Реферат по предмету "Разное"


«Мы вместе» Программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья составитель Семенова И. В

«Мы вместе»Программа развития детей с ограниченными возможностями здоровьясоставитель Семенова И.В.2009Содержание Пояснительная записка Актуальность……………………………………………… Цели и задачи программы………………………………... Предполагаемый результат………………………………. Индикаторы……………………………………………….. Особенности реализации программы……………………Содержание программы……………………………………...Список литературы…………………………………………...Приложение Календарно-тематическое планирование…………………... 3 с.5 с.5 с.6 с.6 с.8 с.12 с.13 с. ^ Программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья«Мы вместе»Пояснительная запискаНа заседании Совета по делам инвалидов 7 апреля 2009 года Д. Медведев подчеркнул, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества. По данным Минздравсоцразвития, у нас в стране более 13 миллионов человек являются инвалидами. Право на образование гарантированно всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Поэтому обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития ребенка. Право на реабилитацию обеспечивает полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности. Одной из проблем ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ) является нарушение его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступностью ряда культурных ценностей. Вопросы реализации права каждого ребенка на образование, общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, необходимо решать школе совместно с семьей ребенка-инвалида. Дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. В своей программе мы постарались сориентировать школьную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами. При разработке программы мы взяли за основу интегрированное образование, которое признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов - прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей». Интегрированное образование сегодня с полным правом считается одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Ключевым моментом этой точки зрения является убежденность в том, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Под интегрированным обучением мы понимаем в широком смысле слова систему мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи ребенку с ОВЗ на протяжении всего процесса обучения с целью построения индивидуальной траектории развития с учётом его психофизиологических особенностей, способностей, обеспечения максимальной возможности самореализации. В программе развития «Мы вместе» мы учитывали ряд важных специфических особенностей при проведении комплексной реабилитации: во-первых, во многих случаях (врожденная или возникшая в первые два-три года жизни инвалидность) возникает необходимость не реабилитации (то есть восстановлении и компенсации нарушенных функций организма и трудоспособности), но абилитации (создании условий для формирования функций организма, начиная с самых ранних этапов его развития), что является качественно иной проблемой; во-вторых, для детей-инвалидов практически всегда коррекционное обучение и воспитание становится неотъемлемой, а часто важнейшей частью комплекса реабилитационных мероприятий; в-третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участниками процесса реабилитации; в-четвертых, специальной задачей становится их интеграция в общество, необходимость в дальнейшем социально-психологической адаптации к статусу инвалида с детства. Отмеченные особенности детской инвалидности определяют необходимость тесного взаимодействия структур здравоохранения, образования, социальной защиты. Программа реализуется в особой образовательной среде развивающего типа, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся. То есть образовательная среда нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и школы.^ Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Задачи программы: расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;организовывать творческую и досуговую деятельность обучающихся;расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детского объединения «Росток» (газета «Информашка»);организовать дополнительное образование обучающихся (курс «Слушание музыки», бисероплетение, освоение музыкального инструмента) через занятия в школьном центре дополнительного образования и учреждениях дополнительного образования системы образования города;оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям;поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.Предполагаемый результат В процессе реализации программы развития «Мы вместе»: разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.Индикаторы: повышение учебной мотивации; посильная досуговая занятость детей; включенность детей с ОВЗ в мероприятия различных уровней; овладение основами компьютерной грамотности, приобретение навыков пользования сетью Интернет для общения, реализации творческих способностей и для подготовки к учебным занятиям. С целью подведение итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в четверть проводится школьный психолого-педагогический консилиум. ^ Особенности реализации программыОсобенностью программы является новая образовательная среда - телекоммуникационная компьютерная среда. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для больных детей и детей-инвалидов становится частью более широкой образовательной среды и строится как система гибкого взаимодействия обучающегося с учителем и другими обучающимися посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии. Обучения и затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающихся, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Коррекционное воздействие направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида, детей с ОВЗ. Включенность семьи в реабилитационно-развивающий процесс определяют эффективность развития ребенка. Поэтому программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений. Родители – основные участники реабилитации, если ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, развить компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в общество. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития каждого ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителей, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) следует рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Психологическое сопровождение включает в себя изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования; создание психологической модели «эффективного обучающегося»: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей модальности восприятия информации, темперамента, личностных качеств, наличия умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными приложениями); отбор методов психологической диагностики обучающихся, желающих обучаться в системе дистанционного образования; создание банка психодиагностических методик; изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования. ^ Содержание программы развития Компоненты воздействия Задачи Формы Ответственный Социальная реабилитация Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. -Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях школы. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: -создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты «Информашка» по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе;- заместитель директора по ВР Психолого-педагогическая реабилитация Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. педагог-психолог Образовательная реабилитация Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию. Индивидуальное или групповое обучение (согласно учебному плану);психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану-2ч);Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологий;организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Дома детского творчества. Курс дополнительного образования «Слушание музыки» для детей, не посещающих школу (2 ч в неделю);обучение основам компьютерной грамотности;для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам;правовое образование. учителяпедагог-психолог,логопед учитель здоровьяклассные руководители, руководитель Центра дополнительного образованияучителяучителясоциальный педагог Творческая реабилитация Постигать механизмы творческого процесса;преодолевать одиночество;помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром;воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира;организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. классные руководителиклассные руководители, учителя, родители .