Реферат по предмету "Разное"


«кто есть кто»

Формирование библейского богословия 18 июня 2010-06-18Урок 3 Диахронное развитие Ветхого Завета1. Профессор В нашей стране есть такая игра - «кто есть кто». Приходя в гости к знакомым, мы рассматриваем детские фотографии друг друга и пытаемся угадать, кто на них изображен. Обычно хотя бы нескольких человек удается узнать. Конечно, с годами люди очень меняются. Но иногда какая-то черта – особая форма глаз, широкая улыбка – остается прежней/ и помогает определить, кем из гостей стал малыш на снимке. В каком-то смысле это справедливо для ветхозаветной теологии. За тысячи лет истории Ветхого Завета в его теологии произошли изменения, и - поздние более зрелые богословские структуры отличаются от ранних. Но, присмотревшись повнимательнее, мы увидим, что в конце Ветхого Завета речь идет о той же вере, что и в начале. ^ 2. Это третий урок из серии "Формирование библейского богословия". Мы назвали его "Диахронное развитие Ветхого Завета". В ходе этого урока мы посмотрим, как развивалось ветхозаветное богословие с течением времени. ^ 3. В предыдущем, втором уроке речь шла о том, как для толкования Писания христиане прибегают к следующим трем методам. Это литературный анализ, когда Библия исследуется как литературное произведение, выражающее определенную позицию. Это тематический анализ, когда Библия представляется как зеркало, отражающее традиционные и современные вопросы. И это исторический анализ, когда Библия рассматривается как окно в историю - источник сведений, об определенном периоде истории. Библейское богословие сосредоточивает внимание прежде всего на историческом анализе, а именно на том, как Бог участвовал в исторических событиях, описанных в Библии. ^ 4.: Библейское богословие Таким образом, мы даем следующее определение библейского богословия как науки: Библейское богословие – это богословское суждение, выведенное на основе исторического анализа Божьих деяний, описанных в Библии. То есть, богословы сосредоточивают внимание на том, что говорит Писание об участии Бога в исторических событиях и формируют христианское богословие на основе таких исследований. ^ 5. В предыдущем уроке мы видели, как производится «синхронный» синтез ветхозаветного богословия; богословы рассматривают периоды истории как синхронные срезы, и определяют теологические структуры, которые возникли на пересечении деятельных и словестных откровениий Бога на этом временном отрезке. Сейчас мы переходим ко второму аспекту богословия Ветхого завета - к «диахронному» развитию. Мы посмотрим как эти структуры развивались или изменялись с течением времени.^ 6. в этом уроке мы рассмотрим три ключевых темы, во-первых, определим само [понятие] диахронного развития. Во-вторых, поговорим об [эпохальных событиях], о тех изменениях, которые знаменуют начало новых исторических периодов или эпох. В-третьих, обсудим, как с течением времени [разрабатывались определенные темы] богословия. Итак, рассмотрим понятие диахронного развития в Ветхом Завете. ^ 7.: Диахронный Давайте вначале посмотрим, что означает диахронное развитие. Легче всего объяснить понятие диахронного развития, если определить каждый из терминов. - Итак, мы сначала рассмотрим термин «диахронный» А затем, определим понятие “развития” И, наконец, приведем библейский пример диахронного развития в Ветхом Завете. итак, что означает «диахронный»?8. Этот термин происходит от двух греческих слов: предлога «диа» - что значит через, сквозь, и существительного «хронос» - время. То есть, «диахрония» означает смену состояний чего-либо во времени, - в нашем уроке о библейском богословии мы увидим как изменялось и развивалось ветхозаветное богословие с течением времени. ^ 9.: Противоположность Полезно будет рассмотреть, как соотносятся диахронный подход и синхронный синтез - (тема нашего предыдущего урока) С одной стороны, мы видим [противоположность], а с другой стороны – [взаимозависимость] между диахронным и синхронным подходами. В каком смысле они друг другу противоположны? ^ 10. Как вы помните, мы сравнивали синхронный синтез Ветхого Завета с просмотром отдельных сцен фильма – мы как бы разглядываем эпизоды один за другим. Синхронный синтез сосредоточивает внимание на богословских структурах, которые образовались в определенные периоды библейской истории. Что Бог открыл именно в этот конкретный период? В свою очередь, диахронный подход к Ветхому Заввету можно сравнить с просмотром фильма от начала и до конца. От эпизода к эпизоду зритель наблюдает за последовательным развитием сюжетной линии. Итак, при диахронном подходе к Библии внимание уделяется тому, как богословские структуры постепенно разворачиваются в течение времени. Как Божье откровение раскрывалось на протяжении истории? 