Реферат по предмету "Разное"


«мягкое право»: его сущность и роль в регулировании международных отношений

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯМИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИна правах рукописиВелижанина Марина Юрьевна«МЯГКОЕ ПРАВО»: ЕГО СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙСпециальность: 12.00.10 – «Международное право. Европейское право»АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата юридических наук Москва-2007Работа выполнена на кафедре международного права Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации^ Научный руководитель Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор О.Н. ХлестовОфициальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Ю.М. Колосовкандидат юридических наук О.В. Луткова^ Ведущая организация Институт государства и права РАНЗащита состоится 13 ноября 2007 г. в ______ на заседании диссертационного совета Д.209.001.03 при Дипломатической Академии Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу: 119992, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической Академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.Автореферат разослан «___» _________ 2007 г.Ученый секретарь диссертационного совета, доктор юридических наук Б.Л. Зимненко^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы. В международной практике широкое распространение получили разнообразные акты, не имеющие обязательной юридической силы (рекомендации международных межправительственных организаций, конференций, политические соглашения государств, совместные заявления, коммюнике и т.д.). Эти акты используются наряду с международными договорами, обычными нормами международного права и оказывают серьезное влияние на регулирование международных отношений. В науке и практике к таким актам часто применяется термин «мягкое право». Несмотря на широкое распространение в сфере международных отношений, существование «мягкого права» все еще подвергается сомнению. Дискутируется сам факт существования «мягкого права» и его природа (правовая или неправовая). Тем не менее, реальность такова, что государства охотно используют «мягкое право» и четко разделяют обязательства, вытекающие из международно-правовых актов и из актов «мягкого права». Акты «мягкого права» не являясь источниками международного права в смысле ст. 38 Статута Международного Суда ООН, способствуют развитию международного права, обогащая его и расширяя его рамки. В некоторых отраслях международного права акты «мягкого права» являются широко распространенными. Это, как правило, новые отрасли права, которые сформировались во многом благодаря «мягкому праву» (право охраны окружающей среды, космическое право). Огромную роль в становлении и развитии «мягкого права» сыграли принятие Устава ООН, а также все последовавшие за этим изменения в международном праве. В настоящее время этот процесс продолжается и можно наблюдать несколько интересных тенденций. С самого начала акты «мягкого права» использовались как способ регулирования международных отношений, позволяющий избежать международно-правовой ответственности. Исполнение таких актов осуществлялось путем добровольного следования их положениям. В последние десятилетия все более заметны попытки государств придать более действенный характер актам «мягкого права». Это выражается, с одной стороны, в том, что государства стремятся создать такие условия взаимодействия, когда неисполнение норм «мягкого права» влечет неблагоприятные экономические, политические последствия, а их исполнение, напротив, приносит пользу. С другой стороны, все чаще стали создаваться различного рода механизмы мониторинга, следящие за выполнением государствами-участниками актов «мягкого права». Усиление эффективности «мягкого права» вызывает и противоположную реакцию. В некоторых случаях государства пытаются избежать включения в такие акты обязательств, выполнение которых может составить для них в будущем проблему. Поэтому большое внимание оказывается формулировке положений актов «мягкого права», выбору языковых средств. Наблюдается также четкая тенденция использоватя в отношении актов «мягкого права» механизмы, характерные для права международных договоров (например, интерпретирующие заявления). Одним из новых направлений применения «мягкого права» является формирование на его базе международных межправительственных переговорных форумов (Международный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», Кимберлийский процесс и т.