Аннотация дисциплины«История агрохимии»Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 ЗЕ (72 часа)Цели и задачи дисциплины: показать роль методологии, методов в науке и выдающихся ученых в ее поступательном движении и развитии. Познакомить с целым рядом выдающихся русских и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие науки агрохимии. Дать общее представление о ходе развития агрохимических наук, раскрыть принципиальные вопросы методологии научного поиска и логики построения научного исследования;^ Основные дидактические единицы (разделы): Агрохимия - важнейшее звено земледелия. Агрохимические исследования, методы и приемы агрохимии. История развития агрохимии в связи с развитием земледелия. Агрохимия как основной фактор восстановления, сохранения и повышения плодородия почв. Выделение агрохимии в самостоятельную отрасль науки по методам исследования. Зарождение и развитие агрохимии в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха(конец XVIII-начало XIX веков). Работы А.Т. Болотова, И.М. Комова, А.А.Нартова, М.Г.Павлова и их роль в развитии учения об удобрении в России. Гумусовая теория питания растений А.Тэера и ее влияние на развитие агрохимии в России. Теория минерального питания растений и возврата питательных веществ Ю.Либиха и их влияние на развитие агрохимии в России и необходимость производства химических удобрений. Значение учения Ж.Б.Буссенго о питании растений и научной постановки вопроса о круговороте веществ в земледелии. Развитие агрохимии во второй половине XIX - начале XX столетия. Работы Д.И. Менделеева, А.Н.Энгельгардта, А.Е.Зайкевича, П.А.Костычева. Роль Д.И.Менделеева(1834-1907) в развитии опытного дела и пропаганде использования удобрений, агрономических знаний. Систематическая исследовательская работа по агрохимии в России: работы К.А. Тимирязева, Д.Н.Прянишникова, П.С. Коссовича. Связь агрохимических и биохимических исследований. Исследование Д.Н.Прянишниковым азотного обмена у растений. Исследования К.К. Гедройца почвенного поглощающего комплекса, как теоретической основы применения удобрений и мелиорантов. Развитие агрохимии во второй половине XX века. Развитие агрохимических исследований в научно-исследовательских учреждениях и ВУЗах страны. Влияние агрохимии на развитие химической промышленности по производству минеральных удобрений. Развитие агрохимии в Западной Европе. Исследования по ассимиляции углерода и дыханию растений - опыты Соссюра и Генриха Адольфа Шрадера. Гумусовая теория питания растений – теория Тэера, противники этой теории - Ж.Б. Буссенго, Ю.Либих, Карл Шпренгель. Современное состояние агрохимической науки и ее роль в НТП. Основные направления исследований в области агрохимии. Экологизация агрохимических исследований. Основные задачи и направления работ Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института по органическим удобрениям (ВНИПТИОУ), почвенного института им. В.В.Докучаева, основные направления исследований в Московской Сельскохозяйственной Академии им. К.А.Тимирязева.^ В результате изучения дисциплины «История агрохимии» студент должен:Знать: Основные периоды в развитии науки агрохимии. Направления профессиональной деятельности и объекты исследований выдающихся ученых в области агрохимии Основные научные станции и научно-исследовательские организации, занимающиеся изучением вопросов питания растений в период с XX века по настоящее время. Современное состояние агрохимической науки и направленность современных агрохимических исследований.Уметь: Анализировать исследовательскую деятельность ученых с целью выявления недостатков и ошибок. Планировать научно-исследовательский эксперимент, учитывая закономерности развития науки и опираясь на опыт прошлых поколений ученых. Провести параллель между этапами развития агрохимической науки и ее современным состоянием и ролью в научно техническом прогрессеВладеть: Информацией о методах агрохимических исследований, использовавшихся в период с конца 18 века по настоящее время. Навыками по самостоятельному сбору, обработке и устному изложению материалаИметь представление: о месте агрохимической науки среди естественно-научных дисциплин и о современном ее состоянии и проблемах. Об основных моментах биографии выдающихся ученых этой области.Виды учебной работы: лекции, практические занятия.Изучение дисциплины заканчивается: зачётом.