Реферат по предмету "Разное"


«Оточевская основная общеобразовательная школа» Рыцарство: на войне и у себя дома

Моргаушский районный отдел образованиямолодежной политики, физической культуры и спортаМуниципальное образовательное учреждение«Оточевская основная общеобразовательная школа»Рыцарство:на войне и у себя дома Работа ученика 9 классаСергея Баринова^ Руководитель – Романова Н.Г.,учитель истории и обществознания 2008 Средние века.Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире,Поя целебно мутный мрак веков.Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,Пусть меч звенел в бою и на турнире,-Искал алхимик камень мудрецов,Ум утончался в преньях о вампире,Познать творца пытался богослов,-И мысль качала мировые гири.Монах, судейский, рыцарь, менестрель –Все смутно видели святую цель,Хоть к ней и шли не по одной дороге.В дни ужасов, огня, убийств, тревоги,Та цель сияла, как звезда: онаВо все века жила, затаена. ^ Валерий Брюсов Оглавление 1. Введение. 3 2. Основная часть. 4-15 2.1. Обязанности рыцаря перед средневековым обществом. 4-7 А) Военная обязанность. 4-5 Б) Мир турниров и охоты. 6-7 2.2. О чем может рассказать герб. 8-9 2.3. «Мой дом – моя крепость». 10-11 2.4.Воспитание рыцаря. 12-15 А) Воспитание рыцаря и посвящение в рыцари. 12 Б) Кодекс рыцарской чести. 13-14 В) Кого называют рыцарем в наши дни? 15 3. Заключение. 16-17 4. Приложение 4.1. Презентация «Война как образ жизни» в PowerPoint. 4.2. Презентация «Главное занятие рыцаря» в PowerPoint. 4.3. Буклет «Мир турниров и гербов» в Publisher. 4.4. Кроссворд «В средневековом замке» в Excel. 4.5. Тест «Воспитание рыцаря» в Excel. 4.6. Буклет «Воспитание рыцаря» в Word. 4.7. Диаграмма «Кого называют рыцарем в наши дни?» в Excel. 5. Список использованных ресурсов и литературы. - 3 -1.Введение. Во время осенних каникул я прочитал книгу «В стране легенд». Эта книга легенд и преданий средневековой Западной Европы. Легенды рассказывали о верной любви и нерушимой дружбе, воинов звали совершать подвиги. Герои легенд – защитники добра. Книга мне очень понравилась. Я захотел прочитать и другие книги о подвигах рыцарей. Тогда я взял в библиотеке следующие книги: Якоба Тика «Зигфрид» на основе германской мифологии и эпоса, Станислава Пономарева «Гроза над Русью» о князе Святославе Игоревиче, который всегда по-рыцарски предупреждал своих врагов: «Иду на вы!», «Герои средних веков» рассказы о Ричарде Львиное Сердце, Робине Гуде, Жанне д`Арк, которые своими подвигами и беззаветной преданностью отечеству снискали славу и народную любовь. Когда наш учитель Наталия Григорьевна сообщила, что и в этом учебном году будет конференция школьников, я решил написать работу о средневековом рыцарстве. Я решил на основе анализа исторических документов и художественной литературы:определить каковы были обязанности рыцаря в средневековом обществе;раскрыть смысл понятия «Божий мир»;найти и объяснить значение слов «рыцарь», «герб», «геральдика»;познакомиться с символикой гербов;изучить строение средневекового замка;исследовать, как шло воспитание рыцаря;узнать, как происходило посвящение в рыцари;выяснить современное понятие слова «рыцарь» в ходе опроса учащихся.Творческое название моей работы «Война как образ жизни». Эпиграфом к своей работе я взял слова киевского князя Святослава «Иду на вы!». Основополагающим вопросом является вопрос «Каково было место рыцарства в средневековом обществе?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я выделил следующие проблемные вопросы:Каковы обязанности рыцаря перед средневековым обществом?О чем может рассказать рыцарский герб?Каковы основные принципы строительства замков, принятых в Средневековье?Как происходило воспитание рыцаря и посвящение в рыцари?В каком значении употребляется в наше время слово «рыцарь»? Материалы реферата я оформил следующим образом:1. Презентация «Война как образ жизни» в PowerPoint.2. Презентация «Главное занятие рыцаря» в PowerPoint.^ 3. Буклет «Мир турниров и гербов» в Publisher.4. Кроссворд «В средневековом замке» в Excel.5. Тест «Воспитание рыцаря» в Excel.6. Буклет «Воспитание рыцаря» в Word.7. Диаграмма «Кого называют рыцарем в наши дни?» в Excel. Эпиграфом презентации «Главное занятие рыцаря» я взял слова из песни средневекового трубадура, рыцаря Бертрана де Борна «Но лучше смерть, чем стыд и срам!». Я поставил пред собой следующие цели и задачи: 1)Найти в словаре и объяснить происхождение слова «Рыцарь»; 2)Изучить вооружение рыцаря; 3)На основе изучения документов и материала учебника определить обязанности рыцаря пред обществом; 4)Объяснить понятие «Божий мир». В буклете «Мир турниров и гербов» я обобщил информацию о турнирах и гербах. В кроссворде «Средневековый замок» я отразил систему защиты замка феодала.