Реферат по предмету "Социология"


Проблема неполных семей

Московский Авиационный Институт
(Государственный Технический Университет)
Курсовая работа по социологии
на тему: «Проблеманеполных семей»
Выполнила: студентка группы 10-202 Зеленцова М.Н.
Приняла:Доцент кафедры «Социологии, психологии и социального менеджмента»
КоломоецЕ.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................3
Глава 1. Общая рольсемьи в современном обществе.............................................................................................4
1.1.       Семья как объект социологическогоисследования...............................................................................4
1.2.  Типы и функциисемьи..................................................................................................................8
Глава 2.   Проблема неполных семей............................................................................................................................14
2.1.  О семьях с одним родителем..........................................................14
2.2.  Негативные факторывоспитания.....................................................................................................19
2.3.  Пути выхода из сложившейсяситуации..........................................................................................................24
Заключение.........................................................................................28
 
Библиография.....................................................................................30ВВЕДЕНИЕ
Брачно-семейные отношения как одна из наиболеезначимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многимиисследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокинобъясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества.Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иныхаспектах семьи как социального института и малой группы. Затем этипредставления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлениюновых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.
Цельюмоей курсовой работы являетсяраскрытие понятия эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей всовременном обществе.
Задачи  работы определить, какое значение вкладывается в термин«семья» в настоящее время, выделить и провести анализ основных функцийсовременной семьи, на основе этого выделить наиболее актуальную проблему нашихдней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения.
Я считаю нужным освятитьэти проблемы, так как в последние десятилетия XXвека и, особенно в начале новоготысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. Вконце концов, неминуемо произойдет распад семьи как социальной системы, и ясчитаю, что надо уже сейчас начинать делать все возможное, чтобы этого непроизошло.
Глава 1. Общая роль семьи всовременном обществе
В этой главе я раскрою понятие семьи в целом, носначала надо определиться, что же представляет этот институт как объектсоциологического исследования.
1.1.Семья как объект социологическогоисследования: структура, жизнедеятельность, тенденции и проблемы
Примерно до середины XIXвека семья рассматривалась какизначально моногамная ячейка общества.Философовантичности, средневековья и отчасти Нового времени семья интересовала не каксоциальный институт, а интересовало только ее отношение к социальным порядкам ик государству. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьипатриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьейи собственностью. Гегель писал: « Семья в качестве  лица имеет свою внешнюю реальность внекоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своейсубстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях обосновании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченнойобщественной жизни введение прочной собственности появляется в связи свведением брака».[1]
Таким образом, в процессе исторического развитияотношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости отхарактера производства в данном обществе и культурных традиций данногообщества.
Резко возрос интерес кпроблемам семьи в конце XXвека. Это связано с происходящими кардинальными изменениямив экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказываютогромное влияние на жизнедеятельность человека: на его положение на работе, вбыту, в семье.
Такие изменения Э.Тоффлер[2]определил как переход к информационному обществу. Он говорил о том, что доиндустриальной революции формы семьи были неодинаковы. Когда господствовалосельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях под одной крышей иработали вместе как производственная ячейка («общая семья» в Индии, «задруга» наБалканах, «большая семья» в Восточной Европе). И семья тогда была неподвижной –она своими корнями уходила в землю.
 Во времяиндустриальной революции семьи испытали стресс от перемен: внутри каждой такойсемьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в формеконфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях междудетьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием техническогопрогресса семья утратила возможность работать вместе как производственнаяячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемаямалая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, сталастандартной,  социально признанной«современной» моделью во всех индустриальных обществах.
Начиная с 70-х годов XXвека, прежняя нуклеарная семья,характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении.Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастаетколичество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается числодетей, рожденных вне брака. В 1997 г. В России родилось в незарегистрированномбраке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93%[3].
Таким образом, можновыделить три основные структурные составляющие современной семьи:
·       Родственная(сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редковстречающийся вид семьи в наше время;
·       Нуклеарная(массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна ималодетна;
·       Неполная– быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений.Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).
