Министерство образования и науки, молодежи и спорта УкраиныНациональный университет физического воспитания и спорта УкраиныШИНКАРУК ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА УДК: 796.015.83 ОТБОР СПОРТСМЕНОВ И ОРИЕНТАЦИЯ ИХ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ(НА МАТЕРИАЛЕ ОЛИМПИЙСКИХ ВИДОВ СПОРТА)24.00.01 – Олимпийский и профессиональный спортАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук по физическому воспитанию и спортуКиев – 2011Диссертацией является рукописьРабота выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины^ Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Платонов Владимир Николаевич, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, ректор^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Манолаки Вячеслав Григорьевич, Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова, ректор;доктор наук по физическому воспитанию и спорту, доцент ^ Козина Жаннета Леонидовна, Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, заведующая кафедрой циклических видов спорта и спортивных игр;доктор педагогических наук, профессор ^ Болобан Виктор Николаевич, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, профессор кафедры спортивных видов гимнастики и спортивного танцаЗащита состоится 10 февраля 2012 г. в 12.30 на заседании специализированного ученого совета Д 26.829.01 Национального университета физического воспитания и спорта Украины (03680, Киев–150, ул. Физкультуры, 1).С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального университета физического воспитания и спорта Украины (03680, Киев–150, ул. Физкультуры, 1).Автореферат разослан 5 января 2012 г.Ученый секретарь специализированного ученого совета В. И. Воронова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Популярность олимпийского спорта в современном мире, его интенсивная коммерциализация и профессионализация, постоянно возрастающая социально-политическая значимость успехов на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх привели в последние годы к формированию во многих странах мира высокоэффективных систем подготовки спортсменов. Следствием этого стало резкое возрастание конкуренции на международной спортивной арене. Практика современного спорта, многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что результаты мирового уровня, достижения на Олимпийских играх доступны лишь особо одаренным спортсменам, во-первых, имеющим явно выраженные природные задатки к достижениям в конкретном виде спорта, а во-вторых, сумевших их реализовать в процессе многолетнего совершенствования. Понимание этого предопределяет направления исследований, которые на протяжении последних десятилетий проводятся в сфере олимпийского спорта. В частности, проведено большое количество работ, посвященных вопросам построения оптимальной структуры процесса многолетнего совершенствования спортсменов (Ц. Желязков, 1981; В. Лещенко, 1997; В. Платонов, 1997, 2004; Л. Матвеев, 1999, 2001), периодизации тренировочного процесса в течение года (Ф. Суслов 1985; Н. Озолин, 1970, 2003; А. Бондарчук, 2005; C. Flynk, 1992; T. Bompa, 2002), подготовки юных спортсменов (М. Набатникова, 1982; В. Филин, 1995; Т. Тимакова, 2002), моделирования и прогнозирования в спорте (М. Шестаков, 2003; В. Болобан, 2009; M. Turker 1996), индивидуализации тренировочного процесса (М. Бриль, 2001; Ж. Козина, 2009; V. Manolaki, 2007); определены возрастные границы этапов многолетней подготовки и оптимальной продолжительности карьеры спортсменов (К. Сахновский, 1997; Л. Матвеев, 2001). Постоянный рост спортивных рекордов, конкуренции на международной спортивной арене, резкое расширение спортивного календаря в последние годы за счет коммерческих соревнований привели к интенсификации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, значительному увеличению нагрузок на организм спортсмена, что требует от него предельной мобилизации функциональных резервов и психологической устойчивости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Данное положение обусловило разработку проблемы отбора (Н. Булгакова, 1986; М. Булатова, 1996; К. Сахновский, 1997; R. Arnot, Ch. Gaines, 1992; V. Zaporozhanov, H. Sozanski, 1997). Большое внимание уделено вопросам спортивного отбора спортсменов на начальных этапах (В. Волков, В. Филин, 1983; Б. Шварц, С. Хрущев, 1984; Л. Волков, 2002), развитию