Реферат по предмету "Разное"


«Международная охрана авторских прав»

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ. Курсовая работа.Дисциплина: Международное частное право. Тема: «Международная охрана авторских прав». Выполнила: студентка 80грзаочного отделенияМикуленайте Елена.Cанкт-Петербург 2006. Содержание.1. Введение2. «Развитие системы международной охраны авторских прав». 2.1. «Бернский союз» 2.2 «Межамериканские конвенции»3. «Всемирная конвенция об авторском праве»4. Объекты авторских прав. 4.1 Неохраняемые объекты. 4.2 Принципы конвенционной охраны авторских прав. 5. Охрана авторских прав развивающихся стран.6. Участие РФ в международной охране авторских прав.7 Заключение.8. Список использованной литературы.Введение. В современном информационном обществе огромное значение приобретает результаты интеллектуальной собственности, а именно: произведения искусства, науки, литературы, изобретения, промышленные образцы и т.д., получившие общее наименование «объекты интеллектуальной собственности». Термин «интеллектуальная собственность» пришел из французского права, а всемирную известность получил благодаря принятию в 1967 году Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно ст.2 Конвенции к интеллектуальной собственности относятся «все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях», в том числе права на литературные, художественные и научные произведения, исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, изобретения, научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения. Данный перечень не является исчерпывающим. Научно-технический прогресс вызвал и появление некоторых других, принципиально новых результатов интеллектуальной деятельности, а именно: компьютерные программы, базы данных и прочее. Более подробный перечень интеллектуальной собственности закреплен в соглашении об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности 1994 года (ТРИПС), которое входит в систему соглашений об учреждении Всемирной торговой организации. Авторские права - это отдельное звено объектов интеллектуальной собственности. К ним относят: права на литературные, художественные, научные произведения, права исполнителей, производителей фонограмм и прочее. Что же такое авторские права? Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично-общественного свойства». Но, к сожалению, автор в большинстве случае обладает правом на объект только личного и общественного свойства. И именно поэтому я считаю, тему охраны авторских прав актуальной в современном обществе. Так как у нас с каждым днем увеличивается число авторов и соответственно увеличивается количество нарушений в данной области. А для того, чтобы пресекать эти нарушения необходимо на более глобальном уровне рассматривать вопрос об охране авторских прав. И неудивительно, что в последнее время все чаще мы видим в средствах массовой информации сведения о нарушениях прав интеллектуальной собственности. В связи с достижениями науки люди обогатили свои знания и умения в области объектов интеллектуальной собственности. Как правило, производители – это творческие люди, их интересует в большей степени содержание результата творческой деятельности. И как следствие некоторые на этом обогащаются за счет производителя, причем зачастую даже не понимая этого. К примеру, адвокат по материалам одного из дел, в котором он принимал участие, написал статью, не успев ее опубликовать. Коллега, которому была передана копия данной рукописи, отдает ее в печать, не получив предварительного согласия автора (или вообще публикует статью под своим собственным именем) И что получается? Рукопись реально остается у автора, при этом автор может осуществлять фактическое пользование, владение и распоряжение рукописи, то есть обладать правом собственности объекта как вещного права, но при этом его права будут нарушены. И таких примеров масса. Но самое глобальное нарушение, на мой взгляд,- это «пиратские» аудио и видео записи. Кроме того, в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов предназначенных для вычислительной техники. Не для кого не секрет, что сегодня в России за совершенно смехотворные деньги ( 100 до 500 рублей) можно приобрести "пиратские" копии программных продуктов фирм "Microsoft" и многих других известных во всём мире фирм, хотя, например, во Франции один пакет программ "Microsoft Office"стоит около 300 долларов США., а также различные базы, как правовые, так и базы государственных органов, хотя последние зачастую являются конфиденциальными и не подлежат массовому применению. Из этих данных уже можно предположить, какой доход теряет реальный владелец авторских прав из-за деятельности Российских, Китайских и Болгарских производителей - "Пиратов". И получается, что одни прогрессируют движение жизни, путем внедрения все новых и новых объектов интеллектуальной собственности, а другие на этом обогащаются. Если бы такая ситуация произошла в какой-нибудь европейской стране, то таких "горе - производителей" давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы, зато у нас еще не сложилась в настоящее время практика привлечения к ответственности за нарушение авторских и смежных прав, которая предусмотрена ст. 146 УК РФ. 2. Развитие системы международной охраны авторских прав.