д.). Факт создания на основе акта «мягкого права» и необязательный характер решений в рамках таких объединений позволяют легче находить общий язык государствам с различными политическими, социальными, экономическими интересами и культурными традициями. Заслуживает особого внимания и изучения процесс институционализации, происходящий в рамках таких форумов. Организационная структура этих объединений становится все более похожей на структуру международных межправительственных организаций. Кроме этого, такие свойства, как самостоятельное, от своего имени взаимодействие с международными межправительственными организациями, осуществление контрольных функций в отношении государств-участников и т.д. позволяют говорить о наличии у некоторых форумов ограниченной международной правосубъектности. Иногда на их базе создаются и полноценные международные межправительственные организации (например, ЮНИДО, ШОС). Тщательного изучения требует тесная связь «мягкого права» с международным правом. Несмотря на то, что наблюдаются существенные отличия в способах и процессе формирования «мягкого права» и «твердого права», и то и другое представляет собой разновидность социальных норм и является результатом деятельности государств. Это, с одной стороны, позволяет международному праву устанавливать определенные рамки для «мягкого права», а, с другой стороны, позволяет «мягкому праву» оказывать влияние на развитие и совершенствование международного права. В науке нет единого подхода к «мягкому праву». С самого начала под «мягким правом» разными исследователями понимались различные по своей природе явления. Одни применяли определение «мягкое право» для обозначения норм международных договоров, не содержащих четких и конкретных положений и обязательств. Другие (таких большинство) – относили к «мягкому праву» акты, не являющиеся юридически обязательными, но обладающие высокой морально-политической силой. Третьи объединяли в рамках «мягкого права» и то и другое. Выработать в этой сфере единый подход довольно трудно, так как «мягкое право» явление сложное. Разнообразие актов, в которых выражается «мягкое право», затрудняет их классификацию. Они отличаются не только по форме (резолюции международных межправительственных организаций, политические соглашения, коммюнике и т.д.), но и по содержанию. Значение «мягкого права» подчеркивается на самом высоком уровне. Так, Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан в п. 12 Доклада «Осуществление Декларации тысячелетия ООН» (2004) заявил: «Более чем когда бы то ни было ранее мировое сообщество нуждается в эффективных рамочных нормах поведения государств»1. Роль «мягкого права» в международных отношениях все более возрастает, причем государства используют его в самых разных сферах. Эта тенденция усиливается и будет продолжаться. Как видно, тема сущности и роли «мягкого права» в регулировании международных отношений является актуальной как в теоретическом плане, так и с практической точки зрения. ^ Цель исследования. Все вышеизложенное позволяет определить цель настоящего исследования следующим образом: анализ сущности «мягкого права», путей его создания и его роли в регулировании международных отношений.^ Задачи исследования. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: - исследовать историю развития «мягкого права», способы его создания; - определить природу «мягкого права», выделить характерные особенности норм «мягкого права» и сформулировать его определение; - изучить вопрос о субъектах «мягкого права»; - проанализировать причины распространения «мягкого права» и возрастания его роли в современных международных отношениях, в том числе осуществить сравнительный анализ распространения и применения «мягкого права» в отдельных отраслях современного международного права в частности, в международном праве прав человека, международном экологическом, космическом праве и т.д.; - изучить роль и место «мягкого права» в международном правотворчестве; - выяснить причину и способы преобразования норм «мягкого права» в правовые нормы; - исследовать механизм взаимодействия «мягкого права» с внутренним правом государств, в частности Российской Федерации; - выявить пути и способы совершенствования «мягкого права», оценить новые направления его использования и перспективы развития; - осуществить анализ научной литературы: монографий и иных публикаций российских и зарубежных авторов по теме исследования, изучить уровень научной проработки этой темы.^ Объект диссертационного исследования составляет система международных отношений, складывающихся в сфере создания и применения «мягкого права». Предметом исследования являются акты «мягкого права», включая: рекомендательные акты международных межправительственных организаций, конференций, международные политические соглашения многостороннего и двустороннего уровня, политические односторонние акты государств, международно-правовые акты и внутренне законодательство государств, создающиеся под влиянием «мягкого права» и влияющие на его создание.