их задатков и способностей (В. Филин, Н. Фомин, 1980; Л. Волков, 2008; В. Бальсевич, 2008; В. Губа, 2003; В. Сальников, 2003; Н. Булгакова, 2009); обоснованию комплекса морфологических и физиологических показателей применительно к разным видам спорта (Л. Харитонова, 1998; В. Давыдов 2006; K. Tittel, H. Wutscherk, 1992; M. Weiss, 1992; Wilmore, D. Costill, 1994; P. Åstrand, K. Rodahl, 1997); проблемам организации и методики отбора (Р. Мотылянская и М. Налбандян, 1984; В. Никитушкин и др., 2005; J. Brown, 2001). Проведены исследования относительно изучения генетической предрасположенности спортсменов (В. Никитюк, 1985; Л. Сергиенко, 1999; В. Ильин, 2007; G. Gaisl, 1980; C. Bouchard, 1992; и др.). Особое внимание обращено на проблему ориентации спортивной подготовки, связанной с выявлением предрасположенности спортсменов к демонстрации высоких результатов в конкретных видах соревнований, по возможности, на более ранних этапах (Л. Семенов, 2005; В. Флерчук, 2008), к скоростно-силовой работе (Т. Юшкевич 1991; W. Joung, 1993; R. Wilks, 1995) и работе на выносливость (J. Thoden, 1991; V. Mishchenko, 2010). Рассмотрение имеющихся научных данных, накопленных в теории и методике спортивной подготовки, показало наличие большого объема как теоретического, так и экспериментального материала в каждом из выше представленных направлений. Однако огромный массив научного знания не объединен в целостную систему, в которой органически увязаны процесс спортивного отбора, ориентации спортивной подготовки с этапами многолетнего совершенствования спортсменов. Это значительно затрудняет реализацию этих знаний в спортивной практике. В связи с вышеизложенным актуальными являются систематизация имеющегося массива знаний о многолетней подготовке, отборе и ориентации спортсменов и приведение его в целостную систему; проведение дополнительных экспериментальных исследований для накопления данных, где осуществлено недостаточно исследований или они носят разрозненный характер, что не позволяет в полной мере создать единую систему, предполагающую практическую реализацию индивидуальных возможностей спортсменов.^ Связь работы с научными планами, темами. Диссертационная работа выполнена в соответствии со «Сводным планом НИР в сфере физической культуры и спорта на 2001―2005 гг.» Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины, тема 1.2.5. «Совершенствование системы многолетнего отбора и ориентации спортсменов в разных видах спорта», № государственной регистрации 0101U006310 (руководитель темы О.А. Шинкарук), «Сводным планом НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006―2010 гг.» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, тема 3.2.1 «Обоснование современной системы отбора и ориентации спортсменов в разных видах спорта», № государственной регистрации 0106U010777 (руководитель темы О.А. Шинкарук).^ Цель работы – на основе теоретического анализа и собственных экспериментальных исследований сформировать целостную систему научных знаний, объединяющую подготовку, многоступенчатый отбор спортсменов и их ориентацию, для оптимизации управления многолетним тренировочным процессом.^ Задачи исследования. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по вопросам многолетней подготовки, отбора спортсменов и их ориентации. На основе обобщения теоретических данных, передового практического опыта и собственных экспериментальных исследований сформулировать основные положения, составляющие основу знаний о многолетней подготовке, отборе спортсменов и их ориентации как единого целого, и механизм их практической реализации в процессе тренировочной деятельности. Сформировать систему отбора и ориентации подготовки спортсменов в процессе многолетнего совершенствования. Систематизировать критерии отбора и направления ориентации тренировочного процесса в соответствии с этапами многолетней подготовки спортсменов. Разработать технологию многоступенчатого отбора спортсменов и их ориентации на этапах многолетней подготовки применительно к различным группам видов спорта и проверить ее эффективность в тренировочной и соревновательной деятельности.^ Объект исследования ― система подготовки спортсменов.