Реферат по предмету "Разное"


«Культурология»

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университетКУЛЬТУРОЛОГИЯРекомендовано Редакционно-издательским советом УГАТУв качестве учебного пособия Уфа 2006Коллектив авторов: А. М. Кадыров, С. В. Коровина, О. Б. Феклина, А. М. Шаяхметова УДК 008 (07)ББК 71 (я7) К90Рецензенты: д-р истор. наук, проф. Верещагин А.С.;канд. истор. наук, доц. Алдашова Е.Н.Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 123 с.ISBN 5-86911-644-9Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Растет роль культуры в регулировании поведения человека. Культура определяет его цели, идеалы, образ жизни, решает проблемы культурной идентичности, исторической преемственности, выявляет более тонкие механизмы общественного движения и становится основным условием прогресса общества. В пособии даны тематика изучаемых проблем, планы семинаров, рекомендуемая к ним литература, темы докладов, требования к публичному выступлению на семинаре, вопросы для самопроверки, справочные статьи, словарь важнейших терминов и понятий по культурологии. Предназначено для всех студентов УГАТУ, изучающих дисциплину «Культурология».Библиогр.: 94 назв. Научный редактор канд. истор. наук, доцент Конюков Т. С.Рекомендовано Редакционно-издательским советом Уфимского государственного авиационного технического университета.УДК 008 (07) ББК 71 (я7)ISBN 5-86911-644-9 © Коллектив авторов, 2006 © Уфимский государственный авиационный технический университет, 2006ОглавлениеВВЕДЕНИЕ 51. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 8СЕМИНАР 1 81.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление 81.2. Темы докладов 91.3. Вопросы для самопроверки 91.4. Справочные статьи и основные понятия 92. СЕМИНАР 2 22 2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии…………………………………….222.2. Темы докладов 232.3. Вопросы для самопроверки 242.4. Справочные статьи и основные понятия 243. СЕМИНАР 3 333.1. Мировая культура 333.2. Темы докладов 353.3. Вопросы для самопроверки 363.4. Справочные статьи и основные понятия 374. СЕМИНАР 4 584.1. Отечественная культура 584.2. Темы докладов 614.3. Вопросы для самопроверки 614.4. Справочные статьи и основные понятия 625. СЕМИНАР 5 785.1. Религия и культура 785.2. Темы докладов 805.3. Вопросы для самопроверки 805.4. Справочные статьи и основные понятия 816. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 1037. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ 1077.1. Рекомендации для докладчика 1077.2. Правила произнесения речи перед публикой 1088. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 1128.1. Требования к реферату 1148.2. Оформление реферата 1148.3. Рекомендации по структуре реферата 1159. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ 116ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" 117 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией. Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании.Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России.Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур. В изучении культурологии выделяются следующие блоки:1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. 2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной. Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе.Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники. Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры.При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности.Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.^ 1.ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» СЕМИНАР 1 1.1.Введение. Предмет культурологии. Культура как социально- историческое явление ^ Вопрос 1. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.Список литературы1) Гуревич, П. С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003. (Введение).2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 1).3) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 1§2).Вопрос 2. Сущность культуры. Культура как целостность. Список литературы1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 8–14. 2) Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2).3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 2, 3, 18, 28).Вопрос 3. Структура культуры.Список литературы1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 14–21. 2) Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2 §5, тема 3).3) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2005. (Раздел IV).Вопрос 4. Основные функции культуры. Список литературы1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 21–23. 2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 19).3) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1,2. – СПб.: Университетская книга, 2001.^ 1.2.Темы докладов 1. Культурология как интегративная наука.2. Культура и природа.3. Культура и цивилизация.4. Искусство как феномен культуры.5. Техника как социокультурное явление.6. Массовая и элитарная культура.7. Культура инженера.^ 1.3.Вопросы для самопроверки 1. Кто ввел в научный оборот термин «культурология»?2. В чем состоит специфика культурологии как науки?3. Каков объект культурологии?4. Каков предмет культурологии?5. В чем состоит сущность культуры?6. Какие существуют типы культур?7. Назовите основные функции культуры.8. Какую роль играет техника в культуре?9. Каково значение искусства в культуре?10. Объясните значение науки в культуре.11. Назовите негативные стороны массовой культуры.^ 1.4.Справочные статьи и основные понятия Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900–1975) – американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры – культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией. Социология – наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии – содержание общественной жизни. Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана прежде всего с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке – социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм). ^ Объект культурологии. Объектом любой науки всегда является определенная область реальной действительности. Объект культурологического познания – исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению эффективных форм деятельности. Этот социокультурный опыт закрепляется в нормах, образцах поведения, законах, культурных ценностях и т.д., опредмечивается в технологиях и продуктах (результатах) деятельности людей по удовлетворению их индивидуальных и общественных потребностей, формирует особенности языков и культурных кодов, определяет содержание процесса социализации человека, отражается и интерпретируется в культурных текстах, философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе, праве и т.д., транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностей, экзистенциальных установок и т.д.^ Предмет культурологии является результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.Культýра – основное понятие культурологии. По подсчетам различных ученых, определений культуры насчитывается от 200 до 1500. Культура многогранна, многозначна. Понятие «культуры» обозначает: во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятель­ность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам че­ловек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исто­рически определенного типа человека; во-вторых, в социально-историческом смысле – способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия), в терминах марксистской культурологии – это первобытная культура, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и др.; в-третьих, конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т. д.); в-четвертых, мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.^ Функции культуры. Культура обладает сложной и многоуровневой структурой и выполняет в обществе и жизни человека большое количество разнообразных функций, которые не зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Различные авторы выделяют, как определяющую, ту или иную функцию. Например, нидерландский культуролог И. Хейзинга полагал, что самой важной является игровая функция культуры; немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функции; французский социолог Э. Дюркгейм изучал функции социализации и коммуникации; ценностно-нормативную функцию культуры акцентировал немецкий философ М. Вебер; на гносеологическую, мировоззренческую указывал американский социолог русского происхождения П. Сорокин. Однако выделение приоритетной функции культуры условно.Культура изначально полифункциональна. Основными функциями культуры являются: 1. ^ Гуманистическая функция. Ее суть – формирование человека (человекотворчество). В процессе социализации человек приобщается к миру культуры, к миру других людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образов, которые позволяют ему эффективно ориентироваться в мире природы и мире культуры, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социализация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие человека в этом процессе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, необходимый для создания, сохранения и ретрансляции данной культуры. 2. ^ Функция трансляции – передача социального опыта. Культура является единственным механизмом, обеспечивающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества. 3. ^ Коммуникативно-информационная функция предполагает отбор и передачу лучших образцов культуры. В ходе исторического развития общество опробует и оценивает различные способы существования в мире, выделяет наиболее эффективные и ценные и стремится передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к повышению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на потерю социальной памяти, становятся, как показал писатель Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами». 4. ^ Познавательная или гносеологическая функция. Общество интеллектуально настолько, насколько эффективно используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой. 5. ^ Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует различные стороны общественной и личной жизни. Для этого вырабатываются специальные институты культуры, особые организации, способствующие стабилизации общества или его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, правовых ценностей и норм. 6. ^ Семиотическая функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Их использование может либо разъединять людей и культуры, либо объединять их. Необходимо овладение знаковой системой данной культуры для ее понимания (например, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Необходимо учитывать, что изменение средств коммуникации (например, появление компьютеров) ведет к изменению форм общения и, следовательно, к изменению всей системы культуры. 7. ^ Ценностная или аксиологическая функция. Она связана с выработкой, сохранением и ретрансляцией норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Выработка и сохранение ценностных иерархий придают культуре неповторимость, обеспечивают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, с помощью которых культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет свой взгляд на мир. Системе ценностей принадлежит особое место в культуре. Легко уничтожить культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные ценности.Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Этим термином обозначается как сам этот процесс, так и его результаты. Близким по значению является термин «культурный контакт». Выделяют три типа реакции на ситуацию культурного контакта. 1) Принятие – полное замещение старого культурного паттерна новым. 2) Адаптация – частичное изменение традиционного паттерна. 3) Реакция – полное отторжение культурных паттернов, попытки сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии.Аксиолóгия (греч. axios ценный + ... логия) – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиционном понимании – раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания и практического нравственного действия. Одна из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания.Артефáкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.Архитектýра (лат. architectura, от гр. architektonikě (techně) – строительное искусство) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осущест­влению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.^ Виртуальная реальность — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.Вкус – понятие культурологии, обозначающее способность человека проявлять из­бирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.Гедонизм (греч. hedone – наслаждение, веселье, удовольствие) – учение, сущность которого состоит в том, что высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека является наслаждение, удовольствие.Гуманúзм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверж­дающих ценность человека независимо от его общественного положения, право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, спра­ведливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV–XVI вв.) – общественное и литературное движение, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности, в противовес христианскому мировоззрению, господствующему в эпоху средневековья.Дéятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целе­сообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которо­го является модифицированная природа и обновленный человек. Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественных явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры, общества во всей его противоречивости, многообразии.