Реферат по предмету "Разное"


«Макиавеллизм и социальная успешность?!»

«Макиавеллизм и социальная успешность?!»Автор: Болдырева Екатерина Вячеславовна Научный руководитель: канд. псих. наук, доцент Худякова Татьяна Леонидовна Воронежский государственный педагогический университет 5 курс специалист Телефон 89204010736, e-mail katyazvet@mail.ruВ современное время большинство людей стали выбирать профессии связанные с торговлей, управлением и бизнесом, т.е. те профессии, где знания о манипуляции приносят на первый взгляд успех. Такие люди целыми годами учатся достигать социального успеха различными способами, но чаще всего засчет развития умения преднамеренно и скрыто побуждать другого человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Так феномен манипуляции становится уже не частным случаем коммуникативной практики, а стилем взаимодействия между людьми. Данная тема является актуальной, так как на сегодняшний день, из-за отсутствия знаний и умений защиты от манипуляции, жертвой может стать каждый; те, кто используют манипулятивные техники останавливают таким образом свое личностное развитие и не осознают этого; необходимы знания и умения для достижения социального успеха более конструктивными способами, не прибегая к манипуляции.^ Цель исследования – выявить психологические особенности макиавеллизма представителей различных профессиональных групп.Объект исследования – манипулятивная тенденция представителей различных профессиональных групп.^ Предмет исследования – связь манипулятивных тенденций представителей различных профессиональных групп с эмоциональным интеллектом и социальной успешностью.Гипотезы: 1.Существуют различия у студентов-психологов, практикующих психологов и студентов-экономистов в проявлении манипулятивных тенденций, в уровне эмоционального интеллекта, а именно: студенты-психологи и практикующие психологи менее склонны к манипулированию, чем студенты-экономисты (не психологи); у студентов-психологов уровень эмоционального интеллекта выше, чем у студентов-экономистов. 2.Существует связь манипулятивных тенденций с уровнем эмоционального интеллекта и социальной успешностью представителей различных профессиональных групп, а именно: чем выше манипулятивная тенденция, тем ниже уровень эмоционального интеллекта и социальная успешность; чем ниже манипулятивная тенденция, тем выше уровень эмоционального интеллекта и социальная успешность. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1.Изучение литературы по исследуемой проблеме; 2.Описание феномена манипуляции; 3.Выявление связи макиавеллизма и социальной успешности; 4.Исследование манипулятивных тенденций у представителей различных профессиональных групп; 5.Исследование уровня эмоционального интеллекта представителей различных профессиональных групп; 6.Исследование связи манипулятивных тенденций с уровнем эмоционального интеллекта представителей различных профессиональных групп.^ Теоретической базой исследования являются работы отечественных авторов (В.В.Знаков, Е.Л.Доценко, Е.В.Сидоренко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева) и зарубежных (Э.Шостром и др.). В результате сравнительного анализа понятий «манипуляция» и «макиавеллизм», мы приходим к выводу, что чаще всего манипуляцию определяют как преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Данное определение используют в своих работах Е.В.Сидоренко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Д.Фролов [7, с.49] В отличие от понятия «манипуляция», макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях, реже используется в отечественной психологии. Макиавеллизм может определяться как психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик; как склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. В наше время изучение и исследование макиавеллизма личности мы можем встретить в работах В.В.Знакова Главными психологическими составляющими макиавеллизма как свойства личности являются: 1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) навыки, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков [3; с.3] Манипулятор побеждает не силой, а хитростью и выдержкой. Его задача – принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы человеку казалось, что он сам решил это сделать, причем принял это решение не под угрозой наказания, а по своей доброй воле. На самом же деле он действует под влиянием тех мыслей и чувств, которые смог вызвать в нем манипулятор, затронув значимые для адресата «струны души», или мотивы. Е.Л.Доценко (1994г.) назвал это эксплуатацией личностных (мотивационных) структур. Манипулятор – это мастер игры на чужих мотивационных структурах, или струнах души. [7; с.49]. Наиболее часто задеваемые «струны нашей души» - чувства: чувство вины, страх, злость. Однако он может задеть и другие наши чувства… Из выше всего перечисленного возникают вопросы: «Что движет личностью манипулятора? Какие причины манипуляции? Действительно ли успешен манипулятор или это иллюзия?» Выделяют пять основных причин манипуляции:Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду. Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им больше. Следовательно, эта первая, и главная, - причина манипуляции называется Недоверие.^ Вторая причина манипулирования – это нормальные отношения между людьми. Эти отношения предполагают знание человека таким, каков он есть, с уважением его личного достоинства.^ Третьей причиной манипуляций является риск и неопределенность, окружающие нас со всех сторон. В любую минуту с нами может случиться все, что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой. ^ Четвертая причина манипуляций – боязнь тесных межличностных контактов.Пятая причина манипуляции – необходимость получения одобрения от всех и каждого [8; с.7, 8]. Многие люди вырабатывают у себя склонность к манипуляции, потому что потеряли надежду добиться чего-либо прямыми методами. Многие из них потеряли эту надежду в раннем детстве. Например, когда ребенок находит способ сделать так, чтобы взрослый сам обратил на него внимание. Он может упасть, подвернуть ногу, заболеть и т.п. Подобные способы псевдокомпенсации чувства собственной незначительности, малости, недостаточности были описаны Альфредом Адлером как «сила воды» и «уход в болезнь» (Adler A., 1932). Где нельзя взять силой, можно взять хитростью, выдвигающей слабость в качестве своей силы. Поэтому соотношения во взаимном влиянии людей не являются транзитивными, то есть (в данном случае) взаимно однозначными. [7; с.65] Многие люди манипулируют потому, что они к этому привыкли, а все остальные способы им непривычны или даже незнакомы. По Е.Л.Доценко, одним из факторов, способствующих развитию манипулятивности, является «сладкий опыт управления взрослыми, приобретаемый в весьма раннем возрасте». У человека происходит глубокая смысловая фиксация такого типа отношений с другими людьми. Вторым фактором развития манипулятивности он считает «потребность внести определенность и стабильность в окружающий мир, в частности сделать стабильным и предсказуемым поведение окружающих». Третий фактор – это независимое от других людей изобретение манипулятивных приемов [7; с.68] Цели манипуляции могут быть защитными: она может играть роль психологического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения, снижения самооценки и т.п. Мы можем становится жертвами манипуляторов из-за желания быть «хорошими», мягкими, обходительными, деликатными, внимательными, забывая, что быть хорошим по отношению ко всем – невозможно. В основе этого желания нередко лежит «стереотип изгоя»: буду грубым – меня осудят, надо «быть хорошим», тогда меня примут. Наш страх осуждения манипуляторы ощущают очень тонко и умело его используют [3; с.118]. Таким образом, манипулятор – это человек, который относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения [8; с.7]. По Э.Шострому, человек – это манипулятор, то есть неблагополучная личность, которая стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость и нежизненность [10; с.8]. В соответствии с определением, можно выделить следующие отличительные черты манипуляции: 1.Осознанность манипулятором своих целей и средств. 2.Скрытость целей манипулятора. 3.Скрытость средств манипулятора. 4.Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее [7; с.61].Основными признаками манипуляции являются: -чувство неудобства, внутренней борьбы (вам не хочется что-то делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть») -нарушение этики, осознание опасности, вербальные и невербальные признаки манипуляции (нарушение правил этики – неоспоримый признак манипулирования) -чувство вины или опасности (вы кому-то стали «должны», или зависимы от какого-то обстоятельства, чего не было до встречи с этим человеком) -жесты манипулятора, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе -определенная необычность в поведении манипулятора (излишняя возбужденность или показное безразличие) -анализ высказываний манипулятора -ощущение зависимости от мнения окружающих -манипулятор и его жертва – основные роли, без которых манипуляция не состоится Все это должно не просто насторожить, а мобилизовать нас для отпора. Человек, который не анализирует свое поведение с точки зрения представленного выше материала, становится легкой добычей для желающих управлять им, поскольку каждое из предписаний создает мишень для скрытого управления. Простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и защищаться. Манипулятивное воздействие совершается на четырех основных уровнях: ценностном (наша система ценностей), ментальном (наши мысли, сознание), эмоциональном (наши эмоции и чувства) и действенном (уровень прямых действий). Использоваться может как один преобладающий