Международная система охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений” в её многочисленных редакциях и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 года. До середины прошлого столетия понятия “Авторское право” не существовало как такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Но, начиная с середины 19 века, авторское право становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг - всё это создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.2.1. «Бернский союз».Бернская конвенция” Об охране литературных и художественных произведений” 1886 года. Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883 года работа была продолжена в Берне где в 1886 году после трёх дипломатических конференций было выработано международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она была направлена на решение, по существу, единственной, но очень важной задачи - обеспечение охраны авторских прав граждан различных государств. Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. Основными задачами являлись, во-первых, закрепление принципа национального режима, во-вторых, предоставление минимального объема охраны авторских прав. В данной Конвенции специально оговаривалось право государств – участников заключать дополнительные двухсторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции. В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887 года. Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все её основные положения подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права. Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.(ст.2-3). На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза. Также были предусмотрены правила присоединения новых государств к конвенции, порядок её изменения и т.п. Одновременно были приняты дополнительная статья и окончательный протокол. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых положений конвенции. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых положений конвенции. 15 апреля 1896 года в Париже состоялась первая конференция по изменению конвенции 1886 года. К тому времени к конвенции присоединились четыре страны: Люксембург (1888), Монако (1889), Черногория (1893) и Норвегия (1896).На конференции присутствовали кроме государств членов наблюдатели от 14 стран: Аргентины, Болгарии, Боливии, Бразилии, Дании, Гватемалы, Греции, Колумбии, Мексики, Перу, Португалии, Румынии, США и Швеции. К числу нововведений 1896 года прежде всего следует отнести включение в конвенцию понятия публикации и определение его как "выпуск копий". Таким образом, представление и исполнение драматических, драматическо-музыкальных и музыкальных произведений, выставки произведений искусства к публикации не относились. К числу важнейших изменений следует отнести также и уточнение к статье 3, в соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с издателя на автора произведения. Таким образом, для применения этой Конвенции достаточно стало соблюдение одного из принципов: территориального (предоставление охраны произведения, впервые опубликованным на территории государств-участников) или национального (предоставление охраны произведениям, автором которых был гражданин государства-участника этой Конвенции, независимо от того, на территории какого государства произведение было впервые опубликовано). Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция 1908 года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония (1899), Швеция (1901), Дания (1903) и Либерия (1908). Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран (в том числе и Россия). Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций. Новая редакция содержала 30 статей, и основные её новеллы относились к четырём проблемам: 1) Текст конвенции 1886 года ставит охрану авторского права в зависимость от условий и выполнения формальностей, предусмотренных в стране первой публикации. На Берлинской конференции было решено отказаться от всех формальностей, даже в том случае, если в стране первой публикации они существуют. 2) Берлинский текст конвенции более полно определил и расширил круг объектов охраны, включив в него произведение хореографии и пантомимы, кинематографии, фотографии и архитектуры. Более того, новый текст признал права композиторов на разрешение адаптировать их произведения для исполнения аппаратами механического воспроизведения и публичное исполнение этими инструментами. Это правило содержало оговорку, что законодательства стран участниц могут устанавливать специальные условия его применения. 3) Правила регламентирующие право перевода были расширены. Берлинская конференция признала их действительность на протяжении всего срока действий авторского права без всяких ограничений. Правила конвенции 1896 года отменялись, за исключением тех случаев, когда какая-либо страна выскажет пожелание сохранить их. 4) Конференция 1908 года установила срок охраны авторского права в 50 лет, исчисляемых со дня смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов (ст.7). Пункт 3 ст. 7 закрепляет особый порядок исчисления сроков для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом. В таком случае течение срока начинается с момента правомерного обнародования произведения, кроме случае, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до истечения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок. Пункт 2 ст. 7 допускает установление особого порядка исчисления сроков охраны кинематографических произведений. Они могут исчисляться с момента обнародования или создания (для необнародованных – в течение 50 лет после создания произведения). Наконец, допускается установление сокращенного срока охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства – 25 лет, причем исчисляться он может с момента создания такого произведения (п.4 ст. 7). Необходимо отметить, что в российском Законе об авторском праве не предусмотрено каких-либо особых правил относительно сроков охраны кинематографического, фотографических или прикладных произведений. Исчисление указанных сроков охраны начинается с 1 января года, следующего за наступлением юридического факта, лежащего в основании начала течения сроков (п. 5 ст. 7). В соответствии с п. 6 ст. 7 страны Бернского союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными. В настоящее время намечена тенденция увеличения сроков охраны до 70 лет. Подобные правила применяются в странах Европейского союза в соответствии с Директивой ЕС от 29 октября 1993 года «О Согласовании сроков охраны авторского права и отдельных смежных прав». В п. 8 ст. 7 зафиксировано правило о сравнении сроков охраны авторских прав, представляющее собой изъятие из общего принципа национального режима. Данное положение заключается в том, что хотя срок охраны авторских прав также определяется национальным законодательством страны, в которой предъявляется требование об охране, но если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения произведения. К примеру, произведения, страной происхождения которого является Россия, будет охраняться в государствах-членах Европейского союза не в течении 70 лет после смерти автора, а в течение 50 лет, как это предусмотрено законодательством России. Конвенция определила более чётко понятие литературного и художественного произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах, если таковое не было сделано раньше. И, наконец, в Конвенции 1908 года были признаны права автора на воспроизведение, публикацию и представление его работ в кинематографе. Право на воспроизведение – исключительное право разрешать воспроизведение произведений любым способом и в любой форме (ст. 9 Бернской конвенции). Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением (п.3 ст. 9). Таким образом, под воспроизведением понимается создание копии произведения вне зависимости от способа ее создания и материального носителя, используемого для этой цели. Данное право автора также может быть ограничено: страны Союза сохраняют право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его законным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения. Примером таких ограничений может служить право частной копии – признаваемое практически во всех странах право на воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, причем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения ( ст. 18 Закона РФ «Об авторском праве»)^ Бернский дополнительный протокол 1914 года К этому времени ещё два новых государства присоединились к конвенции: Португалия (1911) и Нидерланды (1912). Дополнительный протокол 1914 года текст которого был предложен Великобританией, имел своей целью некоторое ограничение режима, установленного конвенцией. Здесь была создана так называемая “Клаузула о репрессалии”, нашедшая место в последующих текстах конвенции. Клаузула устанавливала возможность для стран участников ограничивать охрану прав авторов, не являющихся и не проживающих на её территории, при условии, что государства гражданами которых эти авторы выступают, не состоят в Бернском союзе и не предоставляют достаточной охраны авторам стран-участниц конвенции. Это положение на практике было применено лишь однажды, во время второй мировой войны, когда Великобритания применяла его в отношении граждан тех стран, с которыми она находилась в состоянии войны.За период с 1914 по 1928 год к конвенции присоединились следующие государства: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия, Эстония, а также получившие независимость доминионы Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика. Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений, расширении объектов охраны, признания так называемых личных прав автора и т.п.. Уровень охраны авторского права по конвенции заключённой в Риме, был повышен в связи с включением устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т.п.) в круг произведений, охраняемых по ст.2. Правда в дополнительной статье государствам предоставлялись права исключать полностью или частично из объектов охраны политические доклады и речи, произнесённые во время законодательных или общественных собраний или в судах, а также определять условия, при которых лекции, проповеди и речи могут быть использованы в прессе. К числу наиболее важных новелл Римского текста Бернской конвенции следует отнести признания так называемых личных прав автора, которые сохраняются за ним и при отчуждении имущественных прав(издание, публикация, постановка и т.п.) Следует заметить, что признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а в последствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.^ Брюссельская конференция 1948 года. После второй мировой войны в Европе возобновились работы в области международного авторского права. Бернская конвенция вновь существенным изменениям в Брюсселе в 1948 году. Основной целью конференции было стремление добиться более полной унификации правил конвенции и национальных законодательств, а также учесть новые условия научного и технического развития. Унификация правил применения конвенции была достигнута путём усиления принципа её главенства над национальными законодательствами.^ Стокгольмская конференция 1967 года. В числе конференций, изменявших и дополнявших Бернскую конвенцию, Стокгольмская конференция 1967 года занимает особое место. К тому времени на международной арене появилось большое количество развивающихся стран с их специфическими нуждами и проблемами, требовавшими неотложного решения. Они стремились понизить в Бернской конвенции уровень охраны авторских прав, для того чтобы получить более свободный доступ к необходимым им произведениям науки и культуры. Добившись высокого уровня охраны авторских прав в Брюсселе, их владельцы в развитых капиталистических странах, боялись этой тенденции и всячески противились ей. Более того, они были готовы на сужение границ Бернского союза при сохранении прежнего уровня охраны авторского права, так как иное грозило им явным экономическим проигрышем. Результатом сложной борьбы сложной борьбы на конференции между двумя основными тенденциями в международном авторском праве явился протокол, отразивший в определённой мере насущные проблемы развивающихся стран и предоставивший им значительные преимущества по сравнению с ранее действовавшим текстом. Более того, целый ряд его предложений представлял собой новый подход к авторскому праву, неведомый до Стокгольма. К наиболее существенным изменениям достигнутым во время Стокгольмской конференции следует отнести: 1)Усовершенствование критериев применения конвенции и определение понятий страны происхождения и публикации. 2)Признание права на воспроизведение. 3)Особый режим Кинематографических и приравненных к ним произведений (Телефильмы и т.п.) 4)Расширение личных прав автора (личные права существуют независимо от имущественных прав и даже после их отчуждения.). К ним относятся: 1. право требовать признания авторства (которое объединяет в себе право признаваться автором произведения и право на имя). Следует отметить, что в российском законодательстве эти права упоминаются раздельно: во-первых, право признаваться автором и во-вторых, собственно право на имя – право использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно (п.1 ст. 15 Закона об авторском праве). Хотя, право на имя и не упоминается специально в статье Бернской конвенции, посвященной неимущественным правам автора, но на основании положений Конвенции о сроках охраны произведений, выпущенных под псевдонимом или анонимно, можно сделать вывод о том, что право на имя также принадлежит автору на основании Бернской конвенции. 2. право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, противодействовать любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора (п.1 ст. 6). После смерти автора личные права имеют силу по крайней мере до прекращения имущественных прав. Разумеется, личные права не переходят в порядке правопреемства, а только осуществляются лицами или учреждениями, уполномоченными на это законом государства. 5)Расширение сроков охраны авторских прав. - Конференция не пошла по пути прямого увеличения 50-летнего срока охраны. Но вместе с этим она одобрила специальную резолюцию, поощряющую стремления некоторых стран выработать особое соглашение о применении между ними срока продолжительности свыше установленных пятидесяти лет, исчисляемых со дня смерти автора. 6)Конвенция впервые установила охрану произведений фольклора. 7) право на передачу в эфир (ст. 11). В соответствии с ней авторы пользуются исключительным правом разрешать: 1. передачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом. 2. всякое публичное сообщение, будь то по продам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная. 3. публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего звуки, знаки или изображения. Пункт 3 ст. 11 специально подчеркивает, что разрешение на передачу произведения в эфир не включает в себя разрешение на запись передаваемого произведения. Такая запись представляет собой воспроизведение, и потому для ее осуществления нужно отдельное разрешение правообладателя. 8) право долевого участия на оригиналы произведений искусства и рукописей. Данное право заключается в том, что в отношении оригиналов произведений искусства и рукописей автор, а после его смерти правопреемники, имеют неотчуждаемое право на долю от цены при каждой последующей продаже произведения, следующей за его первой уступкой. Данное право может быть реализовано, только если законодательство страны, к которой принадлежит автор, предусматривает такое право, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана. Порядок взимания и суммы, причитающиеся автору, устанавливаются национальным законодательством. Таким образом, Бернская конвенция 1886 года является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм: в 1986 году был отмечен 100-летний юбилей со дня принятия Бернской конвенции. По состоянию на 15 апреля 2001 годе участниками Бернской конвенции, в число которых входят Российская Федерация, практически все бывшие союзники республик (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются 148 государств. Впрочем, Россия, как и многие другие участники, при присоединении к Бернской конвенции (Россия присоединилась 9 марта 1995 года) сделала оговорку о том, что в ее отношении с иными государствами-участниками данная Конвенция будет применяться без обратной силы (постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1224). В настоящее время действует Бернская конвенция 1986 года в редакции Парижского акта от 24 июля 1971 года. Со дня принятия последовательно в ходе конференций в нее вносились изменения. При этом, каждая конференция вносила существенные коррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охраны отдельных прав авторов. Но параллельно изменялось и внутренне законодательство государств – участников Бернского союза.2.2 Межамериканские Конвенции.Бернский союз объединивший много стран, действительно превратился в достаточно мощную международную структуру защиты прав авторов, а также промышленников и торговцев действовавших в этой сфере. Но его нельзя было назвать всемирным. Дело в том, что в мире одновременно с Бернским союзом развивался другой межгосударственный союз по охране авторских прав. Несмотря на имеющиеся различия, принципиальных разногласий между Бернской и американской системами международной охраны авторских прав в общем почти нет. Основа развития межамериканской системы охраны авторского права была заложена Конвенцией о литературной и художественной собственности которая была заключена в Монтевидео в 1889 году. Основным принципом данной Конвенции стал принцип национального режима. Кроме неё были также заключены: Конвенция об охране литературной и художественной собственности.(Мехико,1902)Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков, торговых марок и литературной, и художественной собственности. (Рио-де-Жанейро, 1906) Конвенция об охране литературной и художественной собственности. (Буэнос-Айрес, 1910) Конвенция об охране литературной и художественной собственности, пересмотренная на VI панамериканской конференции. (Гавана, 1928 ) Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения. (Вашингтон 1946 ) Во всех этих Конвенциях также был закреплен принцип национального режима как основополагающий в системе охраны авторских прав. Главным недостатком всех этих конвенции можно назвать отсутствие США. Хотя эта страна принимала активное участие в подготовке Межамериканской конвенции об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятой в Вашингтоне в 1946 году, она так и не ратифицировала этот текст, скорее всего это было связано с нежеланием Соединённых штатов вносить изменения в свое внутреннее законодательство, которое обеспечивало выгодную государству позицию по отношению к охране авторских прав. Я не случайно в основополагающем механизме системы охраны авторских прав указала помимо Бернской конвенции еще и Гаванская конвенцию 1928 года. Это связано с тем, что Гаванская конвенция является своего рода итогом правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, произведений прикладного искусства. Необходимо подчеркнуть, что Гаванская конвенция имеет много общего с Римским актом Бернской конвенции. Оба эти документа были приняты в 1928 году и стали отражением развития литературной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной «индустрии». Более того, несмотря на отдельные различия, принципиальных разногласий межу Бернской и Гаванской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции. 3. Всемирная конвенция об авторском праве. Государства-участники обоих союзов высказывали свою заинтересованность в объединении обеих союзов. В связи с этим ещё на Римской конференции 1928 года возник вопрос о желательности выработке единой конвенции для всех континентов. Это стремление нашло своё отражение и в решениях IX сессии Лиги Наций, в соответствии с которыми было начато изучение вопроса о возможности выработки единого соглашения о международной охране авторского права путём сравнения Бернской и американских систем. Аналогичные меры были приняты и американским союзом в 1931 году, который пригласил для этой цели исполком американского института международного права. VII международная конференция американских государств в 1933 году одобрила проект конвенции учитывая положения обеих систем. На XV сессии Лиги Наций в 1934 году были отмечены усилия, предпринятые для унификации обеих систем с целью либо слияния двух конвенций (Гаванской и Римской), либо создания новой, которая заменила бы уже существующие. Исполнительный орган Бернского союза, учитывая существующие разногласия между конвенциями, считал, что их слияние невозможно. Поэтому признавалась целесообразность выработки новой конвенции, содержащей положения Гаванской и Римской. Был создан проект данного соглашения, но начавшаяся вторая мировая война не дала возможности окончить создание новой конвенции. После очередного изменения Бернской конвенции в Брюсселе международная система охраны авторского права продолжала оставаться эффективным правовым инструментом в распоряжении основных капиталистических государств Западной Европы, а также некоторых развитых стран Азии и Америки. Главным её недостатком в глазах крупных издателей и книготорговцев явилось отсутствие США, которые отказывались присоединиться к Бернскому союзу в связи с тем, что уровень охраны авторских прав по конвенции был слишком высок по сравнению с внутренним законодательством. Вместе с тем американский книжный рынок являлся самым крупным среди капиталистических государств. Американская полиграфическая промышленность с её огромными производственными мощностями чувствовала себя тесно в национальных границах. Общее количество рабочих, занятых в этой отрасли к начал 50-х годов, превысило 470 тыс. человек с ежегодным доходом в 6 млрд. долларов, что превосходило объём таких отраслей промышленности, как угледобывающая, газовая, электрическая, и банковский бизнес. Однако экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами. Именно эти обстоятельства и определили стремление США приобщиться к международным системам по охране авторского права. Таким образом, говоря о причинах принятия Всемирной конвенции об Авторском праве, следует иметь в виду прежде всего стремление к этому Соединённых Штатов и, кроме того, заинтересованность проявленную целым рядом других стран, которые хотели видеть в международной конвенции соглашение с как можно меньшим количеством императивных условий и формальностей. Работы по выработке новой конвенции начались в 1948 году и заняли три года. К 1951 году был подготовлен проект конвенции, который, был представлен на рассмотрение дипломатической конференции 1952 года причём, как неоднократно подчеркивалось на различных уровнях , при работе над проектом никаких сложных теоретических проблем не ставилось и не разрешалось. Единственная проблема, серьезно беспокоившая работающих над проектом, сводилась к тому, как разрешить стоявшие проблемы без изменений национальных законодательств будущих государств-членов. Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представи­телей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года. Отмечается, что существенной особенностью Всемирной конвенции является то, что в ней первоначально регулировалось только одно правомочие авторов – это право на перевод. Однако более заметным и памятным является для авторов закрепление в Конвенции 1952 года положения о соблюдении определенных формальностей для охраны произведения (указание специального символа, обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет). В отличие от Бернской конвенции, которая имеет обратную силу, Всемирная конвенция обратной силы не имеет. Женевская конвенция об авторском праве открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, что содержит общую декларацию о стремлении стран-участниц конференции создать международно-правовой инструмент приемлемый для возможно более широкого круга стран и направленный на облегчение распространения произведений интеллектуального творчества в целях лучшего международного взаимопонимания. В преамбуле подчер­кивалось, что Всемирная конвенция создается в дополне­ние к уже существующим международным соглашениям Бернской и межамериканским конвенциям и не затраги­вает их. В данном случае проявилось стремление предста­вителей развитых стран Запада, в частности, Великобри­тании, Италии, Франции оставить в неприкосновенности Бернскую систему. Одной из основных проблем в применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, других источников авторского прав4.1 Неохраняемые объекты.В Бернской конвенции также указан ряд видов произведений, которые не пользуются охраной, либо таких, которые могут быть изъяты из охраны национальным законодательством государств-участников. Полностью исключается авторская охрана только одной категории произведений (очевидно, потому, что труд по их созданию не носит творческого характера). Это сообщения о новостях дня или


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.