Министерство образования Республики МордовияЛямбирское районное управление образованияМОУ "Большеелховская средняя общеобразовательная школа""Нить судьбы"(художественный мир Бориса Пастернака)Урок литературы с использованием компьютерных технологий. Разработала: учитель русского языка и литературы Разумова Т.Н. Компьютерную поддержку выполнил: учитель информатики Разумов В.Н.2004 Урок литературы в 11 классе. Тип урока – лекция.Тема урока: «Нить судьбы» (художественный мир Бориса Пастернака)Цели: вызвать интерес к личности Бориса Леонидовича Пастернака и ее поэзии, познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта; развивать умения выразительного чтения, художественный вкус, совершенствовать навыки составления хронологической таблицы жизни и творчества поэта; воспитывать патриотические и гражданские чувства, прививать любовь к искусству, литературе, музыке. Ход урока: Оргмомент. Слово учителя.Борис Леонидович Пастернак. Нить судьбы Слайд 1Б. Пастернак. "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (читает автор). Слайд 2^ Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.Все время схватывая нить Судеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.О, если бы я только мог, Хотя отчасти,Я написал бы восемь строк О свойствах страсти.О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.Я вывел бы ее закон,Ее начало,И повторял ее именИнициалы.Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.В стихи б я внес дыханье роз. Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.Так некогда Шопен вложил Живое чудоФольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.Из воспоминаний Жозефины Леонидовны Пастернак. Слайд 3Нас было четверо сестер и братьев: Борис, сестра Лида, брат Александр - архитектор; он, кстати, очень помогал в работах по устройству Мавзолея Ленина. В 20 годы наша семья разделилась: родители, я и Лида уехали за границу - мама была больна, требовалось хорошее лечение.Уезжали по личному разрешению Луначарского; отец никогда не отказывался от советского гражданства, мечтал вернуться, но уже не пришлось.^ Сначала Германия, потом, во время разгула нацизма, - Англия. Борис никогда не думал жить за рубежом. У него всегда и во всем было русское начало. Б. Пастернак. "Единственные дни" (исп. Ростислав Чебыкин). Слайд 4На протяженьи многих зим^ Я помню дни солнцеворота,И каждый был неповторимИ повторялся вновь без счета.И целая их чередаСоставилась мало-помалу - Тех дней единственных, когдаНам кажется, что время стало.Я помню их наперечет:Зима подходит к середине,Дороги мокнут, с крыш течет,И солнце греется на льдине.И любящие, как во сне,Друг к другу тянутся поспешней,И на деревьях в вышинеПотеют от тепла скворешни.И полусонным стрелкам леньВорочаться на циферблате,И дольше века длится день,И не кончается объятье.Итак, - десятые годы двадцатого века, Москва. Здесь, на Мясницкой, живет семья Пастернаков. Отец - Леонид Осипович - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.Из воспоминаний Жозефины Пастернак. Корни фамильного древа Пастернаков недооценены и не исследованы. Я считаю, что главные в нашем роду - родители.Отец работал много и одухотворенно. Образ мамы у детей остался в памяти как образ двух людей: на людях - сдержанная, отдавшая свою жизнь мужу и детям, в музыке она была на какой-то недоступной высоте. Она замечательно играла. К ней можно отнести слова Лермонтова: «По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел... И звук его песни в душе молодой остался без слов - но живой... И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли»...Из писем Бориса Пастернака. Слайд 5Главное мое потрясение - папа, его блеск, его фантастическое владение формой, его глаза, как почти ни у кого из современников, легкость его мастерства, его способность играючи отхватывать по несколько работ в день. И - несоответственная малость его признания...