^ О коррупции и борьбе с ней Содержание l Вариации на тему: «Коррупция и борьба с ней»l О природе, понятии, структуре и признаках коррупцииl ^ Основные проблемы на пути противодействия коррупцииl Что необходимо учитывать при оценке противоборства с коррупциейl Ещё о направлениях повышения результативности противодействия коррупцииl Использованные материалы ^ Вариации на тему: «Коррупция и борьба с ней» О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента с борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ. Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным. Мы не рассчитываем на то, что наши размышления окажутся оригинальными, тем более. что они во многом опираются на уже существующие разработки. Но кроме того они базируются и на практическом опыте выявления и пресечения коррупционных правонарушений, имеющемся у различных государственных и общественных структур, в том числе, на опыте деятельности Федерального информационного центра (ФИЦ) «Аналитика и безопасность», работающего в тесной увязке со средствами массовой информации. Одним из итогов деятельности ФИЦ стал материал, направленный на имя Президента РФ Д.А.Медведева, под чьим непосредственным руководством и разворачивается повсеместная борьба с коррупцией. «Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», «коррупция отражается на имидже государства», «подрывает доверие граждан к власти», коррупция «угрожает национальной безопасности России». (Д.А.Медведев) ^ О природе, понятии, структуре и признакахкоррупции По признанию Президента РФ Д.А.Медведева одной из самых тяжёлых болезней нашего государства и общества в настоящее время является коррупция. Она приобрела такие масштабы, стала столь массовой, что теперь реально угрожает не только благополучию отдельных граждан, не только экономическому развитию, но и политической стабильности и безопасности государства. Разговоры о коррупции ежедневно ведутся по радио, телевидению, в печати, интернете. Каждый день мы узнаём всё более циничные факты о коррупционерах разных мастей: то арестовали целую смену таможенников, то целое подразделение ДПС, то руководителя москомимущества и его подчинённых за вымогательство, за взятки. Всё это формирует у наших граждан представление о распространённости и глубине поражения общества коррупцией. Законопослушные граждане озабочены тем, что ощутимых успехов в борьбе с коррупцией нет. Наоборот, по свидетельству специалистов она не снижается, а даже растёт. Например, если в 2006 году за получение взятки (одно из коррупционных правонарушений) было осуждено 850 должностных лиц, то в 2008 году уже 974. Отмечается, что чем выше положение взяточника, тем либеральнее приговоры суда. Срок по статье 290 часть 3 получают лишь единицы. Видимо, действует плата за лояльность («Известия» от 09.12.2009 г.). Коррупция связала всё наше общество, стала частью системы, нормой общественно-политической жизни, определённой формой социальной организации и даже одним из распространённых незаконных способом выживания. Вот такой монстр разъедает наше общество изнутри, причём разъедает давно и практически уже разъел. Кажется, что всё, что происходит в стране действительно позитивного, большинством граждан оценивается через призму коррупции, через негатив.Академик Владимир Накоряков в весьма глубокой статье «Нужно рвать невидимые связи» («Новая газета» от 12.08 2009 г.) пишет: «Мы все оказались завязаны в общей коррупционной сети, напоминающей газон, где все корни переплелись. Там и бизнес от самого малого до самого большого, там и все силовые структуры, включая часть сотрудников и бывших сотрудников ФСБ, некоторые судьи и прокуроры, а также некоторые сотрудники администрации от уровня посёлка до уровня администрации области». Картину, данную академиком Накоряковым, можно дополнить ещё тем, что фактически большая часть наших граждан, чем бы они ни занимались, в какой бы сфере ни работали, или дают мзду, или берут её, участвуя в незаконной сделке. Причём делают это, как правило, сознательно с прямым умыслом в трезвом уме и твёрдой памяти, хотя и осуждают такие акции. О коррупционной обстановке знают все, но сигнала бедствия никто не подаёт. Но вот поступил сигнал озабоченности сверху, от Президента. И все вдруг сразу поняли, что с коррупцией надо активно бороться, не теряя ни минуты, всеми имеющимися силами и средствами. Раздались оптимистические голоса, призывающие к полной победе над коррупцией. И, похоже, все уже знают, как это сделать. Правда, сначала победа планируется в одном отдельно взятом ведомстве, но в течение 30 