Реферат по предмету "Разное"


«Особенности осуществления коммуникации с применением информационно-коммуникационных технологий»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по курсу «Основы информационных технологий»Магистрант кафедры русского языка Баранов Николай АлександровичРуководители: профессор Ровдо Иван Семёнович; старший преподаватель Поздняков Андрей МихайловичОглавлениеПеречень условных обозначений WWW — World Wide Web (Всемирная паутина). ДАКТ — дискурс-анализ компьютерных текстов. ИКТ — информационно-коммуникационные технологии. КОК — компьютерно-опосредованная коммуникация. ^ Реферат на тему «Особенности осуществления коммуникации с применением информационно-коммуникационных технологий»Введение Термин «коммуникация» имеет множество дефиниций и используется в различных контекстах. Если отталкиваться от значения английского слова communication (лат. communicatio, от communico — ‘делаю общим, связываю, общаюсь’), то перевести его на русский язык можно как общение, или, если сформулировать полнее, целенаправленная и контекстно-связанная форма обмена мыслями, сведениями, идеями между двумя или более сторонами, которая преимущественно используется в контексте человеческого взаимодействия. При таком понимании существует довольно много детально разработанных традиционных теорий коммуникации, концептуализирующих коммуникационный процесс тем или иным способом, среди которых можно отметить следующие: риторическую (Аристотель, Демосфен, Цицерон), семиотическую (И. Ричардс, К. Огден, Ф. Соссюр), социо-культурную (Э. Сепир, Б. Уорф), социо-психологическую (К. Ховланд), кибернетическую (Н. Винер, К. Шеннон), критическую (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркус), феноменологическую (К. Роджерс) [1]. Технологическая революция, которая обусловила бурное развитие ИКТ в общем и компьютерных сетей в частности, вызвала появление новой коммуникационной среды — электронной. Благодаря возможности передачи текстовой информации важнейшей коммуникативной единицей стал электронный гипертекст (под гипертекстом понимается особый вид письменной коммуникации, особая форма организации письменного текста, обусловленная функционированием его в компьютерной среде и характеризующаяся нелинейностью процессов письма и чтения). Развитие электронной коммуникации приобретает настолько всеобъемлющий характер, что возникает необходимость теоретического осмысления данного феномена. Функционально-технологические возможности электронного текста по сравнению с текстом на бумажном носителе значительно расширяются. В числе преимуществ электронного текста можно выделить, например, возможности: обеспечения компактного хранения больших объёмов текстовой информации; осуществления практически мгновенного тиражирования и при большой скорости распространения; членения текста на более мелкие отрезки или слияния нескольких текстов в один, создания версий текста, внесения изменений в него; обеспечения одновременной работы с текстом огромного числа независимых пользователей; интеграции текста с другими семиотическими системами (прежде всего звуком и изображением). Согласно интерпретации логической теории коммуникации В. Н. Переверзева, в коммуникационном процессе выделяются технические и гуманитарные аспекты. С технической точки зрения рассматриваются текстовые и графические информационные сообщения — «комплофы» (коммуникативные плоские фигуры, являющиеся материальными носителями отдельных письменных или графических символов), безотносительно к выражаемой ими информации. Согласно исследованию А. Е. Войскунского, речевая деятельность представляет собой гибрид устно-письменной речи, содержащей признаки публичной, диалогической и монологической речи [2]. Другие исследователи выделяют компьютерно-опосредованную речевую деятельность как абсолютно новую форму (electronic conversation) устной и письменной речи [3]. Таким образом, происходит не только трансформация технологий, средств коммуникации, носителей информации, но и изменения в менталитете, формах представления информации, восприятии и понимании известных явлений. В настоящее время текстовые сообщения составляют более 90 % общего объёма коммуникации в компьютерной среде. В этой связи Д. Кристал считает, что влияние особенностей электронного формата коммуникации на изменения в естественных человеческих языках будут очень значительны, что в большей степени применимо к английскому языку, доля которого в электронном общении составляет