Предмет исследования ― система отбора спортсменов и ориентации их подготовки в процессе многолетнего совершенствования. В основу методологии исследований положены диалектико-материалистический метод (метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности, использующий основные законы диалектики), научный метод (совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач) и системный подход, который рассматривает объект (систему) как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними. Исследования базировались на знаниях об общих закономерностях и принципах построения многолетней подготовки (Л. Матвеев, 1995, 1997, 1999; В. Платонов, 1994, 2000, 2004, 2010; Н. Озолин, 2003), управлении, контроле, отборе, моделировании и прогнозировании в спорте (В. Запорожанов, 1988; М. Булатова, 1996; В. Бальсевич, 2001; Н. Булгакова, 2010), о медико-биологических основах подготовки спортсменов (М. Бриль, 1983; В. Волков, В. Филин, 1983; J.H. Wilmore, D.L. Costil, 2004); на данных передовой спортивной практики.^ Методы исследования. В процессе выполнения диссертационной работы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение ― анализ специальной научной литературы, обобщение опыта практической работы по организации многолетней подготовки, отбора спортсменов и их ориентации в разных видах спорта; педагогические наблюдения и эксперимент; медико-биологические методы; метод экспертных оценок; методы математической статистики.^ Научная новизна работы. В результате научных исследований в диссертации впервые: ― сформирована на основе теоретического анализа и обобщения, данных передовой спортивной практики, собственных экспериментальных исследований система знаний, рассматривающая многолетнюю подготовку, отбор и ориентацию спортсменов в органической взаимосвязи, и реализована на практике на качественно новом уровне с учетом современных требований развития видов спорта для оптимизации управления тренировочным процессом; ― изучена структура знаний об отборе и ориентации, что позволило сформулировать основные принципы, лежащие в основе системы многолетней подготовки, отбора и ориентации: многоступенчатость и взаимосвязь с этапами многолетней подготовки; периодичность; динамичность; специфичность; комплексность; надежность; информативность; ― система подготовки, отбора и ориентации спортсменов представлена как взаимосвязанный многолетний процесс, направленный на максимальную реализацию индивидуальных возможностей, что согласуется с положениями «Национальной доктрины развития физической культуры и спорта», законом Украины «Про фізичну культуру і спорт», в соответствии с которыми спорт разделен на следующие уровни: детско-юношеский спорт (подготовка, отбор и ориентация отдаленного резерва), резервный спорт (подготовка, отбор и ориентация ближайшего резерва), спорт высших достижений (подготовка, отбор спортсменов в национальные сборные команды по видам спорта и их ориентация); ― систематизированы критерии отбора спортсменов, находящихся в системе детско-юношеского спорта, резервного спорта, а также спорта высших достижений; направления ориентации их подготовки, совокупность средств и методов для управления тренировочным процессом на разных этапах многолетнего совершенствования; разработано содержание тренировочного процесса, предусматривающее периодичность отбора и ориентацию подготовки спортсменов; ― обоснована и экспериментально проверена технология многоступенчатого отбора спортсменов и ориентации их подготовки, которая имеет широкое обобщающее значение, может использоваться на этапах многолетней подготовки применительно к различным группам видов спорта, в основе которой ― информативные критерии, комплекс тестов для оценки возможностей спортсменов, программа отбора, включающая приоритетные для вида спорта показатели, обобщенные и дифференцированные шкалы, направления ориентации тренировочного процесса; ― дополнены и расширены знания, относящиеся к содержанию этапов многолетней подготовки, критериям отбора спортсменов, ориентации тренировочного процесса с учетом прогнозируемой модели соревновательной деятельности, в основе которой ― индивидуальные особенности спортсменов.