11. Возьмем сравнительно короткий период истории израильского народа – его избавление из Египта: Он описан в книге Исхода, главы с первой по девятнадцатую. Синхронный подход к этому временному отрезку предполагает такие вопросы: Что Бог совершил и сказал за это время? Какие богословские структуры сформировались за этот период? При диахронном же подходе мы уделяем внимание изменениям в этих структурах. Мы спрашиваем: какие изменения произошли в богословии в связи с тем, как Бог действовал и говорил в этот период? Как развилось богословие со времени рождения Моисея до того, когда Бог воззвал к нему из несгорающего куста у Хорива? Каким образом Божье откровение у Хорива объясняет совершенное Им в Египте? На эти и подобные вопросы дает ответ диахронный подход к Ветхому Завету. 12.: Взаимозависимость Несмотря на различие, диахронный и синхронный подходы чрезвычайно зависят друг от друга. Фактически, ни один из них не возможен без другого, и поэтому библейские богословские исследования предполагают обязательные переходы - от синхронного подхода к диахронному. ^ 13. Мы должны чередовать синхронный и диахронный подходы, когда от коротких периодов переходим к рассмотрению более продолжительных. Диахронный анализ всегда предшествует синхронному синтезу - даже в том случае, когда мы имеем дело с очень кратким периодом времени. Нам нужно видеть развитие в целом, чтобы знать, как обобщить перемены, происходившие в определенный период.^ 14. Когда рассматривается период более продолжительный, диахронный анализ основывается на синхронном синтезе. Сначала, мы делаем синхронный синтез нескольких коротких периодов, а затем прослеживаем: как изменились теологические структуры за все это время. А уже после диахронного анализа этого продолжительного периода, мы можем сделать его синтез как целого. Таким образом, мы переходим от одной формы анализа к другой, и постигаем глубину библейского откровения.15. Профессор: Синхронный и диахронный подходы весьма отличны друг от друга. Однако важно понимать, что отдавать предпочтение какому-либо из этих двух подходов было бы неправильно. И не потому, что какой-то из них важнее или надежнее, чем другой. Дело в том, что для основательного изучения ветхозаветного богословия, абсолютно необходимы и синхронный и диахронный подходы.^ 16.: Развитие Разобравшись в сути понятия диахронии, посмотрим, что такое диахронное развитие.17.: Божий замысел Мы говорим о диахронном «развитии», а не просто об «изменениях» по двум причинам. Во-первых, ветхозаветные теологические структуры развиваются ради осуществления [Божьего замысла] в истории. Во-вторых, их развитие происходит в связи с [Божьим участием] в истории. Посмотрим, каким образом изменения в ветхозаветной теологии определяются Божьим замыслом.^ 18. На протяжении всего Писания подчеркивается, что все исторические события и все богословские процессы служат исполнению Божьего замысла о творении.19.: Ис. 46:10 Эта характерная для Ветхого Завета позиция выражается, например, в таких словах – Книга Исаии, гл. 46, ст. 10 Вот что здесь сказано:^ Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Многократно в Ветхом Завете подчеркивается, что весь ход истории направляется Богом к достижению Его целей. ^ 20. И речь идет не только о больших, долгосрочных Божьих замыслах, но и о малых, краткосрочных целях. Например, Бог поставил Давида царем над Израилем с определенной целью: основать царский род и столицу, чтобы объединить народ. И в каждый конкретный период истории развивались те богословские структуры, которые служили таким конкретным краткосрочным Божьим целям. Но мы также