^ Методологическая база диссертационного исследования. Автор использует общенаучные методы познания и специальные юридические методы: системный, сравнительно-правовой, формально-логический, логико-юридический, описательный и т.д.^ Нормативная основа диссертационного исследования. Нормативную основу диссертационного исследования составляют акты международных межправительственных организаций, в частности резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН, вспомогательных органов ООН, акты специализированных учреждений ООН (ИКАО, ЮНЕСКО и др.); акты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), акты органов Совета Европы; решения международных межправительственных форумов, не имеющие юридической силы; нормативно-правовые акты внутреннего законодательства России.^ Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу исследования составляют работы таких российских ученых, как: Б.М. Ашавский, И.П. Блищенко, М.М. Богуславский, Г.М. Вельяминов, А.В. Гидирим, Г.М. Даниленко, О.Г. Зайцева, Б.Л. Зимненко, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламкарян, А.А. Ковалев, Р.А. Колодкин, Н.Б. Крылов, И.И. Лукашук, С.А. Малинин, Л.Х. Мингазов, Г.И. Морозов, Т.Н. Нешатаева, А.Н. Талалаев, Г.И. Тункин, В.Н. Федоров, О.Н. Хлестов, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаева, В.М. Шумилов и др. А также таких зарубежных авторов, как: С. Балашенко, Я. Броунли, Дж. Голдсмит, Э. Д’Амато, Р. Делонис, П-М. Дюпуи, К. Игл, М. Каплан, К. Келли, Ф. Кёргис, С. Кирхнер, Р. Кумарасвами, Л.В. Павлова, Дж. Паккер, Э. Познер, Р. Рамлоган, С. Ратнер, М. Сапиро, П. Спиро, П. Санд, С. Уилльямс, П. Уэйл, У. Фастенрат, Т. Франк, Дж. Чарни, С. Честерман, К. Чинкин, К. Шайн, Д. Шелтон, Х. Ханнум, Х. Хиллгенберг и т.д. В работе используются также материалы научных организаций, таких как Американское сообщество международного права.^ Степень разработанности темы. Задача изучения «мягкого права» требует комплексного подхода и глубокого анализа. Попытка подобного исследования была предпринята Американским сообществом международного права в 1996 году. Для рассмотрения этого вопроса была сформирована рабочая группа, в которую входили специалисты в разных областях права. Группа исследовала следующие вопросы: в чем природа международного права, какова роль юридически необязательных норм или «мягкого права» в международной системе, каково соотношение их с юридически обязательными нормами, в чем причина того, что государства следуют «мягкому праву», отличаются ли эти причины от тех, которыми государства руководствуются при исполнении международных договоров и т.д. В российской науке в период с конца 60-х по 80-е годы XX века большое внимание уделялось рекомендательным актам международных межправительственных организаций и конференций. В это время Г.М. Вельяминовым была разработана концепция рекомендательных норм в международном праве. В последнее время интерес к этой теме снова возрастает. Среди работ, посвященных непосредственно вопросам «мягкого права» можно указать диссертационное исследование Ким Док Чжу «Концепция «мягкого права» и практика межправительственных организаций» (1995 г.). Данный автор рассматривает «мягкое право» как внутреннее право международных межправительственных организаций. В ряде работ затрагиваются отдельные аспекты темы «мягкого права». В кандидатской диссертации Д.А. Лысенко «Проблемы правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты» (2003 г.) рассматривается роль «мягкого права» в вопросах регулирования деятельности ТНК. В диссертации О.В. Лутковой «Основные концепции источников международного права» (2004 г.) отдельный параграф посвящен критике концепции «мягкого права». Г.Р. Данелия в своей кандидатской работе «Особенности правового регулирования сотрудничества государств-членов ЕС в области внешней политики и политики безопасности» (2006 г.) обращает внимание на то, что спецификой правового регулирования в этой области является большая роль актов «мягкого права». Для исследований отечественных авторов характерно то, что «мягкое право» рассматривается в основном через призму деятельности международных организаций. При этом упускается из вида такая важная часть «мягкого права», как соглашения государств, не являющиеся международными договорами, и односторонние акты государств. Это упущение мешает всесторонне изучить особенности создания и способов реализации «мягкого права». Среди отечественных авторов, изучавших проблему в комплексном аспекте, можно выделить профессора И.