Реферат по предмету "Разное"


«Основы православной культуры»

Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) или по телефону: 955-67-90.Координационный Совет по взаимодействию МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЦЕНТР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ПОКРОВ» ПРОЕКТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ по предмету «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Москва, 2002 г.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 4^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в госу­дарственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях 5 1.2. Социально-педагогические и правовые основы изучения «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях 6^ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА 2.1. Характеристика учебного предмета «Основы православной культуры» 10 2.2. Цели изучения предмета «Основы православной культуры» 12 2.3. Место учебного предмета «Основы православной культуры» в базисномучебном плане 13 2.4. Основные содержательные линии учебного предмета 14 2.5. Структура минимума 16 ВАРИАНТ 1. 3. Состав содержательных линий 17 3.1. Начальная школа 17 3.2. Основная школа 19 3.3. Средняя школа 20 4. Требования к уровню подготовки учащихся 21 4.1. Начальная школа 21 4.2. Основная школа 21 4.3. Средняя школа 21 5. Оценка выполнения требований минимума 22 5.1. Примеры контрольных заданий 22^ ВАРИАНТ 2. (РАЗВЕРНУТЫЙ) 3. Состав содержательных линий 26 3.1. Начальная школа 26 3.2. Основная школа 29 3.3. Средняя школа 32 4. Требования к уровню подготовки учащихся 34 4.1. Начальная школа 34 4.2. Основная школа 36 4.3. Средняя школа 41 5. Оценка выполнения требований минимума 44 5.1. Примеры контрольных заданий 45 5.2. Примеры контрольных заданий для начальной школы 48 5.3. Примеры конгрольных заданий для основной школы 48 5.4. Примеры контрольных заданий для средней школы 49 5.5. Темы итоговых самостоятельных работ учащихся 50ПРИЛОЖЕНИЕ: Базовые понятия предмета «Основы православной культуры» 53ПРЕДИСЛОВИЕ Проект Обязательного минимума содержания образования по предмету «Ос­новы православной культуры» (ОПК) представляет собой творческое обобще­ние реальных программ и богатого опыта преподавания курсов ОПК, духовно-нравственной культуры, основ христианской культуры и т.д., накопленного в различных российских регионах за последние десять лет. Задача Обязательного минимума содержания образования по предмету «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы дать базовое норма­тивное обоснование для преподавания ОПК в государственных общеобразо­вательных учреждениях всех типов в рамках регионального компонента ба­зисного учебного плана. Данный минимум может стать основой для разра­ботки и внедрения в практику преподавания вариативных программ и разра­ботки полного дидактического комплекса по курсу ОПК (учебники, учебные и методические пособия, хрестоматии, тетради для учащихся и др.). В Проекте предмет «Основы православной культуры» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер. Представленный проект Обязательного минимума содержания образования по историко-культурологическому предмету «Основы православной культуры» (ОПК) соответ­ствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Фе­дерации в области образования и опирается на основные принципы Концеп­ции модернизации отечественного образования. В настоящем Проекте Обязательный минимум содержания образования представлен в двух вариантах. Первый вариант - это собственно минимум, от­вечающий по форме всем требованиям, предъявляемым к подобного рода до­кументам. Второй вариант — развернутый, представляющий основу для даль­нейших разработок типовых программ по курсу ОПК. Оба варианта предваря­ют единые «Пояснительная записка» и «Общие положения минимума». Разработка Проекта Обязательного минимума содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» осуществлена по реше­нию Координационного совета по взаимодействию Министерства образова­ния Российской Федерации и Московского Патриархата Русской Православ­ной Церкви рабочей группой №4. Руководитель рабочей группы: Председатель правления Центра педагогических исследований «Покров», кандидат педагогических наук, иеродиакон Киприан (Ященко). Авторский коллектив: доктор исторических наук С.В. Перевезенцев; кандидат педагогических наук, действительный член МПЛ Л.Л. Шевченко; со­трудник Центра «Покров», бакалавр богословия Д. Самогаев. «Пояснительная за­писка» и пп. 2.1., 2.2. из «Общих положений минимума» подготовлены на основе текста кандидата педагогических наук И.В. Метлика. Подготовка Проекта осуществлялась при участии: • Елецкого государственного университета; • Института педагогических инноваций РАО;« Института этнографии РАН; « Кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковско­го; • Кафедры культурологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; • Курского педагогического института; • Межвузовской кафедра православной педагогики Самарской православ­ной Духовной семинарии; • Международной педагогической академии; • Московского педагогического университета; . Московской Духовной Академии и Семинарии; • Московской учительской семинарии; • Орехово-Зуевского педагогического института; • Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии; • Православного Свято-Тихоновского Богословского института; • Российского государственного педагогического университета им. Герцена; • Смоленского департамента образования; • Тверского педагогического института; . Университета педагогического мастерства, г.