Реферат по предмету "Психология"


Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

г.Пятигорск, 2000. Барчуков ЕвгенийРоль психологической службы вразвитии мотивационной сферы студента.I. Актуальность этой проблемыочень значима. Целью нашего исследования был анализ и изучение мотивационнойсферы студентов в период обучения. Переход отстаршего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями иломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия вмотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов испециальностей.

В первуюочередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностныхориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Впереходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностныеориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются икачества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом,мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующейсистемы и связаны

с развитием самосознания, осознания положения собственного Я в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивыотносятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степенисформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.

Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает

для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное Я , которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов. В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности

является общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования. II. Исследование проводилосьна базе Пятигорского государственного лингвистического университета. Былиисследованы студенты I-го курса, факультета английского языка и психологии.Выборка составила 73 человека девушек, юношей . Возрастной состав испытуемых16-18 лет.

Время проведения октябрь 1999 год.Использовалисьметодики по изучению мотивов деятельности, тест Лири, тест Смысло-жизненных ориентаций СЖО , методика Опросниктерминальных ценностей ОТеЦ . III. В результате проведенныхисследований мы пришли к выводу, что для студенческого возраста характерностремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии наоснове принятия и одобрения этой профессии окружающими.

Мотивация учебнойдеятельности у студентов выражена довольно сильна. Очень важными являются всеаспекты человеческих взаимоотношений. Многие их поступки определяютсяпотребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения сокружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственнорезультат. Такжевыявлено, что у студентов I-гокурса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия,

стремления кличному первенству, престижу. Одной изосновных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающимив системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями,однокурсниками, друзьями, отношения в семье. Материальное благосостояние оказывается длястудентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительногоотношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материальногоблагосостояния

объясняется высокими потребностями этого возраста и низкойсоциальной защищенностью студентов. Для студентов характерна высокая потребность вдостижениях до 60 , т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретныхрезультатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самимхарактером учебной деятельности студентов. Большое количество студентов от 60 до 79 имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности,

чтосвидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранитьнеповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений. Профессиональная же сфера для большинства студентовеще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений.Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизньявляется для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо большеустраивает беззаботная и более привычная студенческая

жизнь, в которой учебасоперничает с их любимыми занятиями. Психологическая службасопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемамиклиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностногоразвития и деятельности.Анализсодержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются впсихологическую службу, позволяет не только корректировать направление другихвидов психологического сопровождения учебного

процесса, но и изучать некоторыефеномены личностного развития студента.Проблемамотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многихотечественных и зарубежных исследованиях. При этом, как писал Х.Хекхаузен, едва ли найдется другая такая же необозримая область психологическихисследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как кпсихологии мотивации 1 .Проведенныйанализ показал 1. Понятиемотив является основным в исследованиях мотивационной

сферы субъекта,проводимых с разных теоретических позиций. 2. Базовыепонятия мотив и мотивация используется в разных смыслах проблемамотивации не имеет однозначного решения. 3. Понятиемотив служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяющие разныеисследования мотивационной сферы.4. Мненияавторов в определении мотива расходятся этим термином обозначают инстинктивныеимпульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы,желания, жизненные цели и идеалы

и т.п получившие в литературе названиемотивационных переменных или компонентов.5. Компонентымотивационной сферы выступают субъективными формами существования, как другдруга, так и собственно мотива, достаточно тесно взаимообусловленными в своихпроявлениях и развитии в деятельности.6. Мотивационнаясфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое динамическоеобразование.7. Мотивационнаясфера как психологическое образование проявляется в постоянном движении,развитии входящих

в нее компонентов и их соотношений. Главная задача психологической службы в вузе -помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни иучебы в вузе разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальныеи физические перегрузкиМотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов,определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека, 1 Хекхаузен Х. Мотивация идеятельность в 2 т. Под ред.

Б.М.Величковского, т.1. М. Педагогика, 1986.с.9



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Программа реформ И Пересветова
Реферат Детство
Реферат Кримінально-правові основи кваліфікації злочинів
Реферат Антифашиський Рух Опору в роки Великої Вітчизняної війни на територ
Реферат Актуальные вопросы внедрения и использования медицинских информационных систем (мис)
Реферат Making Teams Work Essay Research Paper Making
Реферат Бой тридцати
Реферат Анализ особенностей государственной структурной политики Российской Федерации в условиях глобализации
Реферат Статистические величины 2
Реферат Проектирование туристского продукта Туристическое путешествие по маршруту Челябинск-Миасс-Зл
Реферат Ремонт колесных пар
Реферат Стратегическое и тактическое маркетинговое планирование
Реферат Scopes Monkey Trail Essay Research Paper A
Реферат Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия "Техникс"
Реферат Foreign Etiquette Essay Research Paper Etiquette for