Реферат по предмету "Психология"


Совладание с социальными стереотипами

Совладание с социальными стереотипами Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (факультет повышения квалификации), академик Международной балтийской педагогической академии. Среди современных социальных стереотипов торжествует примат молодости. Человек всю жизнь должен выглядеть молодо, поддерживать спортивную форму, а вот мобильность

его мышления в расчет не принимается. Предполагается, что если вам за то ждать от вас нечего и места в обществе вам нет. Причем совсем упускается из виду разница между паспортным и психическим возрастом. Постарели ли вы психически? Если нет, то и страшиться нечего. В последние годы стали различать хронологический (паспортный) и психологический возраст. Первый — количество прожитых лет, второй — реальное постарение за эти годы, интеллектуальное и эмоциональное.

Психологический возраст — нечто субъективное, существующее во внутренней системе отсчёта, в которой сопоставляется значимость уже пережитых и еще ожидаемых событий. Измеряется он соотношением тех социальных ролей, которые человек еще способен выполнять, с теми, которые доступны для большинства его сверстников. Прямой зависимости между трудоспособностью, удовлетворенностью жизнью и хронологическим возрастом не обнаружено. Не все люди одинаково подвержены влиянию возрастных

стереотипов. Некоторые до глубокой старости с легкостью постигают новое. Они способны не только к выработке радикально новой точки зрения на волнующую их проблему, но и к сохранению душевной молодости. За счет чего? За счет психологического развития, усиливающего способности, связанные с пониманием ситуации (умение принимать решение, полноценность аргументации, используемый словарь), за счет компенсации возрастного снижения сенсорно-моторных возможностей (зрения, слуха, скорости реакции).

Быстрое постарение, завышенный (по сравнению с паспортным) психологический возраст связан с пессимистичной установкой и обедненной жизненной перспективой. При этом происходит снижение самооценки и возрастает потребительская ориентация. Что следует предпринять, если человек ощущает повышение психического возраста, чувствует, что начал быстро стареть? Брать на себя ответственность, а не уклоняться от нее. Приблизительно к пятидесяти годам взгляды и принципы начинают затвердевать и проявляются как стереотипы,

— а именно стереотипы побуждают уклоняться от ответственности. В поведении это проявляется как нетерпимость и даже фанатизм. Такая роль стереотипов поддерживается их положительным влиянием на самочувствие, они служат источником самоутверждения и потому бережно сохраняются и поддерживаются. Ведь привычки делают мир пожилого человека более уютным, неукоснительное следование им внушает человеку

спокойствие и чувство незыблемости бытия. Однако подобная приверженность привычному вступает в противоречие с необходимостью дальнейшего психического развития, требующего противодействия духовному застою. Когда пожилой человек цепляется за прошлое, он каменеет. Находить положительные грани во взглядах молодежи. Раздраженная реакция на молодежь говорит не о мудрости, а об остывании чувств.

В старости, если нет актуальных интересов и целей, наблюдается снижение способности удивляться, падает острота чувств и постепенно нарастает бесчувственность. Кроме того, значительно возрастает длительность эмоциональных реакций, часто приобретающих характер затяжных состояний. Еще Аристотель в книге «Риторика» отмечал, что у стариков нет ни сильной любви, ни сильной ненависти. Они не жаждут великого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования.

Страсти их ослабели и подчиняются выгоде, поэтому достигшие этого возраста кажутся благоразумными. Несмотря на то что новые установки в этот период продолжают вырабатываться, они малоподвижны и плохо перестраиваются, что проявляется в инерционности смены подходов к проблемам. Человека раздражает все новое, а это способствует изоляции от людей, придерживающихся других, обновленных взглядов. («Что с ними говорить! Они невежды, дилетанты, смешно принимать их во внимание!»)

Своевременно обновлять свои цели и идеалы. Отличие собственных подходов к проблемам от подходов молодых часто воспринимается людьми старшего поколения как непреодолимое препятствие на пути к общению («Я такой, какой есть, и меняться не собираюсь!»). Еще Спиноза отмечал, что догматическое мышление стариков зачастую вызывает у молодых раздражение и злобу. Усиливающаяся по инициативе двух сторон изоляция, в свою очередь, дополнительно усугубляет одиночество человека преклонных лет, и возникает порочный круг.

Отдавая себе отчет в том, насколько собственные возрастные стереотипы мешают его творчеству, Ч. Дарвин сознательно тренировал себя в их расшатывании, чтобы не раздражаться, сталкиваясь с иной позицией. Продолжать учиться и реализовывать себя в творчестве. Как известно, новые потребности манифестируют на фоне старых ценностей. Затвердевание и упрощение норм и ценностей ведет к тому, что чем старше становится человек, тем в большей

мере он склонен оценивать поступки окружающих в моральных категориях (верно — неверно, порядочно — непорядочно, честно — нечестно). Отсюда берет начало воинствующая нетерпимость к полутонам и склонность к нравоучениям. Нравоучение воспринимается как проявление твердой уверенности, что поступать надо только так и никак иначе, как отсутствие сомнений. Косность суждений проявляется в излишней категоричности, в стремлении все подвести под рубрику верного или неверного. В последние годы как способ реабилитации все чаще используется

творческая работа. В ряде стран открываются университеты для пожилых людей. Оказалось, что переключение на учебу и творческую работу способствует улучшению не только самочувствия, но и социальных контактов. Благоразумие — возрастной стереотип. У пожилого человека сказывается в стремлении жить в прошлом. Навязчивость мыслей о прошлом усиливает равнодушие к настоящему и недоверие к будущему.