знаем, что у Бога есть масштабный, всеобъемлющий замысел - созидания Своего Царства. С самого начала истории Он замыслил установить Свое Царство на земле, распространяя его через Свой образ – и этот замысел объединяет все Божьи цели. Например, хотя царство Давида служило конкретной цели на определенном этапе истории Израиля, оно служило и большей цели: распространению Божьего Царства до края земли. Установление вечного рода Давидова было подготовкой к пришествию Христа, верного Сына Давидова, Который созидает на земле Царство Небесного Отца. Бог непреложно направляет ход каждого события и всей истории к исполнению Своего изначального славного замысла. Изменения ветхозаветных богословских структур не были случайными. они служили конкретным краткосрочным Божьим целям и Его всеобъемлющему вечному замыслу. 21.: Божье участие Итак, изменения в ветхозаветных структурах по ходу истории служат воплощению Божьего замысла. Во-вторых, они происходят благодаря [Божьему участию] в истории. 22. Если не приглядываться к деталям, то богословское развитие Ветхого Завета напоминает ровную дорогу. Когда мы смотрим на дорогу издалека, она может представляться нам достаточно гладкой и в общем прямой. Но, двигаясь по ней, мы различаем множество неровностей, крутых подъемов и спусков, и резких поворотов. Вот так же и в ветхозаветном богословии мы наблюдаем изменения - резкие перемены, вызванные взаимодействием Бога с творением. 23. Несомненно, некоторые из таких перемен вполне понятны – легко объяснимы. Например, на пути в Землю обетованную Бог велел Моисею соорудить передвижную скинию. Скиния путешествовала вместе с народом – и у Израильтян было место для поклонения Богу.^ 24. В то же время некоторые из богословских структур ветхозаветного времени кажутся нам случайными и не поддаются объяснению. Нам остается лишь признать, что эти изменения были угодны Богу. ^ 25. Возьмем, например, многие обряды, которые Бог велел совершать Израилю. Исполнение их должно было отражать святость Божьего народа. Некоторые из законов указывают на святость просто потому, что они противоположны обычаям языческих народов, которые окружали Израиль, в том числе хананеян. Другие же законы очень сходны с обычаями тех же хананеев. Иногда Бог повелевал израильтянам отличаться от соседей, а иногда требовал, чтобы они поступали так же, как сопредельные народы. Чем же объясняются такие расхождения? Почему Бог вводил то или иное изменение? Мы можем строить догадки, но в конце концов гипотеза остается всего лишь гипотезой. Мы знаем только, что так было угодно Богу являть себя. 26. В-третьих, изменения в богословских структурах происходили в ответ на действия людей и других обладающих волей существ. История Израиля полна примеров того, как несостоятельность человека вызывала определенный отклик Бога и отражалась на том, как Бог открывал Себя в истории. Например, Бог дал возможность первому поколению выходцев из Египта овладеть Землей обетованной, но те оказались неверны Ему и лишились этой возможности. Божьи пророки призывали Израиль покаяться и избежать наказания. Однако народ упорствовал в своем противлении, и тогда Бог допускал его пленение. Несомненно, что всё – даже те события, которые нам представляются непредвиденными, - совершается по Божьему замыслу. Однако снова и снова Писание показывает, как - с человеческой точки зрения, - изменения в богословских структурах обусловлены поведением людей. 27. Профессор: Мы вправе говорить, что по ходу осуществления Божьего замысла ветхозаветное богословие развивалось. Но необходимо сознавать: насколько сложен этот процесс развития. Бог открывал Себя в действиях и словах многократно и многообразно. Именно этим и объясняется такое разнообразие изменений, происходивших в богословских структурах Ветхого Завета.^ 28.: Пример обратимся к примеру. Посмотрим, как священнописатели и действующие лица Библии использовали диахронный подход к Писаниям. При помощи одного примера мы иллюстрируем этот подход и покажем правомерность его использования. 