Реферат по предмету "Разное"


«Насилие в отношении детей»

на педагогическом совете школына тему: «Насилие в отношении детей»педагога-психолога Усть-Нерской общеобразовательной школы с коррекционными классами Паскал Виктории Викторовнып. Усть-Нера, 2010 г. Термин «насилие» означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения соб­ственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинить физический, психологический или сексуальный ущерб и страдания.^ Под домашним или семейным насилием понимают опреде­ленную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контро­ля и внушение чувства страха. Насилие - это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в са­моутверждении через подавление других. Насилие в семье может иметь различный вектор направлен­ности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к ро­дителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим. В 70 % случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Многие виды насилия в быту долгое время были фактически узаконены. Только с 70-х гг. XX века о наси­лии в отношении женщин заговорили как о социальной пробле­ме, когда идеи равноправия в браке и в профессиональной сфере получили широкое признание. Ребенок внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно, пси­хологически вовлечен в насильственные отношения взрослых. Наиболее неблагоприятной для ребенка явля­ется ситуация, когда физические, эмоциональные или другие виды насильственных действий исходят со стороны обоих взрослых и внутри семьи отсутствует человек, способный обес­печить ребенку защиту и безопасность.^ ВИДЫ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ Насилие, осуществляемое в отношении ребенка со стороны взрослых членов семьи, может носить комплексный характер или проявляться только в определенных разновидностях. Разли­чают четыре основных вида семейного насилия над детьми, ка­ждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах:^ Физическое насилие.Психологическое (эмоциональное) насилие.Пренебрежение основными нуждами ребенка.Сексуальное насилие.Физическое насилие - преднамеренное нанесение физиче­ских повреждений ребенку родителями или лицами, их заме­няющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные наруше­ния физического или психического здоровья ребенка, отстава­ние в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей. Внешний вид: - множественные повреждения, имеющие специфическийхарактер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.) и различнуюстепень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не­опрятный внешний вид, сыпь).^ Основные типы травм: - на теле - ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сига­рет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов; - на голове - участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах; - повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. Особой формой физического насилия над детьми раннего возраста является синдром тряски (Shaken Baby Syndrome -SBS), который характеризуется кровоизлиянием под оболочки головного мозга без видимых наружных повреждений; -изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляю­щих веществ или медицинских препаратов.^ Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие К прямым психологическим последствиям физического на­силия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энуре­зы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.^ Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к ок­ружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 месяцев.^ Возраст б месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь фи­зического контакта со взрослыми, беспричинная насторожен­ность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.^ Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления ра­дости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, край­ности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучаст­ности.^ Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.^ Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.^ Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные по­пытки, криминальное или антиобщественное поведение, упот­ребление алкоголя, наркотиков.Особенности поведения, родителей или попечителей, позво­ляющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: противоречивые, путаные объяснения причин травм у ре­бенка; позднее обращение за медицинской помощью или инициа­тива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица; обвинение в травмах самого ребенка; неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки алкоголизма, психических расстройств или про­явление патологических черт характера (агрессивность, возбу­димость, неадекватность).Психологическое (эмоциональное) насилие - периодиче­ское, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению само­оценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патоло­гических черт характера и нарушение социализации. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят, что они действительно плохие, порочные, глупые, никчемные и несостоятельные. Одна из наиболее распространенных классификаций форм психологического насилия была разработана Американским профессиональным обществом помощи детям, пережившим на­силие в семье. К формам психологического насилия относят: Отвержение - вербальные и невербальные действия, демон­стрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство: враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т. п.Терроризирование - угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные об­стоятельства; оставление его в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком;угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).Изоляция - последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со свер­стниками или взрослыми как дома, так и вне его; необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.Эксплуатация/развращение - действия в отношении ребен­ка, способствующие развитию у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.); - побуждение ребенка к антисоциальному поведению, заня­тию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим; - формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); - воспрепятствование естественному развитию ребенка, раз­лучение ребенка с близкими, лишение его права иметь свои взгляды, чувства и желания.