^ Тест «Воспитание рыцаря» помогает проследить, как происходило становление рыцаря. В буклете «Воспитание рыцаря» я обобщил эти данные о воспитании рыцаря и о посвящении в рыцари и сделал вывод, о том, кого называют рыцарем в наши дни. Для того, что бы узнать мнение моих сверстников «Кого называют рыцарем в наши дни?», я провел опрос среди учеников своей школы, друзей и сверстников из других школ.- 4 -^ 2. Основная часть.2.1. Обязанности рыцаря перед средневековым обществом.А) Военная обязанность. ^ Рыцарь (от немецкого Ritter – конник) – представитель привилегированного средневекового общества, держатель феодальной земли, состоявший на воинской службе у своего феодала или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании – кабальерос, в Германии – риттеры. Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в IX – X вв., на основе военных отрядов раннефеодальной эпохи. Покровителем рыцарства считался Святой архангел Михаил – победитель дракона и предводитель ангельского воин- ства, окружающего престол Господа. В начале рыцарство было военной повинностью и не давало никаких прав на сословное преимущество. Но уже в XIII в. оно превратилось в замкнутую наследственную группу, в с XIV в. принадлежность к рыцарству означала принадлежность к знати. В XIV – XV вв. начался закат рыцарской идеологии и самого рыцарства, связанный с изменениями в методах ведения войны, снижения роли конницы и изобретением пороха. Вассал сеньору служит своему.Он терпит зимний холод и жару,Кровь за него не жаль пролить ему.…Пускай не скажет обо мне никто,Что от испуга позабыл я долг.Не посрамлю я никогда свой род…^ Отрывок из «Песни о Роланде» (XII в.) Кто своему синьору изменяет,Тот кару должен понести по праву.«Сеньору своему грозить грешно.Наш долг – ему оказывать почетИ защищать его от всех врагов».«Да, ваша правда, - уступил Гильом,-Лишь тот, кто верен, - истинный барон».^ Отрывок из «Песни о Гильоме Оранжском» (XII в.) Получивший от короля феод становился его вассалом (латинский vasallus, от кельтского «слуга») – военным слугой. Главная обязанность любого вассала - верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену (французский suzerain) или сеньору («старшему»). Получая от сеньора феод – земельный участок, вассал приносил ему клятву верности. Почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всех был король, но и он считался вассалом Бога. Прямыми вассалами короля чаще всего были герцоги (немецкий Herzog, военный вождь), вассалами герцогов – маркизы (от латинского marchisus; французский marguis; маркграф – наделенный чрезвычайными полномочиями граф), вассалами маркизов – графы (немецкий Graf). Графы были сеньорами баронов (от латинского baro, родительный падеж – baronis), у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Отважен граф Гильом, могуч и росл.Коня сдержал он лишь перед дворцом,Там под оливой спешился густой,По лестнице из мрамора идет,Ступает так, что поножи долойСлетают с добрых кордовских сапог.В смятение и страх поверг он двор.Король поднялся, указав на трон:«Гильом, извольте сесть рядом со мной».«Нет, государь, - сказал лихой барон. – Мне лишь сказать вам надо кое-что». Король ему в ответ: «Я внять готов».«Готов иль нет, - вскричал барон лихой, - А выслушаешь, друг Людовик, все.Тебе в угоду не был я льстецом,Наследства не лишал сирот и вдов, Зато не раз служил тебе мечом,Верх для тебя взял в битве не одной,Сразил немало юных храбрецов,И этот грех на мне теперь по гроб:Кто б ни были они, их создал Бог.С меня он взыщет за своих сынов». ^ Отрывок из «Песни о Гильоме Оранжском» (XII) Во многих странах в Средневековье действовало правило «Вассал моего вассала – не мой вассал» - какой-нибудь граф не будет выполнять волю короля, если она противоречит желанию непо-средственного сеньора. Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собирать-ся под его знаменем.- 5 - День миновал, вечерний час подходит,Но меч враги не вкладывают в ножны.Отважные те, кто рати свел для боя.Их ратный клич звучит, как прежде, грозно.«Пресьоз!» - кричит эмир арабский гордо,Карл «Монжуа!» в ответ бросает громко.По голосу один узнал другого.Сошлись они на середине поля.