Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №1 г. ДаниловМетодическая разработка по теме«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»Выполнилаучитель физической культуры Чекалова Светлана Анатольевна2006 г.ВведениеВо всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет. В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%. Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в условиях школы. Однако, по мнению Ю.В. Коркиной и Р.Б. Стеркиной (2000 г), в настоящее время система реабилитации детей в школьных условиях практически не сформирована. Они отмечают разобщенность деятельности педагогического и медицинского персонала в оказании коррекционной помощи детям, считают, что наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения [8]. Многочисленные публикации в журналах «Физическая культура в школе» [27], газетах «Спорт в школе» [24],беседы с преподавателями физической культуры, руководителями образовательных учреждений дают основания говорить о «воспитательном вакууме» в сфере школьного физического воспитания, что в полной мере отражает современное состояние отечественного школьного образования. Достаточное многообразие мнений, высказанных о причинах снижения воспитательной направленности учебного процесса по физической культуре, можно условно объединить и сформулировать следующим образом: Многообразие задач, поставленных перед физическим воспитанием, но не обеспеченных условиями их практического решения. Сложностью количественного и качественного определения воспитательного результата учебного процесса. Недостаточностью (отсутствием) методических разработок по проблеме реализации воспитательных возможностей учебной деятельности школьников. До сих пор общество не хочет признавать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека – функция главным образом воспитания, а не лечения, хотя известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15% [18]. На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 году отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата[1], школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60% [22]. Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков. По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе [29], В.М. Савкова [21], наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития. Для проведения диагностики плоскостопия существует несколько методик. Я применяю метод В.А.Яралова-Яралянца, который позволяет выявить нарушения свода стопы по плантограмме, и метод Чижина, в основе которого лежит принцип математических вычислений степени деформации стопы. Проведенная мной диагностика плоскостопия выявила, что у 22 учеников из 120 имеется плоскостопие. Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: доказать эффективность средств профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры. Достижение цели обеспечивалось мной решением следующей задачи: на основании данных практического исследования оценить степень эффективности применения специальных физических упражнений при физической реабилитации детей с плоскостопием.^ Глава I. Причины развития и методы диагностики плоскостопия.1.1. Причины развития плоскостопия. Плоскостопием принято считать деформацию опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее расстройства всего организма. Одной из современных причин плоскостопия у школьников является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию. В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений. Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы - свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2 - свод уплощен (предпатология); - если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника - это плоскостопие. Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация ОДА, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. Я.Б. Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей. Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы: 1 Группу, когда известен этнологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы) Группу, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы). Большинство исследователей (Савков [21]; Чоговадзе [29) считает статические формы плоскостопия резко преобладающими среди прочих. Плоские стопы делят на врожденные (около 5%) и приобретенные (до 95%). К приобретенным формам плоскостопия большинство авторов относит рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую. На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а другие формы плоскостопия встречаются в 10% случаев. По данным ряда крупных исследователей (Р.Р. Вредер [4 C. 36], М.И. Куслик [12] и др.) плоскостопие образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте и отсутствия должных мер по его профилактике. Причинами образования статического плоскостопия являются:Связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке. Врожденная слабость связок. Раннее вставание ребенка на ноги. 4. Увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени. 5. Нерациональная, неудобная обувь. 