Сценарий литературного вечера, посвящённого творчеству С. Михалкова« Как бы жили мы без книг?» Подготовка аудитории. а) отгадайте о каких героях книг идёт речь С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка? (Буратино, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстой) Сейчас потолкуем о книжке другой. Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю, он невод забросит, Кого-то поймает и что-то попросит. О жадной старухе рассказ тот пойдёт, А жадность, ребята, к добру не ведёт. А кончится дело всё тем же корытом, Но только не новым, а старым, разбитым. («Золотая рыбка» А. С. Пушкин)Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка В ореховой скорлупке девочка спала, Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Знает девочку – малышку? ( «Дюймовочка» Г.К. Андерсен)В книге этой – именины, Много было там гостей, А на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть её не погубил. Но коварному злодею Кто-то голову срубил. ( «Муха цокотуха» К. Чуковский)Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это… ( «Доктор Айболит» К. Чуковский)Забот у девушки полно Работает – не злится. Зато ей выйти суждено За сказочного принца. (« Золушка» Шарль Перро)Над мальчишкой все смеются: Все он делает не так! Не желает он учиться – Несознательный чудак! ( « Незнайка» Н. Носов)Растерял очки, перчатки, Краски, книжки и тетрадки, Карандаши, резинку, клей,- Но не растерял друзей! Кто это? (« Рассеянный с улицы Бассеянной » С. Я. Маршак)Он ловил пиявок, Он дразнил лягушек, Оттого – то у жадюги Нет друзей подружек. ( Дуремар, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой)Ржавеет от обиды. Будь вежлив с ним – смотри! Железный только с виду И нежный изнутри. ( Железный Дровосек. А. Волков « Волшебник Изумрудного города»)Медвежонок сильно зол: - Вот бы мёд найти без пчёл! ( А. Милан) ВСУПЛЕНИЕ. « Как бы жили мы без книг» С. Михалков. Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Нм о старом, ни о новом Мы не знали б ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?..Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ . Протянул за книжкой руку, А её на полке нет! Нет твоей любимой книжки – « Чипполино», например, И сбежали, как мальчишки, « Робинзон и Гулливер». Нет , нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник И тебя могли оставить Все герои детских книг. Книге смелой, книге честной Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет, и не было границ. Ей открыты все дороги. И на всех материках Говорит она на многих, Самых разных языках. И она в любые страны Через все века пройдёт. Как великие романы « Тихий Дон» и « Дон Кихот» Слава нашей книге детской! Переплывшей все моря! И особенно советской- Начиная с Букваря! 2. Этим стихотворением С. Михалкова мы начнём литературный вечер посвященный его творчеству. 1.Как определить сорт яблони, груши, качество плода? ( Нужно сорвать плод и попробовать.) Как дать оценку творчеству писателя, поэта? ( Нужно прочитать его произведения. ) Сейчас мы послушаем несколько стихотворений С Михалкова в исполнении учащихся. - « А что у вас» - « Барашек» - « Трезор» - « Азбука» - « Бедный Костя» - « Постирушки» - « Птичий двор» - « Где очки?» - « Не спать»« В доме 8 дробь1. У заставы Ильича». 4. Кто из ребят не знает этого адреса? Ведь по нему поэт Сергей Михалков « прописал» свою сказку – быль. Ведь там провёл свои юные годы тот, кто на всю жизнь вошёл в нашу память,- знаменитый дядя Стёпа. По фамилии Степанов. И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан. Дядя Стёпа – обыкновенный человек необычно высокого роста. Ему ничего не стоит пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшегося в телеграфных проводах; освободить голубей , запертых на чердаке загоревшегося дома; остановить, протянув, как семафор, длинную руку, поезд у разбитого полотна и спасти от гибели сотни людей, вытащить из реки тонущего школьника. А когда его хотят как- то наградить: « Попросите что угодно» - За поступок благородный Все его благодарят. - Попросите что угодно,- Дяде Стёпе говорят. - Мне не нужно ничего_ Я задаром спас его! И всё то доброе и хорошее, что совершает дядя Стёпа, он делает так легко и непринуждённо, что чувствуешь: поступать по – иному попросту невозможно, не положено человеческой природе. Добрыми и весёлыми глазами своего дяди Стёпы умеет