Тот и другой пускают в дело копья,Врагу удар наносят в щит узорный,Его пронзают под навершьем толстым,Распарывают на кольчугах полы,Но невредимы остаются оба. Полопались у них подпруги седел.С коней бойцы свалились наземь боком,Но на ноги вскочили тотчас ловко,Свои мечи булатные исторгли,Чтоб снова продолжить единоборство.Одна лишь смерть конец ему положит. Аой! ^ Отрывок из «Песни о Роланде» (XII в.) о рыцарском поединке между Карлом Великим (768-814, король Франкского государства) и арабским эмиром. Главным занятием рыцаря была война. Уже вооружение рыцаря давало ему огромное преимущество перед простонародьем. Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими платинами, а с XIV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, также защищенных доспехами. Основным наступательным оружием рыцаря были меч и длинное (до 3,5 м) тяжелое копье. Применять рыцарское вооружение позволяли стремена, которые в Западной Европе переняли с Востока в раннее Средневековье. Когда рыцарь, с головы до ног защищенный доспехами, на боевом коне с копьем наперевес мчался в атаку, казалось, нет силы, способной выдержать его удар. Несколько веков рыцари господствовали в сражениях, которые часто протекали как череда рыцарских единоборств. В бою стремились не убить вражеского рыцаря, взять его в плен. Во-первых, потому, что убийство равных осуждалось и церковью, и моралью самих рыцарей. Во вторых, за пленного можно было получить большой выкуп. Поэтому даже в крупных сражениях часто гибли всего несколько рыцарей, зато в плен попадали десятки и сотни. Иное дело – «неблагородные» противники: их в плен не брали и беспощадно убивали. Они, в свою очередь, ненавидели рыцарей и наводили на них ужас, поскольку сражались «не по правилам»: длинными крючьями стаскивали рыцарей с коней, а потом добивали их, беспомощных, через щели в латах. В раннее Средневековье война представлялась людям нормальным состоянием. Рыцари грабили не только соседних феодалов, но и крестьян, иногда – церкви и монастыри. Размах междоусобных войн стремилась ограничить церковь. С конца X в. церковь настойчиво призывала к «Божиему миру» или «Божиему перемирию» и объявляла тяжким грехом нападение, совершенное в крупные христианские праздники или накануне их. Временем «Божиего мира» считались порой сочельник и пост. Нарушителем «Божиего мира» грозило церковное наказание. Церковь объявляла греховным и в другие дни нападение на безоружных паломников, священников, крестьян, женщин. Беглеца, укрывшегося от преследователей в храме, нельзя было ни убивать, ни подвергать насилию. Нарушивший это право убежища оскорблял и Бога, и церковь. Путник мог спастись и у ближайшего придорожного креста, такие кресты до сих пор можно увидеть во многих католических странах. Впоследствии ограничения военных действий стали вводиться королевскими указами. Да и сами феодалы начали договариваться между собой: как бы ни ссорились, нельзя трогать ни церквей, ни пахаря на поле, ни мельницу во владениях друг друга. Направляя воинственность рыцарства на врагов христианства, церковь усиливала свое влияние на верующих.- 6 -Б) Мир турниров и охоты. В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями, максимально похожими на войну. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Популярна была и охота на птиц с соколами. Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненным медведем было столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде.Турнир (французский tournirs) – зародившиеся в учебных сражениях групповое состязание рыцарей в средневековой Европе; в последующем – военные состязания в силе и умении владеть оружием. Возникновение турнира обычно связывают с именем Жоффруа Прейи (умер в 1066 г.) во Франции, откуда они распространились в Англию и Германию. Нарушители турнирных правил подвергались серьезным наказаниям. Но несмотря на это, турниры часто превращались в кровавые сражения. Смертельные случаи в этих сражениях были настолько частыми, что после 1179 г. по решению Латеранского собора участников турнира отлучали от Церкви и запрещали хоронить в священной земле. Вот кони всех мастей, гнедыеИ серые, и вороные,Летят друг к другу с двух сторон.На поле схватки грохот, звон.Там копья всадники ломают,С могучим треском пробиваютЩиты червленые друг другу.^ Отрывок из рыцарского Дырявят прочную кольчугу,Чтоб сбить со взмыленных конейСвоих противников скорей.К упавшему под шум и громНесутся с поднятым мечомОдин – в полон забрать,Другие – поживей поднять.