Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) или по телефону: 955-67-90.Координационный Совет по взаимодействию МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЦЕНТР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ПОКРОВ» ПРОЕКТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ по предмету «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Москва, 2002 г.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 4^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях 5 1.2. Социально-педагогические и правовые основы изучения «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях 6^ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА 2.1. Характеристика учебного предмета «Основы православной культуры» 10 2.2. Цели изучения предмета «Основы православной культуры» 12 2.3. Место учебного предмета «Основы православной культуры» в базисномучебном плане 13 2.4. Основные содержательные линии учебного предмета 14 2.5. Структура минимума 16 ВАРИАНТ 1. 3. Состав содержательных линий 17 3.1. Начальная школа 17 3.2. Основная школа 19 3.3. Средняя школа 20 4. Требования к уровню подготовки учащихся 21 4.1. Начальная школа 21 4.2. Основная школа 21 4.3. Средняя школа 21 5. Оценка выполнения требований минимума 22 5.1. Примеры контрольных заданий 22^ ВАРИАНТ 2. (РАЗВЕРНУТЫЙ) 3. Состав содержательных линий 26 3.1. Начальная школа 26 3.2. Основная школа 29 3.3. Средняя школа 32 4. Требования к уровню подготовки учащихся 34 4.1. Начальная школа 34 4.2. Основная школа 36 4.3. Средняя школа 41 5. Оценка выполнения требований минимума 44 5.1. Примеры контрольных заданий 45 5.2. Примеры контрольных заданий для начальной школы 48 5.3. Примеры конгрольных заданий для основной школы 48 5.4. Примеры контрольных заданий для средней школы 49 5.5. Темы итоговых самостоятельных работ учащихся 50ПРИЛОЖЕНИЕ: Базовые понятия предмета «Основы православной культуры» 53ПРЕДИСЛОВИЕ Проект Обязательного минимума содержания образования по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) представляет собой творческое обобщение реальных программ и богатого опыта преподавания курсов ОПК, духовно-нравственной культуры, основ христианской культуры и т.д., накопленного в различных российских регионах за последние десять лет. Задача Обязательного минимума содержания образования по предмету «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы дать базовое нормативное обоснование для преподавания ОПК в государственных общеобразовательных учреждениях всех типов в рамках регионального компонента базисного учебного плана. Данный минимум может стать основой для разработки и внедрения в практику преподавания вариативных программ и разработки полного дидактического комплекса по курсу ОПК (учебники, учебные и методические пособия, хрестоматии, тетради для учащихся и др.). В Проекте предмет «Основы православной культуры» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер. Представленный проект Обязательного минимума содержания образования по историко-культурологическому предмету «Основы православной культуры» (ОПК) соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования. В настоящем Проекте Обязательный минимум содержания образования представлен в двух вариантах. Первый вариант - это собственно минимум, отвечающий по форме всем требованиям, предъявляемым к подобного рода документам. Второй вариант — развернутый, представляющий основу для дальнейших разработок типовых программ по курсу ОПК. Оба варианта предваряют единые «Пояснительная записка» и «Общие положения минимума». Разработка Проекта Обязательного минимума содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» осуществлена по решению Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московского Патриархата Русской Православной Церкви рабочей группой №4. Руководитель рабочей группы: Председатель правления Центра педагогических исследований «Покров», кандидат педагогических наук, иеродиакон Киприан (Ященко). Авторский коллектив: доктор исторических наук С.В. Перевезенцев; кандидат педагогических наук, действительный член МПЛ Л.Л. Шевченко; сотрудник Центра «Покров», бакалавр богословия Д. Самогаев. «Пояснительная записка» и пп. 2.1., 2.2. из «Общих положений минимума» подготовлены на основе текста кандидата педагогических наук И.В. Метлика. Подготовка Проекта осуществлялась при участии: • Елецкого государственного университета; • Института педагогических инноваций РАО;« Института этнографии РАН; « Кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского; • Кафедры культурологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; • Курского педагогического института; • Межвузовской кафедра православной педагогики Самарской православной Духовной семинарии; • Международной педагогической академии; • Московского педагогического университета; . Московской Духовной Академии и Семинарии; • Московской учительской семинарии; • Орехово-Зуевского педагогического института; • Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии; • Православного Свято-Тихоновского Богословского института; • Российского государственного педагогического университета им. Герцена; • Смоленского департамента образования; • Тверского педагогического института; . Университета педагогического мастерства, г.-Санкт-Петербург; • Учебного Комитета Русской Православной Церкви.^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенностью развития российской системы образования в настоящий период являются ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования общеобразовательной школы является обновление содержания гуманитарного образования, а также системы воспитания и ее функций, которое должно преодолеть негативные последствия отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной для России православной культуры при обучении и воспитании школьников.1.1. Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью в изучении истории традиционной для России православной культуры, на протяжении веков формировавшей ее мышление, язык и культуру. Указанный курс призван восполнить историко-культурологические и духовно-нравственные пробелы современного образования, координировать развитие государственной системы воспитания школьников в соответствии с Национальной доктриной Российской Федерации. Практика «ведения в число школьных предметов курса по изучению православной культуры широко распространяется во многих регионах России и показывает масштабность интереса к этой образовательной области. Асоциальный заказ на образование оформляется в виде соответствующего учебного предмета. Возвращение изучения православной культуры в содержание общего образования свидетельствует о тенденции восстановления культурологической целостности общего гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания, потому что эта образовательная область традиционно всегда входила в российскую систему образования. Ее насильственное исключение в послереволюционный период но идеологическим мотивам и подмена атеистическим образованием, формировавшим негативное отношение к православной культуре, отрицательно отразились на обучении и воспитании школьников многих поколений. Культура России на протяжении почти целого тысячелетия формировалась под воздействием Православия, и все в ней глубоко связано с Православием. Без знания истории православной культуры невозможно полное освоение ценностей российской культуры. Поэтому изучение «Основ православной культуры» чрезвычайно важно для всех учащихся российской общеобразовательной школы, вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих и их родителей (законных представителей).1.2. Социально-педагогические и правовые основы изучения «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному и культурно-историческому наследию нашего народа и к православной культуре в целом. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение основ православной культуры в системе общего государственного и муниципального образования. Формы и способы его реализации определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это прежде всего принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования. Требования российского законодательства к содержанию образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на: • «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; • развитие общества; • укрепление и совершенствование правового государства»; должно обеспечивать: - «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...» (Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»). Изучение «Основ православной культуры» способствует реализации практически всех Этих требований к содержанию общего образования. Особенно требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для се самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, - не может быть адекватно реализовано вне содержания православной культуры. Приобщение детей и молодежи в содержании общего образования к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 2) провозглашены: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных, культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений». Все эти принципы не только не препятствуют изучению «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации образовательной программы (Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 14.5) позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровнях, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и полностью удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе — на изучение православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают свободу педагогического творчества и мировоззренческого самоопределения в обучении. Изучение «Основ православной культуры» имеет определяющее значение для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне рассматриваются как первоочередные. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права. Изучение «Основ православной культуры» будет способствовать защите и развитию системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального Российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной культуры в Российской Федерации как традиционной культуры русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и всех других народов в составе Российского государства. В содержании Минимума предусматривается учет региональных этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации. Это обеспечивается выделением в обязательном содержании образования специального раздела, который формируется на региональном уровне и обеспечивает изучение региональных аспектов и особенностей православной культуры, а также учет региональных социокультурных и этнокопфессиональных особенностей населения и культуры всех субъектов Российской Федерации. Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, считается принцип светского характера образования. Изучение «Основ православной культуры» в рамках создаваемого Минимума является светским образованием, типом историко-культурологического образования конкретной этнокультурной и цивилизационной направленности (история православной культуры русского народа и российского общества в целом, история культуры православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с Минимумом обеспечивается: 1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием образования и соответствующей методикой изучения «Основ православной культуры»; 2) правом свободного выбора образовательных учреждений и регионов; 3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий; 4) методическим контролем служб учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания «Основ православной культуры». Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся и их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся и их родителей в религиозную организацию. Преподавание «Основ православной культуры» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях организуется образовательными учреждениями и регионами на принципе добровольности включения данною курса в соответствии с Минимумом. Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовывать изучение истории православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и Минимума в формах, исключающих нарушения законных прав на общее образование всех обучаемых и их родителей (законных представителей). Это не только не исключает взаимодействия и сотрудничества государственных центров разработки содержания общего образования, органов управления образованием с православными религиозным» организациями в области правового регулирования, разработки содержания и методического обеспечения православного культурологического образования, но и требует такого взаимодействия и сотрудничества в целях обеспечения необходимого качества и идентичности православного культурологического образования, недопущения искажений при представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию предмета «Основы православной культуры». Текущий методический контроль служб учредителя за практикой организации и преподавания основ православной культуры должен обеспечивать реализацию их образовательного и воспитательного потенциала п интересах всех участников образовательного процесса и качество образования, требуемое образовательным Минимумом.^ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА2.1. Характеристика учебного предмета «Основы православной культуры» Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием Православия. В научном сообществе Православие считается культурообразующим фактором для складывавшейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфики культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации. Православная культура обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни. Прежде всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает, в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, а в широком — все специфически человеческие формы жизнедеятельности и культуры. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает определяющее влияние на содержание и специфику культурной деятельности, творчества, материального и духовного производства и обществе. Это область мировоззрения личности и общественного сознания, формирования ценностных ориентации, установок межличностных отношений и поведения людей, определяющих направленность и результат их социализации и творческой и общественной деятельности. С этим обстоятельством связана исключительная роль православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них таких качеств, как гражданственность, патриотизм, трудолюбие, культура межэтнического и межконфессионального общения. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить эффективность общего гуманитарного образования, на более высоком уровне понимания раскрывать для учащихся специфику всех остальных сфер духовной культуры общества — науки и образования, философии и идеологии, искусства. Благодаря православной культурной традиции за тысячелетие в нашем обществе сформировался уникальный цивилизационный феномен - православный образ (уклад) жизни. Это область культуры повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, область межличностных и гражданских отношений, стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Без их познания и приобщения к этому социокультурному и нравственно-религиозному феномену, обусловившему самобытность России в мировом сообществе, невозможна адекватная интеграция личности в российское общество. Значимость и влияние православной культуры в нашем обществе не исчерпываются только духовной сферой жизни и социальными отношениями. Культура православного отношения к природе, труду и производству получила материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и материального производства, — принадлежит православной культуре или несет ее отпечаток. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость включения «Основ православной культуры» в образовательные области «Человек и окружающий мир» и «Обществознанис» в качестве отдельного самостоятельного учебного предмета в содержании начального и общего среднего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования ныне осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Основ православной культуры», православное культурологическое образование в содержании общего образования не подменяют собой другие образовательные области. Однако историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое образование не может заменить православное культурологическое образование. Каждое из них, будучи содержательно связано со всеми другими, имеет спой особый предмет и спои задачи в общем образовании — обучении, воспитании и развитии детей и молодежи. По отношению к содержанию общего социально-исторического образования, а также религиовсдсния как области фактических исторических и социологических знаний о религии и религиозной культуре, изучение «Основ православной культуры» в средней школе является тематическим этноконфсссиональным расширением, ориентированным на расширенное и углубленное ознакомление учащихся с православной христианской культурой в России как частью национальной культурной традиции. Спецификой образовательной области в отношении научного религиоведения является ориентация ее содержания на образовательно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к конкретному типу культуры, формирование и развитие социального опыта и навыков социального взаимодействия представителей разных национальностей и конфессий в условиях единого Российского государства. В отношении к философскому религиоведению, транслирующему теории и трактовки религии как мировоззрения и типа культуры с позиций различных нерелигиозных философских и социальных учений, данный предмет выступает в качестве необходимого содержательного дополнения, обеспечивающего реализацию принципов светского характера образования в школе. Эти принципы, в частности, требуют обеспечения в содержании общего светского образования свободы мировоззренческого самоопределения обучаемых, свободного выбора взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, представленных в обществе. Такие условия могут быть созданы только в режиме диалога мировоззрений и культур, представления в содержании общего образования всех социально значимых мировоззренческих и теоретических позиций, опоры содержания общего образования на исторически сложившиеся в российском обществе традиционные национальные духовные и культурные ценности.2.2. Цели изучения предмета «Основы православной культуры» В соответствии с основными целями общеобразовательной школы, изучение православной культуры в процессе общего среднего образования направлено на достижение следующих конкретных целей. В сфере личностной самореализации учащихся: - приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения; . содействие формированию целостной картины мира, понимания содержания жизни человека и общества, адекватного современному уровню знаний и культуры; - воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам; - содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся; - формирование ориентации на непреходящие духошю-праистпенныс ценности национальной российской культуры; - выработка в современном российском обществе уважения к гуманитарным ценностям; - удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с нормами и ценностями национальной культуры; . реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении общего образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении; . создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.