Реферат по предмету "Разное"


«методология экономической теории и революция ее развития»

Тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕВОЛЮЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ».ПЛАН. I. ВВЕДЕНИЕ.II. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ. 1. Первая экономическая мысль и её представители. 2. Меркантилизм – первая школа политической экономии. 3. Классическая политическая экономия и физиократия. 4. Марксистская или пролетарская экономическая теория. 5. Неоклассическое направление: а). маржинализм – австрийская и кембриджская школы; б). микроэкономический подход; в). либерализм и неолиберализм; г). монетаризм – чикагская школа. 6. Кейнсианстское направление: а). кейнсианство – макроэкономическая теория; б). неокейнсианство и посткейнсианство. 7. Институционально-социологическое направление.^ III. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. 1. Политическая экономия. 2. Экономикс. 3. Экономическая теория. IV. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 1. Объективная и субъективная стороны в экономике. 2. Изучение экономических законов и рациональное поведение хозяйствующих субъектов. 3. Особенности анализа микро- и макроэкономики. 4. Смешанная экономика – объект изучения экономической теории. 5. Организационные и социально-экономические отношения. 6. Социально-экономические системы.^ V. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 1. Общенаучный метод: а). историческо-логический подход; б). метод научной абстракции. 2. Частные методы научного познания: а). наблюдения и сбор фактов; б). метод индукции и дедукции; в). метод анализа и синтеза; г). экономико-математическое моделирование процессов и систем; д). экономические эксперименты; е). конструирование системы законов, их философское понимание и использование. 3. Позитивные и нормативные методы анализа.^ VI. ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 1. Методологическая функция. 2. Идеологическая функция. 3. Познавательная функция. 4. Практическая функция.^ VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ. 1. Экономическая политика. 2. Экономические цели. Экономические интересы. VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.^ I. ВВЕДЕНИЕ.Экономическая теория – это фундаментальная экономическая наука, которая имеет огромный исторический процесс развития в несколько этапов становления. Экономическая наука возникла, и длительное время развивалась как «наука о богатстве». Экономическая теория как наука – это система знаний о категориях и законах. Она имеет свои школы, направления, идеи, подходы, методы и функции. Содержание экономических школ, теорий и концепций анализируется в свете трактовки или предмета экономической теории.^ II. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ.1. Первая экономическая мысль и её представители.При раскопках столицы древнего Элама города Сузы, сто лет тому назад, археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н. э.). По этим законам можно судить о значительном развитии товарно-денежных отношений уже в те далёкие времена. И есть основания полагать, что на эти законы повлияли ещё более древние заповеди. Для науки интересны также древнеиндийские «Законы Ману» и труды древнекитайских мыслителей: Конфуций (551 - 479 г.г. до н. э.) и Сюнь Изы (III век до н. э.). Они обосновали мысль о том, что все люди равны и «простой народ» должен иметь возможность в равной степени с остальными пользоваться «накопленным богатством» и иметь право собственности на землю. Через эти и последующие законы проходит мысль о необходимости накопления богатства. Отсюда можно сделать вывод, что экономическая наука возникла и длительное время развивалась как «наука о богатстве». Теоретическое осмысление экономического устройства общества и определение источников его богатства были сделаны великими греками: Ксенофонтом (430 – 355 г.г. до н. э.), Платоном (427 – 347 г.г. до н. э.) и Аристотелем (384 – 322 г.г. до н. э.). Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «экономикос». Он писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать своё хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал. Он их считал недостойными видами деятельности. «Экономикос» служил целями изучения натурального хозяйства рабовладельца. Платон выпустил книгу «Политика или государство». А Аристотель был самым гениальным ученым среди античных мыслителей. Заслуга его, как ученого-экономиста, состояла в том, что он первым установил некоторые категории и закономерности политической экономии. Понятие «экономия» он наполнил научным содержанием. В истории науки он сделал первую попытку анализа капитала. По Аристотелю, экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Он разглядел такое явление, как искусство наживать денежное богатство, и дал ему название «хрематистика». Вместе экономия и хрематистика составили учение о богатстве. Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров, сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег. Деньги им рассматриваются как абсолютная форма богатства, при этом не различается частное и национальное богатство. Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего натурального рабовладельческого хозяйства, и с этой позиции рассматривались и товарно-денежные отношения. С тех пор анализ категорий «закон» и «богатство» надолго становятся объектом изучения экономической науки.Меркантилизм – первая школа политической экономии.