РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров.Кафедра « Теории и методики борьбы и восточных единоборств»Выпускная квалификационная работа по теме:«Методика обучения детей перекатам ( укеми-вадза ) в айкидо.»Исполнитель: слушатель группы специализация «Айкидо» Тарасов Виктор Леонидович. Научный руководитель: доцент кафедры « Теория и методика борьбы и восточных единоборств» Качан Александр Борисович.Москва, 2005 год.СодержаниеВведение Принципы и основы построения процесса обучения.Перекат вперед ( мае-укеми ).Перекат назад ( уширо-укеми ).Заключение.Список литературы.Словарь терминов Айкидо.1.ВВЕДЕНИЕ. В основе методических наработок по обучению детей перекатам в айкидо, лежат общепринятые принципы физического воспитания. Как известно, в физическом воспитании выделяют две специфические стороны, имеющие свои существенные отличительные особенности – это обучение двигательным действиям и воспитание физических способностей ( качеств ). Обучение перекатам – это обучение двигательным действиям и данная работа в своей основе опирается на принципы обучения двигательным действиям. Автор работает с детскими группами начиная с 2002 года и по настоящий момент. Возраст занимающихся начинается с 5- ти летнего возраста. Составы групп практически постоянны ( кроме группы начинающих ) и автором накоплен достаточный опыт по обучению. В данной работе обобщен накопленный материал, описаны базовые варианты исполнения перекатов, предложена методика обучения и возрастные этапы обучения разным видам перекатов. Автор обладатель 1 дана по айкидо с 2001 года, участник проекта «Айкидо в школе»(г.Йошкар-Ола) , стаж занятий с февраля 1996 года. ^ 2.ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Обучение двигательным действиям определяется как процесс взаимодействия между преподавателем и учеником, в результате которого у занимающегося формируются двигательные умения и навыки. Преподаватель управляет деятельностью ученика опираясь на знание закономерностей обучения. Основные закономерности обучения находят отражение в методических принципах. Методические принципы содержат обязательные требования, ориентиры и правила к проведению процесса физического воспитания для обеспечения необходимого эффекта. Основными методическими принципами являются: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации; принцип систематичности; принцип прогрессирования; принцип обеспечения безопасности. При построении процесса обучения детей перекатам в айкидо нами в годовой рабочей программе использованы следующие положения: понятие о двигательной готовности занимающихся; понятия о анатомо-морфологических, физиологических, биологических, психологических, телесных, психодинамических особенностях конкретного ученика; понятие о взаимосвязи освоения общими и специальными двигательными способностями, на основе общефизического развития. При составлении годового плана по обучению детей перекатам мы предлагаем руководствоваться следующими наработками: целостный показ движения и показ движения по фазам, причем учитывать тот факт, что каждый конкретный ученик увидит движение по своему; не форсировать освоение перекатов, используя желание учеников выполнять самые сложные задания без учета своих возможностей; время наработки перекатов в каждом занятии должно составлять не менее 25% от общего времени занятия; наработку перекатов можно и нужно « прятать» в наработку формального выполнения технических действий; скорость выполнения на начальной фазе разучивания невысокая, требовать точного выполнения инструкций по фазовому выполнению; четко представлять себе желаемый результат и корректировать его под индивидуальные возможности ученика. Следует отметить, что игровые формы построения занятий дают наиболее эффективную отдачу в процессе обучения. ^ 3. ПЕРЕКАТ ВПЕРЕД ( МАЕ- УКЕМИ ).ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ. В данном разделе будет рассмотрена техника выполнения переката вперед из положения «стоя». Исходная позиция : ученик находится в принятой в айкидо право- или левосторонней стойке ( миги- или хидари-ханми ). Порядок выполнения переката: делается небольшой шаг вперед впередистоящей ногой для понижения уровня центра тяжести; сгибаются ноги в коленных суставах до максимально возможного уровня, спина сохраняется прямой в вертикальном положении; по линии выполнения переката ставим колено впередистоящей ноги на покрытие; выполняется наклон вперед для правильного расположения рук; выполняется перекат с помощью выталкивания сзади стоящей ноги; при выполнении переката взгляд поочередно отслеживает ладони рук, вначале руку соответствующую впередистоящей ноге, затем руку выполняющую удар по покрытию ( отхлоп ); выполняется отхлоп по покрытию, для погашения силы инерции и использования энергии переката для выхода в исходное положение « стоя»; перекат выполняется по диагонали , или правая лопатка – левая ягодица или левая лопатка – правая ягодица; после выполнения переката выполняется выход в исходное положение « стоя » в положение ханми.^ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. Основным правилом, принятом нами, является правило целостного показа движения, каждый раз при демонстрации переката, даже если в последствии выполняется только элементная проработка. Обучение начинается с освоения простого кувырка через голову. По мере освоения учениками кувырка переходим к показу и обучению выполнения переката. Правило целостного показа движения сохраняем и здесь. Причем показываем чаще перекат, чем кувырок. Следует знать, что каждый конкретный ученик воспринимает информацию по своему и не сразу начнет выполнять требуемый рисунок выполнения. По мере освоения формы движения и совершенствования координационных способностей ученик начинает хорошо выполнять перекат и можно переходить к более сложным формам. Важными моментами при обучении перекату вперед являются: постановка колена впередистоящей ноги по линии выполнения переката, только вперед или чуть развернуть в одноименную колену сторону, во избежания попадания рук под колени; правильная постановка рук, раскрытые ладони; соблюдение линии переката по спине; направление взгляда; правило прямой спины в фазе подготовки к перекату; акцентировать внимание на свойство коленей сгибаться; обучение быть внимательным, строго следовать указаниям инструктора, ведущего занятия; соблюдение правил безопасности при выполнении перекатов в группе. При обучении важную роль играет способность инструктора самому выполнять перекат с надлежащим качеством. Правило и принцип « делай как я » иногда является приоритетным в процессе обучения. Рассказ хорошо , хороший показ лучше. Необходимо помнить у каждого ученика свое тело и поэтому важен индивидуальный подход к каждому из них. Можно давать общие рекомендации, но индивидуальные предпочтительнее. Скорость выполнения переката на начальной фазе обучения должна быть очень низкой. Высокая скорость выполнения учениками говорит о том, что они пытаются скрыть свое неумение, поэтому важно создавать на занятиях благоприятную морально-психологическую атмосферу. На начальной стадии обучения общий объем выполнения перекатов должен занимать весомую часть всего занятия, но на невысокой скорости. Общий объем наработки выполнения перекатов имеет решающее значение в освоении, но форсировать процесс не нужно. Применение игровых форм, использование дзе ( деревянная палка 128 см. длиной ), позволяют ускорять процесс обучения за счет видимых усложнений и создания благоприятной рабочей обстановки.^ 4.ПЕРЕКАТ НАЗАД ( УШИРОКАЙТЕНУКЕМИ ). ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ. В данном разделе будет рассмотрена техника выполнения переката назад из положения «стоя» (уширокайтенукеми) полный перекат назад с выходом в исходное положение (стойку). Исходная позиция : ученик находится в принятой в айкидо право- или левосторонней стойке ( миги- или хидари-ханми ). Порядок выполнения переката: опускаемся на колено сзади стоящей ноги; садимся на ягодицу, стопа соответствующей ноги находится перед корпусом; выполняем перекат по диагонали, или правая ягодица – левая лопатка, или левая ягодица – правая лопатка; выполняем отхлоп ладонью руки по покрытию, взглядом отслеживаем руку, выполняющую отхлоп. При выполнении этого условия избегается соприкосновение головы с покрытием (соприкосновение головы с покрытием является грубой ошибкой при выполнении переката); используя инерцию движения тела, опираясь на руки, выполняем выход в исходное положение «стоя».^ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. Соблюдение правила целостного показа движения обязательно. Рисунок выполнения переката назад (уширокайтенукеми) полностью идентичен рисунку выполнения переката вперед (маеукеми). Об этом обязательно нужно рассказывать ученикам. И одним из вариантов обучения является показ в последовательности : перекат вперед и без остановки – перекат назад. Важным моментом является требование правильной постановки работы рук при выполнении переката и сопровождение ладоней рук взглядом. При обучении детей перекату назад (уширокайтенукеми) ключевым моментом является работа руки , соответствующей впереди стоящей ноге. При выполнении переката эта рука выкладывается по линии переката, разворачиваясь ладонью вниз к покрытию (в более сложном варианте выполняется удар этой рукой по покрытию). Выполнение данного требования позволяет сократить срок обучения перекату назад за счет наиболее естественного движения корпуса ученика. Введение этого требования при обучении различных возрастных групп показало свою высокую эффективность. Практически с первого момента соблюдения этого правила девяносто процентов занимающихся сразу осваивали перекат назад. Скорость выполнения переката на начальной стадии обучения должна быть невысокой. Строго соблюдать правила безопасности при работе в группе, дистанция от следующих друг за другом учеников, как минимум два переката. Допускается предупреждать партнера голосом о возможном столкновении. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данной работе нами рассмотрены всего два базовых варианта выполнения перекатов принятых в айкидо. Все остальные варианты выполнения перекатов являются производными от этих вариантов. Методика обучения разным формам перекатов схожа с методикой обучения базовым формам перекатов. Следует уделять серьезное внимание наработке отдельных фаз движений , но при этом соблюдать правила целостного показа движения. При многолетней форме организации занятий нами предлагается следующая схема обучения перекатам в зависимости от возраста занимающихся:4 – 5 лет - обучение кувырку вперед через голову, обучение правилам выполнения переката назад с отхлопом из положения «сидя по - турецки»;5 – 6 лет – обучение перекату вперед из положений «сидя на одном колене» и «стоя»;6 – 7 лет – начало обучения перекату назад с отхлопом с возвратом в исходное положение из положений «сидя на одном колене» и «стоя»;7 – 8 лет – начало обучения полному перекату назад (уширокайтенукеми);с 9 лет обучение мягким вариантам исполнения перекатов как вперед, так и назад. Ни в коем случае не допускается обучение детей формам так называемой высокой страховки. Очень высок риск получения серьёзных травм и подрыва здоровья. Форсирование процесса обучения перекатам недопустима. Следует помнить , что дети растут и с увеличением физического роста и веса будет меняться форма выполнения учениками перекатов. Основная задача инструктора обучить принципам выполнения и донести до ученика методику освоения перекатов, чтобы он , опираясь на полученные знания, смог в любое время ,владея конкретным телом, научить себя выполнять любую форму перекатов. ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Айкидо, искусство мира./ Пер.с англ-К.: «София»Ltd. 1997.-256с. 2.Бирючков Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. РГУФК. Москва 2002.- 112с. 3.Джон Стивенс. Секреты Айкидо.Пер. с англ.- к.: «София», 2001.-176 с. 4.Джон Стивенс. Три мастера Будо. Перев. с англ.-К.:Ltd., 1997,-96с. 5.Джон Стивенс. Морихеи Уэсиба. Непобедимый воин.: Иллюстрированная биография основателя Айкидо./ Прер.с англ.