В сфере социализации учащихся в современном российском обществе: - приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России; - выработка у учащихся уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод; - интеграция в современную российскую национальную и мировую кульгуру; - формирование навыков социального партнерства в современном российском обществе, навыков сотрудничества, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества; - содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества и утверждение норм правового государства в Российской Федерации. В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России: - формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности; - интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания; - выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России; - воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности.В сфере подготовки к профессиональной деятельности в обществе: - расширение и углубление общего гуманитарного образования учащихся в области знаний о традиционной духовной культуре России; - выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду; - подготовка учащихся общеобразовательной школы к получению в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования по гуманитарным специальностям и направлениям, включающим знания о православной духовной и материальной культуре, - теологии, искусству, филологии, истории, социологии, педагогике, психологии и др.2.3. Место учебного предмета «Основы православной культуры» в базисном учебном плане В отношении к содержанию базового гуманитарного образования учебный предмет «Основы православной культуры» является расширением, прежде всего, общего историко-обществовсдческого, а также филологического, искусствоведческого содержания образования в части знаний об истории традиционной культуры как сфере общественной жизни, как существенной части российского общества в прошлом и в современности. Учебный предмет «Основы православной культуры» включается в базисный учебный план общеобразовательных школ на всех образовательных ступенях по концентрической модели. В начальной школе — в виде отдельного учебного курса «Основы православной культуры», пропедевтического курса с учебной нагрузкой 1 час в неделю во 1-4 (1-3) классах в образовательной области «Человек и окружающий мир», с учетом регионального компонента образования. В основной школе — в виде отдельного учебного курса «История православной культуры», дополняющего образовательную область «Обществознание» с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 5—9 классах 11-летки (5—10 классах 12-летки). В старшей школе — в виде отдельного учебного курса «Философия православной культуры», дополняющего образовательную область «Обществознание» с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 10—11 классах 11-летки (11—12 классах 12-летки). Изучение православной культуры в виде отдельного учебного курса в начальной школе («Основы православной культуры», пропедевтический курс), в основной юколе в виде отдельного учебного курса «История православной культуры» и в старшей школе в виде отдельного учебного курса «Философия православной культуры» проводится за счет часов регионального и школьного компонентов образования.2.4. Основные содержательные линии учебного предмета Базовыми параметрами для выделения основных разделов и содержательных линий образовательной области являются структура и специфика изучаемого объекта, структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации личности школьников с учетом возрастных особенностей. Объем знаний, изучаемых предметом «Основы православной культуры», формируется из трех блоков в соответствии со ступенями полного среднего образования. Содержание блоков выстраивается на материале семи образовательных линий: 1. Историко-культурное содержание Библии. 2. Основы православной этической культуры. 3. Православие в истории искусств, литературы и письменности. 4. История православной культурной традиции России. 5. Основы православной философской мысли. 6. Региональный и школьный компонент образования. В качестве дополнительной вариативной линии предусматривается содержательная линия регионального компонента образования. Ее состав разрабатывается самостоятельно в каждом субъекте Российской Федерации и включает дополнения к содержательным линиям. В нем акцентируются сведения о православной культуре данного региона России, находят отражение исторические особенности его культуры. В нем учитывается этноконфессиональный состав населения региона и, обусловленные этим обстоятельством, межкультурные и социальные взаимодействия. Количество учебной нагрузки, отводимой в учебных программах на изучение данной содержательной линии, не должно превышать 10% от общего количества часов. Совокупность всех разделов и содержательных линий адекватно отражает строение объекта изучения и его состав.^ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Начальная школа:1-4 классы Основная школа:5-9 классы Полная средняя школа:10-11 (12) классы Содержательный блок N1 Содержательный блок N2 Содержательный блок N3 Основы православной культуры История православной культуры Философия православной культуры Тематические линии "Откуда мы?" "Какие мы?" "Мы в окружающем мире" Содержательные линии А. Историко-культурное содержание Библии А. История православнойкультурной традиции А. Основы православнойфилософии Б. Основы православной этической культуры (1-й уровень: "Благочестивая семья") Б. Основы православной этической культуры (2-й уровень - "Христианская антропология; этика взаимоотношений") Б. Основы православной этической культуры (3-й уровень: "Аскетика") В. Православие в истории искусств, литературы и письменности (1-й уровень) В. Православие в истории искусств, литературы и письменности (2-й уровень) В. Православие в истории искусств, литературы и письменности (3-й уровень) Личностные ценности Милосердие, умеренность Целомудрие, героизм Любовь, смысл жизни 2.5. Структура Минимума Обязательный минимум содержания образования но учебному предмету «Основы православной культуры» имеет структуру концентра. Изучение «Основ православной культуры» в начальной школе представлено Содержательным блоком № 1, адаптированным к возможностям учащихся начальной школы в освоении материала предметной области. В случае начала изучения православной культуры в основной школе (с 5 класса) материал блока № 1 интегрируется в содержание блока № 2. Блок № 2 раскрывает стандартное содержание образования в основной школе. В него включается материал, который углубляет изучение сквозных тематических линий: «Основы православной этической культуры», «Православие в истории искусств, литературы и письменности» на втором уровне и вводит материал новой содержательной линий: «История православной культурной традиции России». В старшей школе материал содержательной линии «Основы православной этической культуры» изучается на третьем, более высоком уровне его теоретического освоения. На ознакомительно