и быстро усваивается материал, обобщается пройденный. Следует, что использование игры на уроках для развития творческих способностей необходимо. Формы игровой деятельности я использую разные. Это и различные двигательные, ритмические, сочинение музыкальных фраз и другие. Творческое начало может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, сочинении мелодий на предложенный текст, например, придумывать мелодии на слова "наступила осень, легкий ветерок, дуют сильные ветры и т.д. - в темпе вальса,марша,польки. Приведу несколько примеров творческих заданий,используемых в моей практике: -Изобразить в рисунке услышанную музыку; -Изучая музыкальные инструменты, дети воображают себя музыкантами, играя на воображаемых музыкальных инструментах, сочиняют сказки, где инструменты- главные герои; -Слушая музыку,детям можно предложить показать в движении; -Например слушая музыку, показывать её, из вступления к опере "сказка о царе Салтане" праздничный марш, порхающую бабочку в музыке А.Дворжака "Юмореска". Слушая современную танцевальную музыку,каждый ребёнок придумывает собственные оригинальные движения- дирежирует воображаемым оркестром; -Создания самых различных образов: скачки на лошадях, создание образа моря, ветра, дождя и т.д. -На основе изучения "формы музыкальных произведений" дети в рисунке изображают одночастную, двухчастную, трехчастную, сонатную форму, ронда, вариации. Изучая тему "Вокализ", дети придумывают вокализы пытаются исполнить под собственный аккомпанемент,или к нарисованной картине самим или художником, исполняют вокализ. -Поэтический отклик, я называю первую строку или две, а потом рифмуем другие, дети сами предлагают строки, а мы с классом рифмуем далее. В теме "Музыка и живопись", дети музыцируют согласно иллюстрации, пусть нет гармонии, но определяются в регистре, темпе, ладе и других средствах музыкальной выразительности, хотя на фортепиано играть не умеют. В процессе подготовки учащихся к творчеству просматриваются при в взаимосвязанных направления. Первое из них- обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Например, знание сказок, стихов, народных обычаев, героев книг повадок зверей и т.д. создаёт основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления обучаемых, стимулирует заинтересованное отношение к музыке. Второе направление знакомит детей со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы,сходные,например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества,например,сочинения ритмического выступления и т.д. Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий. В начале их показываю нам педагог: после совместного анализа песни, он придумывает вслух план её исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомы песен он объясняет и даёт почувствовать детям, как сочетания одних и тех же вступлений лада позволяет создать различные музыкальный образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут"сочинить" сами. Подготовка к творческой действительности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определённой последовательности: понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Активным средством развития творческой деятельности обучающихся являются творческие задания. Выполнения их во многом зависит от учителя, от его личности, увлечённости, способность участвовать в сотворчестве. Он создаёт определённые ситуации. Это могут быть задания в форме игр. Подростков не устаревает пассивное восприятие материала, они ждут в нём участия, что-то новое. Здесь необходимо использовать нестандартные формы уроков: урок- путешествие, урок-музыкальная викторина, урок-встреча Подобрать созвучное стихотворение, созвучное с услышанным музыкальным произведением на уроке или иллюстрацию, например, тема войны, Родины;иллюстрацию изобразить в музыке; интересные факты из жизни и творчества музыкантов, композиторов; придумывание кроссвордов, ребусов;представление домашней фонотеки; сочинение стихов и песен; написание мини-сочинений; рецензирование концертов; песенного репертуара рок-групп; определение на слух стиля композиторов; сравнительный анализ различных стилей композиторов; викторины;исследовательская работа. Таким образом, роль учителя музыки в развитие современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оценивать с позиции полезности в эпоху использования новых технологических и творческого решения проблем, связанных с их использованием.