29.: Мф 19:3 Ев. от Матфея, гл. 19, ст. 3. Рассказывает, «И приступили к Нему (к Иисусу) фарисеи и, искушая Его, говорили Ему:по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» В те времена у раввинов не было единого мнения по этому вопросу. Разногласия касались учения Моисея в Книге Второзакония. Прочитаем, что говорит Моисей во Втор 24:1^ Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо…Во времена Иисуса дискуссии касались, в частности, значения слов «что-нибудь противное». Некоторые раввины считали, что основанием для развода может быть что угодно, если это не устраивает мужа. Другие же настаивали, что здесь подразумевается только прелюбодеяние.: Мф 19:4-7 Послушайте, как отвечает на вопрос фарисеев Иисус в Евангелии от Матфея 19:1 : ^ Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Иными словами, отвечая на вопрос Фарисеев, Иисус дает краткое синхронное резюме по вопросу брака, основанное на первых главах Книги Бытия.Обратим внимание, что Иисус указывает на некоторые конкретные черты «изначальных» богословских структур, когда грех еще не исказил творение. Он ссылается на Быт. 1:27, где сказано, что Бог сотворил «мужчину и женщину». Далее Он цитирует Быт. 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». И, наконец, Иисус делает вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Исходное установление Бога о супружестве говорит, что мужчина и женщина в браке становятся одной плотью. Когда Иисус дал описание изначального понимания брака, фарисеи попросили Его объяснить сказанное в 24 гл. Второзакония. : Вот как звучит их вопрос в Евангелии от Мф 19:7как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 30. В те времена никто не сомневался, что учение Моисея соответствует Божьим изначальным уставам творения. Как же соотносятся взгляды Иисуса на брак с тем, что говорит о разводе Моисей? Иисус отвечает, что в период между сотворением человека и временем Моисея в богословии произошло значительное изменение – что мы имеем дело с диахронным развитием.31.: Мф 19:8 Вот как Иисус объясняет это изменение в МФ 19,8: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. Здесь Иисус говорит, что ко времени Моисея - в ответ на грех человека - Бог внес изменения в богословие брака. Подходя к Писанию диахронно, Иисус сопоставляет эпоху Моисея с эпохой Адама и говорит, что сначала – во времена Адама «не было так». А теперь израильтяне стали жестокосердны - 32. Таким образом, Иисус объяснил, что Бог ответил на греховное состояние человека разрешением разводиться по определенным причинам, хотя это не соответствовало Его замыслу. Установление о разводе во Второзаконии 24 было дано Богом как ответ на ожесточение сердец израильтян. Применив в вопросе брака и развода диахронный подход, Иисус подчеркивает, что основанием для развода могут быть только вполне определенные причины.33.: Мф 19:9 Диахронное заключение Иисуса состоит в следующем:Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. 34. Итак, мы видим, что Иисус толкует брак и развод в свете диахронного развития ветхозаветной теологии. Вначале развод был немыслим. Позднее, когда грех ожесточил сердца народа Божьего, развод был позволен, но не одобрен. В этом случае изменение человеческого состояния привело к изменению ветхозаветной теологии. То, что Иисус именно так подходит к разрешению спорного вопроса, доказывает, что диахронный подход к богословию обоснован и важен и для нас в наше время. ^ 35.: Эпохальные события Получив общее представление о диахронном подходе к Ветхому Завету, мы переходим ко второму разделу нашего урока – это ^ Эпохальные богословские изменения36. профессор Представьте, что вы решили описать другу прошедший год вашей жизни. Вы можете использовать разные подходы, рассказать, например, как определенные события делят этот год на различимые периоды. Например, можно рассказать, как с каждым месяцем менялись ваша семейная жизнь, церковная жизнь и внутреннее духовное состояние. Разделы могут обозначаться, например, так: «вот что произошло в январе », «в феврале произошло то-то» и так далее. подобным же образом Библейское богословие описывает развитие ветхозаветной теологии: в связи с тем, как ^ Божьи откровения знаменовали начало новых периодов истории, или эпох. 37.: ^ Различия в акцентах Говоря об эпохальных изменениях ветхозаветной теологии, мы затронем следующие вопросы. Во-первых, как различия в богословских акцентах в разные периоды ветхозаветной истории. Во-вторых, это органическое богословское единство этих периодов. Посмотрим, как Ветхий Завет подразделяется на эпохи с разными богословскими акцентами. ^ 38. Историю Ветхого Завета можно разделить на богословские периоды по-разному. Можно сделать это в зависимости от географических особенностей, а можно – в зависимости от литературного жанра. Мы же проиллюстрируем эпохальные изменения, принимая во внимание значительный элемент Ветхого Завета, о котором мы упоминали ранее – это Действие Божьих заветов. 