С разложением феодализма возникает буржуазная политическая экономия. В период становления капитализма (конец XVI – начало XVII в.) начала оформляться экономическая теория как наука, то есть система знаний о категориях и законах. Первоначальные действия буржуазии были направлены в сферу обращения, а не производства. Занятия торговлей и операциями с деньгами стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал меркантилизм, что означает торговец. Сущность меркантилизма состоит в том, что богатство – это прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит, главным образом, внешняя торговля. Значит, золото следует ввозить, не допуская вывоза. Отсюда вывод, что исследовать надо только сферу обращения. Возник меркантилизм как попытка теоретического обоснования политики, отстаиваемой купцами, которые считали, что должны больше продавать иностранцам, а не покупать у них. Меркантилистическая политика государства прошла два исторических этапа. Ранний период (XV – начало XVI в.) был связан с первоначальным накоплением капитала. Поэтому экономическая политика правителей на этом этапе состояла в привлечении в страну денег, драгоценных металлов и их носителей – заморских купцов, «гостей». Для них строились специальные складские помещения «Гостиные дворы», которые до сих пор украшают многие года мира. На втором этапе (XVII – XVIII в.в.) правители и их советники поняли, что самый надёжный способ привлечь деньги в страну – это развивать производство экспортных товаров. И государственная власть стала покровительствовать мануфактурам, увеличивать промышленное производство. Этим двум стадиям в политике меркантилизма соответствуют и две стадии в развитии теории меркантилизма. На раннем этапе – это монетаризм, который характеризуется идеализацией серебра и золота, как единственной формы богатства. Монетаристы – выдвинули теорию «денежного баланса», в которой рекомендовали запретить вывоз денег из страны. Ф. Энгельс дал образную характеристику этому явлению «нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой или денежный мешок» (К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. 2-е изд. Т.1 С.544). Политика монетаризма тормозила развитие международной торговли. На втором этапе монетаристы обратились к исследованию сферы товарного обмена, а не денежного. Была разработана теория «торгового баланса». Поздние меркантилисты, в отличие от ранних, не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличивать экспорт промышленных товаров, а иностранные товары облаживать высокими пошлинами. Рекомендовали покровительствовать национальной экономике. Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер. В России Ордин-Нащокин (1605-1680), Пётр I (1672-1725), И. И. Посошков (1632-1726) и др. Француз Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575-1622) ввёл в научную литературу термин «политическая экономия», он сделался активным сторонником развития во Франции национальной промышленности и создания государственного хозяйства, ратовал за стимулирование вывоза товаров и за ограничение их ввоза. В 1615 г. Монкретьен опубликовал своё единственное произведение «Трактат политической экономии», и сам не предполагал, что тогда он дал название новой науке. Это было одно из первых в Европе сочинений, специально посвященных экономическим проблемам. Политическая экономия объявлялась наукой о законах развития общественного хозяйства. И с выходом в свет книги Монкретьена экономическая наука развивалась как политическая экономия более 300 лет. Затем появились альтернативные терминологии: «экономикс», мейнстрим, экономическая теория и др. Но всё-таки меркантилизм не стал действительной наукой, так как действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения, то есть торговым, к анализу производства. Меркантилизм изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.3. Классическая политическая экономия и физиократия.Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства, что сразу же отражается и в теории, в которой доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Возникает школа классической политической экономии. Наибольшее развитие она получила в Англии, где капиталистические порядки возникли раньше, чем в других странах. Отцом политической экономии называют англичанина Уильяма Пети (1623-1687), который первый заявил, что источником богатства является труд. Ему принадлежит крылатое выражение: «Труд есть отец богатства, а земля – мать его». С его именем связано создание экономической статистики, которую он сам называл политической арифметикой. Европа того времени оставалась в основном аграрной, и многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы физиократов, что означает – природа и власть. Главная научная заслуга физиократов – это исследование вопроса о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. Школа физиократов сформировалась во Франции в середине века, и её основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774). По его мнению, здоровое общество должно находиться в равновесии, для достижения которого надо «не деньги копить, а развивать сельское хозяйство». Источник богатства физиократы видели только в земледельческом труде и земледельческом продукте. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт. И в этом была их ошибка. Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазло. В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Главная идея книги состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сфера производства, а не только в земледелии, и что благодаря трудовым затратам образуется стоимость, а затем уже и цена товара. А. Смит считается одним из трёх величайших экономистов мира, наряду с К. Марксом и Дж. Кейнсом. Основой экономического учения Смита был принцип свободной конкуренции. Ресурсы общества могут использоваться оптимально только при свободном передвижении капитала, товаров, денег и людей. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита, включая в себя следующие элементы: свободное движение рабочей силы, свободная торговля землёй, отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли, свобода внешней торговли. Экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А. Смита, добившись экономического возрождения. В реальной жизни ведь так просто и одновременно так трудно создать условия, при которых могла бы воплотиться его мысль: для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени развития до высшей степени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении, а все остальное сделает естественный ход вещей. Виднейшей фигурой английской классической политэкономии стал Давид Рикардо, опубликовавший свои работы в начале 19 века. Отличительной чертой его научной системы стало признание закона стоимости, на котором фундаментом выстраивается в единое целое теория политической экономии. Но буржуазная политэкономия могла оставаться научной лишь до тех пор, пока противоречия капитализма и классовая борьба находились еще в неразвитой форме.4. Марксистская или пролетарская экономическая теория.Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только своё экономическое преимущество над предшествующим способом производства, но и противоречивость своего развития, всё большее нарастание конфликтов между трудом и капиталом. К. Марксом (1818-1883) – основателем марксизма, в содружестве с Ф. Энгельсом, представляет собой целостное мировоззрение, стройную систему философской экономии и специально-политических взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения. Вполне закономерным явилось то, что основной свой научный труд «Капитал» К. Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества. Ф. Энгельс «Капитал» назвал «библией рабочего класса». Этот труд сделал К. Маркса одним из трёх величайших экономистов мира. В своём труде он давал глубокий анализ производства, его влиянию на распределение, обмен и потребление. По новому трактовал метод политэкономии, развивая тактику зрения исторического материализма. В труде указывалось, что политико-экономические исследования относительно той или иной страны начинаются с анализа её населения, классов, городов, земельных богатств, внешней торговли, отраслей производства. Выясняя происхождение денег, К. Маркс связывал этот процесс с развитием противоречий товаров, представляющего противоречивое единство потребительной стоимости и ценовой стоимости. Определяя свойства денег, он отмечал их роль как меры товарного обмена, средства обмена, представителя товаров, всеобщего товара. Целый раздел посвящался анализу денег как материального представителя богатства, помимо их роли средств обращения. К. Маркс обстоятельно исследовал, почему благородные металлы стали функционировать в качестве денег. Количество требующихся денег для обращения, он ставил в зависимость от совокупной суммы цен и скорости оборота денег. Были выяснены важнейшие функции денег как средств обращения, как сокровища. Главным в учении К. Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что её производство достигается путем эксплуатации пролетариата, так как прибавочная стоимость – это и есть неоплаченный труд рабочего. Присвоение прибавочной стоимости капиталистами является постоянным источником увеличения их богатств. Таким образом, учение о рабочей силе как товаре получило своё развитие и в нем были показаны его особенности. Маркс дал объяснение процессу обмена между капиталом и трудом и образованию прибавочной стоимости на основе закона стоимости. Сложнейшая теоретическая впервые получила решение. Тезис об эксплуатации наемных рабочих капиталистами получил научное обоснование, что означало настоящий переворот в политэкономии. В научный оборот вводились новые понятия: «прибавочная стоимость», «норма прибавочной стоимости». К. Маркс как и А. Смит считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма. Оценивая научные достижения К. Маркса, можно сказать, что его экономическое учение явилось вершиной политэкономии. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий. Он раскрыл двойственный характер труда (конкретный и абстрактный), вскрыл противоречия товара (между меновой и потребительской стоимости), развил учение о прибавочной стоимости, раскрыл сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации, развил теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента, а также разработал теорию воспроизводства и кризисов. После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского, и институционально-социологического.5. Неоклассическое направление.Неоклассическое направление возникло в 70-80 годах XIX века. Произошел скачок в движении экономической теории, характеризующийся разрывом постепенности и нарушением преемственности развития. Начало этого скачка связано с именем У. С. Джевонса. Впоследствии его поддержали Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и другие, которых сегодня называют основателями неоклассического направления. Эти исследователи активно внедряли формально-математические методы в экономическую теорию. Стремление внести в теорию формальные методы объяснялось желанием превратить её в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, и сделать её в отличие от марксизма социально нейтральной. Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), кембриджскую, чикагскую и другие. а). Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономии, которое в борьбе с теорией трудовой стоимости разработало потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности материальных благ. Односторонность теории трудовой стоимости не давала анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара, и австрийская школа пыталась преодолеть это. Этот неожиданный поворот от «производственной версии» ценообразования, господствовавшей в классической и марксистской школах до 80 годов XIX века, к потребительской версии ценообразования был столь значительным, что получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции. Перевод с французского «маржинал» - означает «предельный». Для исследования экономических процессов авторы данной концепции стали изучать предельные величины: предельную полезность, предельную производительность, предельный продукт и так далее. Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования и все экономические явления исследует с точки зрения сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ и их цены в зависимости от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, то труд пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости. Дальнейшее развития теория предельной полезности получила в трудах маржиналистов А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера – кембриджской школы. Задачу политической экономии они видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, маржиналисты отказались от термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Первым это сделал У. Докевонс, а затем А. Маршалл, издавший книгу «Принципы экономики». б). С маржиналистической революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельно потребителя, «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход получил название микроэкономического. в). В рамках неклассического направления появились и развиваются множество различного рода теорий, такие как: либерализм, монетаризм, теории «экономики предложения», «рациональных ожиданий», «общего экономического равновесия», «экономики благосостояния» и другие. Например: либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Либерализм – это экономическая доктрина, которая утверждает, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономический субъектов. В условиях промышленной революции, либерализм стал официальной доктриной государств, которые встали на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма, который называется неолиберализмом, являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хаек (1899-1992). Неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивают процессы хозяйственной деятельности не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом, что называется – макроэкономика. Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, которое определяет права собственности и юридически закрепляет антимонопольную политику). г). Экономическая теория монетаризма заключается в том, что денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположник монетаризма – американский ученый Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Он создал Чикагскую школу. Его рекомендации использовались во многих странах в 1960-1970 годы. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль государства сводят только к контролю над денежной массой. Таким образом, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которой она организована, отвергали марксистский, классовый подход в изучении экономики. Используя принцип невмешательства государства в экономику, неоклассики отстаивали рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства. Но маржиналистский подход неоклассиков имеет негативные качества: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – он несоциален. Неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики рождает новую экономическую теорию – кейнсианство.6. Кейнсианстское направление.В основу формирования кейнсианстского направления легли идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который является одним из трех величайших экономистов мира, наряду с А. Смитом и К. Марксом. Он был не только ученым, но и функционером. а). Предметом своего анализа Кейнс сделал народное хозяйство в целом, в отличие от неоклассиков. Такой подход получил название макроэкономического. Созданное направление Кейнсом, изложенное им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), получило название – кейнсианство. По мнению Кейнса, государственному регулированию подлежат такие макроэкономические показатели, как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, сбережения и инвестиции. А основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является совокупный спрос, который определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий, государственными расходами. Кейнсианскую экономическую политику называют концепцией управления спросом. Кейнсианство – это макроэкономическая теория, признающая обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики. б). Теория Кейнса давала советы не на перспективу, а на кратковременный период вывода экономики из кризиса, поэтому потребовалось найти новые государственные рычаги долгосрочного роста экономики. Направление, содержащее новые идеи стало называться неокейнсианством. На следующем этапе, в результате мирового экономического кризиса 1974-1975 г.г., сложилось посткейнсианство. Оно содержит в себе концепцию Кейнса, положения классической школы Смита и Рикардо, некоторые идеи экономической теории К. Маркса. Но выступает против фундаментальных положений неоклассической школы: теорий предельной полезности предельной производительности. Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в жизнь своих идей идет постоянно. Предпринимаются попытки соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства. Это течение получило название «неоклассического синтеза» и считается основным в современной западной науке.7. Институционально-социологическое направление.На рубеже XIX – XX в.в. возникло и сформировалось институционально-социологическое направление, что означает – обычай, наставление, указание. Это направление явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативные социально-экономические стороны капитализма. Основоположником является американский экономист Т. Веблен. Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Термин «институционализм» впервые был применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института. Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социальньно-политическими, правовыми, социально-психическими, этическими условиями жизни, обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому в экономическом анализе предлагалось учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» - это порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учереждений. «Институции» - это набор формальных правил (институты) входит, с одной стороны, система учреждений – это рынки, фирмы, профсоюзы, государство, другой – система правовых норм – это законы, указы, постановления. В настоящее время термин «институция» ушел из экономического лексикона, так как термин «институты» вобрал в себя всё, объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры». Считается, что институционализм является магистральным течением современной науки. Таким образом, если изменяется хозяйственная система, то и наполняется новым содержанием экономическая теория, как наука, изучающая важнейшую сферу человеческой деятельности. Побуждающим мотивом эволюционных и революционных трансформаций хозяйственной системы служат изменения материальной основы производства – его технического базиса. Становление новой экономической теории будет возможно лишь на новой технической базе – постиндустриальной хозяйственной деятельности общества. Объектом изучения экономической теории становится смешанная рыночная экономика.