6. Длительное пребывание в статическом положении. При проведении диагностики по плантографии у всех школьников с нарушением формы стопы было выявлено статическое плоскостопие. По результатам анкетирования (приложение 1) определили основные факторы, которые повлияли на уплощение свода стопы этих учеников: - недостаточная физиологическая нагрузка на стопы; - дефицит в организме белков, витаминов, кальция и других элементов; - ношение несоответствующей обуви. Плоскостопие у ребят сопровождалось болевыми ощущениями в области стопы, голеностопа, бедра, поясницы (зависит от степени плоскостопия). Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки: - на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки; - в мышцах голеностопа из-за их перегрузки; - в бедре из-за перенапряжения мышц; - в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба); - на тыле стопы, в ее центральной части. Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха. Еще один вид болезни – травматическое плоскостопие [21] - формируется вследствие переломов различных костей стопы.^ Рахитическое плоскостопие развивается в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме. Паралитическая плоская стопа – это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией. Следующий вид – врожденное плоскостопие - встречается очень редко и связано с костными искривлениями вследствие неправильного положения плода или частей его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное неправильное формирование и рост стопы. По степени деформации свода стопы авторы методик разделяют плоскостопие на I – IV степени. Первая степень сопровождается чувством усталости в ногах (особенно после физической нагрузки), болезненностью при надавливании на стопы; при второй степени продольный свод снижен даже в покое, беспокоят постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек, в голени. При третьей-четвертой степени продольный свод не определяется, пятка распластана, стопа и голеностопный сустав отечны, суставы стопы тугоподвижные, отмечаются постоянные боли в стопах, голени, коленных суставах, пояснице Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее. Все отделы стопы в разной степени подвергаются различным изменениям. Высота свода, ее длина и ширина - все это элементы, имеющие тесную анатомо-физиологическую взаимозависимость. Поэтому нарушение одного элемента вызывает изменение всех остальных. Все эти обстоятельства учитывались при выборе методов определения плоскостопия. 1.2 ^ Методы диагностики плоскостопияСуществующие методы определения плоскостопия можно подразделить на три основные группы. К первой группе относятся методы, в основе которых лежат отпечатки стоп (метод плантографии), получаемые различными способами, для чего применяют различные химические красители, которыми смазывают стопы. В настоящее время существует несколько взаимодополняющих друг друга методик определения плоскостопия по плантограмме. Первая методика В.А. Яралава – Яралянца с соавторами, удобная для массовых обследований детей школьного возраста. Как я упоминала выше, этот метод мы применяем у нас в школе. Ко второй группе относятся методы определения степени плоскостопия. Наиболее приемлемы из этой группы два метода: метод Яралова – Яралянца и метод Фридланда М.Ф. Все ученики, принимавшие участие в исследовании, научились проводить плантографию по методу М.Ф. Фридланда (приложение 2) и определять, есть ли у них плоскостопие, с помощью теста (приложение 3) . Наиболее точной из перечисленных методик является методика Г.Г. Потихановой, С.Ф. Годунова, Н.П. Черниной, Чижиной. Это графико-расчетный метод, основанный на математических вычислениях. Методы, относящиеся к I – II группе, используем в своей работе, т.к. они являются достаточно объективными, доступными, популярными и информативными при проведении диагностики на ранних стадиях плоскостопия. К третьей группе относятся методы определения плоскостопия специальными приборами, начиная от простого циркуля и кончая рентгеновским аппаратом. Лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Поэтому, особое внимание уделяю профилактике плоскостопия. Профилактика плоскостопия включает: а) общеукрепляющий режим; б) рациональное питание; в) достаточное пребывание на свежем воздухе; г) закаливание; д) массаж; е) правильно подобранная обувь; ж) специальные корригирующие упражнения; з) занятия спортом и спортивными играми. Коррекция плоскостопия может быть достигнута систематическим применением физических упражнений. Анализ содержательного компонента учебного материала по физической культуре позволяет сделать вывод о том, что оздоровительный аспект, выходы на личностное развитие школьника заложены