Реферат по предмету "Разное"


А. А. Ташкинов (Пермский государственный технический университет)

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Пермский государственный технический университет»Управление внеучебной работы ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫВ ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕСборник нормативных документовИздательство Пермского государственного технического университета 2008Составители: Т.А. Ульрих, И.В. Филимонова, Л.А. Агалакова, В.А. Лихарева, Т.П. Миронова, Н.И. Саньков, Т.М. ФайвусовичУДК 378.662.8:34(470.53-25) ББК Ч488.74(2Рос-4Пер)711.9+Ч481.38(2Рос-4Пер) О-64 (Сборник нормативных документов «Организация внеучебной работы в ПГТУ»)РЕЦЕНЗЕНТЫ д-р физ.-мат. наук, проф. А.А. Ташкинов (Пермский государственный технический университет); д-р социол. наук, проф. ^ В.Н. Стегний (Пермский государственный технический университет)О-64 Организация внеучебной работы в Пермском государственном техническом университете: сборник нормативных документов / сост. Т.А. Ульрих [и др.]. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. – 216 с.Приведены нормативные документы, регламентирующие внеучебную работу по основным направлениям воспитательной деятельности в Пермском государственном техническом университете. Предназначен для организаторов внеучебной воспитательной работы в вузе.УДК 378.662.8:34(470.53-25) ББК Ч488.74(2Рос-4Пер)711.9+Ч481.38(2Рос-4Пер)Ó ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», 2008^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ^ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Внеучебная работа со студентами осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью вузовского воспитательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими внеучебную работу со студентами, являются: федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; постановление правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ», федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 г.)», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», приказы и рекомендательные письма Министерства образования и науки РФ, Устав университета, приказы и распоряжения ректора, настоящее Положение и другие документы. В основе внеучебной воспитательной системы университета лежат принципы гуманистической направленности, демократизма, уважения к общечеловеческим и отечественным ценностям, правам и свободам граждан, толерантности, преемственности, эффективности социального взаимодействия. Основные структурные подразделения, занимающиеся организацией внеучебной работой со студентами в университете: - факультеты и кафедры; управление внеучебной работы (отдел организации научно-исследовательской работы студентов, отдел организационно-массовой работы, клуб студентов, спортивный клуб); управление общежитиями; межвузовский центр внеучебной работы; информационно-представительский центр «Вуз-информ»; центр социальной защиты студентов и аспирантов; научная библиотека. 1.5. Для организации внеучебной работы и проведения массовых мероприятий со студентами могут привлекаться квалифицированные специалисты на договорной основе. ^ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ Формирование личности будущего специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии. Организация досуга студентов во внеучебное время. Сохранение и преумножение традиций вуза.^ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности. Организация гражданско-патриотического воспитания студентов. Организация научно-исследовательской работы студентов. Организация поддержки творческой инициативы студентов и их досуга (творческие коллективы, клубы по интересам, спортивные секции). Проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных, научных мероприятий. Организация воспитательного процесса в общежитиях. Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки студентов. Организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике девиантного поведения в молодежной среде. Организация работы по социальной защите и оздоровлению студентов. Развитие системы информационного обеспечения студентов. Проведение работы по адаптации студентов младших курсов к учебному процессу. Создание системы стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы. Содействие работе общественных объединений: профсоюзной организации, органам студенческого самоуправления в общежитиях, клубам и объединениям.4. Управление внеучебной работой 4.1. Общее руководство внеучебной работой со студентами в вузе осуществляет первый проректор на основе своих должностных обязанностей. 4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в университете созданы: Совет по внеучебной работе со студентами; Совет по научно-техническому творчеству молодежи; Совет по патриотическому воспитанию молодежи. 4.3. Для координации и организации внеучебной работы на факультете назначаются заместители деканов по внеучебной работе – из числа профессорско-преподавательского состава, имеющие стаж работы на педагогических или административных должностях не менее 2 лет. 4.4. Заместители декана по внеучебной работе назначаются и освобождаются от занимаемой должности приказом ректора по представлению декана факультета. 4.5. Заместители декана по внеучебной работе подчиняются непосредственно декану факультета. 4.6. Основные функции заместителя декана по внеучебной работе: планирование, проведение анализа и контроля внеучебной работы со студентами на факультете; организационное и методическое обеспечение работы кураторов академических групп, преподавателей, ведущих внеучебную работу, участие в организации системы повышения квалификации кураторов и преподавателей в сфере воспитательной деятельности; организация мероприятий по профилактике девиантного поведения молодежи, в том числе по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции и алкоголизма; помощь в проведении профилактико - оздоровительной работы среди студентов; решение вопросов финансирования внеучебной работы факультета; организация досуга и творческой деятельности студентов на факультете; обеспечение участия студентов факультета в мероприятиях, проводимых ПГТУ, вышестоящими субъектами государственного и муниципального управления, другими вузами, учреждениями и организациями; взаимодействие с администрацией общежитий, в которых проживают студенты факультета; организация поощрения студентов за активное участие в организации внеучебной работы на факультете и в университете; взаимодействие с общественными молодежными организациями факультета; проведение индивидуальной работы со студентами по вопросам соблюдения правил внутреннего распорядка, быта и т. д. 4.7. Для координации и организации внеучебной работы на кафедрах могут быть назначены помощники заведующего кафедрой по внеучебной работе из числа профессорско-преподавательского состава, основные функции которого соответствуют пункту 4.6 настоящего положения. 