39. Как уже было отмечено в предыдущем уроке, в основе ветхозаветных отношений между Богом и человеком лежали следующие три фактора: Божье благоволение к человеку, необходимость верности человека Богу и фактор последствий – благословений за послушание и проклятий за непослушание. Эти категории завета остаются постоянными. Поэтому с их помощью мы можем выделить в ветхозаветной истории множество богословских структур. 40. Важно отметить, что Ветхому завету не просто свойственна заветная структура. Бог установил 6 основных заветов и для каждого из них характерен свой особый богословский акцент. Это были заветы с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом и Новый Завет. Мы вкратце остановимся на ключевом богословском значении каждого из них. ^ 41.: Универсальные заветы Названные шесть заветов подразделяются на три категории. Первая – это универсальные заветы с Адамом и Ноем. Вторая – это национальные заветы с Авраамом, Моисеем и Давидом. И третья – это предсказанный ветхозаветными пророками Новый Завет. Рассмотрим эти категории по порядку, начиная с универсальных или всеобщих заветов. ^ 42.: [Адам] и Ной Мы называем заветы с Адамом и Ноем универсальными или всеобщими, потому что Бог заключил их со всем человечеством. Таким образом, богословские категории этих заветов описывают отношения Бога со всеми людьми. Завет с Адамом определяет отношения между Богом и человеком, установленные в первых главах Кн. Бытия. 43. Древнееврейское слово «берúт» (которое обычно переводится как «завет») не употребляется в трех первых главах Бытия. Однако у нас есть достаточно оснований понимать отношения между Богом и Адамом как завет, или договор, напоминающий завет. ^ 44. Значение этого первого завета настолько велико для всего Писания, что мы можем называть его «основополагающим заветом» или заветом основ. Этот завет определял все Божьи откровения в период от Адама до Ноя. Все они подчеркивают, как до грехопадения Бог благоволил к человеку, поселив его в Эдемском саду, и как после грехопадения Он был милостив, пообещав в конечном итоге победить зло. Из отношений между Адамом и Богом следует, что каждый человек ответственен за то, чтобы верно служить своему Творцу. Эти главы указывают также на неизбежность последствий для человека – благословения либо проклятия, в зависимости от того, будет ли он повиноваться Божьим заповедям или ослушается их. ^ 45.: Адам и [Ной] Второй всеобщий завет - это Божий завет с Ноем. О нем рассказывается с 6 по 9 гл. Кн. Бытия.46. Заключая завет с Ноем, Бог учел склонность человека к греху - и проявил терпение, установив определенную неизменность природных условий на земле. Мы можем назвать этот завет «заветом стабильности» или постоянства. 47.: Быт 8:21-22Сказал Господь: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердцачеловеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. Как говорит нам Писание, Бог принял во внимание, что «помышление сердца человеческого - зло от юности его». 