лишь в основе теоретических знаний, практический раздел не подразумевает их решение, полностью подчиняясь лишь целям обучения. Стандартно представлен в государственных программах и результативный план учебной деятельности по предмету «Физическая культура»: это достижение определенного уровня физической подготовленности и сформированности предусмотренных программой двигательных умений и навыков. Отличие состоит лишь в том, что одни программы ориентируют ученика на конкретные показатели физической подготовленности, другие – на динамику развития всех физических способностей, величина которой служит основанием для оценки успешности освоения учебного материала. Следует дополнить анализ программных основ физического воспитания характеристикой их практической реализации в школе. Физическая культура обладает особо оздоровительным потенциалом. Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются анатомо–физиологические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Каждый возрастной период имеет свою определенную специфику развития. Показателями физического развития детей является рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики. Формирование опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата) продолжается до периода полового созревания. Чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Любые, даже самые начальные отклонения в развитии опорно -двигательного аппарата, могут осложнить жизнь ребенка при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему приходится меньше двигаться, больше сидеть за столом. «Потребность в движениях является одной из важных физиологических особенностей растущего детского организма, его нормального формирования и развития» (С.М. Иванов). Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции ЦНС, благодаря им достигается гармоничное развитие и укрепление мышечной системы, костно-связочного аппарата, органов дыхания и кровообращения, улучшается общий обмен веществ, осанка, повышается закаленность. Это ведет к увеличению функциональных возможностей организма, к укреплению здоровья. Физкультурные упражнения помогают исправлять нарушения в опорно-двигательном аппарате. Эта особенность физических упражнений обязательно должна учитываться при назначении лечения детям, страдающим той или иной недостаточностью в состоянии ОДА. Применение коррекции в период формирования ОДА в процессе роста имеет особо важное значение, т.к. в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая (В.Н. Машков [15. C 123] Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест занимает физическая культура, особенно при профилактике плоскостопия. Специальные физические упражнения сопровождаются возникновением новых, более сильных очагов возбуждения в коре, которые способствуют образованию правильных, необходимых в данном случае условно рефлекторных связей. Согласно исследованиям А.А. Ухтомского [16 C. 57], эти новые, более сильные очаги возбуждения подавляют влияние патологических очагов возбуждения и разрывают неправильные условно – рефлекторные связи, лежащие в основе происхождения той или иной деформации, в частности, и плоскостопия. Борьба с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для профилактики и физической реабилитации при плоскостопии. Физические упражнения и другие средства физкультуры (закаливание, двигательный и гигиенический режимы и так далее) являются важными компонентами физической реабилитации при плоскостопии. Специальное значение физических упражнений в профилактике плоскостопия проявляется в благотворном влиянии на функции всех органов и систем организма, в улучшении функций суставов, связок и мышц стопы на фоне общего укрепления ОДА, в укреплении свода стопы при одновременной коррекции, имеющейся деформации. Физическая культура во всем ее многообразии, являясь методом неспецифической, патогенетической функциональной терапии, оказывающим наряду с местным и общее воздействие на организм, благотворно влияет на профилактику и физическую реабилитацию при плоскостопии, особенно в детском возрасте. Систематические занятия физической культурой, специальными физическими упражнениями, ЛФК способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы. Профилактика и физическая реабилитация деформаций ОДА у детей и подростков имеет большое значение для правильного физического воспитания, подрастающего поколения.