Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Инновации как продукт и инструмент предпринимательства. Предложения и технологии коммерциализации» 21-22 июня 2011 года, (г. Гомель, Республика Беларусь)Мы, участники Международной научно-практической конференции «Инновации как продукт и инструмент предпринимательства. Предложения и технологии коммерциализации», состоявшейся 21-22 июня 2011 года в г. Гомеле, Республика Беларусь, 1.Приветствуем активное участие в конференции:1.1. 52-х представителей Республики Беларусь из городов: Гомеля, Минска, Могилёва, Мозыря;1.2. 17-ти представителей: Великобритании из городов: Йоркшира, Оксфорда, Салсбари; Украины из городов: Киева, Харькова, Севастополя, Чернигова; Российской Федерации из города Москвы; 1.3. руководителей и специалистов Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь; Национальной академии наук Республики Беларусь; Гомельского областного исполнительного комитета;1.4. представителей 8-ми негосударственных и предпринимательских организаций (объединений);2.Привестствуем интерес к конференции и участие в её заседании представителей Программы развития ООН в Республике Беларусь, г. Минск;3.Выражаем признательность:3.1.Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь, Гомельскому облисполкому, Гомельскому филиалу Национальной академии наук Беларуси и государственному предприятию "Центр научно-технической и деловой информации" - за высокий уровень организации проведенной конференции;3.2.руководству и специалистам Британской Программы по закрытым ядерным центрам (CNCP) - за представленную информацию об опыте Великобритании по созданию наукоемкого бизнеса и адаптации европейского опыта коммерциализации научных и технических открытий в странах СНГ;3.3.Правительству Великобритании, Управляющей Компании HTSPE, руководящей Британской Программой по закрытым ядерным центрам (CNCP), и руководству CNCP - за финансовую поддержку в проведении конференции;4.Отмечаем, что:4.1. у специалистов и руководителей хозяйствующих субъектов, а также научных, образовательных и других организаций наших стран имеется растущий интерес к необходимости более широкого использования возможностей технологий продвижения и коммерческого внедрения отечественных и зарубежных научно-технических разработок с вовлечением в этот процесс малого и среднего бизнеса, как наиболее динамичного участника экономических бизнес-процессов государства;4.2. представленные на конференции доклады и сообщения содержали интересный и полезный материал для дальнейшего продвижения наработанных теоретических рекомендаций и имеющегося опыта внедрения технологий коммерциализации в реальную практику. Несмотря на различия в экономиках наших стран и в степени использования названных технологий, проблемы внедрения носят сходный характер, и опыт каждого из участников и их стран одинаково полезен для остальных;4.3. несмотря на специфичность и разнообразие направлений развития бизнеса, наличия по некоторым из них конкретных требований имплементации, внедрение инновационных технических, организационных и иных разработок должно иметь максимально широкую коммерческую направленность, использование которой будет обеспечивать должную эффективность бизнеса. В свою очередь, результативность работы по коммерциализации разработок и новшеств, несомненно, активизирует как сам процесс генерации новшеств, так и их изначальную нацеленность на обязательность последующей коммерциализации; 4.4. активно начатые в Республике Беларусь процессы «раскрепощения» творческой и предпринимательской инициативы, закрепленные в требованиях Директивы 4 Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и реализуемые в направлениях упрощения лицензирования, налогообложения, другого государственного администрирования, а также деятельность по развитию сетей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и трансфера технологий и др. – всё это свидетельствует о заинтересованности государства в создании условий для активизации творческой и инновационно-ориентированной бизнес-деятельности;5.Подчеркиваем, что:5.1. оперативность продвижения новых разработок и технологий на рынок в значительной мере зависит от использования в этом процессе предпринимательского участия и, значит, определяется уровнем развития предпринимательства в инновационной сфере, которому удается более динамично «сканировать» и реализовать перспективность новых идей и рынков;5.2. важнейшим условием для развития инновационного предпринимательства является внедрение механизмов государственно-частного партнерства и венчурного инвестирования, требующих наличия должной нормативно-правовой базы. Такое внедрение, наряду с развитием финансовой инфраструктуры и совершенствованием системы финансирования инновационной деятельности, в настоящее время предусматривается в ходе реализации в Республике Беларусь основных направлений государственной политики, обеспечивающих построение эффективной инновационной системы; При этом ключевым направлением такой деятельности в Республике Беларусь является построение и развитие инновационной инфраструктуры и реализация инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих производств;5.3. коммерческой нацеленности и единению потенциала генераторов инноваций (научных, учебных, промышленных организаций и др.) с их «коммерциализаторами» может способствовать интеграционный принцип формирования региональных кластерных структур на основе долгосрочной программы инновационного развития;5.4. практика активизации процессов коммерциализации разработок должна учитывать наличие портфеля защищенной интеллектуальной собственности в виде патентов и лицензий. Эта собственность является одним из наиболее ценных активов субъектов, выполняющих собственные исследования и разработки, и, в свою очередь, она также является