^ Практическая значимость исследований связана с реализацией технологии многоступенчатого отбора в разных видах спорта, ориентации тренировочного процесса в соответствии с этапом многолетней подготовки, включающей критерии, характеризующие потенциальные возможности спортсменов и специальную подготовленность; оценочные шкалы, алгоритмы расчета интегральных и обобщенных оценок перспективности спортсменов, унифицированный протокол заключения о возможностях и текущей подготовленности, рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса спортсменов на последующих этапах подготовки. Разработка и внедрение в практику комплексной системы отбора и ориентации, адаптированной к специфическим условиям различных видов спорта, возрастным особенностям и квалификации спортсменов, позволяет вооружить тренеров-преподавателей необходимой информацией и, на этой основе, оптимизировать тренировочный процесс. Результаты исследований позволили расширить существующие знания в области теории и практики отбора в системе многолетней подготовки спортсменов разного возраста и групп видов спорта, и могут быть использованы в общей системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Результаты исследований апробированы и внедрены в практику подготовки спортсменов ― членов сборных команд Украины по гребле на байдарках и каноэ, легкой атлетике, прыжкам в воду при подготовке к Играм ХХІХ Олимпиады 2008 г.; ШВСМ, г. Киев; ДЮСШ, г. Хмельницкий и г. Ивано-Франковск, о чем свидетельствуют соответствующие акты. Результаты исследований были доложены на заседаниях Экспертного совета по вопросам подготовки и участия спортсменов в Олимпийских играх в период с 2007 по 2010 г. и рекомендованы к внедрению. Все основные положения диссертационной работы легли в основу совершенствования учебных дисциплин: «Общая теория подготовки спортсменов», «Современная система подготовки спортсменов высокого класса», «Теория юношеского спорта», «Адаптация и функциональные резервы организма спортсменов», «Теория и методика избранного вида спорта (гребля на байдарках и каноэ, академическая гребля, фехтование, легкая атлетика, спортивные игры)», в виде монографии, учебных программ для аспирантов по специальности 24.00.01, программ учебно-методических семинаров слушателей факультетов повышения квалификации, преподавателей физического воспитания высших учебных заведений Украины, курсов лекций, практических и семинарских занятий для студентов Национального университета физического воспитания и спорта Украины, внедрены в практику подготовки спортсменов национальных сборных команд Украины по видам спорта, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, ДЮСШ, о чем свидетельствуют акты внедрения.^ Личный вклад соискателя. В совместных публикациях соискателю принадлежат приоритеты в организации, формировании направлений исследований, анализе, обсуждении фактического материала и теоретическом обобщении. Вклад соавторов определяется участием в организации исследований отдельных научных направлений, помощью в обработке материалов, их частичном обсуждении и участием в дискуссиях и круглых столах.^ Апробация результатов диссертации. Основные теоретические положения работы, методология и методологические принципы, новизна работы докладывались на международных конгрессах и конференциях: IV Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех: проблемы здоровья, рекреации, спортивной медицины и реабилитации» (Киев, 2000); «Problemy Dymorfismu plciwego w sporcie» (Katowice, 2001, 2002); International scientific congress FISU (Beijing, 2001); VI Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Варшава, 2002); International scientific congress «Indywidualizacja w procesie treningu sportowego» (Гданьск, 2002); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе» (Минск, 2003); VIІ Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 2003); VII Международная научная сессия «Научное обоснование ФВ, спорта, тренировки и подготовки кадров по ФК и С» (Минск, 2004); VIІI Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Алматы, 2004); IХ Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Киев, 2005); Международный конгресс Европейского колледжа спортивных наук (Лозанна, 2006); «Молода спортивна наука України» (Львов, 2004, 2005, 2006); Международный научно-практический семинар тренеров по гребле на байдарках и каноэ (Киев, 2007), І и ІV Международные научно-практические конференции молодых ученых (Киев, 2008, 2011); научно-практический семинар тренеров Украины по хоккею «Вдосконалення системи підготовки спортсменів у хокеї» (Киев, 2008); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки резерва в спорте высших достижений» (Минск, 2009), ХІІ, ХІІІ, ХІV Международные научные конгрессы «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 2008, Алматы, 2009, Киев, 2010), Международный конгресс «Sport, stress, adaptation» 2010 Olympic sport and sport for all» (София, 2010); Международная научная конференция «Individuation in the process of sports training» (Гданськ, 2010); научно-методический семинар тренеров Украины по биатлону «Вдосконалення системи підготовки спортсменів у біатлоні» (Киев, 2010); Foro Mundial de Educacion Fisica, II Cumbre Iberoamericana de Educacion Fisica y Deporte Escolar, I Simposio de Actividad Fisica y calidad de Vida, Taller Internacional Deporte Escolar y Alto Rendimiento (Habana, 2010); ХІІ Международная научная сессия по итогам НИР за 2010 г. «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму» (Минск, 2011); научно-практические конференции кафедры теории и методики спортивной подготовки и резервных возможностей спортсменов (2000—2011) и научно-исследовательского института НУФВСУ (2005—2011).Публикации. Результаты исследований представлены в 70 работах, из них ― 1 монография, 59 статей в научных журналах и сборниках (30 ― в специализированных изданиях), 10 научно-методических пособий, программ и публикаций, которые дополнительно отображают результаты научных исследований.^ Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 438 страницах основного текста, состоит из введения, восьми разделов, выводов, списка использованной литературы (411 источников), приложения и иллюстрирована 114 таблицами и 54 рисунками.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обоснована актуальность выбранной темы; указана связь с научными планами, темами; определены объект, предмет, цель, задачи, методология и методы исследований; раскрыта научная новизна и практическая значимость работы; а также определен личный вклад соискателя, представлена информация об апробации результатов и публикациях по теме диссертационной работы.Первый раздел диссертации «Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования как научная проблема» посвящен анализу литературных данных, где рассмотрены вопросы: ― формирования системы многолетней подготовки в ретроспективе и на современном этапе (Л. Матвеев, 1965, 1971, 1995; А. Новиков, 1966; В. Дьячков, 1984; D. Harre, 1982); ― общей структуры многолетней подготовки и тенденций ее изменения (Ю. Железняк, 1981; В. Платонов, 1988, 2003, 2004, 2010); ― периодизации подготовки спортсменов (Ю. Верхошанский, 1985, 1991; В. Платонов, 2004; А. Бондарчук, 2005; J. Satori, P. Tschiene, 1988; S. Zanon, 1997; T. Bompa, 2002); ― отбора и ориентации спортсменов как составляющей эффективного управления на разных этапах многолетнего совершенствования (В. Филин, Н. Фомин, 1980; М. Набатникова, 1982; Р. Мотылянская, М. Налбандян, 1984; V. Gambetta , 1989; J. Dunbar, 1991; D. Martin et al., 1993; D. Watts, 1995); ― особенностей организации отбора в разных видах спорта (Н. Булгакова, 1986, 2010; К. Сахновский, 1997; Л. Волков, 2008; A. Кlaus, 1991; R. Arnot, Ch. Gaines, 1992; M. S. Jinri Jiang, 1993; V. Zaporozhanov, H. Sozanski, 1997; J. Brown, 2001). Специалисты в области спорта подтверждают необходимость изучения многолетней подготовки спортсменов в связи со стремительными переменами в последние годы в олимпийском спорте, его возрастающей коммерциализацией. Развитие системы подготовки спортсменов на современном этапе охватывает ряд приоритетных направлений, среди которых авторы (В. Платонов, 2004; B. McFarlane, 1985; H. Morton, 1992; D. Aitken, 1996) выделяют ориентацию многолетней подготовки спортсменов на достижение наивысших результатов и целенаправленной подготовки на достижение максимального результата на каждом этапе многолетнего совершенствования; обоснование возрастных диапазонов, связанных с первыми большими успехами на международной арене и продлением периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры; ориентацию на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена в процессе многолетней подготовки. Анализ данных литературных источников по вопросам многолетней подготовки показал, что на протяжении нескольких десятилетий система подготовки спортсменов постоянно изменяется, что свидетельствует о ее динамичности и необходимости дальнейшего исследования ее элементов. Одним из таких элементов управления многолетней подготовкой, является отбор спортсменов и ориентация их подготовки (В. Бальсевич, 