С. Холоднова- М.: ФАИР-ПРЕСС.-2001304с 6.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. Российское педагогическое агентство. Москва,1995г.-184с. 7.Книга самурая. Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунетомо Хагакуре. Юкио Мисима Хагакуре Нюмон. Пер. на русский Котенко Р.В., Мищенко А.А.- «Евразия», СПб,2001-320с 8.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Москва.2000.- 320с. 9.Масатаке Фудзита. Метод занятий Айкидо. Казань. ТаРИХ. 2001-96с. 10. Мисцуги Саотомэ. Принципы Айкидо.- СПб.: Папирус1996г.-275с. 11.Мирзоев О. М. Применние восстановительных средств в спорте.-М.: СпортАкадемПресс,200.-204с. 12.Неверкович С.Д. , Хозяинов Г.И., Андриади И.П. Основы обучения и воспитания. РГАФК. Москва – 1997.- 58с. 13.Носов К.С. Вооружение самураев. М.:ООО «Издательство АСТ».: 2003-252с. 14. Роубел С. Айкидо для самопознания.Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.: ФАИР-ПРЕСС,2002-208с. 15. Рольф Брандт. Айкидо: Учение и техника гармоничного развития. Пер. с нем.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-320с. 16. Рубин В.С. Избранные разделы теории и методики физической культуры. РГАФК, Москва.- 2000.- 88с. 17. Сиода Г. Динамика Айкидо/ Пер. с англ. А.Куликова, Е. Гупало,- М.:ФАИР-ПРЕСС,1999-384с. 18. Сиода Г. Динамика Айкидо/ Пер. с англ. А.Куликова, Е. Гупало,- М.:ФАИР-ПРЕСС,1999-384с. 19. Такуан Сохо. Самураи: Меч и душа. Письма мастера дзен мастеру фехтования Миямото Мусаси. Книга пяти колец.-СПб.:Евразия.2000-352с. 20.Уэсиба Киссемару. Айкидо. Яп. язык,Токио, Коданша.1998г.-340с. 21. Физкультура 5 класс.: Поурочные планы. Авт.-сост. Т.В.Бондаренкова, Н.И.Коваленко, А.Ю. Уточкин.- Волгоград.: Учитель,2003.-184с. 22. Флоке Алан. Айкибудо.Пер.с фр. Е.Гупало.П.Федорова.-М.: ФАИР-ПРЕСС.2002.-256с. 23. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока.-М.: Мол.гвардия,1990.-363с. 24. Фумио Демура. Бо. Техники длинного шеста. Ростов на Дону.: «Феникс», 2002- 193с. 25. Фумио Демура. Бо. Техники длинного шеста. Ростов на Дону.: «Феникс», 2002- 193с. 25. Хироси Одзава. Кэндо. Полное практическое руководство. Пер.с англ. В.Пузанова.-К.: «София»,- 2000.-192с.26.Хорев В. Японский меч. Десять веков совершенства-Ростов н/ Д.: «Феникс»,2003.-192с.27.Moritaka Uesiba. BUDO TREINNING IN AIKIDO. Tokio. SMAI.1997-214S.28. Moriteru Uesiba. BEST OF AIKIDO 1tom. Tokio. Kodansha.2002.-300s. 29. Moriteru Uesiba. BEST OF AIKIDO 2tom. Tokio. Kodansha.2003.-300s.^ 7.СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ АЙКИДО. Аюми-аси – переменный шаг; Дзедан-но-камае – верхняя позиция, положение , при котором запястья рук партнеров соприкасаются на уровне плеч , дистанция между партнерами примерно 2 шага; Икке – техника со свойственным только ей окончанием приема; Ирими-наге – техника, при которой требуется применение небольшого физического усилия для исправления траектории движения партнера; Ирими-тенкан – метод перемещения; Кокюхо – «сила дыхания», техника исполнения приемов с использованием « силы дыхания»; Катадори – захват за рукав одежды в районе плеча; Кататедори – разноименный захват за кисть партнера; Косадори – одноименный захват за кисть партнера; Котегаеси – техника с применением болевого воздействия на запястье партнера; Окури-аси – техника перемещения, вперед начать с впереди стоящей ноги, назад с сзади стоящей; Рэйсики – правила поведения в зале и организации занятий; Сувари-вадза – позиция, в которой оба партнера сидят; Тачи-вадза – позиция, в которой оба партнера стоят; Тенкан – техника перемещения, под шаг, разворот с сохранением исходного положения; Маеукеми – перекат вперед; Никке – техника со свойственным только ей окончанием приема; Уширокайтенукеми – перекат назад с выходом в исходное положение; Ушироукеми – перекат назад с отхлопом и возвратом в исходное положение; Цуги-аси – метод перемещения, при котором движение начинается с подшага сзади стоящей ноги; Шикхо – перемещение на коленях; Шихо-наге – техника «бросок на четыре стороны».Федерация Айкидо Марий Эл http://aikido-mariel.ru/