Из воспоминаний Жозефины Пастернак. Я могу без лишней скромности сказать: лучшие художники и музыканты России бывали в нашем доме. Для нас их имена не были отвлеченными. Мы видели, знали многих по рассказам родителей. Я как сейчас помню сидящих отца и Скрябина Они спорили о новом рояле, где у каждого звука будет свой цвет. Я помню немало писателей, помню Врубеля, а также других художников самых дерзких творческих манер. Мой отец очень любил самых разных людей, но непременно четких в позиции, убежденных. Очень мои родители дружили с семьей Серовых. Моя мама и супруга Серова были подругами, служили вместе в консерватории и одновременно венчались. Папа и Серов очень похоже воспринимали искусство, только папа быстро писал, а Серов - медленно. Они часто говорили о знаменитых художниках как о друзьях: Рубенса, например, называли Петром Павловичем. Мы зачастую жили бедно, но достоинства никогда не теряли. Однажды только папа сказал о Серове с горечью и болью, когда тот умер: «У него такое выражение лица, будто он радуется, что ушел из этой ужасной жизни». Все в этой удивительной семье были необыкновенно талантливы, порой казалось - излишне, сверх меры. Для юного Бориса источником мук и колебаний была проблема - чему посвятить себя.Скрябин. Прелюдия си бе моль мажор. Слайд 6Из воспоминаний Бориса Пастернака (на фоне музыки)....музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которой собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне... Жизнь вне музыки я себе не представлял... Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина... На дворе зима, улица на треть подрублена сумерками и весь день на побегушках. За ней, отставая, в вихре снежинок, гонятся вихрем фонари. Дорогой из гимназии имя Скрябина все в снегу соскакивает с афиши мне на закорки. Я на крышке ранца заношу его домой, от него натекает на подоконник. Обожание это бьет жесточе и неприкрашеннее лихорадки.Скрябин-то все и решил... Скрябин и - вера в судьбу, в предопределение, в то, что судьба человека проявляется во всем, и более всего - в мелочах.Из воспоминаний Бориса Пастернака. У меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты; отсутствие качества, ни в какой связи с общей музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала мать, не давало мне покоя... Я узнал, что его нет у выдающихся современных композиторов и, как думают... и Вагнер, и Чайковский были его лишены.Так выбор был сделан: человечество потеряло, может быть, великого композитора - и приобрело великого поэта. Но музыка навсегда осталась для Пастернака высшей святыней; сколько стихов навеяно ею, в скольких упомянуты ее творцы!Брамс. Симфония №4 ми минор. Слайд 7 Б.Пастернак. "Годами когда-нибудь в зале концертной" (читает Владимир Луцкер, на фоне музыки). Годами когда-нибудь в зале концертной ^ Мне Брамса сыграют - тоской изойду. Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый, Прогулки, купанье и клумбу в саду.Художницы робкой, как сон, крутолобость, С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб, Улыбкой, огромной и светлой, как глобус, ^ Художницы облик, улыбку и лоб.Мне Брамса сыграют, - я вздрогну, я сдамся, Я вспомню покупку припасов и круп, Ступеньки террасы и комнат убранство, И брата, и сына, и клумбу, и дуб.Художница пачкала красками траву, Роняла палитру, совала в халат Набор рисовальный и пачки отравы. Что «Басмой» зовутся и астму сулят.Мне Брамса сыграют, - я сдамся, я вспомню ^ Упрямую заросль, и кровлю, и вход, Балкон полутемный и комнат питомник, Улыбку, и облик, и брови, и рот.И сразу же буду слезами увлажен И вымокну раньше, чем выплачусь я. Горючая давность ударит из скважин, Околицы, лица, друзья и семья.И станут кружком на лужке интермеццо,Руками, как дерево, песнь охватив,Как тени, вертеться четыре семействаПод чистый, как детство, немецкий мотив.Но... «Нет» музыке не означало еще «да» поэзии. Путь к поэзии шел через Марбург, куда Борис поехал на подаренные матерью двести рублей (заработанные репетиторством и жестокой экономией) изучать философию. Он ехал туда с искренним желание всего себя вложить в науку - не замечая, что взгляд его на все, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где на столе Бориса высилась гора фолиантов, которые он усердно штудировал. И вдруг - прозренье, крутой поворот: ученые труды убраны со стола, давно ожидаемое приглашение от главы марбургской школы профессора Когена не замечено. С философией покончено. Рождаются удивительные, истинно пастернаковские строчки... Поэзию в нем пробудила любовь. В той, первой, любви он получил отказ - поэзия осталась с ним навсегда. Сейчас, здесь, перед вами, произойдет удивительная встреча: последняя любовь Пастернака даст руку первой - через бездну в тридцать лет.