1997; В. Давыдов, 2002; В. Сальников, 2003; В. Платонов, 2007; В. Никитушкин, 2010). Система спортивного отбора и ориентации, ее элементы на практике не взаимосвязаны с особенностями подготовки спортсменов на разных этапах, что не позволяет своевременно осуществлять поиск перспективных спортсменов и ориентацию подготовки с учетом их индивидуальных особенностей и задач тренировочного процесса. Не менее важной проблемой является то, что программы и учебные планы строились на основе принципов, сформированных еще в 1950-е годы, и практически не отображали массива знаний и практического опыта, накопленных в сфере рационального построения многолетней подготовки, ориентированной на полное раскрытие индивидуальных возможностей каждого спортсмена в оптимальной возрастной зоне. Консерватизм государственной системы, территориальные и ведомственные интересы и противоречия, несовершенные критерии оценки эффективности труда спортивной организации и ряд других причин не позволяли оптимизировать систему подготовки отдаленного и ближайшего резерва. Литературный анализ показывает необходимость совершенствования системы подготовки спортсменов в соответствии с закономерностями спортивного отбора, ориентации атлетов с учетом их предрасположенности и индивидуальных особенностей, принципов построения тренировочного процесса. Определено, что спортивный отбор и ориентация должны осуществляться с учетом главных факторов, определяющих успех спортивного совершенствования в конкретном виде спорта. Принципы и положения отбора должны учитывать врожденные качества и особенности, динамику спортивных достижений, уровень развития и темпы прироста специальных физических качеств и др. Во многих видах спорта отсутствует обоснованная система специфических тестов и информативных критериев, позволяющих выявить перспективных спортсменов, определить их предрасположенность к работе разной направленности и разработать рекомендации по ориентации тренировочного процесса. Во втором разделе диссертации «Методы и организация исследования» представлена методология, методы исследования в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами работы, обоснована целесообразность использования данных методов, описаны организация и контингент испытуемых. В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение (анализ специальной литературы по вопросам многолетней подготовки и отбора в олимпийском спорте, организации отбора в различных видах спорта и обобщение опыта практической работы); педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; медико-биологические методы: антропометрия, комплексное исследование функциональных возможностей систем организма (хронометрия, эргометрия, пульсометрия, спирометрия, газоанализ) и психофизиологических особенностей; метод экспертных оценок; методы математической статистики. Исследования проводились в три этапа в период с 2000 по 2010 г., на каждом из которых были решены поставленные задачи.^ На первом этапе (2000―2003) были проанализированы современные научные и методические литературные источники, обобщен практический опыт по построению многолетней подготовки и проведению мероприятий по отбору и ориентации в спорте; определены основные положения современной подготовки, отбора спортсменов и их ориентации в зарубежных странах и Украине; проведены экспертный опрос, анкетирование тренеров и спортсменов.^ На втором этапе (2004―2008) разработана технология отбора спортсменов и направления ориентации их подготовки; проведена серия исследований с атлетами, находящимися на разных этапах многолетнего совершенствования для определения их перспективности; систематизированы критерии и тесты; разработаны и внедрены программа подготовки спортсменов высокого класса, система контроля и ориентации их тренировочного процесса.