-Санкт-Петербург; • Учебного Комитета Русской Православной Церкви.^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенностью развития российской системы образования в настоящий пе­риод являются ее модернизация и реформирование, которые вызваны боль­шими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений мо­дернизации и реформирования общеобразовательной школы является обнов­ление содержания гуманитарного образования, а также системы воспитания и ее функций, которое должно преодолеть негативные последствия отказа го­сударства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной для России православной культуры при обучении и воспитании школьников.1.1. Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в госу­дарственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью в изучении истории тра­диционной для России православной культуры, на протяжении веков форми­ровавшей ее мышление, язык и культуру. Указанный курс призван восполнить историко-культурологические и духовно-нравственные пробелы современно­го образования, координировать развитие государственной системы воспита­ния школьников в соответствии с Национальной доктриной Российской Федерации. Практика «ведения в число школьных предметов курса по изучению православной культуры широко распространяется во многих регионах России и показывает масштабность интереса к этой образовательной области. Асоци­альный заказ на образование оформляется в виде соответствующего учебного предмета. Возвращение изучения православной культуры в содержание общего образо­вания свидетельствует о тенденции восстановления культурологической цело­стности общего гуманитарного образования и духовно-нравственного воспи­тания, потому что эта образовательная область традиционно всегда входила в российскую систему образования. Ее насильственное исключение в послере­волюционный период но идеологическим мотивам и подмена атеистическим образованием, формировавшим негативное отношение к православной куль­туре, отрицательно отразились на обучении и воспитании школьников многих поколений. Культура России на протяжении почти целого тысячелетия формировалась под воздействием Православия, и все в ней глубоко связано с Православием. Без знания истории православной культуры невозможно полное освоение цен­ностей российской культуры. Поэтому изучение «Основ православной культу­ры» чрезвычайно важно для всех учащихся российской общеобразовательной школы, вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих и их родителей (законных представителей).1.2. Социально-педагогические и правовые основы изучения «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному и культурно-историческому наследию нашего народа и к пра­вославной культуре в целом. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение основ православной культуры в системе общего государст­венного и муниципального образования. Формы и способы его реализации определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных об­щеобразовательных учреждений. Это прежде всего принципы государствен­ной политики в сфере образования и требования к содержанию образования. Требования российского законодательства к содержанию образования уста­навливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на: • «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; • развитие общества; • укрепление и совершенствование правового государства»; должно обеспечивать: - «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...» (Закон Рос­сийской Федерации «Об образовании». Статья 14 «Общие требования к со­держанию образования»). Изучение «Основ православной культуры» способствует реализации практиче­ски всех Этих требований к содержанию общего образования. Особенно требова­ний обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для се самореализации, формирования у обучающегося адекватной со­временному уровню знаний картины мира, интеграции личности в националь­ную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач российской об­щеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, - не может быть адекватно реализовано вне содержания православной культуры. Приобщение детей и молодежи в содержании общего образования к право­славным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и граж­данина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Рос­сийской Федерации «Об образовании». Статья 2) провозглашены: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих цен­ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, люб­ви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. За­щита и развитие системой образования национальных, культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государст­ва; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уров­ням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образо­вательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления обра­зованием. Автономность образовательных учреждений». Все эти принципы не только не препятствуют изучению «Основ православ­ной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных уч­реждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и акту­альность в современных условиях. Демократический, государственно-общественный характер управления об­разованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации образовательной программы (Закон Россий­ской Федерации «Об образовании». Статья 14.5) позволяют органам управле­ния образованием на федеральном и региональном уровнях, общеобразова­тельным учреждениям на местах своевременно и полностью удовлетворять со­циальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе — на изуче­ние православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допуска­ют насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают свободу педагогического творчества и мировоззренческого са­моопределения в обучении. Изучение «Основ православной культуры» имеет определяющее значение для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач обще­го образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне рассматриваются как первоочередные. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре тра­диционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных пред­ставителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей на­циональной культуры, что обеспечивается как российским законодательст­вом, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права. Изучение «Основ православной культуры» будет способствовать защите и развитию системой образования национальных культур, региональных куль­турных традиций и особенностей в условиях многонационального Российско­го государства, содействовать сохранению и укреплению единства федераль­ного культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образо­вание учитывает фактическое положение православной культуры в Россий­ской Федерации как традиционной культуры русского народа, о принадлежно­сти или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство рос­сиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и всех других народов в составе Россий­ского государства. В содержании Минимума предусматривается учет регио­нальных этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации. Это обеспечивается выделением в обязательном содержании образования специ­ального раздела, который формируется на региональном уровне и обеспечива­ет изучение региональных аспектов и особенностей православной культуры, а также учет региональных социокультурных и этнокопфессиональных осо­бенностей населения и культуры всех субъектов Российской Федерации. Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муници­пальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, считается принцип светского харак­тера образования. Изучение «Основ православной культуры» в рамках создава­емого Минимума является светским образованием, типом историко-культурологического образования конкретной этнокультурной и цивилизационной на­правленности (история православной культуры русского народа и российско­го общества в целом, история культуры православных стран и народов в про­шлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении «Ос­нов православной культуры» в государственных и муниципальных учреждени­ях в соответствии с Минимумом обеспечивается: 1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием образования и соответствующей методикой изучения «Основ православной культуры»; 2) правом свободного выбора образовательных учреждений и регионов; 3) организационно-правовой независимостью государственных и муници­пальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфес­сий; 4) методическим контролем служб учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподава­ния «Основ православной культуры». Изучение православной культуры в государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных об­рядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся и их родите­лей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не пре­пятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному само­определению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религи­озных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся и их родителей в религиозную организацию. Преподавание «Основ православной культуры» в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях организуется образовательными уч­реждениями и регионами на принципе добровольности включения данною курса в соответствии с Минимумом. Организационно-правовая независимость государственных и муниципаль­ных образовательных учреждений от религиозных организаций позволяет го­сударственным и муниципальным органам управления образованием органи­зовывать изучение истории православной культуры в соответствии с требова­ниями российского законодательства и Минимума в формах, исключающих нарушения законных прав на общее образование всех обучаемых и их родите­лей (законных представителей). Это не только не исключает взаимодействия и сотрудничества государственных центров разработки содержания общего об­разования, органов управления образованием с православными религиозным» организациями в области правового регулирования, разработки содержания и методического обеспечения православного культурологического образова­ния, но и требует такого взаимодействия и сотрудничества в целях обеспечения необходимого качества и идентичности православного культурологичес­кого образования, недопущения искажений при представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию предмета «Основы православной культуры». Текущий методический контроль служб уч­редителя за практикой организации и преподавания основ православной куль­туры должен обеспечивать реализацию их образовательного и воспитательно­го потенциала п интересах всех участников образовательного процесса и каче­ство образования, требуемое образовательным Минимумом.^ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА2.1. Характеристика учебного предмета «Основы православной культуры» Православная культура представляет собой совокупность духовной и пред­метной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и су­ществующих в обществе под мировоззренческим воздействием Православия. В научном сообществе Православие считается культурообразующим факто­ром для складывавшейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфи­ки культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации. Православная культура обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни. Преж­де всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает, в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, а в широком — все специфически человеческие формы жизнедеятельности и культуры. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает определяющее влияние на содержание и специфику культурной де­ятельности, творчества, материального и духовного производства и обществе. Это область мировоззрения личности и общественного сознания, формирова­ния ценностных ориентации, установок межличностных отношений и поведе­ния людей, определяющих направленность и результат их социализации и творческой и общественной деятельности. С этим обстоятельством связана исключительная роль православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них таких качеств, как граждан­ственность, патриотизм, трудолюбие, культура межэтнического и межконфес­сионального общения. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить эффективность общего гуманитарного образования, на более высоком уровне понимания раскрывать для учащихся специфику всех остальных сфер духовной культуры общества — науки и обра­зования, философии и идеологии, искусства. Благодаря православной куль­турной традиции за тысячелетие в нашем обществе сформировался уникальный цивилизационный феномен - православный образ (уклад) жизни. Это об­ласть культуры повседневного быта миллионов россиян на протяжении десят­ков поколений, область межличностных и гражданских отношений, стереоти­пов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской дейст­вительности. Без их познания и приобщения к этому социокультурному и нравственно-религиозному феномену, обусловившему самобытность России в мировом сообществе, невозможна адекватная интеграция личности в рос­сийское общество. Значимость и влияние православной культуры в нашем обществе не исчер­пываются только духовной сферой жизни и социальными отношениями. Культура православного отношения к природе, труду и производству получила материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исто­рические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и материального производства, — принадлежит православной культуре или несет ее отпечаток. Все эти обстоятельства обус­ловливают необходимость включения «Основ православной культуры» в обра­зовательные области «Человек и окружающий мир» и «Обществознанис» в ка­честве отдельного самостоятельного учебного предмета в содержании началь­ного и общего среднего образования в государственных и муниципальных об­щеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования ныне осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изу­чение «Основ православной культуры», православное культурологическое об­разование в содержании общего образования не подменяют собой другие об­разовательные области. Однако историческое, обществоведческое, филологи­ческое, искусствоведческое образование не может заменить православное культурологическое образование. Каждое из них, будучи содержательно связа­но со всеми другими, имеет спой особый предмет и спои задачи в общем обра­зовании — обучении, воспитании и развитии детей и молодежи. По отношению к содержанию общего социально-исторического образова­ния, а также религиовсдсния как области фактических исторических и социо­логических знаний о религии и религиозной культуре, изучение «Основ право­славной культуры» в средней школе является тематическим этноконфсссиональным расширением, ориентированным на расширенное и углубленное оз­накомление учащихся с православной христианской культурой в России как частью национальной культурной традиции. Спецификой образовательной области в отношении научного религиоведения является ориентация ее содер­жания на образовательно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к конкретному типу культуры, формирование и развитие социального опыта и навыков социального взаимодействия представителей разных национально­стей и конфессий в условиях единого Российского государства. В отношении к философскому религиоведению, транслирующему теории и трактовки религии как мировоззрения и типа культуры с позиций различных нерелигиозных философских