дней. Замечательно! А говорят, что среди министров нет умных и настойчивых. Есть, и не один! Но оказалось, что всё не так просто. Эффективная борьба с коррупцией предполагает решение ряда задач теоретического, методологического и организационного характера. Необходимо более чёткое юридическое толкование коррупции, понимание её природы. Борьбу с коррупцией должен возглавить главный субъект управления страной — Президент. И он её возглавил. Коррупция охватила фактически все страны мира. Это тяжёлая болезнь не только нашего общества, нашей экономики. В 2003 году ООН провозгласила 9 декабря Днём борьбы с коррупцией, подчеркнув тем особую опасность этого явления в планетарном масштабе. Экспертный опрос по оценке опасности коррупции, проведенный в нашей стране в 2009 году, дал следующие результаты: 22% респондентов выступают за применение смертной казни по отношению к коррупционерам. Народ — избиратель чувствует опасность коррупции на себе и даёт негативную оценку её воздействия на жизнь общества и государства. Человечеством накоплен определённый опыт борьбы с коррупцией. Например, в Китае только с начала XXI века расстреляно за коррупцию около 10 тысяч человек, а 120 тысяч получили по 10-20 лет тюремного заключения (А.Муртозаев. Взятки и щекотки. «Деловой вторник» от 09.02 2010 г.). У нас смертная казнь отменена. Нужно искать другие, не менее, а более эффективные пути противодействия коррупции. Думать надо! А не стрелять! Это мы уже проходили. Среди учёных-юристов и экономистов существуют неодинаковые подходы к определению понятия и основных характеристик коррупции. Понятия, обсуждаемые в литературе, в основном отличаются тем, относят ли авторы коррупцию однозначно к правонарушению, к преступлению или дают ей расширительное толкование как социального явления. В качестве определения коррупции, прежде всего по полноте субъектов, может быть взято приводимое в документе Совета Европы: «Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определённых обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведёт к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других». В федеральном Законе «О противодействии коррупции» содержание понятия раскрывается через такие коррупционные правонарушения как злоупотребление служебным положением, дачу взятки и получение взятки физическим лицом. Правонарушениям, относящимся к коррупционным, в УК РФ посвящено не менее 10 статей, которые, очерчивают» предмет борьбы, предмет противодействия. Коррупция — это подкуп. Это преступление, причём тяжкое, осуществляемое с корыстной целью, в целях личного обогащения. Итак, коррупция — это преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Как следствие неоднозначности толкования сути коррупции возникла следующая ситуация. Ещё не развернулась должным образом борьба с коррупцией, а уже появился ряд публикаций известных учёных, выступивших с мнением, что имеет место явное преувеличение проблемы коррупции, что у нас коррупцией затронуто не более 10% чиновников, а 90% не дают и не берут взяток. Если бы так! Академик Р.Р.Гринберг считает себя сторонником коррупции. «Мне коррупция нравится, - говорит академик, - и если бы её не было, Россия погрязла бы в революциях и бунтах». Другой академик Г.Попов вторит Р.Гринбергу, считая, что коррупция — явление социальное, что она нужна и даже полезна в жизни людей, общества и государства. Думается, что это весьма сомнительные утверждения, которые базируются на расширительном толковании авторами понятия коррупции. Чем бы ни было вызвано коррупционное правонарушение — это преступление. А низкая мораль, вернее аморальность чиновников — сопутствующие коррупции условия. В этой связи хотелось бы отметить следующее. Многие негативные явления общественной жизни по своей форме похожи на коррупцию, но не содержат признаков этого преступления, не регулируются уголовным законодательством. Это надо учитывать. Однажды я стал невольным свидетелем разговора двух женщин. Одна жаловалась другой, что муж пропивает большую часть зарплаты. Одевать и кормить детей почти не на что. Другая, посочувствовав её положению, сказала: «Распустила ты его. У меня порядок. Года два назад я сказала своему, чтобы половину зарплаты брал себе, а половину, будь добр, положи на стол. И всё наладилось. И у него есть на что выпить, и семья не без денег. Вот так и живём». По форме это явление напоминает коррупцию, но оно не регулируется уголовным законом. Формы коррупции бесконечно разнообразны: от получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий (в том числе за вмешательство