Соотношение удельного веса между этими видами семейв России по структурному признаку следующее:
·       Нуклеарнаясемья – около 80%;
·       Неполнаясемья – около 19%;
·       Родственнаясемья, с несколькими брачными парами и многодетная – 1%.[4]
Что же все-такипонимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г.Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаныбраком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральнойответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностьюобщества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья естьотношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводствочеловека, общественный механизм этого воспроизводства».[5] Но впоследние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряднегативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себяв полной мере. Они выражаются в следующем:
ü Уменьшение ценности брака, семьи иособенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
ü Увеличение так называемых  “легкомысленных”, необдуманных браков;
ü Непонимание некоторой части молодежипроблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
ü Рост количества семей с однимребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
ü Увеличение числа абортов и всехпоследствий, связанных с ними;
ü Рост неполных семей, в которых детивоспитываются одним родителем;
ü Увеличение числа мужчин и женщин,которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
ü Рост алкоголизма, который сильноподрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденнымидефектами и аномалиями;
ü Значительный рост разводов поэтико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов,а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.[6]
В связи с этим, состояние семьи как социальногоинститута можно оценить как кризисное.
Несмотря на все изменения, которые претерпела семьяза все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: а) семьякак социальный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно вкачестве семьи и организации этого социального института; б) семья как малаясоциальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации напротяжении всей жизни.
Но нельзя говорить о том, что кризиса институтасемьи нет, он есть и, самостоятельно, без помощи государства и другихсоциальных институтов, семье не подняться.
1.2.Типы и функции семей
В п.1.1. мы определились с тем, какой смыслпонимается под термином «семья» в современном обществе и выделили структурныесоставляющие семьи. Теперь обозначим типы и функции семьи.
Типы семей. Основаниями для разграничения семейна типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст,наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличиеродственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). Приклассификации семей исходят из сочетаний видов семей, описанных в п.1.1.
И так, определимся с типами семей:
1. Семьи с одной брачнойпарой с детьми и без детей.
2. Семьи с одной брачнойпарой с детьми и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной брачнойпарой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.
4. Семьи с двумя илиболее брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него)и с другими родственниками (или без них).
5. Семьи, состоящие изматери с детьми.
6. Семьи, состоящие изматери (отца) с детьми.
7. Семьи, состоящие изматери с детьми с одним из родителей матери (отца).
8. Семьи, состоящие изотца с детьми, с одним из родителей отца (матери).
9. Прочие семьи.[7]
Основными в Россииявляются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные (см.стр. 6)
Функции семьи. Семья выполняет различные функции.Функции семьи связаны с потребностями общества и личности.  Знание функций семьи чрезвычайно важно.Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социальногоявления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другойможно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогдапроявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
Функциональный подход к анализу семьи был и осталсяведущим, т.к. функция производна от потребности.
Функции семьи можно подразделить на две группы: 1)как социального института общества; 2) как малой социальной группы. Толькоуспешно осуществляя функции на уровне малой группы, семья может обеспечить иуспешную реализацию своих функций как социального института.
В зависимости от приоритетов  того или иного общества, периодов ихисторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и ихиерархия. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретаютосновное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, какмежду супругами, так и детьми и родителями.
В зависимости от типа семья выполняет следующиефункции:
1)   Репродуктивная.
С точки зрения общества функция деторождения – этовоспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же всемье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первыйребенок нужен супругам для самоутверждения, для завоевания определенногосоциального статуса в обществе, для укрепления брака и, наконец, просто длясоздания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей,чтобы внимание    родственников иродителей не концентрировалось лишь на одном ребенке. Иначе, таким образом,можно воспитать нахлебника и вымогателя.
Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй,  во всем мире) наблюдается процесс массовогоснижения детности семьи.
Динамика детности семьи: суммарный коэффициент рождаемости на однуженщину в 1945-1997 гг. (город — село)[8]
Год
Всего
1945-1949
2,46
1950-1954
2,20
1955-1959
2,08
1960-1964
1,98
1965-1969
1,88
1970-1974
1,86
1975-1979
1,80
1980-1990
1,64
1996
1,28
1997
1,23
На основе данных этой таблицы можно утверждать,что  на одну женщину в 1997 годуприходилось примерно по одному ребенку, тогда как в послевоенный период этоткоэффициент составлял более двух детей. Суммарный коэффициент рождаемости необеспечивает простого воспроизводства населения.
Понятно, что современнаясемья по преимуществу малодетная. Средний состав российской семьи сегоднясоставляет 3,2 члена, т.е. сегодня в семье есть отец, мать и один, реже дваребенка.[9]
Отсюда можно сделать вывод, что важнейшую своюфункцию современная семья не выполняет.