И. Лукашука. ^ Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа представляет собой комплексное исследование проблем «мягкого права». Особенностью работы является изучение целой системы актов «мягкого права», исследование взаимозависимости «мягкого» и «твердого» права, в том числе в рамках процесса преобразования «мягкого права» в международное право, рассмотрение взаимодействия «мягкого права» с внутренним правом, а также изучение тенденций развития «мягкого права». В рамках исследования выявлены новые направления применения «мягкого права», в том числе его роль в создании международных структур, обладающих элементами международной правосубъектности, в регулировании отношений в областях, относящихся к сфере внутригосударственного регулирования. В работе рассматриваются аспекты, которые в применении к «мягкому праву» специально раньше не затрагивались, например, субъекты «мягкого права», роль «мягкого права» в разрешении вооруженных конфликтов немеждународного характера, а также исследуются вопросы «мягкого права» в контексте международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.^ Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. 1. «Мягкое право» - это закономерное, положительное явление, являющееся результатом динамичного развития современных международных отношений. Роль «мягкого права» в жизни мирового сообщества увеличивается. Эта тенденция будет продолжаться, так как «мягкое право» обладает целым рядом полезных свойств: во-первых, у «мягкого права» отсутствует юридически обязательная сила. Во-вторых, акты «мягкого права» не требуют сложной процедуры принятия, внесения изменений и дополнений. В-третьих, акты «мягкого права» могут быть более удобным средством решения задач развития для государств с разными интересами, социально-культурными традициями. 2. «Мягкое право» – это совокупность юридически необязательных международных норм, создаваемых государствами, международными организациями и иными субъектами «мягкого права», не противоречащих основным принципам и нормам международного права и направленных на регулирование международных отношений. Эти нормы не содержат международно-правовых обязательств и закрепляются в актах международных организаций рекомендательного характера, многосторонних, двусторонних и односторонних политических актах государств. «Мягкое право» не входит в систему международного права, - это самостоятельное явление, тесно связанное с международным правом. 3. Основное отличие норм «мягкого права» от норм международного права состоит в том, что при создании нормы «мягкого права» волеизъявление государств касается только соглашения по поводу ее содержания, но не касается вопроса признания за ней обязательной силы. Другим отличительным свойством нормы «мягкого права» является то, что она способна распространять свое действие и на других участников международного общения, кроме государств и международных межправительственных организаций. 4. Субъектами «мягкого права» являются государства, международные межправительственные организации и межгосударственные структуры, способные выступать в международных отношениях от своего имени, но не имеющие юридического статуса международной межправительственной организации (международные межправительственные форумы). 5. В сфере действия и применения «мягкого права» постепенно формируется обычная норма международного права, которая предусматривает применение основополагающих принципов и норм международного права, в частности принципа добросовестного выполнения международных обязательств к процедуре создания и исполнения актов «мягкого права». В случае противоречия акта «мягкого права» международному праву действия государств или международных межправительственных организаций, руководствующихся таким актом, могут составлять международное правонарушение. 6. «Мягкое право» в международных отношениях способствует: заполнению пробелов в международно-правовом регулировании; применяется в процессе толкования положений международных договоров и актов внутреннего права, а также для регулирования областей, которые пока не регулируются международным правом; имеет важное значение в разрешении конфликтов, споров, ситуаций, так как оно представляет собой универсальное средство для поддержания диалога между государствами с различными внешнеполитическими, экономическими интересами и культурными традициями. 7. «Мягкое право» представляет собой динамичное явление, в сфере его реализации наблюдается множество новых тенденций, в числе которых: - повышение роли межправительственных форумов, образованных на базе «мягкого права», их институционализация и трансформация в международные межправительственные организации; - усиление роли «мягкого права» на региональном уровне, а также в отдельных областях международного сотрудничества, где использование «мягкого права» приобретает свою специфику (например, в сфере безопасности «мягкое право» ориентировано на государства, а в области экономических отношений или охраны окружающей среды и на иные лица, включая неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д.); - совершенствование механизмов мониторинга за соблюдением исполнения государствами актов «мягкого права»; - дальнейшее развитие процедуры разработки и заключения актов «мягкого права». 8. «Мягкое право» способно преобразовываться в международное право, однако это не является его основной задачей. Оно может выступать как этап международного правотворчества. Можно выделить три основных способа преобразования «мягкого права» в правовые нормы: 1) путем преобразования в обычные нормы международного права, 2) путем закрепления аналогичных норм в международных договорах, 3) путем внедрения норм «мягкого права» во внутреннее законодательство государств. ^ Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что работа может быть использована в дальнейшем научном исследовании и по проблемам «мягкого права», и в аспекте формирования обычных и договорных норм международного права. Материалы работы могут применяться в рамках преподавания курса «Международное публичное право». Результаты работы также могут использоваться и в практической деятельности, в том числе в рамках международных межправительственных организаций и форумов, роль которых существенно возрастает. ^ Апробация результатов диссертационного исследования. Материалы, представленные в диссертационном исследовании, использовались в процессе преподавания курсов: «Международное публичное право» и «Организация Объединенных Наций» студентам в Якутском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов. Тема диссертации отражена в публикациях в таких журналах, как: «Юрист-международник», «Московский журнал международного права», «Мировая экономика и международные отношения», а также в сборнике научных статей.^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении автор обосновывает актуальность темы исследования, обусловившую выбор темы. Ставятся цели и задачи исследования, определяются объект и предмет диссертационной работы, ее методологическая база. Также указывается нормативная и теоретическая основы работы. Делается вывод о степени разработанности темы в российской и зарубежной науке. Приводятся положения, выносимые на защиту.^ В главе 1. «Понятие и сущность «мягкого права»» рассмотрены вопросы возникновения, развития «мягкого права». Исследуется особенность норм «мягкого права» в сравнении с нормами международного права. Также изучается вопрос о субъектах «мягкого права», причинах использования государствами «мягкого права» и рассматриваются способы формирования «мягкого права». В первом параграфе, изучив материалы, автор приходит к выводу, что, несмотря на то, что государства уже давно используют различные документы, не являющиеся юридически обязательными, возникновение концепции «мягкого права» следует связывать с деятельностью ООН, в частности Генеральной Ассамблеи. На основе анализа материалов автор предлагает следующую периодизацию истории развития концепции «мягкого права»: 1) Предварительный этап, связанный с началом дискуссий о правовой природе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (50-60 –е гг. XX века). 2) Этап становления концепции «мягкого права» (70-е гг. XX века). Этот этап характеризовался, с одной стороны, резким увеличением активности Генеральной Ассамблеи ООН, с другой стороны, созданием и деятельностью Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а также целого ряда важнейших международных конференций. 3) Следующий этап связан во многом с результатами работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. 4) Важную веху в периодизации истории «мягкого права» составляет Саммит тысячелетия и принятая на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларация тысячелетия (2000 г.), а также последовавшие за ней «мягко-правовые акты» ООН и международных конференций. Как следует из анализа, «мягкое право» является одной из наиболее дискуссионных областей теории международного права. Среди исследователей нет единого мнения о природе и сущности «мягкого права». В целом этот термин применяется к двум категориям норм: 1) к декларативным по своему характеру нормам международных договоров, 2) к нормам, не обладающим юридической силой. Есть также и альтернативная точка зрения, которая объединяет под термином «мягкое право» обе эти категории норм. От того, как решается вопрос о сущности «мягкого права» зависит, включать ли его в систему международного права. Отдельные ученые (Э. Д’Амато, М. Бартош, Д. Хингорани, Д. Готлиб и т.д.) считают, что «мягкое право» является частью международного права. Другие, например, И.И Лукашук, Дж. Чарни, Р. Делонис – категорически против этого. Автор пришла выводу, что «мягкое право» не следует включать в систему международного права, - это явление самостоятельное, но весьма близкое к международному праву и тесно с ним связанное. Связь «мягкого права» с «твердым» прежде всего, заключается в том, что международное право устанавливает границы, в пределах которых может существовать «мягкое право». Этими границами являются основополагающие принципы международного права. Этот вывод подтверждается результатами работы Комиссии международного права ООН, которые находят свое отражение в таком документе, как «Ответственность международных организаций. Заголовки и тексты проектов статей, принятые Редакционным комитетом 27 мая 2005 года»2, а также резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 53/101 «Принципы и установки для ведения международных переговоров» от 20 января 1999 года3. Данное обстоятельство следует рассматривать в пользу «мягкого права», так как это означает, что акты «мягкого права» не могут противоречить международному праву. Таким образом, «мягкое право» не может «вредить» и ослаблять международное право. Во втором параграфе рассматриваются основные отличительные черты «мягкого права» как самостоятельного явления. Обосновывается использование термина «норма мягкого права», который часто встречается в литературе, но целесообразность его применения никогда ранее не доказывалась. Использование этого термина в диссертации необходимо, для формулировки определения «мягкого права». В связи с этим автор приводит следующее обоснование: 1) Термин «норма» выходит за рамки сугубо юридического. Существует огромное количество социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, экономические, политические, правовые и т.д. нормы. Одной из разновидностей социальных норм и являются нормы «мягкого права» 2) В актах «мягкого права» нередко встречаются такие термины как: «нормы цивилизованного поведения государств», «рамочные нормы поведения государств» и т.д. Причем в таких документах делается четкое различие между подобными нормами и нормами международного права. 3) Данный термин широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе (Д’Амато, К. Чинкин, Д. Шелтон, И.И. Лукашук, Е.Г. Ляхов и др.). В данном параграфе автор делает вывод, что основное отличие нормы «мягкого права» заключается в способе выражения и закрепления волеизъявления государств и международных межправительственных организаций. При формировании нормы «мягкого права» отсутствует такой важнейший этап, как признание нормы в качестве юридически обязательной. Исходя из анализа материалов, приводится такое определение «мягкого права». «Мягкое право» - это совокупность международных юридически необязательных норм, создаваемых государствами, международными организациями, не противоречащих основным принципам и нормам международного права и направленных на регулирование международных отношений. Анализ литературы, проведенный в третьем параграфе работы, показывает, что на настоящий момент отсутствует единое мнение о субъектах «мягкого права». Различными учеными среди таковых указываются: государства, международные межправительственные организации, субъекты федеративных государств, международные неправительственные организации, национальные органы государственной власти государств (имеется в виду создание актов «мягкого права» на внутригосударственном уровне), транснациональные корпорации (ТНК). Исследовав нормативно-правовые акты, акты мягкого права и литературу, автор делает вывод, что субъектами «мягкого права» следует считать государства и международные межправительственные организации. Кроме этого, на международной арене появляются различного рода межгосударственные объединения (создающиеся на базе форумов, совещаний), которые постепенно приобретают черты международных межправительственных организаций (форум Азиатско-тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), Кимберлийский процесс и т.д.). Эти объединения (форумы, совещания) также способны создавать акты «мягкого права» от имени всего объединения, а не от имени государств, участвующих в нем. Не являются субъектами «мягкого права» субъекты федеративных государств. Акты субъектов федераций занимают определенное место во внутренней системе нормативно-правовых актов государства. При этом следует отметить, что субъекты федеративных государств могут участвовать в создании актов «мягкого права»4. В четвертом параграфе анализируются мотивы государств, создающих и руководствующихся актами «мягкого права». Исследование показывает, что основными причинами распространения «мягкого права» являются: 1) Создание и развитие структуры международных межправительственных организаций. 2) Увеличение количества государств – активных членов мирового сообщества. 3) Глобализация, усиление взаимозависимости государств. Эти причины способствовали усложнению нормотворческого процесса, с одной стороны, увеличению количества проблем, требующих внимания всего мирового сообщества, с другой стороны, и, наконец, возникновению необходимости оперативного принятия решений. «Мягкое право», обладая целым рядом преимуществ (юридически необязательной основной, быстротой и гибкостью процедуры принятия и внесения изменений, разнообразием форм выражения и т.д.), стало очень удобным средством решения этих задач. В пятом параграфе на основе изучения международных и внутренних нормативно-правовых актов, материалов Комиссии международного права ООН и научной литературы рассматриваются процедура создания актов «мягкого права», трудности и неудобства при их создании и применении. ^ Вторая глава диссертационного исследования «Роль «мягкого права» в регулировании международных отношений» освещает следующие вопросы: как «мягкое право» регулирует международные отношения, каково его значение в отдельных сферах международных отношений, какую роль играет «мягкое право» в вопросах создания и деятельности международных межправительственных организаций, а также исследуются новые тенденции развития «мягкого права». В первом параграфе делается вывод, что для процесса регулирования в рамках «мягкого права» характерно отсутствие принуждения, обязательства выполняются на добровольной основе, но одновременно усиливается роль процедур мониторинга выполнения актов «мягкого права», которые по своей сути иногда аналогичны контрольным механизмам, предусмотренным международным правом. Проанализировав материалы, автор выделяет следующие способы, при помощи которых осуществляется мониторинг (контроль) за выполнением актов «мягкого права»: 1) создание специальных комитетов, комиссий, групп экспертов, назначение специальных докладчиков, иных должностных ли, ответственных за осуществление мониторинга; 2) создание специальных систем обзорных визитов в страны-участницы актов «мягкого права» для изучения ситуации на местах; 3) предоставление отчетов государствами, международными организациями о ходе выполнения рекомендаций, предоставление иной необходимой информации; 4) мониторинг (контроль) со стороны иных международных организаций. Помимо этого довольно активно используются различные стимулы. Можно выделить три способа, при помощи которых осуществляется стимулирование выполнения обязательств, вытекающих из актов «мягкого права». Первые два способа можно сформулировать так: 1) последовательная поддержка актов «мягкого права» со стороны мирового сообщества, авторитетных международных межправительственных организаций либо государств, «имеющих вес» во внешней политике; 2) привлечение финансовой помощи для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из актов «мягкого права», либо обещание каких-либо уступок, льгот на международном уровне. Эти способы, например, используются в деятельности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ (далее Верховный комиссар). Так, в целях снятия напряженности в связи с подготовкой проекта закона «О государственном языке Республики Латвия», который существенно ущемлял права русскоязычного населения этой страны, Верховный комиссар на основе актов международного права и «мягкого права» (деклараций и резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, резолюций Парламентской Ассамблеи Совета Европы), подготовил для Правительства Латвии рекомендации. Чтобы стимулировать внедрение этих рекомендаций в практическую деятельность страны Верховный комиссар, во-первых, убедил Правительство Латвии во всесторонней поддержки рекомендаций со стороны ОБСЕ и Евросоюза. Во-вторых, пообещал латвийскому руководству, что в случае исполнения этих рекомендаций, Европейский Союз будет рассматривать в качестве приоритетного пункта своей внешней и экономической политики принятие Латвии в его состав. 3) создание самими государствами условий, при которых выполнение положений актов «мягкого права» для них выгоднее, чем их игнорирование. Например, степень выполнения государствами-участниками Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег влияет на статус этих государств, признаваемый ОЭСР. Это, в свою очередь, влияет на инвестиционный климат страны. Анализ функционирования «мягкого права» в отдельных сферах международных отношений, проведенный во втором параграфе второй главы, показывает, что оно распространено неравномерно, и в каждой области имеются свои особенности его применения. «Мягкое право» сыграло важную роль во многих новых отраслях международного права, начавших свое развитие после принятия Устава ООН. К таким отраслям относится право прав человека. В этой области акты «мягкого права» часто предшествовали разработке международных договоров. Классическим примером является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которая стала предтечей двух международно-правовых актов Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Такая ситуация для этой отрасли стала традиционной. Например, Декларация о правах ребенка 1959 года предшествовала одноименной К


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.