и социальных учений, данный предмет выступает в качестве необходимого содержательного дополнения, обеспечивающего реа­лизацию принципов светского характера образования в школе. Эти принципы, в частности, требуют обеспечения в содержании общего светского образования свободы мировоззренческого самоопределения обучаемых, свободного выбора взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, представленных в обществе. Такие условия могут быть созданы только в режиме диалога мировоззрений и культур, представления в содержании общего образо­вания всех социально значимых мировоззренческих и теоретических позиций, опоры содержания общего образования на исторически сложившиеся в россий­ском обществе традиционные национальные духовные и культурные ценности.2.2. Цели изучения предмета «Основы православной культуры» В соответствии с основными целями общеобразовательной школы, изучение православной культуры в процессе общего среднего образования направлено на достижение следующих конкретных целей. В сфере личностной самореализации учащихся: - приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения; . содействие формированию целостной картины мира, понимания содержа­ния жизни человека и общества, адекватного современному уровню знаний и культуры; - воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационально­го общения, любви к Родине, семье и согражданам; - содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, эколо­гической культуры учащихся; - формирование ориентации на непреходящие духошю-праистпенныс цен­ности национальной российской культуры; - выработка в современном российском обществе уважения к гуманитарным ценностям; - удовлетворение социального запроса на получение образования в соответ­ствии с нормами и ценностями национальной культуры; . реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределе­ние при получении общего образования, свободный выбор взглядов и убеж­дений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении; . создание необходимых условий для выработки молодым человеком собст­венной жизненной позиции.В сфере социализации учащихся в современном российском обществе: - приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в совре­менном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России; - выработка у учащихся уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод; - интеграция в современную российскую национальную и мировую кульгуру; - формирование навыков социального партнерства в современном россий­ском обществе, навыков сотрудничества, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества; - содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентиро­ванного на развитие институтов гражданского общества и утверждение норм правового государства в Российской Федерации. В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России: - формирование культурологической компетентности учащихся общеобра­зовательной школы в области знаний об истории традиционной православ­ной культуры России в историческом прошлом и в современности; - интеграция личности в историческое пространство национальной культу­ры, обеспечивающая формирование исторического сознания; - выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России; - воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского пат­риотизма и гражданственности.В сфере подготовки к профессиональной деятельности в обществе: - расширение и углубление общего гуманитарного образования учащихся в области знаний о традиционной духовной культуре России; - выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду; - подготовка учащихся общеобразовательной школы к получению в даль­нейшем среднего и высшего профессионального образования по гуманитар­ным специальностям и направлениям, включающим знания о православной духовной и материальной культуре, - теологии, искусству, филологии, исто­рии, социологии, педагогике, психологии и др.2.3. Место учебного предмета «Основы православной культуры» в базисном учебном плане В отношении к содержанию базового гуманитарного образования учебный предмет «Основы православной культуры» является расширением, прежде все­го, общего историко-обществовсдческого, а также филологического, искусст­воведческого содержания образования в части знаний об истории традицион­ной культуры как сфере общественной жизни, как существенной части рос­сийского общества в прошлом и в современности. Учебный предмет «Основы православной культуры» включается в базисный учебный план общеобразовательных школ на всех образовательных ступенях по концентрической модели. В начальной школе — в виде отдельного учебного курса «Основы православ­ной культуры», пропедевтического курса с учебной нагрузкой 1 час в неделю во 1-4 (1-3) классах в образовательной области «Человек и окружающий мир», с учетом регионального компонента образования. В основной школе — в виде отдельного учебного курса «История православной культуры», дополняющего образовательную область «Обществознание» с учеб­ной нагрузкой 1 час в неделю в 5—9 классах 11-летки (5—10 классах 12-летки). В старшей школе — в виде отдельного учебного курса «Философия право­славной культуры», дополняющего образовательную область «Обществозна­ние» с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 10—11 классах 11-летки (11—12 