^ На третьем этапе (2009―2010) на основе полученных экспериментальных и теоретических данных сформулированы положения, составляющие основу знаний об отборе и ориентации спортсменов в процессе многолетнего совершенствования, и определены пути реализации полученных результатов. Решение поставленных экспериментальных задач осуществлялись: на базе Научно-исследовательского института Национального университета физического воспитания и спорта Украины (лаборатория теории и методики спортивной подготовки и резервных возможностей спортсменов, лаборатория биомеханических технологий в физическом воспитании и олимпийском спорте); в условиях тренировочной деятельности – на базе ШВСМ, г. Киев; ДЮСШ (гребля на байдарках и каноэ), г. Хмельницкий (совместно с аспирантом В. Флерчуком); ДЮСШ «Динамо», ДЮСШ «СКА», центра олимпийской подготовки «Конча-Заспа» (фехтование), г. Киев (совместно с аспиранткой Л. Радченко); СК «Альбатрос», школы-лицея № 23 Прикарпатского университета, специализированной СОШ № 11, г. Ивано-Франковск (совместно с аспиранткой И. Матвиенко); сборной команды Украины по гребле на байдарках и каноэ, прыжкам в воду, борьбе вольной, легкой атлетике; в условиях соревновательной деятельности (чемпионаты Украины 2000―2008 гг., чемпионат Европы 2008 г., Олимпийские игры 2008 г.). В исследовании приняли участие 24 спортсмена высокой квалификации: члены национальных сборных команд Украины по гребле на байдарках и каноэ (6), прыжкам в воду (8), легкой атлетике (4), борьбе вольной (6); спортсмены, находящиеся на этапах предварительной, специализированной базовой подготовки и подготовки к высшим достижениям: гребля на байдарках и каноэ – 256 спортсменов 16–20 лет, легкая атлетика ― 30 спортсменов 16―18 лет, фехтование – 104 спортсмена 14―16 лет и 47 фехтовальщиков 17―22 лет; дети, находящиеся в системе массового школьного спорта и на этапе начальной подготовки ― 158 детей, 299 родителей. Респондентами и экспертами в исследованиях были 41 ведущий тренер по гребле на байдарках и каноэ, 45 тренеров по фехтованию. Проанализированы анкетные данные победителей и призеров Олимпийских игр (1956―1976, 1988―2008) по 9 видам спорта – 3771 чел. В третьем разделе «Управление многолетней подготовкой и отбор спортсменов в ведущих странах мира» рассмотрены особенности многолетней подготовки и отбора спортсменов в Австралии, Китае, Германии, Норвегии, США, Франции, Японии, обобщен зарубежный опыт организации отбора в олимпийском спорте (Китай, Латвия, Германия, Польша, Россия, США, Украина), определены теоретические положения разработки критериев отбора и ориентации спортсменов. Выявлено, что подготовка спортсменов практически во всех странах имеет, с одной стороны, много общих черт, с другой ― специфические национальные особенности. К общим относят комплексный подход и равномерное распределение всех составляющих в обеспечении конечного результата: теоретико-методологические и организационные основы; материально-технические условия; финансовые ресурсы, подготовку основного контингента и резерва; непосредственно тренировочный процесс и соревновательную деятельность; медицинское и научно-методическое обеспечение. Несмотря на то, что подготовка в каждой стране предусматривает разные подходы (через общественные структуры – спортивные федерации по видам спорта, клубы; государственное управление; смешанное управление ― государственное с учетом интересов общественных организаций), применяются схожие модели организации и управления многолетней подготовкой и отбором спортсменов. Практически для всех систем характерно обучение основам вида спорта на уровне детского спорта, кроме Германии. Подготовка в странах охватывает 4―5 уровней. Отсутствует объективная система отбора и ориентации, которая учитывает особенности этапов многолетней подготовки, индивидуальные возможности спортсменов и их реализацию. Анализ программ, тестов и показателей для применения в процессе отбора и ориентации подготовки спортсменов в разных странах, показал наличие как ряда общих характеристик, так и существенные различия в применяемых подходах: ― большая часть тестов и регистрируемых показателей, составляющих содержание системы оценки потенциальных возможностей спортсменов в каждой из стран, несовместимы между собой. Это затрудняет обмен информацией, сдерживает развитие системы отбора в целом; ― различны методологические подходы при формировании комплексов показателей, оценочных шкал, интегральных оценок перспективности, зачастую не учитывающих специфику видов спорта, биологический возраст, характер предшествующей подготовки, темп роста спортивных достижений и др. Для систематизации критериев и унификации подхода к разработке системы отбора и ориентации подготовки спортсменов в многолетнем процессе определены теоретические положения: одаренность определяется наследственно обусловленными задатками, которые касаются структурных, функциональных и психологических