Список литературыЗакон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15)Права инвалидов в вопросах и ответах. Юридическое пособие для инвалидов и родителей детей-инвалидов. Авторы - составители: Максим Ларионов, Нгуен Хонг Линь, Светлана Котова. М.: 2008. Стенографический отчёт о заседании Совета по делам инвалидов. Москва, Кремль 7 апреля 2009 годаСелевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с. Приложение^ Календарно-тематическое планирование Дата Социальная реабилитация Психолого-педагогическая реабилитация Образовательная реабилитация Творческая реабилитация Сентябрь Культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.Обучение процессам взаимодействия личности и общества. Разработка методов психолого-педагогической диагностики.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей психичесского развития обучающихся с ОВЗ и уровня сформированности у них определенных личностных новообразований. Исследование структуры речевых нарушений. Изучение спроса родителей, детей на дистанционное обучение. Организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Центра детского творчества. Участие в празднике «День Знаний». Изготовление поздравительных открыток, газет «День рождения школы» Участие в районном фотоконкурсе «Фотопортрет школьного учителя» Участие в конкурсе творческих работ «Учитель в моей жизни» Октябрь Обеспечение условий для участия в жизни общества детей: школы, одноклассников. Совместное определение основных направлений деятельности (индивидуально с каждым ребенком): разработка модели сопровождения, плана действий, программы действий. Построение коррекционно-развивающего процесса, основанного на комплексном подходе, включающем коррекционную направлен- ность.Первичное консультирование родителей по вопросам уточнения характера трудностей и степени отставания в овладении письменной, устной речью и чтением. Создание установки на коррекционную работу. Изучение прав и обязанностей граждан. Знакомство с Конституцией РФ.Обучение основам компьютерной грамотности. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.) Правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Файлы. Папки (каталоги). Сменные носители. Общее представление о правилах клавиатурного письма. Приемы работы с мышью. «Осенняя сказка» Выставка поделок из природного материалаИзготовление поделок на выставку творческих работ, посвященную памяти Заслуженного учителя школы РФ М.И. Спрынчана.Участие в конкурсе творческих работ обучающихся «Моя семья» Участие в конкурсе-акции «Письмо водителю» Ноябрь Выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения, интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели с учетом имеющихся условий. Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с характером первичного дефекта, вторичных отклонений, компенсаторных возможностей организма, а также медицинского диагноза. Обучение основам компьютерной грамотности. Работа в текстовом редакторе. Простейшие действия в текстовом редакторе (набор, удаление, вставка части текста, изменение шрифта). Участие в конкурсе творческих работ «Лучше нет тебя на свете», посвященном Дню матери Декабрь Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети (совместные встречи, праздники, знакомство с семьями детей с ОВЗ). Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации. Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развиваю- щего процесса. Обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений. Информационно-просветительская деятельность Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка.Обучение основам компьютерной грамотности. Основные источники информации. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Операция «Новый год!» Работа школьной мастерской Деда Мороза.Участие в новогоднем утреннике. Январь Знакомство со школьной детской газетой «Информашка» . Обсуждение статей. Интервью для детской газеты «Информашка» Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.Текущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражненийИнформационно-просветительская деятельность Обучение основам компьютерной грамотности. Изменение и создание простых информационных объектов на компьютере. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложений к письмам, отправка и получения сообщений. Участие в конкурсе рисунков «В стране Читалия». Февраль Участие в мероприятиях месячника гражданско-патриотического воспитания Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологийТекущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений.Информационно-просветительская деятельность Обучение основам компьютерной грамотности. Создание и форматирование текстов, сообщений к урокам с использованием изображений на экране компьютера. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Изготовление поздравительных открыток, сувениров для одноклассников–мальчиков, для пап. Участие в районной акции «Посылка солдату». Участие в конкурсах творческих работ «Осторожно, огонь!», «Безопасность глазами школьников». Март Знакомство с культурно-этнографическими традициями города. Посещение городского праздника, посвященного Дню оленевода. Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям, направленной на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку. Обучение основам компьютерной грамотности. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Деловая переписка, учебная публикация. Создание презентаций. 8 Марта - Международный женский день:выпуск поздравительных плакатов к Международному женскому дню, изготовление сувениров, открыток для одноклассниц, мам, учителей. Апрель Организация посещений культурных учреждений города (музеев, выставок, Центра детского творчества, кинотеатров) Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.Консультирование родителей по вопросам преодоления внутрисемейного кризиса, расширение сферы осознанности мотивов воспитания, повышения чувства уверенности. Обучение основам компьютерной грамотности. Создание презентаций. Организация коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Участие в выставке детских рисунков «Арт-весна». Май Оценка и анализ результатов творческой и досуговой деятельности, проектирование работы над самосовершенствованием личности. Оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного диагностического обследований. Обучение основам компьютерной грамотности. Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы. Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Участие в мероприятиях, посвященных дню победы (просмотр концертов, подготовка сообщений о ветеранах, участниках ВОВ, участие в акции «Письмо ветерану». Участие в школьном последнем звонке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Hedda Gabler
Реферат A Political Biography On Jfk Essay Research
Реферат Планирование использования грузового автотранспорта
Реферат Тора и проблема экологии жизнь за счет будущих поколений
Реферат Закон - нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы
Реферат Прокатный цех (основное и вспомогательное оборудование)
Реферат Психосоциальные проблемы пожилого возраста 2
Реферат Изучение видового состава и консортивных связей насекомых на мониторинговых площадках охраняемых видов кальцефильных растений Донского природного парка
Реферат Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ
Реферат Music History Essay Research Paper Music has
Реферат Средние показатели в изучени кормовой базы
Реферат Аннотация программы дисциплины «Психология лидерства»
Реферат Этническая история турок (Етнічна історія турок)
Реферат Пожилые люди как объект социальной работы
Реферат Брати Грімм і філологія