около 70 %. Электронная революция окажет значительно более сильное влияние на развитие английского языка, чем все предыдущие медийные революции (изобретение печатного станка, телефона, радио и телевидения и т. д.). Д. Кристал даже предлагает особый термин для обозначения английского языка, используемого в ситуации компьютерного общения, — «netspeak», «nettish» (по аналогии с «newspeak» у Дж. Оруэлла). Определяющими особенностями речевого общения в компьютерной среде Д. Кристал считает электронную форму, глобальность и интерактивность [4]. Некоторые исследователи различают термины «электронный дискурс» (electronic discourse) и «коммуникация в компьютерной среде» (computer-mediated communication). Первый термин чаще употребляют при описании особенностей речевой деятельности и функционирования языка в электронной среде. Термин «коммуникация в компьютерной среде» больше применяется тогда, когда необходимо подчеркнуть влияние алфавитно-цифрового (plain text) канала передачи сообщения и роль среды в процессе речевой деятельности. Например, один из американских исследователей даёт следующее определение этого понятия: «Электронная коммуникация — это коммуникация, которая осуществляется между людьми через посредство компьютеров» [5]. Эти терминологические различия не являются твёрдо установившимися, иногда эти (и не только эти) понятия употребляются в литературе как взаимозаменяемые. Нечёткость терминов неизбежна, так как исследования в области электронной коммуникации хотя и быстро развиваются, однако находятся ещё, можно сказать, на начальном этапе. Несомненно одно: электронный дискурс — это часть речевой деятельности человека, осуществляемой в особых условиях и в особой среде. Признавая воздействие электронной среды на процесс коммуникации, следует помнить, что электронный дискурс — это прежде всего общение, и общение прежде всего речевое. Электронный дискурс вовсе не изолирован от других видов речевой и невербальной коммуникации, поэтому нельзя утверждать, что он представляет собой какой-то принципиально новый тип общения, воплощением новой функции языка, хотя, несомненно, имеет свои характерные особенности (такие, например, как смешение стилей, специфика канала сообщения, устно-письменная реализация языка).^ Глава 1 Описание особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации1.1 Исследованность феномена Современная лингвистика значительно расширила круг исследований, включив в него все аспекты речевой деятельности и речевого взаимодействия, в том числе и виды электронной коммуникации. В современном мире, как утверждает Д. Каннинхэм, эта разновидность общения более продуктивна, чем «старомодные» средства письменного обмена информацией [6]. Теоретические положения исследований коммуникации базируются на концепциях ведущих отечественных и зарубежных учёных в области теории языка (Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, Л. Ю. Буянова, В. Г. Гак, В. А. Звегинцев, В. Г. Карасик, А. А. Кибрик, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев, Ю. Н. Марчук, Г. П. Немец, Ю. С. Степанов, В. И. Тхорик, А. Д. Швейцер, Р. О. Якобсон, С. Барнс), взаимодействия языка и мышления (ментальности нации) (В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртене), межкультурной коммуникации (М. М. Бахтин, Д. Б. Гудков, К. Леви-Строс, А. Н. Уайтхед), КОК (С. Херринг), этнопсихологии (Г. Хофстеде, Т. Г. Стефаненко, Н. И. Надеждин, В. Вундт, И. С. Кон, Т. ван Дейк), теории анализа дискурса (У. Лабов, М. Л. Макаров, Л. Филлипс, М. В. Йоргенсен). В последние годы всё более актуальными становятся исследования именно компьютерной коммуникации. В частности, перспективы развития электронных жанров рассматриваются в работах Л. А. Капанадзе [7]. Изучением дискурса в интернете занимались британские и американские авторы Д. Кристал, П. Т. О’Коннер, С. Миллер, Д. Энджелл, французские исследователи А. Дежон, И. Пьерозак, П. Лапуант, российские учёные П. Е. Кондратов, А. В. Аврамова, методологию изучения электронного дискурса рассматривает С. Херринг.^ 1.2 Проблема терминологии Сам термин «электронная коммуникация» неоднозначен. Так, Е. Н. Зарецкая рассматривает его как общение, опосредованное любыми электронными средствами сбора и обобщения информации (телефон, компьютер и даже копировальные устройства) [8]. Л. А. Капанадзе понимает под электронной коммуникацией общение, опосредованное компьютерными средствами представления информации, и в первую очередь интернетом. В рамках электронного типа языкового существования возник принципиально новый гипержанр — электронный, — особенность которого заключается в том, что он представляет «специфический модус бытования текста, связанный с электронными носителями» [7, с. 246.]