клас­сах 12-летки). Изучение православной культуры в виде отдельного учебного курса в началь­ной школе («Основы православной культуры», пропедевтический курс), в ос­новной юколе в виде отдельного учебного курса «История православной культуры» и в старшей школе в виде отдельного учебного курса «Философия пра­вославной культуры» проводится за счет часов регионального и школьного компонентов образования.2.4. Основные содержательные линии учебного предмета Базовыми параметрами для выделения основных разделов и содержательных ли­ний образовательной области являются структура и специфика изучаемого объекта, структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценно­стные ориентации личности школьников с учетом возрастных особенностей. Объ­ем знаний, изучаемых предметом «Основы православной культуры», формируется из трех блоков в соответствии со ступенями полного среднего образования. Содер­жание блоков выстраивается на материале семи образовательных линий: 1. Историко-культурное содержание Библии. 2. Основы православной этической культуры. 3. Православие в истории искусств, литературы и письменности. 4. История православной культурной традиции России. 5. Основы православной философской мысли. 6. Региональный и школьный компонент образования. В качестве дополнительной вариативной линии предусматривается содержатель­ная линия регионального компонента образования. Ее состав разрабатывается са­мостоятельно в каждом субъекте Российской Федерации и включает дополнения к содержательным линиям. В нем акцентируются сведения о православной культу­ре данного региона России, находят отражение исторические особенности его культуры. В нем учитывается этноконфессиональный состав населения региона и, обус­ловленные этим обстоятельством, межкультурные и социальные взаимодействия. Количество учебной нагрузки, отводимой в учебных программах на изучение дан­ной содержательной линии, не должно превышать 10% от общего количества часов. Совокупность всех разделов и содержательных линий адекватно отражает строение объекта изучения и его состав.^ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Начальная школа:1-4 классы Основная школа:5-9 классы Полная средняя школа:10-11 (12) классы Содержательный блок N1 Содержательный блок N2 Содержательный блок N3 Основы православной культуры История православной культуры Философия православной культуры Тематические линии "Откуда мы?" "Какие мы?" "Мы в окружающем мире" Содержательные линии А. Историко-культурное содержание Библии А. История православнойкультурной традиции А. Основы православнойфилософии Б. Основы православной этической культуры (1-й уровень: "Благочестивая семья") Б. Основы православной этической культуры (2-й уровень - "Христианская антропология; этика взаимоотношений") Б. Основы православной этической культуры (3-й уровень: "Аскетика") В. Православие в истории искусств, литературы и письменности (1-й уровень) В. Православие в истории искусств, литературы и письменности (2-й уровень) В. Православие в истории искусств, литературы и письменности (3-й уровень) Личностные ценности Милосердие, умеренность Целомудрие, героизм Любовь, смысл жизни 2.5. Структура Минимума Обязательный минимум содержания образования но учебному предмету «Основы православной культуры» имеет структуру концентра. Изучение «Основ православной культуры» в начальной школе представлено Содержательным блоком № 1, адаптированным к возможностям учащихся начальной школы в освоении материала предметной области. В случае начала изучения православной культуры в основной школе (с 5 класса) материал бло­ка № 1 интегрируется в содержание блока № 2. Блок № 2 раскрывает стандартное содержание образования в основной школе. В него включается материал, который углубляет изучение сквозных те­матических линий: «Основы православной этической культуры», «Правосла­вие в истории искусств, литературы и письменности» на втором уровне и вво­дит материал новой содержательной линий: «История православной культур­ной традиции России». В старшей школе материал содержательной линии «Основы православной этической культуры» изучается на третьем, более высоком уровне его теорети­ческого освоения. На ознакомительно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Біографія Дмитра Павличка
Реферат Клиническое исследование при любом внутреннем незаразном заболевании
Реферат Методика преподавания темы "Закон всемирного тяготения" в школьном курсе физики
Реферат «Комп’ютерна злочинність в Україні: виникнення, сучасний стан І тенденції»
Реферат Группа как агент изменений
Реферат Методы исследования опорно-двигательной системы
Реферат The banking system in the formation of money supply is determined, features of the present emission mechanism based on internal cash flows of banks are revealed
Реферат Методика работы с текстовой информацией
Реферат Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур Агробиоценотические основы земледелия
Реферат Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся
Реферат Реализация принципа наглядности при изучении темы физики "Электромагнитные явления"
Реферат Концепция эффективности работы школы
Реферат Качественные задачи, как средство развития познавательного интереса
Реферат Monroe Doctrine Essay Research Paper Monroe Doctrine
Реферат Подростки и взрослые