^ III. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой экономической науки стала с 1615 г. политическая экономия.1. Политическая экономия.Выбор момента, когда «началась» научная политическая экономия, условен. Элементы экономической теории встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов, но для создания экономической науки в докапиталистическую эпоху предпосылок ещё не было. Только становление рыночного хозяйства сделало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на её предмет, задачи и методы исследования. Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, которая предусматривала превышение вывоза товаров над их ввозом. Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» в сельском хозяйстве, т.е. прибавочной стоимости. Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали её наукой о богатстве, о его производстве и накоплении. Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения. Представители исторической школы (В. Рошер, Зомбрат, М. Вебер и другие) определяли её как науку о народном хозяйстве. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, её народное хозяйство. Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, которые регулировали общественное производство, распределение, обмен и потребление. Таким образом, экономическая наука развивалась как «политическая экономия» в течение трёх столетий (XVII – XIX в.в). Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую)сущность подхода к общественному производству. Закончилась политическая экономия в наши дни, в последнем году XX века.2. Экономикс.В конце XIX – начале XX века отказ от теории трудовой стоимости и переход к теории предельной полезности привёл к зарождению новой научной школы. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс». После того, как Маршалл в 1902 г. впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, на Западе политэкономия утратила своё положение. Но сам предмет экономика определялся по-разному. А. Маршалл определил как исследование богатства и частично человека. Самуэльсон – как науку о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьми. Макконелл и Брю пишут: предмет экономикс – это поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей. По мнению Т. Мэнкью: экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами. Экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США и имел собственный предмет изучения. Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ и базируется на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Как учебная дисциплина он ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике. Экономикс не интересуется стоимостью, а базируется на анализе цен. Экономикс – теория рыночной организации общественного производства, а на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов так и покупателей. Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. И в этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Хотя экономикс и отвергает анализ сущностного подхода, так как представляет экономику в виде графиков, формул, определённых величин, что сводится к показу предмета, а не к его раскрытию, всё равно имеет и позитивные черты в методологии. В характеристике отдельных аспектов экономической жизни в экономиксе имеются тонкие и глубокие исследования. Главная задача экономикса – это поиски равновесия между спросом и предложением. В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях: микро- и макроэкономики. Таким образом, экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.3. Экономическая теория.Социальная востребованность и значимость каждой из дисциплин определяется состоянием общества. Расцвет политической экономии приходится на период становления и развития капитализма. В дальнейшем оказался востребованным экономикс. А в период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникли новые вопросы, которые раньше не входили в область её интересов. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономикса. Новый анализ должен базироваться на новой основе и иметь новый вариант названия. Таковым стала «экономическая теория». Она является учебной дисциплиной, нейтральной по форме и собирательной по существу, объединила обе ветви экономической науки, вобрав в себя «рациональные зерна» каждой из них. Экономическая теория призвана дать ответы на новые вопросы, которые встают перед наукой на новом витке развитии экономики, на стадии постиндустриального общества. Наиболее распространенной социально-экономической формой является смешанная рыночная экономика, поэтому она становится объектом изучения экономической теории.^ IV. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.Экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс, и объектом её исследования являются особенности постиндустриальной, то есть новой, экономики.1. Объективная и субъективная стороны в экономике.Соединяя разные подходы, мы должны учитывать, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе, имеют две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона определяется отношениями собственности, субъективная сторона проявляется в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы или государства). Отсюда следует, что экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, а субъективная – с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов. С учетом всего этого назначение экономической теории можно определить таким образом: «Экономическая теория изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.