48. Итак, учитывая склонность человека к греху, Бог установил в творении действие общей благодати, чтобы искупленное человечество могло исполнять свое предназначение. Бог установил для нас Безопасные и предсказуемые условия жизни, - и, благодаря этому, мы, претыкаясь и сбиваясь с пути, можем снова подниматься и возвращаться на путь служения Богу. Этот завет воздействовал на все Божьи откровения в период от Ноя до Авраама. Отношения Бога с человеком определялись ^ Божьим благоволением (установлением неизменности природных условий), всеобщей необходимостью верности Богу и служения Его замыслу, и неотвратимостью последствий – благословений / либо проклятий – для людей, которые постепенно образовывали народы и расселялись по земле. ^ 49.: Национальные заветы После всеобщих заветов Бог установил национальные заветы со Своим избранным народом, Израилем. Это заветы с Авраамом, с Моисеем и с Давидом.50. В эти периоды истории Бог сосредоточил особое внимание на одном народе, Он избрал Израиль, который, по Его замыслу, должен привести всё остальное человечество к служению Богу. 51.: Авраам О завете с Авраамом Писание подробно рассказывает в Кн. Бытия, гл. 15 и 17. 52. В завете с Авраамом подчеркнуто обещание о численном возрастании Израиля и о земле Обетованной, откуда он должен был распространить Божьи благословения на весь мир. Поэтому завет с Авраамом мы можем называть «заветом обетования».53. Исследуя период времени от Авраама до Моисея, мы видим, как проявляются черты Божьего завета с Авраамом. Снова и снова подчеркивается Божье благоволение к Аврааму и его потомкам, требование от патриархов верности и не раз говорится о последствиях – благословении и проклятии для отцов Израиля. ^ 54.: Моисей Приведя народ Израильский к горе Синай, Бог заключил с ним второй завет – через Моисея. 55. О завете Бога с Израилем через Моисея рассказывает прежде всего Кн. Исход, главы с 19 по 24ую. Мы узнаём, как Бог собрал 12 колен и сформировал из них единый народ, дав им Десять заповедей и Книгу завета. Поэтому Божий завет с Моисеем мы называем «заветом закона». 56. Влияние Моисеева завета особенно заметно в богословских структурах периода между Моисеем и Давидом. Закон был дан как проявление Божьего благоволения к Израилю. Закон указывал, как именно народ должен хранить верность Богу. Также из ранней истории Израиля мы узнаём о плодах верности Богу и последствиях отступления от Него в соответствии с Моисеевым законом. 57.: Давид Позднее, когда под правлением Давида Израиль стал полноценным государством Бог также заключил завет с Давидом. ^ 58. Нам неизвестно точно, когда именно был заключен этот завет. Но о содержании завета мы знаем из 2 Кн. Царств, гл. 7, 1 Кн. Паралипоменон, гл. 17, Псалмов 88 и 131. В завете с Давидом подчеркивается идея царствования. Говоря точнее, завет обещает, что род Давидов будет вечно править в Израиле, Иерусалим будет его столицей и народ будет поклоняться в храме. Хотя отдельные потомки Давида испытывают последствия своего отступления от Бога, Бог избрал царственный род Давида и никогда его не оставит. Поэтому завет с Давидом мы называем «заветом царства». 59. Завет с Давидом определял богословские структуры исторического периода от Давида до конца Ветхого Завета. Бог многообразно благословлял дом Давидов. От царей и их подданных Он требовал верности. И благословения и проклятия на Израиль и другие народы были так или иначе связаны с жизнью царской семьи - рода Давидова.^ 60.: Новый завет Мы проанализировали особенности универсальных и национальных заветов. Перейдем теперь к последнему из ключевых заветов, о котором сказано в Ветхом Завете, – к Новому. 61. В более поздние периоды ветхозаветной истории израильские пророки предвещали неизбежное изгнание. Однако они говорили о завете, который будет установлен после изгнания. Тогда Израиль покается в грехе, и Бог направит историю к завершающему этапу. Согласно пророчествам, Бог благословит Свой народ, заключив с ним окончательный завет. 62.: Иер 31:31 Этот завет упоминается в Библии многократно. Прочитаем, что говорится о нем в Кн. Иеремии, гл. 31, ст. 31:^ Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. 63. Новый Завет должен был вступить в силу, когда Бог восстановит Свой народ после изгнания и через него распространит Свое Царство до края земли. Поэтому мы можем называть его «заветом совершения». 