коррумпированных должностных лиц в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей), до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий, коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов за вознаграждение и т. п. Наиболее типичные проявления коррупции — подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений). Природа коррупции заложена в человеческой психологии в виде инстинкта обогащения, который лишь при определённых условиях может реализоваться в коррупционных нарушениях. В физике твёрдого тела есть такое понятие как постоянный магнит, пример - намагниченный стальной стержень. Он характеризуется тем, что имеет северный (положительный) и южный (отрицательный) полюса. При нормальных температурных условиях, на какие бы по величине части мы его не разделили, у каждой из частей сохранится и северный, и южный полюса. Это моделирует в примитивной форме обязательное «сосуществование» в определённых условиях у каждого человека общественных и личных интересов. В 90-е годы прошлого столетия у большинства наших граждан заметно возросла общественная активность и значимость. Соответственно получил и определённую «волю» инстинкт личного обогащения, начиная от суверенитета, когда Б.Ельцин сказал: «Берите суверенитета сколько можете», - до непродуманной до конца приватизации экономики, когда в итоге ловкие и прохвосты растащили страну. Они быстро освоились с собственностью и почувствовали, что жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше. Материализм в его банальном изложении стал для многих подтверждением основополагающего тезиса марксизма: базис общества составляет экономика. Честь и совесть начали быстро отходить на второй план. Престиж человека стал определяться не его общественной значимостью, образованностью, а, главным образом, наличием денег, богатством. Легко утратив свои идеологические позиции, мы окончательно запутались. Глубокое расслоение общества, произвольное толкование свободы и ответственности привели к резкому росту преступности, в том числе и коррупции. Наряду с появлением богатых, большая часть населения страны осталась бедной и даже стала беднее, чем была раньше. В этих условиях значительная часть граждан стала участвовать в коррупционных акциях. В сознание людей стала внедряться мысль, что без коррупции не прожить. Анализ фактов коррупционных правонарушений показывает, что наиболее часто встречаются взятки. Дают взятки и богатым богатые, чтобы стать ещё богаче, дают взятки и не богатые богатым, чтобы решать свои задачи. Основным источником напряжённости коррупционной обстановки в стране являются чиновники-взяточники. Общеизвестно, что преступное поведение «возникает» не у всех, у кого к этому есть определённое социально-психологическое предрасположение, а только у тех, кто оказывается в определённых условиях и выбирает определённый вариант поведения. Предрасположенность к коррупции в принципе есть у большинства людей, а соответствующие условия, прежде всего, имеются у чиновников. Эти условия и служат провокатором их коррупционных правонарушений. Выше уже отмечалось, в каких формах злоупотребления властью может выражаться коррупция. Дополним, что сюда относится и создание внеправовых преимуществ при получении государственных услуг, госзаказов и много другое. Самая опасная коррупция — государственная. Основным субъектом коррупции следует считать чиновников государственных структур. Доктор экономических наук С.Ю.Андреев из Санкт-Петербурга и кандидат геологических наук Н.А.Гольдина из Тюмени в книге «Причины и следствия» (1988 г.) впервые на серьёзном научном уровне доказали существование в СССР нового класса чиновников, состоящего из управленческого аппарата, чьи интересы существенно расходятся с общенародными интересами. Сейчас это самодостаточное устойчивое сообщество огромного числа бюрократов-чиновников, погрязших в коррупции, превратившихся в самостоятельного экономического и политического игрока, беспощадно отстаивающего свои материальные интересы. В конце ХХ столетия у нас заметно возросло число управленцев и сократилось число производственников, что также стимулировало рост коррупции. Формально это не единая коррупционная иерархическая система чиновников. Это огромное множество самостоятельных коррупционных систем в различных сферах деятельности с участием соответствующих чиновников. Эти системы имеют свои специфические структурные элементы и способы взаимодействия с внешней средой. Все коррупционные системы, как правило, действуют «секретно», маскируясь под деловые официальные процедуры. В организации борьбы