2)   Воспитательная.
Панкова Л.М. говорит, что«с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, кподготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным наборомличных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точкизрения семьи как малой социальной группы функция воспитания – это весь процессвзращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития,объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опытавзросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основабудущей жизни подрастающего поколения. Ребенок – явление социальное. Отношениеребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется впереживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательнаядеятельность семьи – это, прежде всего, создание условий для взращиванияребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир.Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесносвязана с хозяйственно-экономической функцией.
3)   Хозяйственно-экономическая функция.
В настоящее время хозяйственно-экономическая функцияпроявляется там, где вся семья задействована в одном производстве, где все еечлены заинтересованы в результатах своего труда, где семья становитсяэкономической единицей.
Семья связана сраспределением материальных благ.  Какподфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков,ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляяхозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается  в экономическую структуру общественногопроизводства, становится ее подсистемой.
Как малая социальнаягруппа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя частьобязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание частоосуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка,уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).
Без осуществления семьей этой функции, невозможно было быосуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себяпредставляют.
4)   Четвертая функция семьи – это функцияобщения.
 Функцияобщения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов,взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личностипсихологический комфорт.
Общение в семье – это жизнь самой семьи. Безобщения семья не может существовать.
Таким образом, подводявыводы по главе, мы можем сказать, что положение института семьи в современномобществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи иобщества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в томчисле и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семьяначинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупностьфункционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и другихфакторов, влияющих на жизнедеятельность человека.
Глава 2. Проблема неполных семей
Эта глава будет полностью посвящена проблеме неполных семей.Я особенно выделю негативные факторы воспитания детей в неполной семье,влияющие на развитие личности ребенка, а также обозначу пути и способыпредотвращения развития этого вида семей. Но сначала надо понять, чтопредставляет собой семья с одним родителем.
2.1. О семьях с одним родителем
Вопрос о неполных семьяхактуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, укоторого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачныхотношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, неимеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такоеположение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, нои лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливоесупружество.
Неполная семья – малаягруппа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений:мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.[10]
Такие семьи называют еще«материнскими», а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца — «одинокая мать».
Совокупность неполныхсемей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновениятрадиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей),внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьиобъективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальноймобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий,информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудносовмещающимся с выполнением семейных обязанностей.
Переписи населенияпоследних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численностисемей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в1989 г.их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российскихсемей 16,6% неполных.[11]
 Неполные семьи — сегодня уже реальность, накоторую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеетпостоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (вбольшинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самымиразными.
Основными причинамиувеличения неполных семей являются:
1)   Увеличение количества разводов.
Развод – частая причинапоявления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то уматери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либовступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.
Фактор развода всовременных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейныхотношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих вбраке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин. Одинамике нестабильности браков свидетельствует таблица:
Динамика нестабильности браков[12]
Год
В тысячах
На 1000 населения
Браков
Разводов
Браков
Разводов
1992
1053,7
639,2
7,1
4,3
1993
1106,7
663,3
7,5
4,5
1994
1180,6
680,5
7,4
4,6
1995
1074,4
665,6
 7,3
4,5
1996
867
562
5,9
3,8
1997
928
555
6,3
3,8
В 1997 году на каждые 100вновь заключенных браков приходилось около 60 разводов. По сравнению с 1992годом улучшилось соотношение (на 1000) расторгаемых и заключенных браков.Однако можно отметить, что тенденция к расторжению брака растет, и будет растиза счет вероятности развестись в течение одного года супружества.
За период 1990-1997 гг. вРоссии было расторгнуто более 2 460 000 браков, таким образом, остались безотца и реже – без матери 2 150 000 детей, жизнь которых может оказатьсявследствие этого ущербной. Интересно, что чем меньше в семье детей, тем вышевероятность развода. Так, 35,9% разведенных семей были бездетными, 43% имелиодного ребенка, 20,3% — двух детей.[13]
В социологии ситуацияразвода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуациисоциальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях: а)применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт исоциокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми какмалой социальной группе.
Сам развод из явления впрошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокийуровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако,Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) вмире по этому показателю, существенно опережая другие державы.