глядеть на мир и показывать его в своих стихах поэт Сергей Михалков. Подобно дяде Стёпе, он чувствует себя совсем своим в мире детей. Он понимает их детские но значительные чувства, мечты, тревоги и заботы, радости и огорчения. Как будто о себе самом в детстве он пишет стихотворение. - « Не спать» - « Бедный Костя» Среди ребят, о которых пишет свои стихи Михалков, попадаются и избалованные взрослыми лежебоки, лентяи, хвастунишки, грубияны. Михалков, со свойственной ему весёлой иронией показываем в какое неловкое, некрасивое, «стыдное» положения все эти дурно воспитанные дети сами себя ставят. - «Мимоза»5. Кто же он такой, С. Михалков наш любимый детский поэт. Мы взрослые выросли на его книгах, и продолжаем считать его своим поэтом, и любимые стихотворения читаем своим детям, внукам. Родился он 12 марта 1913 г. в Москве., но семья жила круглый год на даче, принадлежавшей неким Яковлевым. Ходить в школу было далеко, и поэтому первоначальное образование он получил в семье. В обычную школу он пошел с 4-го класса после переезда семьи в Москву. Отец Сергея познакомил со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но более всего С. Михалков любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. Коротая вечера, он выпускал домашний литературно – художественный журнал, был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором этого издания. Читателями были домашние и ближайшие родственники, посещавшие их. Один известный московский поэт так отозвался о первых пробах Сергея Михалкова : « У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусто больше читает и продолжает писать стихи». Сергей Михалков потом скажет: « многим я обязан и моему школьному учителю русского языка и литературы А. Сафоненко, по-отечески поддерживавшему меня в моём стремлении стать настоящим писателем «. В это время семья Михалковых жила в Пятигорске. После окончания школы Сергей решил начать самостоятельную жизнь. Отец пишет своей сестре в столицу: «.. Посылаю сына в Москву, что бы попытаться поставить его на ноги . Его задача получить образование - путём работы в библиотеке, посещения театров, диспутов и общения с людьми, причастными к культуре. Если в течении года он сумеет двинуться вперёд и будут какие-либо надежды, то возможно учение в литературном техникуме, если нет - он поступит на завод рабочим и потом будет учиться по какой-нибудь специальности…» Отец говорил сыну: « Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя выщел человек. С.Михалков пишет о себе: «Страдая с детства дефектом речи – заиканием, я никогда не стеснялся своего недостатка. В определённых трагокомических ситуациях я так умел обыграть своё заикание,что в шеоле никлму из моих сверстников и в голову не могло прийти посмеяться надо мной. Человек, лишенный чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен . Ему трудно жить среди людей. Он любую безобидную шутку в свой адрес может воспринять как оскорбление. Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над собой. Это я хорошо усвоил с детства». С Михалков дружил с С.Я.Маршаком, К,Чуковским, Аркадием Гайдаром. Маршак давал совет: - Никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребёнок учится не только читать, но и говорить, но и мыслить, чувствовать. И Михалков всегда помнил об этом. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков в числе многих литераторов мобилизован для работы в армейской печати. Армейские журналисты, сидя где-нибудь на пеньке в лесу, или землянке, писали всё, что тогда нужно было читателю в шинели. В 1943 году Советское правительство приняло решение о создании Гимна Советского Союза. Это задание поручили десяткам поэтов и композиторов. Комиссия отобрала и утвердила текст Михалкова и Эль-Регистана. Под звуки гимна поднимали флаг, награждали героев, открывали съезды партий.6. С. Михалков всегда был патриотом своей Родины. И вот ещё одна страница его творчества. Однажды Михалкову посоветовали: «Не начать ли тебе писать басни?» Сразу Михалкову этот жанр показался устаревшим, да и было такое мнение у литераторов, что басня не нужна, и незачем её возрождать. Однако, сама жизнь доказала обратное. Инсценировка басен: - «Любитель книг» - - - - «Роза и ромашка» - - - -«Коты и мыши» - - - -«Две подруги» - - - -«Муха и пчела» - - - 8. Актуальность 9.Прослушиванее фонограммы с голосом Михалкова.