64. Этот завет мы рассмотрим подробно в ходе следующих уроков. А пока ограничимся кратким обобщением. Согласно Новому Завету, настоящий период начался с первым пришествием Христа. Его искупительный подвиг на кресте, победа воскресения, Его вознесение, сошествие Духа на Пятидесятницу и служение апостолов положили начало этой новой эпохе библейской истории. В наши дни продолжает действовать Новый Завет, когда через благовестие христианство распространяется по всему миру. Завершение завета ознаменуется возвращением Христа, когда всё будет новое.65. Новый завет характеризует богословие настоящего периода от Первого пришествия Христа до Его возвращения в славе. На этом этапе истории Бог явил особое благоволение, действуя через Христа, изливая Святого Духа и направляя служение апостолов. Новый Завет также указывает на многие благословения, но мы получим полный доступ к нашему наследию на новых небесах и новой земле, когда состоится Второе пришествие Христа. Новозаветное повествование о земной жизни Иисуса подчеркивает также необходимость верности Ему всех людей. Так было в те дни, и так происходит в наше время. Новый Завет гласит, что когда Христос возвратится, Ему поклонятся все. ^ В Новозаветных Писаниях говорится также о последствиях послушания и непослушания при новом Завете. Писания открывают нам последствия решений тех людей, кому приходилось встречаться со Христом или Его апостолами в период явления Божьего Царства. Бог также показывает нам, к чему ведет послушание и непослушание в нашей жизни сегодня. А картина возвращения Христа, последнего Суда и воздаяния ведет ко всеобщему осознанию вечных последствий послушания или непослушания Богу. 66. Таким образом, мы видим, что шесть заветов настолько повлияли на богословские структуры своих эпох, что дают нам возможность осознать особые теологические акценты этих ветхозаветных периодов. Завет с Адамом знаменовал установление основ; завет с Ноем – установление неизменности природных условий; завет с Авраамом – обетования для Израиля; завет с Моисеем – учреждение закона; завет с Давидом – установление царства, а Новый Завет – исполнение и завершение всех ранних заветов. ^ 67.: Органическое единство Несмотря на особые черты, характеризующие каждый завет, существует органическое единство богословия всех этих исторических периодов. Между ветхозаветными эпохами есть нечто общее. Или, точнее, есть преемственность между ними, подобная тому, как живой организм переходит от одной стадии развития к другой. 68.: Чтобы понять суть этого органического единства, нам необходимо рассмотреть три аспекта взаимоотношений между эпохами. Во-первых, заветы объединяет то, что через них Бог осуществлял управление Своим Царством. Во-вторых, ранние заветы являются авторитетными для заветов последующих. И, в-третьих, ранние заветы применимы в позднейших заветах. Итак, через заветы Бог управлял Царством. – давайте сначала рассмотрим, в чем их единство. ^ Управление Царством69. Божьи заветы являлись тем средством, через которое Бог осуществлял управление Своим Царством на разных этапах его развития. Когда по ходу истории Божье правление распространялось по земле, в каждый период Бог использовал особые заветы, чтобы руководить жизнью свого Царства на этот этапе его истории. Однако все заветы служили одной высшей цели – расширению пределов славного Божьего Царства до края земли. Неудивительно, что между заветами было много общего. Это не отдельные «программы», существующие независимо друг от друга. Все они неразрывно связаны между собой единой целью Царства. Их единство обнаруживается даже в порядке их введения. Завет с Адамом был основополагающим - он обрисовывал концепцию Божьего царства и служения человека этой цели. Завет с Ноем устанавливал определенную неизменность условий, в которых человечество могло исполнять свое предназначение. Завет с Авраамом определял Израиль как народ, который поведет остальное человечество к цели. Завет с Моисеем давал закон, который должен был направлять движение этого народа к цели. Завет с Давидом учреждал династию, которая будет вести народ к цели. И, наконец, Новый Завет навсегда исцеляет человека от поврежденности и завершает созидание Царства. Логическая связь между заветами указывает на их единое предназначение – быть средствами Божьего управления Своим Царством.^ 70.: АвторитетностьМы видели, как заветы служили единой цели Божьего Царства. Поговорим теперь о том, как их единство проявляется в авторитетности ранних заветов для более поздних.71. Animation посмотрим, как ранние заветы признанавались и подтверждались богословием более поздних периодов, и, следовательно, - сохраняли свой авторитет. 