особенностей, определяющих деятельность и поведение человека; генетически обусловленные задатки характеризуются относительно малой изменчивостью, что повышает их прогностическую ценность. С другой стороны, тренировка и воспитательная работа способствуют их своевременному выявлению и целенаправленному совершенствованию. Таким образом, наследственный фонд функциональных возможностей организма может быть расширен в процессе многолетней подготовки спортсмена при надлежащей организации процесса тренировки, особенно в конкретном возрастном периоде развития; показателем одаренности является не только абсолютный исходный уровень развития того или иного качества, но и темпы прироста его под влиянием факторов внешней среды и правильной ориентации тренировки; на разных этапах многолетнего формирования спортивного мастерства изменяется значимость различных свойств и особенностей морфологического и функционального состояния спортсмена, определяющих его одаренность и успехи спортивного совершенствования. В связи с этим информативность отдельных критериев спортивного отбора и методов его проведения на разных этапах изменяется. В четвертом разделе «Основные положения системы знаний об отборе спортсменов и их ориентации в процессе многолетнего совершенствования» обоснованы уровни многолетней подготовки, отбора спортсменов и их ориентации; представлены основные положения формирования системы знаний о многолетней подготовке, отборе спортсменов и их ориентации, позволяющие обеспечить стабильность ее развития; изучена структура отбора и ориентации с позиций системного подхода. Согласно «Стратегии формирования современной системы олимпийской подготовки на период до 2020 г. в Украине», утвержденной 4 июня 2009 г., определено, что развитию современной системы подготовки препятствует ряд факторов, в частности: существенное уменьшение в результате демографического кризиса доли населения детского возраста, что усложняет процесс отбора и подготовки перспективных спортсменов; отсутствие системы массового обучения детей основным элементам олимпийских видов спорта; состояние здоровья детей и молодежи стремительно ухудшается, как следствие, уменьшается количество лиц, которые могут быть привлечены к спорту высших достижений, в частности, способных тренироваться, выдерживая значительные физические нагрузки, и добиваться высоких спортивных результатов. Как одно из основных направлений реализации данной Стратегии рассматривается совершенствование процесса отбора одаренных детей, которые имеют высокий уровень подготовленности и способны во время учебно-тренировочных занятий выдерживать значительные физические нагрузки, для последующего привлечения их к системе резервного спорта. Реализация данного направления позволит проводить мероприятия по отбору и целенаправленно готовить перспективных спортсменов к достижениям максимального результата в соревнованиях в соответствии с этапом подготовки. Согласно положениям «Национальной доктрины развития физической культуры и спорта» (2004), Закона Украины «Про фізичну культуру і спорт» спорт разделен на детско-юношеский спорт, резервный спорт и спорт высших достижений. В связи с этим и для практической реализации системы отбора спортсменов и ориентации их подготовки в процессе многолетнего совершенствования нами обоснованы уровни многолетней подготовки, отбора и ориентации, которые отражают целевую направленность всей многолетней подготовки: подготовка, отбор и ориентация отдаленного резерва; подготовка, отбор и ориентация ближайшего резерва; подготовка, отбор спортсменов в национальные сборные команды по видам спорта и их ориентация. Под уровнем мы подразумевали промежуток времени, период, отмеченный каким-либо конечным результатом. Учитывая развитие теории системы многолетней подготовки и формирование ее этапов, мы исходили из того, что уровни многолетней подготовки должны быть емкими и конкретными, не идти в разрез с теорией системы многолетней подготовки, представленной Л. Матвеевым (2001) и В. Платоновым (2004) (рис. 1).Рис. 1. Блок-схема подготовки, отбора и ориентации спортсменов в процессе многолетнего совершенствованияКаждый из указанных уровней системы многолетней подготовки должен быть строго увязан с этапами многолетней подготовки спортсменов. Соответственно и деятельность различных структурных образований системы спорта должна быть органически взаимо