4.8. Для организации внеучебной работы с академической группой назначается куратор академической группы на основании распоряжения заведующего кафедрой по согласованию с деканом или его заместителем по учебной или внеучебной работе. 4.9. Организация работы куратора осуществляется на основании утвержденного ректором «Положения о работе куратора академической группы в Пермском государственном техническом университете». Основными направлениями работы куратора являются: помощь в адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, налаживание доброжелательных отношений между преподавателями и студентами; знакомство студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, основными внутривузовскими локальными актами (Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка университета, Правилами проживания в общежитии и другими); осуществление контроля текущей и семестровой успеваемости студентов группы, анализ причин отставания отдельных студентов и содействие их устранению; оказание помощи активу академической группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской, культурно-массовой и спортивно-массовой работе; организация мероприятий по формированию здорового образа жизни и предупреждению девиантного поведения среди студентов; информирование заведующего кафедрой и деканата о положении в академической группе. ^ 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ 5.1. Финансирование внеучебной работы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. 5.1.1. Бюджетные средства: федерального бюджета (финансирование университета, целевое финансирование программ, проектов, мероприятий); областного, городского, районного бюджетов. 5.1.2. Внебюджетные средства: средства, получаемые от платной образовательной, предпринимательской и иной деятельности, предусмотренной законодательством РФ; целевые взносы юридических лиц; средства других источников в соответствии с законодательством РФ. 5.2. Использование бюджетных и внебюджетных средств производится на основании смет расходов, составляемых структурными подразделениями, согласуемых с Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля и утверждаемых ректором. 5.3. Порядок, правила учета, отчетности и контроля за использованием финансовых средств определяются действующим законодательством, нормативно-правовыми актами финансового документооборота в университете.^ 6. СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ 6.1. Для стимулирования работы преподавателей, сотрудников и студентов по организации внеучебной работы предусмотрено: 6.1.1. Моральное стимулирование: награждение дипломами, медалями, грамотами, знаками отличия, свидетельствами участника победителей и участников мероприятий; объявление благодарности от имени ректора преподавателям и сотрудникам университета за активное участие в организации внеучебной работы на факультете и в университете; и другими видами. 6.1.2. Материальное стимулирование: установление ежемесячных, ежеквартальных или разовых надбавок, доплат к заработной плате или премий сотрудникам университета (заместителям деканов по внеучебной работе, кураторам академических групп и др.) из средств факультета или университета в зависимости от качественных и количественных показателей работы; установление надбавки, доплаты к заработной плате или премии помощникам заведующего кафедрой по внеучебной работе из средств кафедры; снижение учебной нагрузки для заместителей деканов по внеучебной работе не более чем на 0,2 ставки; установление за работу в качестве куратора академических групп до 100 часов за учебный год по направлению «Воспитательная работа»; единовременные или ежемесячно установленные надбавки к государственной академической стипендии студентам за особые успехи в научно-исследовательской работе или за активное участие в организации внеучебных мероприятий на факультете и в университете, назначаемые согласно «Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ПГТУ» и «Положения о порядке назначения надбавок к стипендии за особые успехи в научно-исследовательской работе студентов ПГТУ». 6.2. Материальное стимулирование организаторов и участников мероприятий производится при наличии соответствующих средств в университете.^ СТРУКТУРА ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПГТУ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПГТУ (принята Ученым советом ПГТУ 26 октября 2006 г.)Введение Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования. К их числу следует отнести федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» и др. В этих документах поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России. Образование не является рыночным благом. В основе российского образования лежат принципы преемственности, системности, фундаментальности, доступности и др. Основными составляющими его элементами являются обучение и воспитание. Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям: - через учебный процесс – во время аудиторных занятий; - через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя. Цель этих направлений должна быть единой – воспитание современного высококвалифицированного специалиста. Для этого необходимо иметь представление о том, каким должен быть современный специалист. Как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества, как их формировать и кто их должен формировать, т.е. нужна новая современная система воспитания студента, новая концепция. Опираясь на фундаментальные ценности, вузовский коллектив формирует воспитательную среду и становится для будущих специалистов культурным, учебным, научным, профессиональным, молодежным центром. Центральным направлением здесь является не деидеологизация, а новая идеология – на какие ценности ориентировать молодежь, на каких достижениях своей страны их воспитывать. ^ 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТАПод воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Целью воспитания студентов ПГТУ необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Основной задачей в воспитательной работе со студентами в ПГТУ следует считать создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии. Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания: формирование у студентов высокой нравственной культуры; формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи; укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению. Решить эти задачи возможно, руководствуясь в работе принципами: - гуманизма к субъектам воспитания; - демократизма, предполагающего реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента; - уважения к общечеловеческим отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректности, толерантности, соблюдения этических норм; - преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания уважительного отношения, любви к России, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в родном университете.^ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯВ соответствии с основной целью воспитания студентов в ПГТУ в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание. Эти три направления должны присутствовать в планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях университета как в учебное, так и внеучебное время: на лекциях и семинарах, производственной практике, в работе кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях, в делах студенческих общественных организаций.2.1. Профессионально-трудовое воспитаниеВ этом направлении интегрированы профессионально-творческое и трудовое, экологическое воспитание, формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей. В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в вузе важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов является в университете специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики. В ходе профессионально-трудового воспитания, по мере приобщения к профессии, решается целый ряд взаимосвязанных задач: - формирование сознательного отношения к выбранной профессии; - воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность; - развитие профессиональной психологии специалиста-профессионала как свободно определяющегося в данной области труда; - формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения; - формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с имиджем профессии и авторитетом. Для решения задач профессионально-трудового воспитания студентов вуза необходимо: - формировать личность студента в процессе включения его в трудовую деятельность; - стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней; - открывать перспективу роста студента, опираясь на положительные качества его личности; - учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента; - воспитывать студента профессионально в учебном коллективе и через коллектив в единстве и согласованности педагогических усилий. Профессионально-трудовое воспитание студентов – это как педагогически организованная деятельность студентов, так и самостоятельная. Профессионально-трудовое самовоспитание входит органической составной частью в целое как неотделимый его элемент. Важнейшее значение имеет специально-профессиональный аспект профессионально-трудового воспитания. Основным содержанием его является следующее: - ознакомление студентов с профессиограммой, включающей характеристику содержания, условий, режима и организации труда, профессионально-квалификационные и психофизиологические требования в целях осознания каждым студентом своего соответствия им и осмысления социальных аспектов профессионального труда; - раскрытие социокультурного потенциала данной профессии и приобщение к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры; - сообщение историко-технических сведений о данной профессии; - ознакомление с имеющимся профессиональным опытом и традициями в данной области труда; - раскрытие экономического, экологического, нравственного и эстетического аспектов профессионального труда; - ознакомление студентов с профессиональной этикой и воспитание у них культуры труда и профессиональной культуры; - студентов к профессиональным ролям. Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников вуза является их социальная компетентность, т.е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии. Выпускники вуза призваны выполнять роли руководителей трудовых коллективов как первичных (бригадир, мастер), так и более крупных (начальник смены, участка, заведующий лабораторией, отделом и т.п.). Важным элементом подготовки специалистов к управленческой деятельности может явиться обязательная управленческая практика студентов как в условиях производственного коллектива, так и в стенах университета. Обязательной органической составной частью подготовки специалистов должно стать овладение в ходе естественно-научного и гуманитарного образования фундаментальными научными, правовыми и экономическими основами экологически безопасной и природоохранной деятельности, а в ходе профессиональной и специальной подготовки –основами соответствующей технической и технологической квалификации. Содержание специальных инженерных курсов необходимо разрабатывать на основе тех новейших научно-технических отечественных и зарубежных достижений, приоритетами которых являются не только экономические показатели, но и показатели экологической безопасности. При воспитании конкурентоспособного выпускника вуз должен сформировать у каждого студента: систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования; высокую нравственность и этику трудовой деятельности; высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности; осознанное отношение к своим профессиональным достижениям; индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий; экологическую ответственность; активный интерес к избранной профессии; организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах. 2.2. Гражданско-правовое воспитание студентовВ этом виде воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейно-бытовое направления воспитания. Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, такие как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе. Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения. Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества. Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям. Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов в университете должна охватывать весь период их обучения. Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник университета осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике. В условиях демократизации российского общества большое значение имеет формирование внутрисемейных отношений демократического типа, ориентированных на тип поведения и жизненные цели, отвечающие интересам всех членов семьи и целям развития общества. Особое внимание необходимо уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений. Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать сформированная установка на создание крепкой жизнеспособной семьи, установка на демократические отношения в семье и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных традиций. В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др. 2.3. Культурно-нравственное воспитаниеВоспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура. Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека. Подлинно культурный человек – это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, что можно рассматривать в качестве показателей эффективности воспитательной деятельности в данной сфере. В качестве показателей сформированности эстетического сознания можно выделить: наличие идеальных базовых образцов высокого искусства, понимание различных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня. Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на ведение здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в нестабильном обществе. В развитии личности студента большое место занимает работа над собой. Физическое воспитание дает результаты только при активном стремлении студента к самовоспитанию и совершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и самосовершенствует практические умения и навыки. Регулярное участие в спортивно-массовых мероприятиях в течение всего периода обучения способствует формированию и совершенствованию таких важных профессиональных качеств, как общая выносливость, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, инициативность, коммуникабельность. Личностные свойства, приобретенные на спортивных соревнованиях, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и спортивно значимые качества влияют на формирование эстетических представлений и потребностей студента. В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, интеллигентность, высокие эмоционально-волевые и физические качества.^ 3. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Воспитание в университете – целенаправленный процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время учебных занятий, так и во внеучебное время. Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, сила университетской традиции, гуманистический характер университетской атмосферы. Кроме того, воспитательный процесс осуществляется силами специальных университетских структур через систему соответствующих мероприятий. Основами системы воспитания являются гуманизация и гуманитаризация образования, демократизация университетской жизни, развитие системы внеучебной работы со студентами и студенческого самоуправления.3.1. Гуманизация и гуманитаризация высшего образованияПод гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и проявление его способностей, индивидуальности, а под гуманитаризацией – научные средства для обеспечения гуманизации. Гуманизация ставит личность человека в центр воспитательного процесса как его основную цель. При этом кардинальные изменения вузовского гуманистического воспитания студентов возможны, если будут выполнены следующие требования: повышена гуманистическая направленность преподавания всех дисциплин учебного плана; утвержден индивидуальный подход к гуманистическому развитию личности будущего специалиста; повышена роль воспитательного воздействия студенческого коллектива и органов системы студенческого самоуправления на всех уровнях, особенно на уровне академической группы университета. Гуманитаризация высшего технического образования не может быть чем-то внешним, не включенным в общий и целостный учебно-воспитательный процесс. Она должна внутренне пронизывать процесс обучения и воспитания личности и осуществляться на основе целенаправленной деятельности всех заинтересованных структур университета: кафедр, управленческих и организационных подразделений, преподавателей и студентов. Составными элементами системы гуманитаризации образования в университете являются: преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественно- научных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе; развитие демократических методов общения со студентами, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, воссоздание и развитие научных школ выдающихся ученых и педагогов; расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании новой учебно-воспитательной политики. Большая роль в процессе гуманизации высшего технического образования принадлежит преподавателю-воспитателю, воспитывающая и развивающая функции которого становятся ведущими по отношению к таким его основным функциям, как обучающая, информационная и контролирующая. Гуманизация и гуманитаризация образования будут способствовать формированию у будущих специалистов более полной картины мира, что соотносится с общей целью образования и воспитания культурного человека.3.2. Демократизация университетской жизниДемократизация университетской жизни предполагает развитие такой системы отношений между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, которая основана на постоянном расширении прав и полномочий, равно как обязанностей и ответственности всех субъектов управления университетом (администрации, педагогического и студенческого коллективов). Она означает децентрализацию властных полномочий университетской администрации, усиление выборных начал и в идеале превращение университета в «самоуправляющуюся» систему. Успех демократизации внутривузовского управления зависит, в первую очередь, от осознания каждым коллективом необходимости демократических преобразований в современном вузе. Демократизация внутривузовского управления, в первую очередь, понимается как процесс становления, ф


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат An Article Evaluation Essay Research Paper Although
Реферат Сёгунат как система государственного управления в Японии от становления до падения
Реферат Коммерческий анализ ассортимента бытовых электрохолодильных приборов реализуемых торговой сетью
Реферат Основные направления политики идентичности: конструктивистский подход
Реферат Тема любви в лирике Пушкина
Реферат Формирование речевой деятельности младших школьников
Реферат «Сказочный Эрмитаж» первые шаги в дошкольное мультимедиа Ключевые слова
Реферат At The Height Of His Career Why
Реферат Основания отмены судебных актов арбитражных судов 1 и апелляционной инстанций
Реферат Полезные ископаемые 2
Реферат Специфика Белорусской ситуации применения стабилизационных задач
Реферат Пpиближения непpеpывных пеpиодических фyнкций тpигонометpическими полиномами
Реферат Основные научные теории отношения руководителя к персоналу
Реферат Анализ и пути улучшения финансового состояния организации
Реферат Современная экономика Германии: проблемы и перспективы