Борис Пастернак. Марбург^ Я вздрагивал. Я загорался и гас.Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, - Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней.^ Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен Вторично родившимся. Каждая малость Жила и, не ставя меня ни во что, В прощальном значенье своем подымалась.Плитняк раскалялся, и улицы лоб Был смугл, и на небо глядел исподлобья Булыжник, и ветер, как лодочник, греб По липам. И все это были подобья.Но, как бы то ни было, я избегал Их взглядов. Я не замечал их приветствий. Я знать ничего не хотел из богатств. Я вон вырывался, чтоб не разреветься...^ ...В тот день всю тебя, от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.Когда я упал пред тобой, охватив Туман этот, лед этот, эту поверхность (Как ты хороша!) - этот вихрь духоты.... О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.^ Тут жил Мартин Лютер. Там - братья Гримм.Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.И все это помнит и тянется к ним.Всё - живо. И все это тоже - подобья... Б. Пастернак. "Свидание" (читает автор). Слайд 8Засыпет снег дороги, ^ Завалит скаты крыш. Пойду размять я ноги: За дверью ты стоишь.Одна в пальто осеннем, Без шляпы, без калош. Ты борешься с волненьем И мокрый снег жуешь.Деревья и ограды Уходят вдаль, во мглу. Одна средь снегопада Стоишь ты на углу.Течет вода с косынки По рукаву в обшлаг, И каплями росинки Сверкают в волосах.И прядью белокурой Озарены: лицо. Косынка и фигура И это пальтецо.Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска.Как будто бы железом, Обмакнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему.И в нем навек засело Смиренье этих черт, И оттого нет дела, Что свет жестокосерд.И оттого двоится Вся эта ночь в снегу, И провести границы Меж нас я не могу.Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, А нас на свете нет? Любовь... Как это похоже на Пастернака: получен отказ, но - «как жаль ее слез!» - жаль не себя - ее. И тут же - через страдания - чувство всепоглощающего счастья. Таким он будет всегда. 1946 год, один из труднейших для Пастернака, голодный, неустроенный, душный. А он пишет...Из писем Бориса Пастернака.^ Ко мне полностью вернулось чувство счастья и живейшая вера в него, которая переполняет меня весь последний год...Я год за годом тружусь, как каторжный, и всегда мне всех... до слез жаль. Словно все кругом несчастные, и только я один позволяю себе быть счастливым и, значит, у всех как бы на шее. И, действительно, я до безумия, неизобразимо счастлив открытою, широкой свободой отношений с жизнью, таким мне следовало или таким мне лучше бы было быть в восемнадцать-двадцать лет, но тогда я был скован, тогда я еще не сровнялся в чем-то главном со всем на свете... И не знал-то хорошо языка жизни, языка земли, как их знаю сейчас.Из воспоминаний Жозефины Пастернак. Борис всегда и ко всему относился со строгим соблюдением правил. В своей собственной жизни, со своей собственной жизнью он мог делать все, что заблагорассудится, - мог в один миг принимать какие-то решения или поражать друзей неожиданными действиями. Но он терпеть не мог вмешательства, кого-то обижать, короче говоря - быть раздражающим фактором... Его поэзию иногда называют эгоцентричной. Я бы так не сказала, несмотря на создающееся от стихов впечатление, что автор находится в большей гармонии с природой, нежели с людьми. Собственное отношение Пастернака - сочувствие до степени физической боли, полное сопереживание.Это чувство полного сопереживания - и сопереживания деятельного - отмечали все...Из писем В.Шаламова Пастернаку.От 8.01.1956Я чувствую, что я еще могу жить, пока живете Вы, пока Вы есть - простите уж мне эту сентиментальность.