с коррупцией важно знать, что коррупция — это всегда функционирование системы с её различными, но определёнными реальной сферой деятельности коррупционеров структурными элементами и взаимосвязями, замкнутыми на том или ином «руководителе», без участия которого система успешно функционировать не может. Например, если рядовой врач предлагает оформить инвалидность за определённую сумму с гарантией без переосвидетельствования, без изнурительных хождений по специалистам, значит, вы имеете дело с коррупционной системой, группой, включающей все звенья, необходимые для подготовки медицинского заключения и выдачи документа по инвалидности. Откаты от суммы госзаказа на проведение научных исследований осуществляются также в определённой коррупционной иерархической системе. Не будет отката — не будет заказа!То, что коррупция — явление системное, подтверждает и практика борьбы: вслед за арестом целой смены работников таможни и их начальника в Калининграде пришло сообщение о том, что в Астраханской области задержана вся дежурная смена, каждая из трёх постов, и командир роты ДПС. В ходе операции в общей сложности задержали 19 сотрудников милиции, было ликвидировано целое крупное бандподразделение ДПС. По данным следствия на протяжении последних трёх лет сотрудники стационарных постов ДПС города Астрахани систематически получали взятки от водителей. Полный разврат и бесстыдство!Важнейшим звеном любой системы является непосредственная или опосредованная связь коррупционера с взяткодателем. С точки зрения борьбы с коррупцией это самое слабое, но необходимое звено в системе коррупции. Она маскируется деловым её назначением. Чаще всего именно связь служит той ниточкой, потянув за которую правоохранительным органам удаётся вытянуть, обнажить всю конкретную коррупционную микросистему. Коррупционные системы включают в себя не только чиновников, но и рядовых граждан, которые участвуют в коррупционных правонарушениях. Естественно, без изменения их отношения к проявлению всех видов коррупции, этот монстр не может быть побеждён. Для того чтобы граждане не мирились с коррупцией, они должны больше знать о том, какой материальный и моральный ущерб наносит коррупция не только государству и обществу в целом, но и каждому гражданину. Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счёт наиболее уязвимых социальных слоёв. Малоимущая часть общества, её наименее защищённые граждане почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы обязательных бесплатных государственных услуг, прежде всего, в области имущественных отношений, образования, социальной защиты, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан. Коррумпированность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечёт за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.По данным экспертов, коррупция в эшелонах власти у нас в стране за последние годы существенно выросла. Заместитель Генерального прокурора РФ А.Буксман оценивает общий годовой рынок коррупции в стране в 240 млрд. долларов США. Эта цифра сопоставима с федеральным бюджетом. Государство живёт с теневым бюджетом, сопоставимым с реальным. Уход от уплаты налогов с выплатой взяток налоговым стражам оценивается в 25% от ВВП. Лидирует на рынке коррупции исполнительная власть. На её долю приходится 99% от общего объёма коррупционного пирога (Анатомия коррупции. «АиФ» от 23.05.2008 го). В оперативно-розыскном бюро МВД РФ говорят, что средняя сумма взятки в стране выросла в три раза (до 27 тысяч рублей), что размер крупной взятки достиг 927 тысяч рублей. И это ещё не предел. В интервью «Российской газете! от 20.11.2009 г. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров рассказал, что ему предлагали взятку в 600 и 800 тысяч долларов США, от которой он отказался. Аферист требовал от него откат в размере 10% от суммы финансовой помощи в 300 млн. рублей, выделяемой Ингушетии Министерством Финансов РФ, якобы, при его содействии. Такие запредельные суммы, которые и во сне не снятся никому из 25 миллионов граждан, находящихся за чертой бедности, казалось бы, не имеют к ним отношения. Имеют! Эти деньги наворованы у нас — налогоплательщиков, они возникли не из воздуха. Коррупция ведёт к увеличению стоимости товаров и услуг на 50%, от чего страдает всё население: каждая семья, каждый человек. Они негативно воздействуют на морально-этический уровень людей. Половина руководителей крупнейших мировых компаний заявляет, что расходы на взятки повышают себестоимость их продукции на 10%. Возросла цена на импортную продукцию и у нас. У нас в стране в тарифы по