Тема: «Путешествие по карте Украины» (интегрированный урок)Цель: продолжить работу по формированию представлений учащихся о географическом расположении Украины, её границах, соседстве с другими странами, ознакомить с историко-этнографическими районами и наибольшими городами Украины. Развивать интерес к историческому прошлому своего края, окружающему миру и познавательной деятельности. Осуществлять межпредметные связи. Воспитывать чувство любви к своей Родине, прививать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.Оборудование: компьютеры, карта Украины, фотографии с видами городов Украины.^ Ход урока Актуализация знаний учащихся (Ученики сидят за 3 столами в группах по 8 человек, на каждом столе стоят таблички : «Географы», «Историки», «Литераторы». Каждый ученик при подготовке к уроку получил индивидуальное задание и задание для работы в группах, проведя самостоятельную исследовательскую работу) Работа по виртуальным картам Украины, установленным на каждом мониторе компьютера. А знаете ли вы, сколько в мире стран? (Около 200) Выберите правильный вариант названия страны, изображённой на мониторе (Италия, Россия, Франция, Украина, Польша) Назовите и покажите на карте «соседей» Украины. В каком году наше государство стало самостоятельной державой? Какие символы государственности вы знаете?(Звучит Гимн Украины, дети слушают стоя). Ученик читает стихотворение об Украине Українська земля Гей, велика Україна! Має гори і долини, Стави, ріки й Чорне море, коло берегів прозоре, А над ними міста, села, наша пісня в них весела, Це земля свята, єдина наших прадідів – батьків. (О. Белодончик)ІІ. Сообщение темы и целей урока Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит совершить виртуальное путешествие по Украине, вспомнить её историческое прошлое, побывать в некоторых городах нашей Родины.ІІІ. Игра-путешествие Дети, откуда начинается любое путешествие? (От порога родного дома) Как называется наша маленькая родина? (Краснодон)(Интерактивным методом «Микрофон» проводится опрос по теме «Краснодон», микрофон передаётся по кругу, дети дают краткие ответы на вопросы корреспондента) Работа в группах Вопросы группе «Географы» Где расположен наш город? Какими природными богатствами славится наша местность? Назовите основные профессии ваших родителей? Вопросы группе «Историки» Когда родился наш город? Кто прославил г.Краснодон в Украине и за её пределами? Какие памятные места и памятники нашего города вы знаете? Назовите имена героев-молодогвардейцев. Вопросы группе «Литераторы» Как называется книга, в которой описывается подвиг наших земляков? Кто автор этой книги? Какие стихи о «Молодой гвардии» вы знаете? Фронтальная работаУчитель: Краснодон – город районный. А мы совершим путешествие по крупным городам Украны. Какой областной центр расположен ближе всего? (Луганск) В какой части Украины он расположен? Покажите на карте. Чем славится город Луганск?(Ученик-экскурсовод проводит краткую экскурсию по г.Луганску, рассказывает о его истории и современной жизни областного центра, обозначая на карте расположение Луганска флажком. На мониторах меняются заставки-фотографии с видами г.Луганска)Учитель: из восточной Украины наш путь лежит в центральные области Украины. Давайте угадаем вид транспорта, на котором начнём наше путешествие. Загадка Дом по улице идёт, на работу всех везёт, Не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках (автобус)Учитель:садимся в комфортабельный автобус, который выпускают в Украине. Это ЛАЗ. Отправляемся в путь, отвечая на вопросы. Какой древний город расположен в центре Украины? Сколько лет Киеву? Чем является Киев для нашей Родины? Посмотрите в окно, кто нас приветствует? Инсценировка стихотворения об основателях КиеваАвтор: До рідного краю князі прибули, Дніпро переможців вітає, З походу тяжкого герої прийшли, Їх Либідь, сестра зустрічає. Попереду Кий, він найстарший з братів, А Щек середущий літами, А третього витязя звали Хорив, Найменший він був між братами.^ Хорив: Ліворуч – дрімучий незайманий ліс, Байраки і гори – праворуч.Щек: Місцина хороша! Погляньте, брати, І води Славутича поруч.