Дúкость – название 1-го этапа человеческой истории в культурно-исторической периодизации (дикость, варварство, цивилизация), обоснованной Л. Г. Морганом, принятой Ф. Энгельсом, признанной в науке XVIII–XIX вв. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Перио­ду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит). Варварство (греч. barbaros) – следующая эпоха истории человечества, начи­нается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. В переносном значении варварство – крайняя жестокость, грубость.Идеология (греч. idea – понятие, представление) – система идей, взглядов (нравственных, религиозных, эстетических), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп. Инкультурация – термин, введенный М. Херсковицем в 1948 г., использовался почти исключительно в американской антропологической традиции. 1) В узком смысле обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком. 2) В широком смысле понимается как процесс усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. Данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения. 3) Синоним понятия «социализации».^ История культуры – научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением ее определенных этапов.Закóн культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) меж­ду явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необхо­димой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих.Идеáл (фр. idéal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совер­шенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.Идéя (гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явле­ний объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя со­знание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя.Индивидуализáция – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творче­ского потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру.Индивидуáльность – отдельная личность как обладатель неповторимой сово­купности человеческих качеств и свойств, проявляющихся в творчестве и общении.^ Инженер – специалист с высшим техническим образованием.Интеллигéнция (лат. intelligens (intelligentis) – знающий, понимающий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимуще­ственно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.).Искýсство – форма духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В широком смысле понятие искусство отождествляется с мастерством, умением, искусными навыками людей. 2) Элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. 3) Форма чувственного познания мира. 4) В искусстве проявляются творческие способности человека. 5) Процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение. Искусство – это «образ», образ мира и человека, переработанный в сознании художника, выраженный им в звуках, красках, формах. Исторически развивается как система конкретных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, кино и т. д.).Концепция – определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений.Культýра мáссовая – обобщенная характеристика современного типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. ^ Культура элитарная – культура, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре.^ Культура этническая — совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.Культурная антропология – научное направление, целью которого является построение теории человека как творца и носителя культуры.Лúчность (лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социаль­ный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выпол­няющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Лич­ность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокуп­ности общественных отношений.^ Мéтод (гр. methodos – путь, исследование, прослеживание) – образ мышления, способ преобразования мира, образ действия.Мировоззрéние – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство зна­ния, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, фило­софских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступ­ках человека. Формой мировоззрения является философия, которая способ­ствует формированию творческого мышления и открывает путь к овладению богатством духовной культуры.Наýка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, приклад­ные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляю­щих научную и научно-вспомогательную деятельность.^ Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. ^ Научно-технический прогресс – непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в производстве, во всех сферах жизни общества, позволяющий по-новому соединять и комбинировать экономические ресурсы в производстве для увеличения выпуска продукции при снижающихся затратах.Óбраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отра­жается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характеризует духовный мир человека и общества.Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – кален­дарными.Систéма (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к органическим системам высшего порядка.^ Социология культуры – термин, введенный немецким социологом А. Вебером, обозначающий социологический подход к культуре. Этот подход, состоящий в применении методов и понятий социологии к явлениям, возникшим в процессе общественной жизни человека, но имеющим свою специфику (право, искусство и т.д.), он привел к возникновению отдельных научных областей (социология права, искусства и т.д.). В их ряду находится и социология культуры.Социализáция (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализáция – результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.Сциентизм (лат. scientia – знание, на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Мыльные оперы". Причины популярности
Реферат Исаак Бабель
Реферат Манифест 17 октября 1905 года его политическое и юридическое значение
Реферат Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в семье
Реферат Кредитование физических лиц в Сберегательном банке РФ на примере дополнительного офиса универсал
Реферат Методы принятия управленческих решений 2
Реферат Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
Реферат Расчет поля симметричного распределения зарядов в неоднородной среде по теореме Гаусса
Реферат Бесконтактные датчики положения
Реферат Инвестиции понятие, виды, эффективность
Реферат Особенности культуры жизнеобеспечения немцев в условиях иноэтничного окружения (Верхнее Приобье, первая треть XX в.)
Реферат Александр Полежаев
Реферат Вплив вітамінів на організм людини
Реферат Medical Treatment Essay Research Paper Throughout the
Реферат ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