электроэнергии закладываются взятки на подкуп чиновников. Если бы компании работали честно, тарифы на электроэнергию были бы значительно ниже. Коррупционеры придумывают различные хитроумные схемы, в которых правоохранительным органам бывает нелегко распознать правонарушение. Приведу пример одной из таких схем коррупционной деятельности в здравоохранении. В медицине коррупция достигла большого масштаба. Она имеет не только поликлинический, городской, но и зональный, и всероссийский характер. проводится она уже привычно и высокоорганизованно. продавцы зарубежных лекарств добывают свои огромные прибыли не только за счёт низких цен закупки лекарств за границей, но и за счёт продажи этих лекарств в России по цене, в несколько раз превышающей их закупочную стоимость. Иногда их рыночная стоимость превышает закупочную в пять и более раз. Но для того, чтобы рынок работал без сбоев и постоянно приносил баснословные доходы, необходима агитация среди пациентов медицинских учреждений за не сравнимые с нашими по своим характеристикам заморские чудо-препараты. Для решения этой задачи фирмы - импортёры лекарств берут под свою финансовую опеку наиболее авторитетных специалистов-медиков. Фирмы обеспечивают проведение ежегодных всероссийских конгрессов для учёных и практических врачей, приглашая на них видных специалистов по различным направлениям, пропагандируют зарубежные лекарства, обеспечивают своих подопечных путёвками за границу и т. д. За всё это их подопечные обеспечивают активный сбыт дорогостоящих лекарств, не только пропагандируя их с кафедр медицинских институтов и академий, но и внедряя эти мысли в сознание пациентов. Купленные таким образом авторитетные среди пациентов врачи, зная, что в аптеках есть более дешёвые отечественные аналоги, не назначают их, а рекомендуют более дорогие импортные лекарства, получая за это солидные поощрения. Вот она махровая коррупция! Не есть ли это нарушение клятвы Гиппократа? Больные люди верят врачам и ради собственного здоровья отдают последние деньги. Конечно, врачи у нас тоже не высокооплачиваемые, но и далеко не самые бедные. Их врачебная честь и совесть должны цениться выше преступных подачек. Коррупция в любой её форме — это всегда угроза нормальной жизни каждого гражданина России. Коррупция как преступная деятельность характеризуется определёнными видами демаскирующих признаков, которые сопровождают коррупционные правонарушения и служат индикаторами при распознавании коррупции. В своих работах П.Н.Фещенко выделяет три вида признаков: Активный подкуп должностных лиц — обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому из должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы оно совершало действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно. Пассивный подкуп должностных лиц — испрашивание или получение должностным лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно. Использование служебного положения в корыстных целях — обещание, предложение или предоставление прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбы, принятия или согласия с предложением или обещание предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат. Учёные и практики отмечают тесную связь коррупции с рядом других преступлений, в том числе и с организованной преступностью, терроризмом, похищением людей и др. Поэтому сведения о наличии таких преступлений должны использоваться в качестве системных признаков коррупции. ^ Основные проблемы на пути противодействиякоррупции Коррупция является одной из основных угроз на пути успешной реализации программы Президента РФ по модернизации экономики и социальной сферы. Поэтому борьба с коррупцией входит в число первоочередных задач государства и общества. Борьба ведётся. Но, несмотря на существование множества антикоррупционных планов и программ, серьёзные усилия правоохранительных органов и других соответствующих структур, несмотря на контроль со стороны высшего руководства страны, борьба с коррупцией пока не приносит ожидаемых результатов. Причин тому много. Наиболее существенной следует считать то, что ведётся борьба в обстановке коррумпированности всех уровней власти, всего чиновничества, всех государственных сил и средств борьбы и, прежде всего, правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры), коррумпированности средств массовой информации, в обстановке недоверия народа к власти. Имеет место парадоксальная ситуация: с коррупционерами «борются» коррупционеры с помощью коррупции! В этих условиях проблему борьбы с коррупцией целесообразно решать не в прямой постановке