Кий: Спокійно поблискує плесо ріки, І круча здіймається вище... А що як отут нам, де берег стрімкий, Нове збудувать городище?^ Либідь: Без сумніву думка хороша. Підтримає Русь її – брате.Хорив: І з схилів оцих дуже зручно Було б ворогів відбивати. Ти старший з братів, найвідважніший ти, Тебе ми усі поважаєм.^ Всі: І місто, що буде отут, наректи На честь твою, Киє, бажаєм.Кий: Я вдячно знімаю шолом І втричі вклоняюсь до стану, Чолом, любі друзі, чолом, Доземний уклін за пошану.Автор: Майстри працювали отам на горі, Це місто – уміння їх вияв... Коли ж городище звели на Дніпрі, Воно і назвалося – Київ.4. Фронтальная работаУчитель: кто эти люди? Почему их имена остались в истории страны? Благодарные киевляне установили памятный знак в честь основателей своего города ( заставка на мониторах компьютеров)(Два ученика-экскурсовода в национальных украинских костюмах рассказывают о достопримечательностях столицы. Рассказ сопровождается показом на мониторах фотографий видов Киева).Учитель: продолжим путешествие на юг Украины. Угадаем следующий вид транспорта. Загадка Ни сани, ни воз, а идёт без колёс (теплоход) Дальнейшее путешествие пройдёт на белом теплоходе по реке Днепр.(Ученик в костюме юнги рассказывает о Днепре и городах, расположенных на берегах реки)Учитель: спустившись по Днепру, мы оказались на берегу ласкового тёплого моря. Как оно называется? Покажите его на карте. На побережье мы сделаем остановку) Физкультминутка Раз, два – усі пирнають, Три, чотири – виринають, П’ять, шість – на воді Кріпнуть крильця молоді. Сім, вісім – що є сили Всі до берега поплили. Дев’ять, десять – розгорнулись, Обсушились, потяглись.Учитель: после отдыха мы продолжим путешествие по Крыму(Ученица-экскурсовод знакомит ребят с достопримечательностями и красотами полуострова. На мониторах компьютеров меняются заставки-фотографии с видами Крыма) Но Крым – это не только место отдыха, но и место героических сражений. О боевой славе Крыма и города-героя Севастополя нам расскажет следующий экскурсовод ( идёт рассказ ученика с демонстрацией памятников защитникам Крыма)Учитель: теперь наш путь лежит на Запад Украины, угадаем вид транспорта Загадка Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолёт) В самолёте нас встречают стюардессы (в форме) Дорогие пассажиры! Мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта. Это самый большой самолёт, выпускаемый в Украине. Как он называется? («Мрія») Посмотрите в иллюминатор. Над какими горами мы пролетаем? (Карпаты) Назовите самую высокую вершину Карпат (Говерла) Под крылом самолёта блестит голубая гладь. Как называются самые большие озёра Карпат? Под нами горный посёлок. Это Яремча. Что вы о нём знаете? (Центр отдыха и подготовки горнолыжников) Горы сменяются полонинами. Что такое полонины? Назовите музыкальный инструмент, который встречается в этих областях? (трембита) Назовите ярких представителей флоры и фауны Карпат, занесённых в Красную книгу Украины. Пристегните ремни, мы совершаем посадку в г. Львове (^ Экскурсию по Львову проводит девочка-экскурсовод в костюме полоняночки)Учитель: наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться домой. Путь домой лежит через северные области Украины. Угадаем вид транспорта. Загадка В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит (поезд) В окнах вагона мелькают густые леса и непроходимые болота. Это Полесье. Здесь живёт самое крупное животное, обитающее в Европе и занесённое в Красную книгу. Назовите его (зубр)(Рассказ ученика о зубре) Наш поезд приближается к г.Луганску. За окном мелькают знакомые пейзажи Донбасса.(Ученик читает стихотворение М. Чернявского) Рідний край У всіх людей одна святиня, Куди не глянь, де не спитай, Рідніша їм своя пустиня Аніж земний в пустині рай. Їм красить все їх рідний край. Нема без кореня рослини, А нас, людей, без Батьківщини.IV. Практическая работа за компьютерами Работа с программой «Компьютерная азбука» Ученики самостоятельно заполняют виртуальную карту Украины, нанося обозначения гор, городов, рек, морей, дорог) Тестирование по теме «Путешествие по Украине»V. Подведение итогов урока.