Глава II. Физкультура в профилактике и коррекции плоскостопия^ 2.1 Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия В ЦРБ города отсутствуют врачи-ортопеды, в школах города не ведется диагностика плоскостопия у детей среднего школьного возраста. Все это отрицательно сказывается на своевременном определении и устранении нарушений свода стопы у учащихся 11 – 14 лет. Это привело меня к решению: Разработать теоретическую модель комплекса средств коррекционной работы. Отобрать из выделенных средств профилактики плоскостопия те средства, которые возможно использовать в учебной деятельности по физической культуре. Проводить ежегодную плантографию (сентябрь-май) в школе у детей среднего школьного возраста. Результаты плантографии представить родителям. Детей с плоскостопием направить к хирургу-ортопеду. Научить ребят самостоятельно выявлять плоскостопие (приложение 4). Создать специальную группу для детей с плоскостопием. Средства профилактики и коррекции плоскостопия применяю на уроках физической культуры, корригирующей гимнастики для детей специальной медицинской группы (СМГ) и на занятиях корригирующей гимнастикой для детей с деформацией свода стопы.^ 2.2 Методика применения средств и методов ЛФК в профилактике и коррекции плоскостопия Физические упражнения и их сочетания: - общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; - корригирующие упражнения; - корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа; - упражнения из раздела ЛФК; - упражнения на массажерах; - игры, игровые упражнения. Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях урока. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются детьми под музыку. Комплекс упражнений по коррекции составляю в определенной последовательности: а) упражнения без предметов, б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов), в) упражнения на приспособлениях универсального типа. Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений. Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах. Игры и основные приемы, которые часто применяю на уроках, использую в качестве разминки, а также в основной и заключительной частях урока.Закаливание. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на уроках физической культуры в носках, а на уроках корригирующей гимнастики босиком, в хорошо проветренном зале, что также способствует закаливанию организма.Самомассаж. Для повышения интереса и активности детей использую тренажеры и нестандартное оборудование. Упражнения на них укрепляют связочно-мышечный аппарат, улучшается крово- и лимфообращение. Пособия для профилактики плоскостопия: а) Дорожка из обручей - состоит из нескольких обручей, соединенных между собой тонким шнуром. Дорожка закрепляется за крючки на противоположных сторонах зала. Высота регулируется в зависимости от упражнений и возраста детей. Дорожка используется для упражнений в разных видах ходьбы, бега, прыжков. б) Дорожка – лесенка, которая представляет собой полосы из поролона длиной до 50 см и шириной 18 – 20см. Способ соединения и крепления такой же, как и у дорожки из обруча. Используется для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, бега. в) Коврик массажерный из пуговиц. г) Поролоновые палочки и трубочки. д) Мешочки с песком и камешками. е) Массажеры роликовые. ж) Мягкие мячи (для ОРУ). з) Диск «Здоровья», улучшающий функции голеностопного, коленного и тазобедренного сустава. Для увеличения эффекта сделала на диск съемный массажерный коврик. Все эти пособия для профилактики плоскостопия применяю для индивидуальной работы с детьми и для самостоятельных упражнений. Кроме индивидуальных занятий на уроке физкультуры дети с плоскостопием занимаются на массажерах во время большой перемены. Также используются эти пособия для занятий со всем классом. Во вводной части предлагается детям пройтись по массажерам, расположенным одиночно или дорожкой в одну или две параллельные линии. При выполнении основных движений поточным или групповым способом эти упражнения используются как промежуточные. В заключительной части урока в течение 5 – 7 минут применяю самомассаж, который помогает хорошо расслабить мышцы ног после нагрузки. Он выполняется в следующей последовательности: вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, аххилово сухожилие, голенстопный сустав и голень. Приемам самомассажа обучаю детей во второй четверти в теме «Гимнастика».^ Корригирующая гимнастика По результатам анкетирования и плантограмм в школе создана специальная группа для детей с плоскостопием. Реабилитация таких детей соответствует третьему этапу общей системы физической реабилитации – поликлиническому (1 этап – стационарный, 2 этап – санаторный). Школьники занимаются корригирующей гимнастикой после уроков 2 раза в неделю по 40 мин. Занятия провожу групповым способом под музыкальное сопровождение. Проведение таких занятий позволяет своевременно и эффективно устранять формирования нарушений свода стопы у детей. Эти занятия не заменяют уроки физкультуры. По программе физической реабилитации детей с плоскостопием я каждую четверть делю на три периода: вводный (3 недели - 6 занятий), основной (3-4 недели - 10-12 занятий), заключительный (1 неделя - 2 занятия). Вводный период 1четверти начинается с плантографии. На первых занятиях ученик знакомится с предлагаемыми упражнениями и осваивает их правильное выполнение, адаптируется к возрастающим физическим нагрузкам. В основном периоде решаются главные коррекционные задачи. Продолжает возрастать (до середины периода) нагрузка. Затем физическая нагрузка на занятиях сохраняется на достигнутом уровне. Заключительный период направлен на постепенное снижение физической нагрузки до 60 – 70 % от максимальной, полученной в основной период. Закрепляются навыки правильной установки стоп, правильной походки и.