Концентрируясь на прошлом и отвернувшись от настоящего, можно не опасаться случайностей. Кроме того, накопленные с годами знания и достигнутый статус порождают нерешительность в использовании нового. Лучше все делать по-старому. Человек зрелый с годами все менее склонен менять свои позиции и идти на компромисс. Особенно когда, добившись успеха на каком-то пути, он боится с этого пути свернуть и уверен, что для решения любых проблем нужно продвигаться все дальше в том же направлении.

Подобная непреклонность приводит его к самоизоляции, так как представители следующего поколения начинают его игнорировать. Такая ситуация провоцирует снижение самооценки и нарастание внутреннего конфликта. Многие крупные ученые, не убоявшись «потерять лицо», до глубокой старости, преодолевая возрастную инерцию, учились новому, и делали это открыто. Так, нобелевский лауреат Э. Резерфорд вскоре после получения премии пожелал снова побывать на студенческой скамье: он пришел

к известному математику Г. Лембу и попросил разрешения слушать у него курс лекций по теории вероятностей. Аналогично поступил и академик И. В. Курчатов, когда решил прослушать курс радиоэлектроники. Бородатый глава советских атомников не хотел обращаться к помощи специалистов, предпочитая сам понимать и оценивать новые подходы. Формы социальных стереотипов зависят от эпохи. Особенно ярко это демонстрирует распространение систем

СМИ. До XVIII в. сведения о событиях передавались медленно, человек узнавал о событиях лишь ближайшей местности. В такой информационной среде жизнь людей была понятной, а пострадавшие при катастрофах если и не лично знакомы, то не чужды. Это делало возможным сочувствие, сопереживание и взаимопомощь, тем более что в ближайшем окружении бедствия случались не так часто. В наши дни и обстановка совсем иная, и переживания изменились.

На человека обрушивается шквал негативных сведений, а обычная реакция в этой ситуации — протест. Поскольку приемы совладания связаны с душевным состоянием человека опосредованно и неоднозначно, то и управляемость с их помощью исходного душевного состояния — относительная. Рассмотренные способы совладания со стереотипами — это возможности высвобождения пространства, в котором человек может развивать свою личность. При осознании влияния стереотипов на свои мысли и поступки, порождающего

стремление действовать «как все», нельзя упускать из виду оглупление и снижение творческой активности, которые провоцируют эти формы защиты. Пока не представляется возможным провести жесткие и однозначные границы между разными формами защиты и стратегиями совладания. Теперь кратко сформулируем рекомендации по совладанию с осознаваемыми стереотипами. Расширяйте свой кругозор — идеи и сведения могут быть найдены в сферах, далеких от научных, строгих

подходов к явлениям мира. Не страдайте, если не можете получить новые факты, — для открытия иногда достаточно свежего взгляда на старые. Становясь старше, больше внимания обращайте на преодоление возрастных и профессиональных стереотипов. Отдавайте себе отчет в том, что самая правильная идея, даже важная для жизни всего человечества, очень медленно завоевывает право на всеобщее признание. Непризнание идеи ничего не говорит о ее неправильности.

Поддерживайте в себе мужество: новая стратегия поведения подчас требует пересмотра и перестройки всей модели мира, а это мучительный процесс. Однако многим он оказался по силам — почему бы и вам не попытаться? Не падайте духом, если авторитетные лица отвергают ваше решение, — еще неизвестно, кто прав. Опытные данные не абсолютны. Пытайтесь принять решение по неполным данным — полнота принципиально недостижима. А что, если уже сейчас усмотреть закономерность? Идея витает в воздухе.

Следовательно, условия для ее решения уже созрели — остается только найти и сформулировать это решение. Не огорчайтесь, если все считают вас еретиком или чудаком. Не вы первый. Это можно пережить, если компенсировать огорчения от непризнания радостью от найденного решения. Учитесь отстраняться от привычного взгляда и смотреть на проблему беспристрастно; это достижимо при помощи специальных тренировок. Пытайтесь выйти за рамки данной ситуации, системы.

Невозможно то, что исключено в этих рамках. А вне их? Упражняйтесь в переконструировании накопленных по данной проблеме материалов, представляющихся пока несвязанными, неполными. При трансформации картина может оказаться целостной. Стремитесь относиться с иронией к величине и значимости своей персоны. Эксцентричная идея, немыслимое решение несовместимы с излишней серьезностью и постоянной заботой о

том, чтобы быть рациональным. Балуйтесь на досуге фантастикой, не гнушайтесь «дикими» гипотезами. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго и закономерно. Таковы условия творческого приложения сил, и из этого хаоса вырастают цветы ваших идей. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.