От 24.12.1952Только неделю назад Ваше чудесное летнее письмо оказалось в моих руках. Я проехал за ним полторы тысячи километров, в морозы свыше пятидесяти градусов. Спасибо Вам за сердечность, за доброту Вашу, за деликатность - словом, за все, за все, чем дышит Ваше письмо - такое дорогое для меня, тем более, что я, вполне готов был удовлетвориться сознанием того, что Вы познакомились с моими работами, и видел в этом чуть не оправдание всей своей жизни, так угловато и больно прожитой. Я так боялся, что Вы ответите пустой, ненужной мне похвалой... Я ведь не так уж ждал и ответа.Шаламов писал это Пастернаку из «архипелага ГУЛаг», где жил на поселении, писал с великой благодарностью за поддержку.Обратите внимание на дату их переписки: 1952 год. Еще не умер Сталин. Сам Пастернак - в немилости, под наблюдением; что уж говорить о вчерашнем заключенном Шаламове! Переписка с ним опасна, тем более, если тема ее - стихи о лагере, если в письмах, которые обязательно будут просмотрены цензурой, попадаются такие строки...Из писем Бориса Пастернака В.Шаламову.От 27.10.1954Ужасна эта торжествующая, самоудовлетворенная, величающаяся своей бездарностью обстановка, бессобытийная, доисторическая, ханжески застойная. Я так не люблю ее.В те годы, когда пишутся эти опасные слова, Пастернак попадает в число «опальных» поэтов. Ему не дают печатать своих произведений, не дают работы - он живет переводами и случайными статьями. Такая же судьба была у Ахматовой, Цветаевой... Одного за другим теряет Пастернак близких по духу людей. Из писем Бориса Пастернака. От 30.11.1948г.Часто жизнь рядом со мной была революционирующе, возмущающе мрачна и несправедлива, это делало меня чем-то вроде мстителя за нее или защитником ее чести, воинствующе усердным и проницательным, и приносило мне имя и делало меня счастливым, хотя, в сущности говоря, я только старался за них, расплачивался за них. Так умер Рильке через несколько месяцев после того, как я списался с ним, так потерял я своих грузинских друзей. Потом вдруг повторилось потрясение в судьбе Цветаевой, необычайно талантливой, смелой, образованной, прошедшей перипетии нашей эпохи, близкой мне и дорогой, и приехавшей из очень большого далека затем, чтобы в начале войны повеситься в совершенной неизвестности в глухом захолустье.Марина Цветаева. Она как никто понимала Пастернака. Из статьи Цветаевой «Световой ливень».^ Это не отзыв: попытка выхода, чтобы не захлебнуться. Единственный современник, на которого мне не хватило грудной клетки....Первое, что в круговой поруке пастернаковских первизн нас поражает: быт. Обилие его, подробность его - и «прозаичность» его. Не только приметы дня - часа!.. Быт для Пастернака - что земля для шага: секунда придержи - отрыванье. Быт у него почти всегда в движении: пульсирующий висок.Б.Пастернак. "Зимняя ночь" (исп. Николай Носков). Слайд 9Мело, мело по всей землеВо все пределы.^ Свеча горела на столе,Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,Свеча горела.На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал.И всё терялось в снежной мгле,Седой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел, два крылаКрестообразно.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела.40 - 50 годы. Мрачная эпоха безвременья. Мертвое молчание. Он пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть... Он пишет роман, главное дало своей жизни, урывками: много времени отнимает черновая работа, нужная для поддержания жизни, - переводы, статьи. Но Пастернак не был бы Пастернаком, если бы делал что-то спустя рукава. И переводы его - «Фауст» Гете, Шекспир - так же прекрасны, как оригиналы. Два Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его романа «Доктор Живаго».^ Борис Пастернак. "Гамлет" (читает Владимир Высоцкий). Слайд 10Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, ^ Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить - не поле перейти.Мы восхищаемся переводами Бориса Пастернака. А он в минуту отчаяния напишет в письме: «Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности». В английской газете напишут «Пастернак мужественно молчит» и он вспыхнет: «Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я молчу, потому что меня не печатают...» А между тем уже наступал 1955 год, и закончен роман, писавшийся десять лет, и разослан в списках друзьям, и получены первые отзывы.