Муниципальное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Школа № 20Конспект открытого урока по теме: «Насекомые» проведенного в рамках конкурса «Педагог года – 2007»Учитель: Шкаликова И.П.г.о. Орехово-Зуево2007 – 2008 учебный годУрок по теме: « Насекомые ».Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.Цели урока:а) образовательные1. обобщить знания учащихся о строении насекомых, их многообразии и значении в природе и жизни человека;б) развивающие1. развивать умения выражать свои мысли и слушать высказывания других;2. формировать навыки совместной работы учащихся в группах;в) воспитательные1. воспитывать у ребят познавательный интерес к предмету;^ Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно – поисковые, , индуктивные, самостоятельная работа, ТРИЗ, игровые.Оборудование урока: рисунки насекомых, таблички с названиями стадий развития насекомых, диски с музыкальными фрагментами, кроссворд, флажки, ТСО. ^ Структура урока. Методы и средства обучения I Организационный момент урокаОбъяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность. ^ II Задания для обобщения и повторения материалаЗадание № 1Тест.1. Для насекомых характерны следующие признаки:А) 2пары ногБ) 4 пары ног В) 3 пары ногГ) 1 пара ног2. Колюще – сосущий ротовой аппарат имеется у :А) майского жукаБ) комараВ) комнатной мухиГ) бабочки3. Хитиновый покров насекомых выполняет следующую функцию:А) защитнуюБ) двигательнуюВ) выделительнуюГ) дыхательную4. Развитие насекомых с превращением имеет следующие стадии:А) яйцо – личинка – взрослое насекомоеБ) яйцо – куколка – взрослое насекомоеВ) яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомоеГ) яйцо – куколка – личинка – взрослое насекомое5. К паразитическим видам насекомых относятся:А) тараканыБ) стрекозыВ) вшиГ) осы6. Что делают в улье рабочие пчёлы:А) откладывают яйцаБ) ухаживают за потомством, снабжают пищей всех членов семьиВ) участвуют только в процессе размножения7. Кто из этих насекомых утратил способность к полёту:А) слепеньБ) пилильщикиВ) блохиГ) колорадские жуки8. У каких насекомых крылья образованы чешуйками:А) пчелаБ) божья коровкаВ) бабочка АполлонГ) шершеньПроводится взаимопроверка. На доске ребята видят критерии оценки.«5» - без ошибок«4» -1 или 2 ошибки«3»- 3 или 4 ошибки« 2»- более 4 ошибок.Задание № 2На доске написаны названия отрядов насекомых. Здесь же на доске рисунки различных насекомых. Нужно, распределить этих насекомых по отрядам.Задание № 3Учитель: Я предлагаю вашему вниманию музыкальный фрагмент. Как он называется? Кто его автор? Задание № 4А сейчас я предлагаю вам стать участниками викторины. За правильный ответ вы будете получать красные флажки . А за дополнение ответов - зелёные. В конце урока, в зависимости от того, у кого сколько флажков, мы оценим работу каждого ученика.Вопросы: 1. Какие насекомые ведут общественный образ жизни? 2.Как называется небольшой жук, имеющий органы свечения? 3.Нашествие этих насекомых издавна считалось одним их самых страшных бедствий – наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. О каком насекомом идёт речь? 4.Какое название имеет покров тела у насекомых? 5.Как называется личинка бабочки? 6.Почему яркую божью коровку не клюют птицы? 7.Назовите мне кровососущее двукрылое насекомое, личинки которого развиваются в воде? 8.Какие одомашненные насекомые вам известны? 9.Где у кузнечика ухо? 10.Как называется небольшая бабочка, гусеница которой питается шерстяными тканями? 11.У каких насекомых личинки безголовые? В народе их называют «опарыши». 12. Кто из насекомых ведёт паразитический образ жизни? 13.Насекомые играют важную роль в природе и жизни человека. Их влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Какие насекомые приносят пользу? 14. Какие насекомые приносят вред? 15.Какие два типа развития насекомых вам известны? 16.Расположите по порядку стадии развития насекомых с полным превращением. Выберите в качестве примера любое насекомое. 17.Расположите по порядку стадии развития насекомых без превращения. Выберите в качестве примера любое насекомое.Задание № 5Учитель: Откройте учебник на стр. 73 рисунок 57. Рассмотрите его. Заполните таблицу( Приложение № 1). Выпишите в таблицу тех жуков, которые обитают в нашей местности. Во второй графе запишите, где они встречаются.Задание № 6Отгадайте загадки. 1. В ярком платье модница, Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает. (Бабочка)2.Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)3.За печкой и под полом, Малые букашки громко поют. (Сверчки)4. С ветки – на тропинку, С травки - на былинку. Прыгает пружинка, Зелёная спинка. (Кузнечик)5.Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар)6.Гудит мохнатенький, Летит за сладеньким. (Шмель)7.Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой… Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела)8.Рыж, да не конь, Рогат, да не баран, Дома не любят И на базаре не купят. (Таракан)9.Висит яичко – Приткнуто к тесничке, Кто его пошевелит, Тот и убежит, (Осиное гнездо)10.Где хочу, там и скачу, Ни на кого не погляжу, Царя - и того разбужу. (Блоха)Задание № 7Вашему вниманию предлагается кроссворд по теме : «Насекомые». Тест с взаимопроверкойУчащийся самостоятельно работает у магнитной доскиПрослушивание музыкального фрагмента «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»ВикторинаПодведение итогов викторины. Подсчёт флажков. Оценивание учащихся.Самостоятельная работа по заполнению таблицы Учащиеся разгадывают загадкиУчащиеся разгадывают кроссворд ^ III Решение биологических задачУчитель: А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит поработать в группах. Их будет три (по рядам). Всем 3 группам будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её в течении 3-4 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть необычными, бредовыми, фантастическими, разнообразными. Каждая группа должна выбрать лидера. Он должен назвать все версии команды. Основное правило – во время обсуждения никакой критики!Задача 1 Гигантские пчёлы Индонезии производят огромное количество мёда. Учёные давно пытаются их одомашнить, но безуспешно. Их укус может быть очень опасным. Вопрос: Как человеку достать мёд диких пчёл? Придумайте различные способы.Задача 2 Австралия не знала многих животных широко распространённых на других континентах. Англичане, привыкшие к молочным продуктам, стали завозить на пастбища Австралии коров. Но случилось непредвиденное. Навоз коров стал отравлять растительность. Голая, лишённая защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли. Вопрос: Почему это случилось? Какими способами это можно исправить? ^ IV Подведение итогов. Выставление оценок учащимся. Y Домашнее задание.Подготовить сообщения о редких и исчезающих видах насекомых. Приложение № 1 Название жука Его местообитание