романа Кретьена де Труа «Эрек и Энида» (XII в.) В разных странах создавались правила ведения поединка. В «Саксонском зерцале» - сборнике германских феодальных законов (составлен между 1224 и 1230 гг. магдебурским судебным заседателем Эйке фон Репгов) оговариваются правила поединка : «Статья 63. п.3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал. Отказаться от поединка можно, если вызов последовал после полудня, разве только вызов был начат раньше. Судья должен позаботиться о щите и мече для того, кого обвиняют, если он в том нуждается. Далее кто-либо может воспрепятствовать поединку между его родственниками, если они оба являются его родственниками, и если он может присягнуть на реликвии сам – семь в том, что они близкие родственники, что они по закону не могут друг с другом сражаться». Турниры были излюбленным развлечением в средние века. Рыцари делали из них красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разумеется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Он был бы безмерно счастлив уже от одной ее благосклонной улыбки… Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но порой схватка становилась более разнообразной и опасной. Тяжелые железные латы, шлем с забралом и щит хорошо защищали рыцарей от серьезных травм. Но бывало, что на турнирах происходили несчастные случаи. Так, в XIV в. французский король Генрих II на турнире во время свадьбы своей дочери получил жестокую рану, от которой вскоре и умер. Копье противника сломалось, ударившись в шлем короля, и осколки его сквозь щели в забрале пронзили глаз и лоб Генриха. Распорядителями на турнирах были герольды – глашатаи. Слово «герольд» происходит от древненемецких глаголов «haren» - звать, выкликать и «walten» - управлять, распоряжаться. Герольды – люди военного сословия, которые состояли на службе при дворах владетельных особ. В их обязан-ности входило распоряжение различными торжествами и церемониями, руководство рыцарскими- 7 -состязаниями и турнирами, ведение родословных записей. Обычно турнир завершался пиром. И, наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других, важных для знати событий включали зачастую на только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Две полные недели тянулся пир честной,Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,И развлекались гости, как было им угодно.Не пожалел казны на них хозяин благородный.^ Отрывок из немецкой Одеждой, и конями, и всяческим добром,И золотом червонным, звонким серебромОн одарить приезжих велел своей родне,Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах» (XIII в.) Турнирным призом были драгоценности, ловчая птица, иногда просто поцелуй. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. На турнирах, устраиваемых знатными вельможами, существовал обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых лошадей, шелковые одежды. Когда впервые вас увидал,То, благосклонным взглядом награжден,Я больше ничего не пожелал,Как вам служить – прекраснейшей из донн.Вы, Донна, мне одна желанной стали.Ваш милый смех и глаз лучистый светМеня забыть заставили весь свет.«Донна» - с итальянского «госпожа». ^ Гильом де Кабестань (конец XII века), провансальский трубадур (от латинского «tropo» - «слагаю стихи»), поэт – певец, музыкант.Прованс – область в южной Франции. Приз кленопреклоненному рыцарю вручала дама, избираемая судьями. В это время гербовый король выкрикивал боевой клич (девиз) рыцаря.- 8 -^ 2.2. О чем может рассказать герб. Герб (польский herb от немецкого Erbe – наследство) - символическое изображение, составленное по точно определенным правилам и служащее постоянным отличительным знаком отдельного лица, родя или учреждения, а также города, области, государства.Употребление гербов вошло в обычай с начала XII века. Первые гербы появились именно в средневековой Европе – сначала как личные знаки рыцарей, затем как родовые. Герб украшал печать и знамя рыцаря, его одежду и попону коня, красовался над входом в дом феодала. Геральдика – наука о правилах изображения гербов и их использовании. Создателями геральдики были герольды, в чьи обязанности входило описание гербов и подтверждение дворянских прав рыцарей, участвовавших в турнирах. В XIII – XIV вв. геральдика стала основным образным языком и наложила отпечаток на весь быт Средних веков. С XIV в. возникают специальные учреждения – герольдии – для регистрации родов дворянского сословия, закрепления за ними гербовых эмблем и регламентации гербов. Носителем герба являлся щит. Щиты бывают разной формы: треугольный – варяжский, овальный – итальянский, квадратный и слегка закругленный снизу - испанский, четырехугольный, заостренный внизу – французский, сложная форма, тарч – немецкий. В средние века сложилась традиция описывать герб и его цветовую гамму, используя понятия «металлы», «финифти» и «меха». ^ Металлы – это золото и серебро, которые неслучайно называют благородными. Обычно рисовали золотой или серебряной краской, чаще более доступными – желтой и белой. Графически золото показывают точками, а серебро – просто чистым полем. При составлении гербов использовали только пять цветов, которые принято называть финифтями или эмалями: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный, черный. Графически их изображали следующим образом: красный – вертикальные линии, голубой – горизонтальными, зеленый –справа, пурпурный – диагональными линиями слева, черный – пресекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.^ Цвету придавали конкретные символические значения. Французский геральдист XVII века П.Асельм приводит такое наиболее общее толкование цветов: «Золото означает христианские добродетели – веру, справедливость, милосердие и смирение – и мирские качества – могущество, знатность, постояноство, богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств – благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный – осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий – целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый – надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Традиция обивать щиты мехом уходит в древность. В геральдике используют меха горностаевый и беличий в условном изображении: горностаевый – белый с черными хвостиками; беличий – из шкурок белых и голубо-серебристых, расположенных попеременно в виде условных фигур. Чтобы разместить на щите несколько фигур, его условно делят на части. Рассечение – это деление по вертикали, пересечение – деление по горизонтали. Щит может быть скошен, то есть поделен по диагонали справа или слева. Все геральдические фигуры делятся на первостепенные, кресты или второстепенные. первостепенными геральдическими фигурами называют наиболее часто встречающиеся деления щита, образованные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. Кресты – вторая группа геральдических фигур достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Геральдический крест образуется путем соединения столба с поясом; Андреевский или косой крест – соединение двух перевязей; вилообразный крест – соединение двух полуперевязей со столбом. К второстепенным относятся различные геометрические фигуры. Негеральдические фигуры делятся на естественные (изображения человека, животных, растений), искусственные (предметы, орудия труда, музыкальные инстру- 9 -менты и т.п.), легендарные ( кентавр, единорог, пегас, дракон, двуглавый орел, феникс, гидра, козерог и др.). Часто к гербу добавляется лента с девизом. Девиз – краткое и выразительное изречение, заключавшее в себе боевой клич. Вот примеры некоторых девизов средневековых сеньоров: «Иду своей дорогой!» (девиз графов Немур Савойских), «Другим не стану» (девиз Филиппа Доброго, герцога бургундского), «Я удержусь» (девиз Шарля де Кроу), «Я добьюсь» (девиз Филиппа де Кроу), «Я не король и не князь, я барон Куси ( девиз баронов Куси), «Королем быть не могу, герцогом – не соблаговолю; я – Роган» (девиз Роганов). Средневековье.В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,Я к замкам уходить люблю средневековым:Мне сердце радует их сумрачная тишь,Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,Угрюмые зубцы на башнях и воротах,Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,Проемы ниш, куда безвестная рукаСвятых и воинов врубила на века,Капелла с башенкой – подобьем минарета,Аркады гулкие с игрой теней и света;Мне любы их дворы, проросшие травой,Расталкивающей каменья мостовой,И аист, что парит в сиянии лазурном,Описывая круг над флюгером ажурным,И над порталом герб, - на нем изображенЕдинорог иль лев, орел или грифон;Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,Крутые лестницы и сводчатые залы,Где ветер шелестит и стонет в вышине,О битвах и пирах рассказывая мне…И, погружен мечтой в былое, вижу вновь яВеличье рыцарства и блеск Средневековья. ^ Теофиль Готье (французский исследователь Средневековья, XVI в.) Герб может рассказать о том: кто владелец герба; кем он является; достаточно ли он знатен; чем занимались предки рыцаря, с какими семьями он находится в родстве. Герб служил своеобразной визитной карточкой рыцаря.- 10 -^ 2.3. «Мой дом – моя крепость». Замок (латинский castellum) – в средневековой Европе укрепленный центр феодальной власти. Массовое строительство замков начинается в X – XI вв. Это явление историки называют специальном термином «озамкование». Вся Европа покрылась тогда густой сетью каменных твердынь; в одной только Франции их насчитывалось не менее 40 тысяч. Сначала замок представлял собой деревянную (реже каменную) башню – донжон, возведенную на холме. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Идут на штурм французы неудержимо,^ По лестницам наверх упорно лезут,Ломают стены с грохотом и треском,Пускают луки в ход и арбалеты,Во рвы свергают сотнями неверных, А турки отражают наступленье,^ Большие камни во французов мечут,Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц,В них ядра шлют из камнеметов сверху,Из арбалетов выпускают стрелы. Отрывок из «Песни о Гильоме Оранжском» (XII) Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Подъемный мост и единственные въездные ворота в замок были самым уязвимым местом, а потому укреплялись наиболее тщательно. Если нападавшим удавалось захватить внешнюю стену или порваться через ворота, они оказывались в нижнем дворе замка, где были расположены конюшни, кладовые и мастерские. Чтобы попасть отсюда в верхний двор, где находились дом феодала и капелла (замковая часовня), предстояло захватить еще одну линию укреплений, вторую стену, еще более высокую стену. Последним рубежом обороны был могучий каменный донжон. Запасы воды и продовольствия позволяли замку выдержать многомесячную осаду. Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если его удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасательный подземный ход, который выводил к реке или лесу. Замок редко брали штурмом: чаще успех нападавшим приносили внезапность, хитрость или измена. Предоставляя столь ценимую в те времена безопасность, замок, однако, не был уютным, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением. Редко когда удавалось сделать достаточно глубокие колодцы – ведь замки строились в основном на высоких холмах. Приходилось довольствоваться цистернами с дождевой водой, либо возить воду снизу. Снизу приходилось доставлять и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Так что порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры вновь стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовались только в случае опасности. В тот день не ведали заботыО том, чтобы запирать ворота.И у распахнутых дверейВпускали в замок всех гостей. Входили и бедный и богатый.Король – хозяин тароватый.Велел он кравчим, поварамИ пекарям, чтобы каждый там - 11 - Наелся и напился вволю,Чтоб каждому пришлось на долюЗа праздничным столом сполнаДичины, хлеба и вина, И что бы кто ни пожелал –Тотчас же щедро получал. ^ Отрывок из романа Кретьена де Труа (французский поэт XII в.) «Эрек и Эдина» И в будни, и в праздники замок был центром общественной жизни всей округи. Здесь жили сеньор с семьей и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. Сюда заглядывали бродячие торговцы, рассказывали новости зашедшие переночевать паломники. На всех придворных праздниках желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины – жонглеры («шуты», странствующие артисты), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской провинции Прованс. Их называли трубадурами («слагающие стихи»). Трубадуры – авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, любви. Желаньем петь я вдохновленО том, как горем я согбен:Не к милым доннам в Лимузен – В изгнанье мне пора уйти!Уйду, а сыну суждена –Как знать – с соседями война.Рука уже занесена, неотвратимая почти… Феод свой вновь не обрету,Но родичем тебя я чту,Фолькон Анжерский, - Пуату,А с ним и сына защити!^ Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 -1127). Согласно легенде стихи сложены во время тяжелой болезни. В XII в. известным государем – трубадуром был герцог Гийом IX Аквитанский, от которого до нас дошло 12 песен. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс – герцогиня Аквитанская Альенора, супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II. Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты – миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде. В XII – XIII вв. во Франции и Англии профессиональных певцов и музыкантов называли менестрелями («стоя- щие на службе»). На пирах гости и хозяева слушали и длинные величественные поэмы о старинных героях, в основе сюжета которых лежали действительные факты. Очень любили в XII – XIII вв. «Песнь о Роланде». Почуял граф, что смерть его настигла,Встал на ноги, собрал остаток силы,Идет, хотя в лице и ни кровинки.