уровень, так и смешенные уровни манипулятивного воздействия. Продолжительность манипуляции зависит от цели манипулятора и осознанности жертвой происходящего. В результате проведенного теоретического анализа макиавеллизма, мы считаем, что существует связь макиавеллизма и социальной успешности, а именно: чем выше уровень макиавеллизма, тем ниже социальная успешность; чем ниже уровень макиавеллизма, тем выше социальная успешность. Доказательством низкой социальной успешности при высоком уровне макиавеллизма являются рассмотренные выше причины манипуляции (недоверие, вечный конфликт человека с самим собой, необходимость получения одобрения от всех и каждого и др.). Так человек использующий манипуляции становится ограниченным в своем поведении, является заложником своих же техник общения с другими, рассчитывает на предсказуемость окружающих. В первое время общения с манипуляторами может возникнуть ощущение, что они действительно добились успеха, но это, к сожалению, иллюзия. При первых признаках осознания манипуляции мы начинаем сомневаться в их успешности, а немного позже замечаем беспомощность манипулятора, тем более без жертвы. Таким образом, мы считаем, что социально успешным является такой человек, который выбирает более конструктивные способы достижения цели, не прибегая к манипуляции; относится уважительно, толерантно к людям; имеет знания и умения защиты от манипуляции; стремится к личностному развитию, самореализации и самоактуализации. Так возникает еще один вопрос: «У представителей какой профессиональной группы выше уровень макиавеллизма и ниже уровень эмоционального интеллекта, ниже уровень макиавеллизма и выше уровень эмоционального интеллекта?». На данный вопрос мы постараемся ответить в эмпирической части при проведении нашего исследования.^ Эмпирическая часть Для достижения цели и выполнения поставленных задач, мы использовали методы исследования: 1.В.В.Знаков Методика исследования макиавеллизма личности (Мак-шкала) 2.Н.Холл Методика оценки «эмоционального интеллекта»^ В исследовании приняли участие 62 человека, из них 6 практикующих психологов (в возрасте 25-50 лет), 19 студентов педагогов-психологов ВГПУ (17-20 лет – 1-3 курс), 37 студентов-экономистов ВГПУ (18-20 лет – 2 и 3 курс) Исследование проводилось с согласия участников. По полученным результатам Мак-шкалы (см. рис.1), мы видим, что наиболее низкий уровень (66,7%) макиавеллизма присущ практикующим психологам, что свидетельствует о наличии свойственных положительных черт, вроде честности и надежности. Также важно заметить, что практикующим психологам высокий уровень макиавеллизма не свойственен, и лишь у небольшого количества участников (33,3%) - средний уровень, что возможно помогает при ведении тренинговых мероприятий. Полученные данные могут свидетельствовать о возможном влиянии профессии – «психолог» на уровень макиавеллизма.Рис.1. Гистограмма. Распределение уровней макиавеллизма представителей различных профессиональных групп. У студентов-психологов выявился средний уровень макиавеллизма (36,8%)-следовательно, такие люди могут быть манипуляторами, а также жертвами манипуляций одновременно. Также мы видим, что процентное соотношение высокого уровня и низкого уровня макиавеллизма совпадает, что может свидетельствовать о наличии желания с помощью приобретаемых психологических знаний управлять людьми, а другая часть им подчиняться, т.е. быть жертвами манипуляторов. ^ У студентов-экономистов значительно преобладает средний уровень макиавеллизма (48,7%), что свидетельствует о наличии необходимых личностных качеств выбранной профессии. Высокий уровень макиавеллизма у 24,3% - данным участникам свойственны следующие личностные качества: амбициозность, доминирование, настойчивость, эгоистичность, коммуникабельность, и убедительность независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут. Таких людей мы зачастую можем встретить в бизнесе, с их точки зрения приносящий им отличную прибыль. Низкий уровень у 27% участников свидетельствует о еще несформированности профессиональных навыков, которые необходимы для данной профессии. Таким образом, «истинных манипуляторов» мы можем встретить в любой из профессий, которые набираются необходимые знания для дальнейшего управления людьми. Рассмотрим результаты, полученные с помощью Методики оценки «эмоционального интеллекта» (Н.Холл), представленные на рис.2. Рис.2. Гистограмма. Распределение уровней эмоционального интеллекта представителей различных профессиональных групп. Как видно из рис. 2, большинству практикующим психологам (83,3%) и студентам-психологам (68,4%) свойственен средний уровень эмоционального интеллекта, это свидетельствует о выборе участниками своей профессии и влиянии ее на развитие необходимых качеств.