вопроса, а в связи с решением важнейшей судьбоносной государственной проблемы. Президент является гарантом Конституции и главным стратегическим субъектом управления нацией, нашим обществом и государством. Для эффективного управления Президент вырабатывает и объявляет дальние и ближние цели страны, граждан Российской Федерации. Сегодня перспективной доктринальной целью объявлена модернизация экономики и социальной сферы. В какой-то степени это заменяет цель построения коммунизма. «Капитализма» в качестве цели пока «стесняемся». Одной из стратегических целей названа борьба с коррупцией. Для достижения этих целей необходима устойчивая политическая воля высшего руководства страны, наличие соответствующих кадров, поддержка широкой общественности и, конечно, опора на науку. Для эффективного управления страной Президенту необходима соответствующая команда, которой у него, по мнению большинства, на сегодняшний день нет. Властные структуры по всей вертикали власти коррумпированы и не способны успешно участвовать в выполнении программы модернизации в России, объявленной Президентом. Проблема кадров в своей основе представляет создание новой единой общегосударственной системы управления: от близкого окружения Президента (администрации) до аппарата чиновников муниципального уровня. Команда Президента в идеале — это группа его единомышленников, в основном особо доверенные лица, способные управленцы, которые займут посты по всей вертикали власти. Они должны быть кристальной честности, с совестью, незатронутой коррупцией. Они должны быть противниками взяток. Их должно отличать законопослушание и бойцовские качества в достижении государственных целей. Очень важно хорошо знать и доверять людям команды, с чьей помощью Президент должен руководить страной. Конечно, такая команда не может быть создана мгновенно. Для её создания необходим системно-последовательный подход. В узком смысле, команду Президента составляет его близкое окружение, костяком которого являются сотрудники его администрации. Эта команда должна действовать от имени и под контролем Президента в создании команды в широком смысле и трансляции всех основных идей модернизации экономики и общества во все уголки Российской Федерации. Без этого идеи модернизации и реформирования, если и могут развиваться, то очень медленно. Изжить коррупцию может только само общество, большинство членов которого поддерживает линию руководства страны на модернизацию и борьбу с коррупцией. Общество неоднородно. Оно состоит из богатых и бедных; из тех, кто однозначно за борьбу с коррупцией и тех, кому она по каким-то причинам нравится; из тех, кто обязан по долгу службы бороться с коррупцией и тех, кто опасается участвовать в этой борьбе. Многие не верят, что коррупцию можно победить или ослабить её роль в нашей жизни. У многих людей в головах сумбур, хаос относительно понимания коррупции. У наших граждан очень низкая правовая грамотность. Опрос людей, которые, по их мнению, оказались в коррупционных ситуациях, показал, что большинство из них не знает как отделить коррупционные правонарушения от символических знаков внимания по отношению к лицам, от которых они зависят по службе. Например, правомерны ли действия сотрудника, который публикует положительный отзыв о книге, написанной его начальником? Как рассматривать такую услугу? Это коррупция или нет? Законопослушный гражданин — это тот, кто знает и понимает закон и не совершает поступков против закона. Многие совершившие преступление узнают законы лишь, попав в места заключения. Мне представляется, что известная ремарка в нашем законодательстве — незнание закона не освобождает от ответственности, — нуждается в переосмыслении. Все граждане страны, достигшие определённого возраста, должны знать основные положения уголовного кодекса, как алгоритм их безопасного и достойного поведения в обществе. Каждый закон должен быть доведен до всех граждан в объёме, необходимым для осознанного его применения. Вот слова знаменитого Наказа Екатерины Второй: «Законоположения должно применять к народному умствованию. Для введения лучших законов потребно умы людские приуготовить. Но чтобы сие не служило отговоркой — умы де ещё не готовы, так примите на себя приготовить умы. Кто это будет делать и как это будет организовано — другой вопрос». Многие, если не большинство наших граждан, не верят в то, что когда-нибудь можно создать властные структуры из честных чиновников, которые будут думать о людях и которым можно будет доверять. Я верю. Можно! Уже имеется определённый опыт экзаменовки претендентов на работу в госструктурах. В частности, в Калининграде из 150 кандидатов на госслужбу около 20 человек не прошли тестирование и были исключены из списков претендентов. Интересным прорывом в формировании надёжной президентской команды можно считать так называемую президентскую тысячу, 500 человек из которой после скрупулёзной проверки на пригодность к госслужбе были обнародованы и вошли в кадровый резерв Президента России Д.