«Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»Юшко Ольга Юрьевна,воспитатель ДОУ № 5 «Дельфин» г. Шарыпово Красноярского краяСвязная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже установленной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Третий год я работаю по теме: «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я заметила, что содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, я решила использовать игру – драматизацию. Цель моей работы с детьми по вышеуказанной теме: Определить эффективность влияния игры - драматизации на успешность речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Задачи: 1. Снять напряжение и скованность в поведении ребёнка. 2 .Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. 3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. 4. Воспитывать артистические качества - пластическую выразительность и музыкальность. 5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление. 6. Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок. 7.Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. 8. Пополнять словарный запас детей. Воспитательно-образовательный процесс в группе организуется в соответствии с требованиями программы Нищевой, которая предусматривает широкие возможности развития театрализованной деятельности. Для диагностирования динамики, использую методики: «Перескажи текст» Г.В. Чиркиной, «Составь рассказ по серии сюжетных картинок» Н.С. Жуковой. В процессе подготовки к игре необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. На первоначальном этапе предлагала детям обыграть самые простые произведения: потешки, скороговорки, небольшие стихи, сказки и т.д. постепенно усложняя литературный материал. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяла требованиями программы воспитания и обучения в соответствии с возрастными особенностями детей. Творческое развитие темы начинала с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения, сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагала импровизацию на заданную или избранную тему. Работа была направлена на разработку системы занятий с использованием театрализированных игр с детьми старшего дошкольного возраста, совершенствования их словаря и грамматического строя, развития связной речи и звуковой культуры. Игровые упражнения и занятия проводились два раза в неделю, во второй половине дня. Для положительного настроя на проведение игр-драматизаций, использовала психогимнастику. Параллельно включала упражнения и задания на развитие техники речи (сценической речи): артикуляционная гимнастика, игры на развитие речевых, мимических и пантомимических движений, упражнения для развития координации слова с движением. В ходе работы над темой осуществила: - подборку методической литературы; - подборку художественных произведений различных жанров; - создала игротеку словесных и настольно-дидактических игр; - разработала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики; - разработала перспективный план по теме; - систематизировала дидактический материал; - изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, плоскостному теневому и на фланелеграфе; - систематизировала и адаптировала разные виды игр:Игры-диалоги. Цель: учить детей передавать образ персонажа, его характерные особенности: «Разговор лягушек»; «Песня Воробья»; «Лес ночной» и т.д.Игра-драматизация. Цель: учить действовать в игре-драматизации, подбирать модели персонажей к сказке; создавать воображаемую ситуацию, последовательно передавать сюжет: «Дырка в сыре»; « Лягушонок»; «Похвалялась лиса» и т.д.^ Игры, направленные на развитие словаря и грамматического строя речи. «Определи цвет»; «Назови правильно»; «»Много чего?»; «Один – много»; «Назови ласково» и т.д. На игровых занятиях предлагала ребенку показать характерные движения какого-либо животного; остальные угадывали кто это. Или имитировали действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Для развития речевого аппарата добивалась динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы; развивали моторную и сенсомоторную координацию. Все артикуляционные упражнения выполнялись под счет, ритмическую музыку, речевое сопровождение. Например, ударять по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки: Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли! Пластику каждого животного или предметные действия персонажей осваивали в массовых пластических этюдах. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д., а затем в общем пластическом эпизоде сводятся все герои сказки «Теремок». Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке. Часто использовала очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Я брала на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я брала на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция «Делай, как я!» не используется. Читала детям четверостишие с разными интонациями. Далее просила их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давала детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращала внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. В кругу детей усаживала перед собой ребенка, давала ему в руки персонаж, а себе брала другой. Вела диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа вне занятий включала: - лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх; - выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки; - проведение ролевых народных и авторских игр: «Овощной суп» Л. Ершовой, «Обед», «Кому спасибо?», «Репка»- народная игра, «Отправляемся в дорогу», «Заинька», «Лень» и другие. - комплекс специальных упражнений: дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, детские игровые песни. Стихотворный текст так же использовался для развития словаря (через разбор слов), грамматики (при их запоминании и употреблении). Произведения подбирала из детского игрового фольклора (считалки, дразнилки, скороговорки, прибаутки и т.д.), детям нравилось их запоминать и обыгрывать. Родители группы являются активными субъектами воспитательно-образовательного процесса. Они включены в процесс разучивания роли с ребенком, изготовления атрибутов, костюмов для сказки, подготовки и проведение конкурсов и выставок, оказывают помощь в создании и насыщении предметно-развивающей среды группы. Участие в воспитательно-образовательном процессе группы, позволило родителям углубить свои представления об индивидуальных и возрастных особенностях детей, по–новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность, оценить значение игры драматизации в развитии речи детей. Считаю, что правильно организованная предметно – развивающая среда стимулирует развитие деятельности ребенка, формирует его познавательную активность. В группе создан театральный уголок, где дети могут в свободное время поиграть самостоятельно, или со сверстниками в любую сказку выбрав наиболее понравившегося сказочного героя. Эффективность своей работы по заявленной теме отслеживаю с помощью диагностики. Результат усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие речи» по методикам Г. В. Чиркиной и Н. С. Жуковой. В результате целенаправленной работы получены результаты:Начало 2007 – 08 уч.года: Конец 2007 – 08 уч. года:Начало 2008– 09 уч.года: Конец 2008 – 09 уч. года:По результатам диагностики составляю индивидуальный план работы с детьми.Благодаря систематическому использованию игры – драматизации у детей стал богаче словарь, дети меньше допускают грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений. Дети самостоятельно по плану могут пересказать небольшой рассказ, строят свой пересказ в соответствии с логикой текста, более подробно и интересно описывают действия и состояние персонажей, свободно пользуются лексикой, почерпнутой в тексте. Дети выразительно и с удовольствием читают любимые стихи, используя выразительные средства. Опытом своей работы делюсь в рамках детского сада. Выступаю на семинарах, педсоветах, провожу открытые занятия, консультации для педагогов и родителей. Являюсь членом методического объединения педагогов «Коррекционно-развивающее обучение дошкольников».