^ Большинству студентам-экономистам (89,2%) свойственен низкий уровень эмоционального интеллекта, это свидетельствует о выбранной ими профессии. Таким образом, выбор профессии соответствующе влияет на уровень эмоционального интеллекта. Подводя итоги, мы видим, что среди всех участников выявлено ^ 23,2% «истинных манипуляторов», т.е. с высоким уровнем макиавеллизма. При рассмотрении их уровней эмоционального интеллекта, мы видим следующее (см. рис.3), что большинству макиавеллистам присущ низкий уровень эмоционального интеллекта - это соответствующе свидетельствует о поведении данных людей: люди, демонстрирующие высокие показатели по Мак-шкале, при вступлении в контакт с другими склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим. Как назвали подобный феномен Кристи и Гейс (1970) после исследований сочувствия у таких людей «синдром эмоциональной холодности», потому что социальная отстраненность является основной характеристикой подобных людей. По полученным результатам проведенного исследования можно сделать вывод: выбор профессии показательно влияет на уровень макиавеллизма, уровень эмоционального интеллекта и социальной успешности. Большинству участников исследования, кто предпочел профессию «психолог», присущ низкий уровень макиавеллизма, средний уровень эмоционального интеллекта и социальная успешность. А тем, кто выбрал профессию, связанную с экономикой и управлением, присущ средний или высокий уровень макиавеллизма, низкий уровень эмоционального интеллекта и низкая социальная успешность. Таким образом, выбранная профессия влияет как на эмоционально-личностные качества человека, на склонность манипулировать, так и на социальную успешность. Однако стоит обратить внимание на то, что некоторые испытуемые, которые выбрали обучение по специальности «психолог», тоже склонны к высоким показателям макиавеллизма – это может свидетельствовать о возможном желании с помощью приобретаемых психологических знаний (помогающих в жизни) манипулировать людьми, ради своих корыстных целей. Таким образом, наши гипотезы подтвердились – существуют различия у студентов-психологов, практикующих психологов и студентов-экономистов в проявлении манипулятивных тенденций, в уровне эмоционального интеллекта, а именно: студенты-психологи и практикующие психологи менее склонны к манипулированию, чем студенты-экономисты (не психологи); у студентов-психологов уровень эмоционального интеллекта выше, чем у студентов-экономистов. Существует связь манипулятивных тенденций с уровнем эмоционального интеллекта и социальной успешностью представителей различных профессиональных групп, а именно: чем выше манипулятивная тенденция, тем ниже уровень эмоционального интеллекта и социальная успешность; чем ниже манипулятивная тенденция, тем выше уровень эмоционального интеллекта и социальная успешность.Список использованной литературы: 1.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: «Черо» совместно с издательством «Юрайт», 2000. – 344с. 2.Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или как хорошему человеку не дать себя в обиду. – СПб.: Речь, 2007. – 192с. 3.Знаков В.В.Методика исследования макиавеллизма личности. Научно – производительный центр «Психодиагностика». 4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783с.: ил. 5.Кара-Мурза С.С. Власть манипуляции / С.Г.Кара-Мурза. – М.: Академический Проект, 2007. – 384с. – (Социально-политические технологии) 6.Панкратов В.Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 208с. (Серия: Психология успеха и эффективного управления). 7.Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь. 2007. – 256с., илл. 8.Шапарь В.Б. Психология манипулирования / В.Б.Шапарь. – Изд.2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 364с. – (Психологический факультет) 10.Шостром Э. Анти - Карнеги / Э.Шостром; Прихоти удачи / Д.Карнеги / Пер. с англ.; К сб. в целом: Худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 400 с. 11.Чалдини Р. Психология влияния.– СПб.: Питер, 1999. – 272с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально-экономическое развитие и политическое положение Украины в середине XVll века
Реферат Ethics Essay Research Paper Ethics have a
Реферат Герой древнегреческой мифологии Аполлон в произведениях искусства
Реферат Количественный анализ финансовых операций
Реферат Социальные и психологические аспекты управления персоналом (укр.)
Реферат Гегель Г.В.Ф.
Реферат Вопрос о канонизации Ивана Грозного
Реферат Женское образование в России в XIX – XX вв.
Реферат Основные проблемы этнокультурной принадлежности и хронология памятников скифской культуры на территории Среднего Дона
Реферат Multicultural Education In America Essay Research Paper
Реферат Максимилиан Волошин: жизнь, творчество, контакты
Реферат Erwin Chargaff Essay Research Paper Erwin Chargaff
Реферат Основные аспекты учебной деятельности
Реферат Творческие способности и одаренность
Реферат Лицензирование добычи подземных вод