Если в конце 50-х годовчисло разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то вдальнейшем оно неуклонно возрастало, о чем свидетельствует диаграмма:
Коэффициенты разводимости в РФ (на 1000 населения)[14]

Отмечая рост уровняразводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридическиеусловия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давнораспавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого факторана коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости постране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на1000 населения.
Таким образом, проблемыустойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многихроссийских семей.
2)   Увеличение количества рождений внеофициально зарегистрированного брака.
При внебрачных рожденияхсемья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизнивоспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери сдетьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдаетсятенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных респондентов не видитв семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированномбраке.[15] Вданном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первыхдней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языкаС.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая,-ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачныйребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенкабез отца, закрепился термин «мать-одиночка».
Статистика последнихдесятилетий показывает, что неблагоприятное развитие брачно-семейных отношенийв России, прежде всего, проявляется в росте внебрачной рождаемости. В России посравнению с 1970 годом в 1998 году число внебрачных рождений увеличилосьбольше, чем в 1,5 раза (с 201,2 до 345,9 тыс. чел.). Если в 1970 году было10,6% внебрачных детей (от общего числа родившихся), в 1990 г. – 14,6%, в 1998г. – уже 27%.[16]
Можно выделить 3категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:
a)     Матери, родившие ребенка без мужасознательно.
b)    Матери, родившие ребенка без мужавынужденно.
c)     Матери, усыновившие ребенка, безмужа.
Если раньше рождениевнебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XXв. – началу XXIв. все больше женщин рожают «внебрака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
3)   Увеличение смертности мужчин.
Среди семей, ставшихнеполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов сдетьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно,вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно по этому исследователи уделяютбольшое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимомположении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чащестремятся жениться повторно.
По мнению В. Солодникова,само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные,которые задают специфику вдовства: «естественность»или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смертьодного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ееболезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий,внезапных заболеваний и т.п.
Таким образом, вдовствоявляется серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и егородственников, включая детей.
2.2. Негативные факторы воспитания
Среди проблем неполныхсемей особенно острой предстает проблема ее функционирования как институтавоспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье снесовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как илюбая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, каквоспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы:«Как аукнется, так и откликнется».
Процесс воспитания внеполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают оструюпотребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. Приразрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в делевоспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позицииродителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувстворастерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимымидругими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьевговорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренныйвоспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать,подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервнаясистема. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых,воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразнойинформации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем уматери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, котороевоспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отцачасто гораздо больше, чем у матери».[17]  Таким образом, можно сказать, что воспитаниеребенка без отца неполноценно.
Одна из проблем неполныхсемей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режимеполной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использованоматерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, такимобразом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когдаодинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его состороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости.Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерейполучают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым ониподдерживают близкие отношения, 4% — подруги, коллеги по работе, 3% — соседи,3% — родители отца ребенка, 4% — отец ребенка. Значительной части матерей (21%)помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких неоказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей(68%) работали полный рабочий день.[18]
В неполных семьях остростоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлятьдетей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровеньматериальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, материприходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей,лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточноеколичество времени.
Можно выделить шестьнаиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей внеполной семье:
1.     Гиперопека, когда ребенок и проблемы,связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей иориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из формдеформации воспитания.
2.     Отстраненность матери от собственновоспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу оребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего,но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становитсяпричиной многочисленных конфликтов и переживаний.
3.     Препятствие контактам ребенка сотцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, чтообусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
4.  &nbs


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эзопов язык в баснях Крылова
Реферат Narrative Voice In Homecoming Essay Research Paper
Реферат Дистанционное обучение в вузе
Реферат Свободные экономические зоны: сущность, возможности
Реферат Personal Writing Changing Grades And The Consequences
Реферат Сети передачи данных
Реферат Freud Essay Research Paper Dreams and Freudian
Реферат Легочное сердце
Реферат Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения Неотвратимость выбора по роману
Реферат Автоматизация участка нагревательных печей и толстолистового стана кварто-2800
Реферат Борьба с парафином в условиях НГДУ Лениногорскнефть
Реферат Учение об обожении преподобного Симеона Нового Богослова
Реферат Behavior Genetics Essay Research Paper Human Behavior
Реферат Качество товаров и выявление потребительских предпочтений на однородную группу товаров мягкая ме
Реферат Россия в первой половине восемнадцатого века