объектом коммерциализации. Участниками конференции перечислен ряд предложений по совершенствованию управления этой собственностью, в числе которых комплексы мер по:стимулированию спроса на технологические инновации отечественных разработчиков;внедрению экономико-правовых механизмов сбалансированности интересов государства, организаций и авторов, а также принципов разрешения конфликтов интересов между субъектами инновационного процесса;введению специальных курсов обучения менеджменту интеллектуальной собственности исследователей НИИ, вузов и предприятий, независимо от отраслевой направленности, размера и формы собственности; введению в инструментарий поддержки инновационных предприятий Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь схемы долевого или кредитного финансирования патентования изобретений белорусских разработчиков за рубежом, независимо от отраслевой направленности, размера и формы собственности предприятия;внедрению специализированных услуг организаций инновационной инфраструктуры для малых инновационных предприятий с целью совершенствования использования ими интеллектуальной собственности;введению должности либо специального отдела (на средних и крупных предприятиях) менеджмента интеллектуальной собственностью организации;5.5. эффективной реализации инновационных подходов в развитии предпринимательства в Беларуси может способствовать участие проектов предпринимательских формирований в соответствующих программах, поддерживаемых ЕС;6. С признательностью к специалистам CNCP за представленную информацию о многолетнем опыте работы в странах ЕС и СНГ отмечаем, что:6.1. в многообразии форм и методов оптимального преобразования научных достижений в успешную коммерческую деятельность представленный на конференции опыт, наработанный в Великобритании, позволяет сформулировать некоторые ключевые факторы, общие для всех успешных систем коммерциализации разработок. В числе таких факторов:-обязательность надлежащей защиты и распределения прав интеллектуальной собственности;-обязательность наличия прав для ключевых участников на долю результатов коммерциализации;-признание и придание чрезвычайно важной роли профессиональным посредникам и менеджерам, обладающим знаниями в области, как технологий, так и бизнеса;-целесообразность наличия специализированных подразделений различных форм собственности, способствующих сближению бизнеса и науки;-необходимость наличия разнообразных как частных, так и государственных источников финансирования для поддержки процессов на разных стадиях коммерциализации;наличие и отлаженность связей, а также взаимодействия между учёными, специалистами-технологами, бизнесменами и финансистами; органами власти и управления7.Констатируем, что:7.1. конференция стала хорошей информационной, дискуссионной и аналитической площадкой для распространения знаний о передовых технологиях и обмена опытом в области коммерциализации научно-технических разработок и привлечения отечественных субъектов малого бизнеса и разработчиков технологий для совместного решения технологических и коммерчески-ориентированных задач;7.2. прошедший в ходе конференции бизнес-диалог между её участниками, представляющими субъекты инновационных процессов: разработчиками, промышленниками, предпринимателями, будет содействовать внедрению разработок, расширению рынка их потребителей, совместному решению конкретных технологических и коммерчески-ориентированных задач;7.3. презентованные в ходе конференции проекты, нацеленные на энерго- и материалосбережение и внедрение новых товарных продуктов, свидетельствуют о значительном коммерческом потенциале проектов, перспективном для приложения должного предпринимательского участия;7.4. в Республике Беларусь ощущается потребность создания интегрированного сервис-ресурса инновационной инфраструктуры, реализованного, например, в виде предложенной на конференции информационно-консультационной системы поддержки инновационного бизнеса;8.Подтверждаем свою заинтересованность в:8.1. дальнейшем конструктивном взаимодействии между исследователями и практиками, государственными служащими и политиками – всеми теми, от кого зависит эффективное взаимодействие субъектов генерации и инфраструктуры продвижения инноваций, для достижения ответственных задач социально-экономического развития наших государств;8.2. дальнейшей выработке, поиске и обобщению мер, направленных на повышение творческой и инновационно-ориентированной бизнес-активности с участием субъектов малого и среднего бизнеса;9.Считаем целесообразным рекомендовать:9.1. осуществить в Республике Беларусь ориентированное на дальнейшее повышение творческой и инновационно-ориентированной бизнес-активности нормативное закрепление решений о:широком развитии венчурных форм партнерства;предоставлении прав на творческий и предпринимательский риски, с упрощением института страхования таких рисков;существенном повышении интересов автора(ов) и организаций к внедряемым результатам разработок; развитии форм государственного участия и регулирования не только через поддержку различного вида программ, но и приоритетных видов деятельности, как это эффективно реализовано для IT-технологий через Парк высоких технологий;9.2. в значительной мере опереться на многолетний опыт Великобритании по формированию системы коммерциализации разработок;9.3. поддержать представленное на конференции проектное предложение о создании в Республике Беларусь интегрированного сервис-ресурса инновационной инфраструктуры в виде предложенной информационно-консультационной системы поддержки инновационного бизнеса, и просить Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь принять решение о необходимости реализации данного предложения в рамках отдельного инновационного проекта. Принят на пленарном заседании конференции 22 июня 2011 г.