Игнорирование - отсутствие эмоционального отклика на ну­жды ребенка и лишение его эмоциональной стимуляции: - нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребенком; - взаимодействие с ребенком только в случае крайней необ­ходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви и заботы. Таким образом, одно из главных проявлений психологиче­ского насилия - это эмоциональная депривация ребенка, лише­ние его возможности испытать подлинное чувство привязанно­сти к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения. К сожалению, значительное число родителей затрудняются при ответе на вопрос: «Чем наполнено ваше повседневное общение с ребенком, какие темы вы обсуждаете?». ^ Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподо­зрить сексуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболева­ний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах те­ла, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое поло­жение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.^ Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилиеДети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи; рег­рессивное поведение; нервно-психические расстройства; откры­тая мастурбация; неадекватные возрасту рисунки людей; на ко­торых явно вырисованы интимные места тела; несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой; сверстниками или иг­рушками; имитация полового акта с куклами или игрушками; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.^ Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемо­сти; замкнутость; стремление к уединению; боязливое реагиро­вание на объятия и поцелуи; ухудшение отношений со сверст­никами; несвойственное возрасту сексуально окрашенное пове­дение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.^ Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; расстройства восприятия; побеги из дома или институциональ­ных учреждений; угрозы или попытки самоубийства; сексуализированное поведение; употребление наркотиков или алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи. Таким образом, мы видим, что сексуализированное поведе­ние является одним из самых характерных внешних изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в от­ношении ребенка. Не имея возможности, в силу разных причин, напрямую сказать о том, что они стали объектом сексуального использования, дети именно через несвойственное возрасту, не­адекватное поведение косвенно заявляют о своих проблемах. Особенно должны насторожить следующие моменты поведения детей: необычные сексуальные познания; выраженно флиртующее или сексуальное поведение ре­бенка со сверстниками и взрослыми людьми; проявление повышенного интереса к сексуальным отно­шениям взрослых; частая стимуляция себя как наедине, так и в публичных местах; наличие в игре действий и комментария к ним сексуально­го характера; употребление специфичных слов, ненормативной лексики, непристойных или циничных выражений; использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других людей; принудительное вовлечение в сексуальные игры детей младшего или более старшего возраста; назойливое стремление ввести в игру элементы раздева­ния, прикосновения к интимным местам друг друга, наличие в играх сексуальных действий; частые прикосновения сексуального характера к другим людям; сексуализированные поцелуи в адрес сверстников и взрос­лых; продолжение сексуализированного поведения, несмотря на запрет со стороны взрослых; избегание и боязнь определенных людей (например, людей противоположного пола, мужчин или женщин, бородатых муж­чин и пр.); высказывание или демонстрация очень сильных эмоцио­нальных реакций при взаимоотношениях с определенным чело­веком (страх, печаль, агрессия, ненависть).^ Особенности поведения родителей или попечителей, позво­ляющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку: демонстрация по отношению к ребенку преувеличенно за­ботливого и опекающего отношения; частые желания остаться с ребенком наедине; нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигие­нических процедур, купания, переодевания; желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кро­вати и пр.); проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми; обвинение ребенка в сексуальной провокации; - наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.«Не откладывайте сообщение о факте насилия. Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергается любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом вла­стям». Согласно законодательству РФ, профессиональные лица не обязуются сообщать о случаях насилия над детьми. Однако в семейном кодексе сказано (статья 56), что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угро­зе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и закон­ных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и по­печительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительст­ва обязан принять необходимые меры по защите прав и интере­сов ребенка. Поэтому мы не имеем права давать ребенку обеща­ние полной конфиденциальности и считать его согласие или не­согласие определяющим при планировании дальнейших дейст­вий. Под конфиденциальностью, когда речь идет о фактах наси­лия, понимается защита ребенка от широкой огласки, от того, чтобы случившееся не стало широко известно, например, в шко­ле, среди учеников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международная организация по стандартизации (ISO)
Реферат Кинематический и силовой анализ механизмов иглы и нитепритягивателя универсальной швейной машины
Реферат Рынок монополии. Олигополия. Антимонопольное законодательство
Реферат Firefoam elevators. General technical requirements. Test methods
Реферат Сацыяльна-эканамічнае развіццё беларускіх земляў у першай палове XIX ст
Реферат 451 градус по фаренгейту рэй брэдбери
Реферат Автоматизация формирования отчета по использованию автотранспорта менеджерами предприятия
Реферат Раса как социальный и биологический феномен
Реферат Образ Кузнецова в романе Ю.Бондарева "Горячий снег"
Реферат Природные факторы юга Дальнего Востока и здоровье человека
Реферат Использование поэтического материала для формирования произносительных навыков
Реферат Ответы на вопросы к зачету по курсу культурологии
Реферат Global economic crisis and its impact on Russian economy
Реферат Угольная промышленность в хозяйственном комплексе региона
Реферат Аналитическая справка моу гимназия №44 г. Иркутска по итогам 2010/11 учебного года Иркутск, Июнь, 2011 г