д. В конце года делается контрольная плантография. Во время занятий используются пособия для профилактики плоскостопия, а также тренажеры: беговая дорожка, велотренажеры. Применяю их для укрепления мышц ног, развития выносливости. Ежедневно после уроков дети с плоскостопием выполняют самомассаж по 8-12 минут. Обучение детей приемам самомассажа и контроль за его выполнением ведет медицинская сестра школы . При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений; постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой; соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;учета возрастных особенностей : при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.я:е.^ 5. Домашние задания с использованием самомассажаВ конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома во время каникул. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами. Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по выполнению массажа и самомассажа детьми в домашних условиях. Кроме того, учителям – предметникам рекомендовано на своих уроках во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя (приложение 5). При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.Глава III. Данные собственных исследований ^ 3.1 Программа исследования Данное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 1 г. Данилова в период с сентября 2006 года по февраль 2007 года. В исследовании принимали участие учащиеся 6 – 8 классов, всего 120 человек. Из них у 22 (18,33%) выявлена деформация стопы различной степени. Данные учащиеся и составили экспериментальную группу. Процесс коррекции плоскостопия с детьми экспериментальной группы проходил в рамках учебной деятельности по физической культуре. С этой группой в течение всего исследования два раза в неделю проводились занятия корригирующей гимнастикой, каждый день проходили занятия по самомассажу, кроме того, данная группа систематически посещала уроки физкультуры. При проведении опытной работы диагностировалось состояние свода стопы у учащихся этой группы в начале и по окончании эксперимента.^ 3.2 Полученные результаты и их анализ. Мы располагаем данными, характеризующими изменения свода стопы у детей через 6 месяцев в зависимости от занятий специальными физическими упражнениями, способствующими исправлению деформации свода стопы. (см. таблицы 1 – 4).^ Анализ и интерпретация полученных данных О результатах итоговой опытной работы можно судить по диагностике изменений свода стопы в экспериментальной группе. Таблица 1^ Изменения степени плоскостопия в экспериментальной группе за период экспериментальной работы Испытуемые Степень плоскостопия Итоговый результат До занятий После курса занятий Илья 1 0 Улучшение Ольга 1 0 Улучшение Эдуард 2 1 Тенденция к улучшению Алексей 2 2 Нет изменений Татьяна 3 3 Нет изменений Мария 1 0 Улучшение Сабина 2 1 Тенденция к улучшению Елена 1 0 Улучшение Алексей 2 1 Тенденция к улучшению Маргарита 2 1 Тенденция к улучшению Евгений 1 0 Улучшение Владислав 2 1 Тенденция к улучшению Евгений 2 2 Нет изменений Алексей 2 1 Тенденция к улучшению Анастасия 2 2 Нет изменений Степан 2 1 Тенденция к улучшению Роман 2 1 Тенденция к улучшению Диана 2 1 Тенденция к улучшению Семен 2 1 Тенденция к улучшению Ксения 3 3 Нет улучшений Татьяна 1 0 Улучшение Егор 1 0 Улучшение По данным представленным в таблице 1, мы можем судить о количестве детей у которых произошли улучшения – 7 человек (32 %); наметилась тенденция к улучшению – 10 человек (45 %); не произошло никаких изменений – 5 человек (23 %).^ Динамика изменений свода стопы у учащихся экспериментальной группы за период опытной работы по плантограмме Таблица 2 Степень плоскостопия Количество детей с разной степенью деформации стопыНачальная диагностика Итоговая диагностика 1 7 (32%) 10 (18%) 2 13 (59%) 3 (46%) 3 2 (9%) 2 (9%) Норма 0 (0%) 7 ( 27%) Сравнив результаты плантограмм начальной и итоговой диагностики, мы выявили изменения, произошедшие в экспериментальной группе за цикл коррекционных занятий, спланированных сроком на один учебный год. ^ Плантограммы экспериментальной группы. (сентябрь 2006 г. – февраль 2007 г.) Таблица 3 № п/п Имя Расстояние от внутреннего края подошвенного углубления до внешнего края стопы, см Ширина узкой части стопы, см I I I I I I 1 Илья 8 7,8 5 4,8 2 Ольга 8 7,3 4,5 3,8 3 Эдуард 7,5 7.0 5,7 5,2 4 Алексей 6 6 4,5 4.5 5 Татьяна 9 9 8,5 8,5 6 Мария 7 6,8 4 3,8 7 Сабина 6 5,5 4 3,5 8 Елена