^ Борис Пастернак. «Доктор Живаго». Слайд 11Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям собственного чутья, прошло, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы......Только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности все так переплетается! Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы в жизни одну только роль играть, занимать одно лишь место в обществе, значить всегда только одно и то же!Варлам Шаламов. В чем роман поистине замечателен и уникален для всей русской литературы - в том самом качестве, которым... дышат и несравненные Ваши стихи - это в необыкновенной тонкости изображения природы и не просто изображения природы, а того единства нравственного и физического мира, единственного уменья связать то и другое в одно, и не связать, а срастить так, что природа живет вместе и в тон душевным движениям героев... Природа сама часть сюжета.Роман написан. Роман читается в списках. Но... разрешения на напечатанье его нет. Наступает 1956 год. Редакции молчат. Тишина - как затишье перед бурей. И буря грянула. Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство. Так началась борьба семидесятилетнего человека с огромным государством. Нет, он не был железным. Не железный? Но... Когда судьба Бухарина была уже предрешена, когда знакомые при встрече с ним переходили на другую сторону улицы, Пастернак написал ему поддерживающее письмо, в котором говорил: «Я не верю в вашу вину».Когда Зощенко был для всех отщепенцем, «мерзавцем», «подонком», Пастернак открыто называл его «милый Михаил Михалыч», пытаясь помочь чем мог. А письмо Шаламову. А открыто, в разговорах: «Сталин - убийца», «Когда же кончится раздолье подхалимам, которые ради своей выгоды готовы шагать по трупам?» Это считали бравадой, рисовкой те, кто не знал его. Те, кто знал, понимали: это - его естество, такое же, как дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжал жить по человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог. Сам Сталин сказал о нем, как о юродивом: «Оставьте в покое этого небожителя» (как узнают потом, разбирая архивы, на Пастернака был собран материал, достаточный для «десяти лет без права переписки»). Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он - на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошел... Свою Голгофу он обрел уже после смерти Сталина. Из воспоминаний Анны Ахматовой.^ Началось... Вызовы в ЦК, письма писателей с идеологическими обвинениями. Требования забрать рукопись у итальянцев.Ноябрь 1957 года. Роман вышел в свет в Италии. Через два года он был переведен на 24 языка! Борис был счастлив, мы - ждали взрыва...Действительно - началось... 23 октября Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года. Борис Леонидович тут же послал секретарю академии растроганную телеграмму: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен». 31 октября он пишет Хрущеву об отказе от премии...Из документов: Слайд 12 «Литературная газета», 25 октября 1958 г.: «Пастернак... получил тридцать сребренников... злобствующий литературный сноб... Воскресший Иуда...» Плакаты, демонстрации студентов Литинститута: «Иуда - вон из СССР!» «Нобель перевернулся бы в гробу, если б узнал, кому пошли его денежки...» «...Доктор Живаго - плевок в наш народ...» «...Народ не знал Пастернака как писателя... Он узнал его как предателя...» «Есть хорошая русская пословица: «Собачьего нрава не изменишь!» Самое правильное - убрать его из нашей страны поскорее».^ Борис Пастернак. "Нобелевская премия" (исп. Борис Зверев). Слайд 13^ Я пропал, как зверь в загоне.Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне наружу ходу нет.Темный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду.Будь что будет, всё равно.Что же сделал я за пакость,Я, убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.