Почуял граф – приходит смерть ему,Холодный пот струится по челу.Граф молвит: «Богоматерь, помоги мне,Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься,Мне больше ты уже не пригодишься.С тобой мы многих недругов побили,С тобой большие земли покорили.Там Карл седобородый правит ныне». Идет он под тенистую сосну,Ложится на зеленую траву.Свой меч и рог кладет себе на грудь. К Испании лицо он повернул,Чтоб было видно Карлу-королю,Когда он снова с войском будет тут,Что граф погиб, но победил в бою.^ Роланд – племянник Карла Великого, франкского короля.Дюрандаль – меч Роланда. В средние века мечу часто давали собственное имя: это оружие очень ценилось воинами и предавалось по наследству. В немецких землях возникла «Песень о Нибелунгах». Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. За смерть мужа мстить его жена Кримхильда, которая в конце гибнет. Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты рыцарских романов: о короле Артуре, рыцаре Ланселоте, волшебнике Мерлине, о Тристане и Изольде. Сказочные рыцари побеждали драконов, колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам. - 12 -^ 2.4.Воспитание рыцаря.А) Воспитание рыцаря и посвящение в рыцари. Рыцарями не рождались. Это тяжелое занятие требовало храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки. С 7 лет сына вассала отдавали на службу ко двору сюзерена или в замок уважаемого и опытного рыцаря, и он становился пажом (французский page). Служба пажа проходила преимущественно при дамах, хозяйках замка, которых он сопровождал на прогулках и на охоте. Паж также прислуживал при трапезе сюзерена, заботился о лошадях и исполнял другие обязанности по дому. В оплату за услуги его обучали владению легким оружием, верховой езде, правилам боя, музыке, пению, игре в шахматы, а также первоначальным познаниям в области религии. Помимо этого пажа обучали рыцарскому обхождению и придворным манерам. Читать и писать учили не всегда – считалось, что рыцарь может обойтись и без этого. Со времен Каролингов существовала поговорка: «Кто, ни разу не вскочив на коня, до 12 лет остается в школе, не го- ден ни на что более путное, чем стать священником». В возрасте 13-14 лет пажа производили в оруженосцы. В замке он продолжал присматривать за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица». Лишь после нескольких лет такой службы или совершив большие подвиги, оруженосец мог стать рыцарем. Для тог, чтобы стать рыцарем, необходимо было пройти церемонию посвящения в рыцари. Ночь перед посвящением будущий рыцарь мололся в часовне. Он посвящал сове оружие Богу, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановления справедливости, борьбы в неверными.Во время праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине либо по плечу – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную воинскую доблесть и верность. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемами и тактике боя. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.- 13 -Б) Кодекс рыцарской чести. В рыцарских замках, при дворах сеньоров блестящего рассвета достигла культура, известная под названием рыцарской. В основе ее лежала особая система ценностей, то есть совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Любой рыцарь подчинялся определенным правилам поведения, соблюдал кодекс рыцарской чести; в противном случае другие рыцари его осуждали. Кодекс ры


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стан та оцінка загроз в екологічній сфері 2
Реферат Оптимальные методы в совершенствовании планирования и управления производством
Реферат Статистика 14
Реферат Сценография в музейных и выставочных комплексах. Спектакли музейных предметов
Реферат Организация контрольной деятельности на предприятии ОАО "Вяземский хлебокомбинат"
Реферат Структура макроэкономики
Реферат Статистический анализ трудовых ресурсов райпо
Реферат Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношени
Реферат Становление и развитие макроэкономики
Реферат Сущность цели и основные характеристики экономического роста
Реферат Стандартизация предприятий
Реферат Статистический анализ числовых величин непараметрическая статистика
Реферат шпоры по физики 11кл
Реферат Сучасні форми та системи оплати праці 2
Реферат Сущность понятия Мировая экономика 2