. С позиций научной области или областей, в рамках которых исследуется данный объект, можно дать различные определения термину «компьютерно-опосредованная коммуникация» (КОК) (эквивалент на английском языке — computer-mediated communication (CMC)) или близким по смыслу терминам, выделяя характеристики, наиболее существенные для постановки исследовательской задачи в этих областях. Так, в технической коммуникации электронную коммуникацию характеризуют шестью инструментами, такими как текстовый редактор, проверка правописания, программы поддержки совместной работы, обзора и создания веб-страниц, а также будущие возможности веб-сайтов, например интерактивные [9]. Представляется целесообразным исходить из теории и практики коммуникации, где КОК выделилась сравнительно недавно как новое направление. Таким образом, можно определить КОК как новую подобласть теории и практики коммуникации, в которой исследуется использование людьми электронных (компьютерных) сообщений для формирования понимания в разнообразных средах, контекстах и культурах. Причём исследование электронных сообщений служит практическим целям эффективного использования ИКТ и развитию этики этого вида коммуникации в различных областях человеческой деятельности. В контексте исследования КОК наиболее интересными представляются теории, подходы и модели, в которых коммуникация рассматривается как первичный процесс, координирующий осмысленные (логические) практические действия человека. Особенностью этих действий (взаимодействий, транзакций) между коммуникантами (адресант, адресат, индивидуумы, говорящий, аудитория) является то, что они осуществляются в компьютерной среде, через компьютерный канал связи (с применением ИКТ). Причём коммуникация представляет собой взаимный рефлексивный процесс, в котором технические средства влияют на практику коммуникации, а практика, в свою очередь, реконструирует средства коммуникации. Это взаимовлияние технических (аппаратно-программных) средств и практики КОК можно проследить на динамике изменений сетевых технологий, по аналогии с однофакторной идеей технологического детерминизма М. Маклюэна [1, с. 313]. Согласно этой теории, к электронным устройствам, существенно повлиявшим на коммуникацию, относятся: телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, CD, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем и интернет. В постсоветском научном дискурсе термины «компьютерно-опосредованная коммуникация», «электронная коммуникация», «интернет-коммуникация» стали практически полными синонимами, поскольку в последнее время с развитием ИКТ и появлением возможности «стыковки» сервисных платформ мобильной и интернет-связи эти два типа коммуникации всё меньше отличаются друг от друга. Эти понятия могут быть объединены под зонтичным термином «электронная коммуникация». Из вышесказанного следует, что термин «компьютерно-опосредованная коммуникация» не является устоявшимся в русском языке. Используются также и другие варианты перевода — «коммуникация, опосредованная компьютером»; «коммуникация в электронной среде»; «опосредованное компьютером общение». Кроме того, данную область определяют другими терминами, такими как «онлайновые исследования» (online research); «человеко-компьютерное взаимодействие» (human-computer interaction); «совместная работа при поддержке компьютера» (computer-supported collaborative work); «исследования виртуальной реальности» (virtual reality research), «гуманитарные исследования в интернете» (humanitarian research on Internet). Однако данные определения являются более узкими, они объективируют отдельный аспект, ограничивая этим выбранную подобласть исследования. Также отличается этот вид коммуникации от человеко-компьютерного взаимодействия, которое, согласно Э. Холлу, относится к низко-контекстуальной культуре [1, с. 391], поскольку имеет заранее заданные логические основы взаимодействия и более жёсткие информационные ограничения в символах, тезаурусе, диалоге, действиях, обратной связи. Так, понимание компьютером сообщения или утверждения возможно только при абсолютно точном выполнении соответствующей допустимой команды, инструкции, соглашения. Сообщение при человеко-компьютерной коммуникации должно быть однозначным и точным. Поэтому, на наш взгляд, термин «компьютерно-опосредованная коммуникация» наиболее точно характеризует основной объект исследования — коммуникацию, сохраняя формальную близость к исходному англоязычному термину и соединяя в себе наиболее важные для понимания термина слова (компьютер, среда, коммуникация).