А.Медведева. Я точно не знаю содержание тестов, по которым проверяются кандидаты на службу в госструктурах. В стране рост преступности в известной степени можно связать со значительным падением уровня образованности наших граждан, с незнанием морально-этических норм поведения и пренебрежения ими, со снижением уровня интеллекта нации, поэтому в госструктуры должны подбираться образованные, толковые и культурные люди. Такие люди реже совершают противоправные действия. Сейчас много говорится о широком применении при проверке кандидатов на работу в госструктурах «детектора лжи». Считаю, что этот метод не соответствует той большой цели реформирования и преобразования нашего общества, которую озвучил Президент.Обычно проводимые в прошлом в России реформирования осуществлялись путём сверху — реформы к человеку. Казалось бы , процесс отработанный, известный, но результат каждый раз был малоощутимым. Видимо, только когда каждый человек, осознав необходимость перемен, сам предпринимает усилия и приспосабливается к предлагаемым сверху реформам, вероятность успеха становится выше. Мы уже отмечали, что одной из важнейших угроз на пути модернизации и реформирования различных структур в настоящее время является коррупция. И руководство страны, и большинство её граждан осознают, что без ощутимых результатов борьбы с коррупцией модернизация будет иллюзорной. Решение проблемы может быть обеспечено при условии движения к общенациональной цели одновременно и сверху и снизу. Но это предполагает активное участие в разработке стратегии и особенно тактики реформирования не только руководителей страны и структур, подлежащих реформированию, но и рядовых граждан. Сейчас, похоже , их мнение учитывается недостаточно, что увеличивает риск успешного проведения реформы. На сегодня мы имеем следующую ситуацию. Все структуры, которые принимают или могут принять участие в решении главной задачи — модернизации экономики и социальной сферы и в борьбе с коррупцией,-- в большей или меньшей степени коррумпированы. Поэтому, не прекращая основных функций госструктур, необходимо приступить к их системной «чистке» от коррупции. Это относится к структурам всей вертикали власти, всех министерств и ведомств. Таким образом, эти структуры одновременно должны рассматриваться как в качестве субъекта, так и в качестве объекта борьбы с коррупцией. Например, МВД является основным субъектом борьбы с коррупцией, но оно же и объект борьбы с коррупцией в его структуре. И в этом одна из особенностей данного момента. Важнейшим институтом государства и общества являются средства массовой информации. От поведения СМИ зависит очень многое. Они создают общественное мнение, манипулируют общественным сознанием. Средства массовой информации могут помочь людям осознать необходимость поддержки предложенного руководством страны курса, сделать граждан активными участниками процесса модернизации, а могут организовать панику и неразбериху в умах. Именно СМИ в состоянии помочь сформировать у людей гордость за то, что они не столько объект модернизации, сколько её субъект, от осознанной активности поведения которого зависят её результаты. Сейчас много говорится о роли СМИ в системе борьбы с коррупцией. Говорят, что противодействовать коррупции — это обязанность СМИ и даже образ жизни журналиста. И журналистам чуть ли не должна принадлежать ведущая роль в этом деле. Правильная мысль. Последние исследования, проведенные по инициативе Мирового Банка, выявили прямую зависимость уровня коррупции в обществе от состояния СМИ. Чем меньше влияния у независимых СМИ, тем выше уровень коррупции. В чём же реальная роль журналиста, как и гражданской общественной организации? Видимо, в обеспечении прозрачности действий коррупционеров-чиновников, что входит в реальные повседневные занятия в статусе журналиста. Основная роль СМИ — вести антикоррупционную пропаганду, формировать антикоррупционное общественное сознание нетерпимости по отношению к коррупционным противоправным действиям, что и является важным звеном в борьбе с коррупцией, а противодействии ей. Задача СМИ — обеспечивать общественность достоверной, своевременной, п