Но и так, почти у гроба,Верю я, придет пора –Силу подлости и злобыОдолеет дух добра. От Пастернака требовали отречения, угрожая разрывом с родиной. Одно за другим он подписал два письма о «добровольном» признании своих ошибок. До этого подумывал о самоубийстве, после - стал спокоен. Шутил, смеялся. Говорят, так иногда ведут себя после операции или шока, когда боль еще не подошла. Из «Доктора Живаго» Бориса Пастернака.От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что думаешь.^ А. Галич. "Памяти Б. Л. Пастернака" (читает автор). На экране – короткие видеозаписи Бориса Пастернака. Слайд 14 … Правление Литературного фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда Бориса Леонидовича Пастернака последовавшей 30 мая сего года, на 71-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного.^ Единственное появившееся в газетах, вернее, в одной – "Литературной газете", сообщение о смерти Б.Л.Пастернака.Разобрали венки на веники,На полчасика погрустнели…Как гордимся мы, современники,Что он умер в своей постели!И терзали Шопена лабухи.И торжественно шло прощанье…Он не мылил петли в ЕлабугеИ с ума не сходил в Сучане!Даже киевские "письмэнники"На поминки его поспели!..Как гордимся мы, современники,Что он умер в своей постели!И не то чтобы с чем-то за сорок.Ровно семьдесят – возраст смертный,И не просто какой-то пасынок,Член Литфонда – усопший смертный!Ах, осыпались лапы елочьи,Отзвенели его метели…До чего ж мы гордимся, сволочи,Что он умер в своей постели!"Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела".Нет, никакая не свеча,Горела люстра!Очки на морде палачаСверкали шустро!А зал зевал, а зал скучал –Мели Емеля!Ведь не в тюрьму и не в Сучан,Не к "высшей мере"!И не к терновому венцуКолесованьем,А, как поленом по лицу,Голосованьем!И кто-то спьяну вопрошал:"За что? Кого там?"И кто-то жрал, и кто-то ржалНад анекдотом…Мы не забудем этот смехИ эту скуку!Мы поименно вспомним всех,Кто поднял руку!"Гул затих. Я вышел на подмостки,прислоняясь к дверному косяку…"Вот и смолкла клевета и споры,Словно взят у вечности отгул…А над гробом встали мародеры,И несут почетный… Ка – ра - ул!Из романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.^ Смерть не по нашей части. А вот вы сказали талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант - в высшем широчайшем проявлении и есть дар жизни...Борис Пастернак. "Снег идет" (исп. Сергей Никитин). Слайд 15Снег идет, снег идет.^ К белым звездочкам в буранеТянутся цветы гераниЗа оконный переплетСнег идет, и всё в смятеньи,Всё пускается в полет, -Черный лестницы ступени,Перекрестка поворот.Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.Словно с видом чужака,С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.Потому что жизнь не ждет.Не оглянешься – и святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и новый год.Снег идет, густой-густой.В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,Может быть, проходит время?Может быть, за годом годСледуют, как снег идет,Или как слова в поэме?Снег идет, снег идет,Снег идет, и всё в смятенью:Убеленный пешеход,Удивленные растенья,Перекрестка поворот.Литературные и музыкальные источники Виталий Коротич. «Поймите меня верно...» / Интервью с Ж. Пастернак // Огонек. 1988. №32. Галич А.А. Генеральная репетиция. – М.: Советский писатель, 1991. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л. Г. Максидоновой: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Марина Цветаева. Световой ливень // Литературная Россия, 9 октября 1987. Пастернак Б.Л. Сочинения: в 2 т. – Тула: Филин, 1993. Переписка Б.Л.Пастернака с В.Т.Шаламовым. М.: Худ. лит. 1990. Последняя встреча с братом. Рассказывает Жозефина Пастернак // Советская культура, 30 сентября 1989 г.http://3mp3.ru/ http://nyuta86.narod.ru/music/sneg_idet.mp3 http://silence.ru/sound/motiv.mp3http://users.rcn.com/nlevitina/_songs/nobelevskaya%20premia.mp3http://webtest.philigon.ru/mp3/pasternak.mp3http://www.bards.ru/ http://www.fplib.ru/literature/http://www.imwerden.de/pasternak.htmlhttp://www.nikolainoskov.ru/disco/audio/dishu_tishinoi/zimniaya_noch.mp3http://www.rock-tribut.de/audio/pasternak_05_svidanie.mp3http://www.russofile.ru/pasternak/