^ 1.3 Отличительные признаки В среде ИКТ за очень короткий срок (середина — конец 1990-х годов) было создан огромный массив речевых объектов, возникновение которых было обусловлено потребностями общения в условиях сверхбыстрой передачи больших объёмов разнообразной информации. Эти объекты — тексты на различных языках, в которые интегрированы рисунки, таблицы, графики, анимационные фрагменты, аудио- и видеоданные. Практические лингвистические, социологические, психологические исследования КОК как нового средства общения предоставляют материал для выделения существенных отличительных признаков такого способа коммуникации. Специфической особенностью взаимодействия в среде ИКТ является отсутствие невербальной коммуникации в традиционном её понимании, т. е. таких её элементов, как кинесика (значимые жесты, движения), проксемика (дистанция, комфортное пространство), просодия (речевая мелодия, ударение, тембр, ритм), артефакты (отличительные знаки, одежда), хронемика (время как показатель), зрительный контакт, влияние запаха и пр. В то же время этот коммуникативный процесс можно охарактеризовать некоторыми специфическими особенностями данного вида коммуникации: общего кода — словаря терминов (тезаурус), символов; порождения речи, стереотипов (парадигм, узуса, паттернов), способов координации действий, воздействий, взаимодействий коммуникантов (в режиме онлайн, офлайн). Так, появились новые специфичные виды языкового (письменного) общения — невербальные ключи. К возникновению новых знаков в электронных информационных сообщениях, использующих стандартные печатные символы для передачи не выражаемых словами эмоций (невербальных ключей) — «смайлов» или эмограмм — привёл ограниченный набор символов. Также можно отметить частое использование в электронной переписке лаконичных и выразительных сокращений (как правило, образованных от английских клише — FYI, ASAP, Fwd) и более замысловатых акронимов (ICQ, F2F). Традиционно считается, что одной из отличительных особенностей КОК, обеспеченной, в свою очередь, техническими возможностями ИКТ, является потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым, без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere), а также индивидуальной или групповой коммуникации в зависимости от используемых программных средств (интернет-технологий). Исходя из этого понимания сетевые технологии (локальные, территориальные и глобальные), используемые для КОК, можно условно разделить по двум физическим параметрам на основе местонахождения пользователя (физическое или виртуальное) в момент осуществления коммуникации в пространстве и времени, комбинация из которых позволяет выделить четыре вида сетевых технологий: одно время / одно местонахождение: локальные сетевые программы, чаты (Internet Relay Chat, IRC); одно время / разное местонахождение (синхронные технологии): программы для одновременной совместной работы в компьютерной сети, интернет-пейджинг и ICQ, интернет-телефония, компьютерная аудио- и видеоконференцсвязь; разное время / одно местонахождение (интерактивные технологии) — веб-форумы, гостевые книги, анкеты-формы; разное время / разное местонахождение (асинхронные технологии): электронная почта, списки рассылки, телеконференции, новостные группы. Отметим еще одну особенность коммуникативного процесса на основе вышеназванных сетевых технологий — аксиальная (от греческого axis — ‘ось’) или ретиальная (от греческого rete — ‘сеть’) коммуникация [10]. Аксиальная актуализируется при передаче сообщения конкретному получателю (электронная почта, ICQ), ретиальная — множеству потенциально заинтересованных или предположительно имеющих сходные интересы, но и случайных получателей, т. е. заранее не идентифицированных пользователей (чат, веб-форум, списки рассылки). Ретиальный принцип КОК можно охарактеризовать также как «self-selected» — в коммуникации участвуют те, кто «сам себя отобрал», согласился (или, наоборот, проигнорировал возможность) участвовать в коммуникационном процессе. Если учесть, что создание информационных веб-сайтов осуществляется человеком, то просмотр их пользователем также можно рассматривать как коммуникативный процесс, а не только как человеко-компьютерное взаимодействие. В этом случае ретиальный принцип заложен в информационном обмене через веб-сайты, когда его создатель ставит задачу донесения (передачи) информации до предполагаемого пользователя. При этом каждый пользователь решает свою собственную задачу (общий неопределённый интерес, поиск определённой информации, получение основной и дополнительной информации, совершение некоторого действия). Если интерес создателя и получателя информации не совпадают, то коммуникативный процесс не состоится. Проблемы этого и других видов КОК могут изучаться как дизайнерские задачи [11], а также традиционными научно-исследовательскими методами и методами сетевого исследования. Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие наиболее распространённые «электронные жанры»: веб-сайт, электронная библиотека, электронный журнал, электронное письмо, чат, форум, гостевая книга, доска объявлений, каталог (например, виртуального магазина), коммерческие объявления, рекламные баннеры и др. [7, с. 247].Глава 2 Описание объектов и методов исследования^ 2.1 Цель и направления исследования Задачей исследования коммуникации с применением ИКТ является изучение актуального культурного перехода, порождённого возникновением и быстрым развитием новых технологий коммуникации: компьютеров, видеотелефонов, сотовых телефонов, интернета, факсов, электронной почты и др., которые сплетаются в единую повсеместно доступную сеть. Являясь не только получателями информации, но и её производителями, люди получают доступ к новым технологиям в целях передачи своих сообщений. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации менее всего теряется смысл сообщения. Можно отметить, что КОК обладает теми же структурными особенностями, что и вербальная межличностная коммуникация. Действительно, при помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: в процессе разговора коммуникатор (говорящий) кодирует, а рецитент (слушающий, воспринимающий) декодирует информацию. При КОК также происходят обусловленные компьютерной техникой и компьютерными сетями процессы кодирования и декодирования информации. Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «коммуникатор — сообщение — рецитент» асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий имеет сначала определённый замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае хорошо осознаётся значение ситуации совместной деятельности. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», то есть когда рецитент превратится в коммуникатора, и наоборот. Диалог или диалогическая речь как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит так называемое «развитие информации». Коммуникация в электронной среде также носит диалоговый характер и может быть описана ассиметричной схемой «коммуникатор — сообщение — рецитент». Разработанная К. Ховландом модель речевого коммуникативного процесса позволяет анализировать коммуникацию и в электронной среде. Эта модель такова: Кто (передаёт сообщение)? — Коммуникатор. Что (передаётся)? — Сообщение. Как (осуществляется передача)? — Канал. Кому (направлено сообщение)? — Аудитория. С каким эффектом? — Эффективность [12]. Стоит отметить, что вербальный канал используется для передачи ин­формации, в то время как невербальный — для обсуждения межличностных отношений, а в некоторых случаях применяется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания. Таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому невербальному каналу общения больше, чем вербальному. КОК не позволяет в полной мере реализовать функции невербального общения из-за физической удалённости субъектов общения, опосредованности общения компьютерной техникой и ИКТ. Исследователь Г. Астляйтнер заключает, что «в связи с особенностями опосредованного компьютером общения очень сложно строить эмоционально насыщенные социальные отношения» [12]. Однако коммуникацию в интернете можно «очеловечить», придать ей черты межличностной коммуникации за счёт развития ИКТ. В частности, использование компьютерной видеоконференцсвязи позволяет эмоционально насытить процесс общения. В перспективе (с развитием и удешевлением средств ИКТ) различия между КОК и межличностной коммуникацией будут постепенно стираться.^ 2.2 Методы исследования Метод дискурс-анализа компьютерных текстов (ДАКТ) — это междисциплинарный метод анализа коммуникации, предметом которого является язык как таковой и язык в его использовании в компьютерной среде, базирующийся на дискурс-анализе (С. Херринг). Под понятием «язык в его использовании» (language in use) понимается «язык как продукт акта коммуникации» или «язык письменной или устной речи, использующейся для достижения прагматического значения», т. е. дискурс. Исследования компьютерных текстов берут начало в середине 1980-х годов с исследования кейсов — отдельных актов компьютерной коммуникации. Дальнейшие исследования проводились в рамках анализа «нового жанра» — жанра компьютерной коммуникации в целом — в работах Феррары, Витмора, Брюнера, Данета, Херринга. С середины 1990-х годов исследования в данной области становятся массовыми: анализ использования сокращений как маркеров группы в чатах (Черни), порядок обмена репликами в чате (Торрес), схема организации сообщений электронной почты в академических списках (Херринг), влияние способа общения, сложности темы и числа участников в стратегиях обмена репликами (Кондон и Цех) и многие другие. ДАКТ находит применение как метод междисциплинарного исследования в антропологии, когнитивистике, коммуникативистике, исследованиях культуры, анализе дискурса, образовании, журналистике, информационных системах, лингвистике, политике, психологии, риторике, социологии и других областях. Целями ДАКТ являются: классификация и описание новых форм дискурса, возникающих при осуществлении КОК; объяснение влияния особенностей КОК на язык и коммуникацию в различных контекстах; изучение электронного дискурса как основы для дальнейшего анализа когнитивных процессов, обучения, идентичности, привязанности, динамики групп и сообществ, культуры, изменения языка и т. д. При применении метода ДАКТ рассматривается два типа переменных, по которым проводится анализ: переменные способа передачи информации — технические параметры компьютерной коммуникационной системы, включая дизайн интерфейса, и переменные ситуационные — свойства социального контекста, в котором проходит коммуникация. В рамках ДАКТ исследуются следующие структуры: лингвистические — типография, орфография, выбор слова, структура предложения, организация сообщения; смысловые — значение символов, слов, высказываний, диалогов и т. д.; интеракционные — порядок обмена высказываниями, каналы передачи, способы поддержания разговора, затухание темы и т. д.; социальные — маркеры идентичности, принадлежность к группе, юмор и игра, поддержание имиджа, конфликт, влиятельность в разговоре и т. д. ДАКТ, основывающийся на классическом дискурс-анализе, является новым методом, направленным на изучение нового типа дискурса — электронного. Задача исследователей состоит в выявлении черт электронного дискурса, свойственных только ему и позволяющих выделить его в отдельную структуру, При проведении анализа выявляются следующие технические характеристики жанра электронного письма: количество участников общения — два и более, коммуникационная интенция и реакция разведены во времени; как при порождении, так и при восприятии пользователь имеет возможность продвигаться вперёд и назад в теле письма; при порождении информации пользователь имеет возможность применять различные виды форматирования предоставляемым текстовым редактором. Примеры описания жанров коммуникации можно найти в «Антологии жанров речевой коммуникации» [13], а в применении к новой коммуникационной среде — в работе [14]. На настоящий момент существует несколько классификационных основ для структурированного описания различных типов КОК, однако наиболее распространённая классификация базируется на количестве коммуникантов, принимающих участие в общении, используемых коммуникативных платформах (типа программного обеспечения), языка общения, реальности или виртуальности, синхронности или асинхронности её протекания и некоторых других факторах. При анализе моделей и форм коммуникативных взаимодействий в интернете, осуществляемых в рамках социальной структуры, исследователи часто обращают внимание и на характер коммуникативных связей, которые могут быть прочными (сильными), так и поверхностными (слабыми), которые описываются через частоту вступления в контакт, насыщенность содержания контента, продолжительность коммуникативного процесса и сетевых взаимоотношений во времени и проч. [15, с. 202]. В академическом общении уже утвердились достаточно прочно термины виртуальное (сетевое) сообщество и профессиональное сетевое сообщество [16]. При этом социальное пространство интернета, выступающее в качестве коммуникативной среды, диктует появление и новой парадигмы взаимоотношений его участников, учитывающей не только разнообразие технических решений, доступных пользователям, но и множественность контекстов взаимодействия.Глава 3 Основные результаты исследования^ 3.1 Выявленные особенности функционирования языка Одной из основных функций коммуникативной интеракции в сети является достижение социальной общности коммуникантов при сохранении индивидуальности каждого из них. Примечательно, что средства коммуникации пользователей между собой в начале развития интернета не были самоцелью, а предназначались для исключительно утилитарных целей. Возросшая роль общения приводит к тому, что сам человек в Сети оказывается редуцирован до набора вербальных сообщений. Необходимо отметить, что интернет образует особую коммуникативную среду — место реализации языка, которое не имело аналогов в прошлом. Можно утверждать, что вербальное общение, выражаемое средствами письменной речи в форме электронных текстов, является системообразующим признаком всего интернета как социальной реальности [17; 18; 19]. Примечательно, что Д. Кристал, который на систематическом уровне описал функционирование английского языка в WWW, указывал, что именно интернет стал тем Signum Temporis (знамением времени), который привёл к революционным преобразованиям всей языковой системы английского в прошлом веке [20]. Эти изменения коснулись всей языковой системы. При функционировании языка в интернете изменения происходят практически на каждом его уровне: от морфологического и лексического в области нетрадиционных способов словообразования, например интенсивное появление интернет-неологизмов, калькирований, заимствований из английского языка и т. д., до прагматического (появление норм и правил сетевого этикета), социолингвистического (влияние социальных характеристик пользователей сети или языковая география интернета), лингвокультурологического (создание лингвокультурных виртуальных типажей, образов и личностей [21; 22] и графического (объединение различных графических систем (например, латиницы и кириллицы, возникновение других пунктуационных правил, создание квазиграфических систем, например, квазикириллицы или квазилатиницы: коро4е или F2F вместо face-to-face)) [23]. Однако наиболее интенсивно эти изменения затрагивают лексический и графический уровни языковой системы за счёт масштабного расширения профессионального словаря для описания постоянно возникающих новых реалий сетевого мира, а также технических возможностей программного обеспечения, обслуживающего интернет. Анализ синтаксических особенностей этого подъязыка показал предпочтительность употребления при осуществлении КОК вводных, неполных, параллельных и эллиптических конструкций. Этот электронный язык изобилует повторами, частым использованием приёмов обратного цитирования (которые достаточно удобно воспроизводить в условиях электронной среды), вопросительных и восклицательных предложений (особенно риторических), интенсивным использованием паралингвистических средств для выражения и описания эмоциональной стороны речи. Это происходит в основном с одной целью — компенсировать каким-либо образом дистантность электронного общения и отсутствие визуального контакта, а также придать ему с помощью «имеющихся подручных средств» выразительность, эмоциональность и насыщенность, которой оно лишено в силу его опосредования электронным каналом связи [24, с. 93]. А полная или почти полная анонимность его пользователей предоставляет невероятные возможности для экспериментов с идентичностью человека посредством языка, а точнее, в виде такого продукта речевой деятельности, как текст (ведь это практически единственное, что может передаваться по электронному каналу (если отсутствует видеосвязь)). Этот функциональный подъязык отличает особая конвенциональность: наличие строго фиксированных правил общения, которые терминологически определяются как сетикет. И этот язык сильно зависит от ситуации его использования и той технологической платформы, с помощью которой предоставляется пользователю определенный коммуникативный сервис: то ли это чат, то ли электронная почта, то ли форум, гостевая книга или блог. Также для электронного общения наравне с технологическим фактором крайне значимым становится и временной — синхронность / асинхронность поступления и обмена информацией между коммуникантами [25]. Постепенно интернет становится своеобразным речевым пространством, служащим испытательным полигоном для создания и испытания самых разнообразных речевых стратегий и приёмов общения. В этом пространстве происходит постоянное усложнение одних и упрощение других речевых средств, связанных с планом выражения, содержания и планом прагматических интенций, реализуемых посредством интернета. В этом коммуникативном пространстве всё время возникают новые цифровые жанры или видоизменяются старые. Постепенно интернет превращается в своеобразную жанропорождающую среду, где появление каждого нового жанра обычно становится одним из сигналов, информирующих о возникновении ещё одного нового речевого сообщества с новой коммуникативной практикой [25]. Изучая особенности электронной коммуникации, многие исследователи констатируют, что виртуальная языковая личность крайне креативна в выборе и использовании лингвистических средств общения. Способствует этому и отсутствие визуального контакта, создающее (при желании) практически ситуацию полной анонимность для его участников. Интересные языковые особенности происходят с функционированием языка в интернете и с точки зрения психолингвистики текста, а именно новизны его порождения и восприятия. Так, электронный текст создается с помощью клавиатуры (письменный оригинал при этом может часто отсутствовать), а возникающий на экране аналог уже воспринимается как телетекст с постепенным его развёртыванием. Это приводит к отсутствию зрительно-смыслового охвата всей страницы, что не может не отразиться на процессах восприятия смысла текста [26]. Возможности гипертекстовых технологий, предоставляемых вебом, обусловившие переход от линейной формы письма к гипертекстовой, также влияют на процессы порождения и восприятия текстов в интернете [17; 27]. Так, Ф. О. Смирнов в диссертационном исследовании, посвящённом сравнительному анализу особенностей электронной коммуникации в русскоязычном и англоязычном интернет-пространстве, указывает, что гипертекстовые технологии влияют на общение в сети, делая реципиента субъектом в построении когерентного текста, повышая значимость ассоциативных связей, снижая чёткость границ высказывания, что приводит к многовариативности всего коммуникативного процесса, протекающего через сеть [17, с. 134]. В вебе громадное значение приобретают также графический и аудиовизуальный факторы: возможность вложения звуковой или визуальной информации в текстовый массив с использованием всех дизайнерских возможностей современных веб-технологий приводит к переосмыслению как самого понятия текст (в его линейном варианте), так и методов его анализа. Многие исследователи сетевого языка также подчёркивают, что компьютерный текст становится крайне креолизованным, так как для эффективности его восприятия с экрана наряду с текстовой информацией используются средства дизайна и аудиовизуальные приложения, доступные практически только в сети, и этот процесс затрагивает практически все языковые секторы интернета [28]. Следовательно, для анализа такого текста требуется анализ как лингвистической информации, так и паралингвистической (причём в этом случае требуется анализ уже не одной, а нескольких семиотических систем — лингвистической, звуковой и визуальной), что приводит к расширению дисциплинарных рамок как лингвистики, так и коммуникативистики.^ 3.2 Основные выводы На основании выявленных


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О сути субстанции
Реферат Анализ финансового состояния ОАО "НК Роснефть"
Реферат Объект приступления
Реферат Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчётности и её применение в анализе и оценке результатов работы предприятий (организаций, фирм)
Реферат Администрация муниципального образования городское поселение печенга печенгского района мурманской области постановление
Реферат Оцуп Н.А.
Реферат Психология массового поведения
Реферат Управление морским транспортом
Реферат «Врач будущего не будет выписывать лекарств. Вместо этого он пробудит интерес пациента к своему организму, а также к причине и возможности предотвращения болезни»
Реферат «Требования по охране труда и технике безопасности в организациях и отделах по ремонту и обслуживанию рэа и свт»
Реферат Расчет конкурентоспособности отечественных фирм, производящих компьютеры.
Реферат Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене Любови Дмитриевне).
Реферат Глобализация социальных процессов в современном мире
Реферат Организация противотуберкулезной работы - Фтизиатрия
Реферат Барий