Тема урока «Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей»Цель урока: изучение нового материалаТип урока: комбинированныйЗадачи урока:Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.^ Ход урока:Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.Проверка домашнего задания. Работа на интерактивной доске. Задание: Повторение темы «Круглые черви» Вариант 1 Вариант 2 1. Найдите общее понятие:Аскарида, острица, ришта, филярия2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.Какое слово лишнее?3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)Санитарный контроль продуктовСоблюдение правил личной гигиеныОбезвреживание фекалий, используемых в качестве удобренийСистематические медицинские осмотрыОчистка питьевой водыСверьте с образцом на доске. 1. Найдите общее понятие:Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.Какое слово лишнее?3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)Санитарный контроль продуктовСоблюдение правил личной гигиеныОбезвреживание фекалий, используемых в качестве удобренийСистематические медицинские осмотрыОчистка питьевой водыСверьте с образцом на доске. 3. Изучение нового материала.Введение в тему. Беседа.Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые. - Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности? Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации. Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: планария, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение? Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет. Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полсти тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения.Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента. - Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни? - В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей? - В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”. Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях? 3) Решение познавательной задачи.1. Рассказ учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении. Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву. Некоторым представителям свойствен временный или постоянный паразитизм. Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях. Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых. 2^ . Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого черв