72.: Есть множество способов проиллюстрировать это. Мы исследуем только два примера и посмотрим, как сохранялась преемственность авторитета заветов до Моисея и при Моисее. 73. -: Заветы до Моисея Отношение Моисея к предыдущим заветам исключает всякую возможность сомнения в их авторитетности. Возьмем Кн. Бытия, где Моисей описал заветы с Адамом, Ноем и Авраамом. Эти три завета были заключены задолго до него, но Моисей рассказал о них, чтобы подтвердить их авторитетность для его современников. Он не считал, что заключенные некогда заветы с Адамом, Ноем и Авраамом подлежат замене или отмене. Он писал о них в книге Бытия, потому что, по его мнению, они имели авторитет для израильтян, с которыми Бог заключил завет закона у горы Синай. Прежние заветы продолжали служить руководством для жизни людей во времена Моисея. ^ 74. Завет с Моисеем Таким же образом – если мы рассмотрим завет с Моисеем, мы увидим, что и он сохранял свою силу и авторитет в последующие за этим периодом времена. 75.: 2 Пар 6:16 Послушайте, как говорит Соломон - в Кн. Паралипоменон, гл. 6, ст. 16 - о двух заветах - с Давидом и с Моисеем – вместе: ^ И ныне, Господи Боже Израилев! исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что Ты сказал ему, говоря: не прекратится у тебя муж, сидящий пред лицем Моим на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими, ходя по закону Моему. Говоря: «не прекратится у тебя муж, сидящий пред лицем Моим на престоле Израилевом», Соломон имеет в виду завет царства, заключенный с Давидом. И, обратите внимание, как плавно он переходит к завету Моисееву. Он добавляет, что дом Давидов будет править: «если только сыновья его будут наблюдать за путями своими, ходя по закону Божьему». То есть, из слов Соломона мы заключаем, что завет с Моисеем не потерял своей авторитетности для народа Божьего даже после того, как был установлен завет с Давидом. ^ 76. Далее мы рассмотрим тему более детально. А пока эти примеры подтверждают, что с установлением более поздних заветов Божьи откровения, данные в прежних заветах, не теряли своей значимости. НАПРОТИВ - богословские структуры, открытые при ранних заветах, сохраняли свой авторитет и в последующие эпохи. ^ 77.: Мы отметили сохранение авторитетности заветов в последующие периоды ветхозаветной истории. Сейчас нам необходимо исследовать, как именно применялись ранние заветы в более поздние времена: Поскольку ранее установленные принципы всегда требовалось применять в соответствии с новыми обстоятельствами. 78. профессор Приведем такой пример. Каждый родитель знает, что требования, которые он предъявляет детям, должны соответствовать их возрасту. Четырехлетнему ребенку мы скажем: «Не прикасайся к плите». И вот представим, что утром вы просите свою 18-летнюю дочь приготовить завтрак, а она говорит: «Я не могу. Ты же запретил мне прикасаться к плите». Что вы ответите? Наверное, скажете что-нибудь в таком роде, «Дочка, тебе же не четыре года. Сейчас тебе уже можно прикасаться к плите». И вот она пользуется плитой и по неосторожности обжигает руку. Что вы скажете? «Почему ты так неосторожна? Я же тебя предупреждал, что ты можешь обжечься». Но она может возразить: «Никогда ты не говорил мне, что я могу обжечься». Как вы на это вы ответите?: «Я предупреждал тебя об опасности обжечься каждый раз, когда запрещал трогать плиту». Таким образом, вы говорите дочери следующее: с одной стороны, она уже вышла из 4-хлетнего возраста и должна себя вести, как взрослая, но, с другой стороны, она все еще должна помнить, чему вы учили ее в 4-летнем возрасте. ^ 79. Подобным же образом во времена Ветхого Завета вел Себя Бог по отношению к взрослеющему человечеству. Божий народ должен был понять две вещи. Во-первых, израильтяне не должны были возвращаться к образу жизни, характерному для ранних заветов, - поступить так – значило: отвергнуть новые, более полные Божьи откровения. И в то же время, в более поздние исторические периоды Божий народ не должен был забывать мудрых наставлений, полученных ранее. То есть, люди должны были применять


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :