Реферат по предмету "Психология"


ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ
 
ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ 

по предмету:
 
«юридическая психология»

Студент группы
 
  Преподаватель
Чуфаровский Ю.В.

2002
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ…..................................4
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ….............................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……18

ВВЕДЕНИЕ
В ходе опознания в специальнорегламентиро­ванном процессуальным законом порядке опре­деленное лицо, ранеедопрошенное следователем по данным фактам, опознает живого человека, труп,предмет или их фотогра­фическое изображение. За редким исключением, объект,интересующий след­ствие, должен быть предъявлен для опознания в группе сдругими однородны­ми объектами в количестве не менее трех. По результатамопознания составляется специальный протокол.
Данная тема мне показалась интересной,поскольку при проведении опознания надо учитывать множество факторов какобъективных так и субъективных, именно об этом я и попытаюсь рассказать в своейработе. 
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕСОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ
С психологической точки зренияопознание представляет собой следст­венное действие, при котором лицовоспринимает предъявляемые ему объек­ты, сопоставляет, сравнивает их смысленными образами объектов, воспри­нятых им ранее, и на этой основе приходитк выводу об их тождестве, сходстве или различии.
Опознание, если иметь в виду егопсихологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной(предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранеевоспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которымони могут их опознать) и основной (само опознание). В связи с тем, что пси­хологическиезакономерности опознания начинают действовать уже на под­готовительной стадии,целесообразно начать рассмотрение именно с нее.
В процессе допроса, предшествующегоопознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего,психологическую харак­теристику его состояния в момент восприятия, а такжефизические особен­ности и признаки воспринятых им объектов. Человек расцениваеткакие-ли­бо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет впамяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов со­поставляетих с имеющимися у него образами. В конечном счете процесс сво­дится к сравнениюобраза объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемымиследствием. Вывод, получаемый в результате такого сравнения, сообщаетсяследователю.
При подготовке и проведении опознаниянужно учитывать ряд объектив­ных и субъективных факторов. К объективнымотносятся условия, при кото­рых происходило восприятие, характеристикавоспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условия освещения,продолжительность наблюде­ния, время, прошедшее с момента восприятия допредъявления на опозна­ние, могут оказать значительное воздействие на егорезультаты. Так, воспри­ятие свидетелем преступника, находившегося от него назначительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение оченьнепродолжи­тельного времени уменьшает возможность его последующего опознания,вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при какихусловиях происходило восприятие.
Значительное влияние на опознаниеоказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз втечение короткого отрезка време­ни, общался с ним более продолжительное время,видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника,опознание не нуж­но вовсе.
В немалой степени психологияопознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением ксобытию преступления и правона­рушителю, психологическим состоянием, в которомон находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность,ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностьюпомочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающийбо­ится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.
Опознающий может испытывать жалость кпреступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи свозможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения и,возможно, опасе­ние ошибки при опознании.
Сам процесс восприятия и последующиерезультаты опознания определя­ются и особенностями воспринимаемых объектов.Анализ следственной прак­тики показывает, что чаще всего объектом опознанияявляется человек. При этом он может восприниматься непосредственно илиопосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не виделпреступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершениемпреступле­ния, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешностьпреступника, его физические, возрастные, национальные особенности. Принеобходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не все,а лишь от­дельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост,телосложение, чер­ты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всегозапоминает фор­му лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ,подбородка, цвет глаз1.
Нередко потерпевшие, свидетеливоспринимают и запоминают преступ­ника по таким признакам его внешнего облика,как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, неотносятся к физическим признакам человека.
При восприятии и последующемопознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаковчеловека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступникимеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.
Психологическая характеристикапредъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов:усвоение отличительных признаков оп­ределенного объекта и использование данныхпризнаков для выделения это­го объекта из других, ему подобных. Первый процесспсихологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательным, его относят к стадии распознавания. Первая стадия в основномдоследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданиеммысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будетпредставлять ин­терес для следствия. Вторая целиком входит в содержаниерассматриваемого следственного действия, но не исчерпывает его.
Действие указанных выше объективных исубъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица,которому впоследствии предстоит участвовать в опознании с тем, чтобы всенежелательные воздей­ствия указанных факторов были своевременно учтеныследователем.
ВЛИЯНИЕЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Восприятие, на основе которогостроится в последующем опознание, за­висит от самых различных личностныхкачеств. Так, возраст потерпевшего, свидетеля способен оказать влияние навосприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенномалолетние вследствие недо­статочного жизненного опыта многие признакивзрослого человека оценива­ют неверно. Например, ребенок любого взрослогочеловека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительностарше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастуюпреуменьша­ют возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40лет именуются «молодыми людьми».
Говоря о возрасте, следует иметь ввиду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднееподдается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точностьопределения его возраста. Наиболь­шая точность достигается в тех случаях, когдаопознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различныхобстоятельств. Так, но­шение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость,плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определениевозраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, какконтраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разноговозраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и«молодой», хо­тя действительная разница в возрасте может быть и незначительной.При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены как быподравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравни­ваниевозраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии под­равнивания имеетсвои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста.Человек средних лет в группе пожилых людей будет вос­приниматься значительномоложе своего возраста.
Ношение пожилым человеком одежды,характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.
Описание и оценка признаков другогочеловека обусловлены и другими индивидуальными особенностями опознающих.Замечено, например, что лю­ди невысокого роста обычно склонны преувеличиватьрост других людей и на­оборот. Следственной практике известно много случаев,когда потерпевший или свидетель называли преступника «высоким», в то время какон был сред­него роста.
По этой же причине возникаютотклонения при описании роста и тело­сложения нескольких участниковрасследуемого события. Если, предполо­жим, грабителей было двое, из которыходин худой, а другой средней ком­плекции, то второго зачастую называют толстым.Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначитькаждого, но и в силу изве­стного явления контраста.
Одежда (расцветка, фасон) меняетвпечатление о фигуре. Что же касает­ся цветов, то обилие неточностей в этойчасти показаний давно уже привлек­ло внимание психологов.
Немаловажное значение при восприятиии опознании предмета имеют воз­раст, жизненный и профессиональный опыт,интересы, знания опознающего. Дети обычно путанно, с ошибками рассказывают опризнаках одежды, не раз­бираются в названиях цветных тонов, не умеютопределить размера, расстоя­ния. Портной, как правило, сможет датьобстоятельную характеристику осо­бенностей одежды наблюдаемого человека;фотограф, художник — определить черты внешности; механик, водитель — марку,модель, другие данные автома­шины и т. д.
Психологическими исследованиямиустановлено, что на качество и коли­чество воспринимаемых, а затем используемыхпри опознании признаков су­щественное влияние оказывает общая социальнаяактивность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительныезадачи, зависит от интереса, психической активности проявляемой при этом. Однаковозмож­ность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени,прошед­шего с момента восприятия объекта до момента его опознания.
В восприятии облика человека напервый план выступают те особеннос­ти его внешности, которые приобретают для воспринимающегонаибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информациюо свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективнымпричинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные,подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешностии их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспри­нятого человека. Присловесном описании они выполняют роль ведущих при­знаков, с которымисвязываются другие элементы облика.
Кроме статических признаков внешности, существуютдинамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей — особенно­сти походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьмаиндивидуальны. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людейпо динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализованавозможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки илиречи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.
В последние годы все большее значениекриминалисты и психологи при­дают проблеме идентификации людей по речи. К числуиндивидуальных осо­бенностей речи относятся характерная для данного человека еескорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилага­тельных,наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматическиеошибки и оговорки, расстановка ударений и т. д.
Поскольку характеризующая человекаманера речи, а также его голос иг­рают роль опознавательного признака,криминалисты активно привлекают психологов, когда другие способы не эффективныи, используя технику, на­ходят нужных людей «по голосу» и по «особенностямречи».
В Германии преступник, похитивсемилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отецпоставил об этом[1]в известность по­лицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателембыли за­писаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов по науч­нойфонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла кследующим выводам: преступнику около 40 лет, что он не принад­лежит кобразованным слоям населения и в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурскойобласти. По радио несколько раз передали магнитную за­пись речи преступника иобратились с призывом к населению помочь уста­новить его личность. Чтобывнимание слушателей не отвлекалось содержа­нием разговора, а было прикованоисключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший всебя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узналиголос и назвали имя че­ловека, которому он принадлежит. Указанный человекдействительно ока­зался искомым преступником1.
В изложенном примере внимание обращено на те илииные признаки голо­са и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотекаголоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса(картавость, заика­ние, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов,жаргонизмов и т. п.).
При описании не менее сложны жесты,мимика, походка. Отражая мно­гие психологические особенности личности и преждевсего ее эмоциональ­но-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенныеболезни, они вос­принимаются в комплексе со всеми другими признаками. На нихнужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Напри­мер,походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачи­ваниемтуловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки заспиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; жестикулируя, человек прижимает руку к груди при завере­ниях и обещаниях,разводит руки в стороны при удивлении и т. д.
В основе опознания лежит способностьчеловека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринималсяим ранее и запомнился. Сле­довательно, для правильной оценки опознания важнознать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают дваосновных вида узна­вания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное(аналитическое).
Симультантное узнавание — этоузнавание сразу, в результате мгновенно­го совпадения образа человека(предмета), находящегося в памяти узнающе­го и объекта, наблюдаемого им вмомент предъявления для опознания. Сук­цессивное узнавание происходитпостепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаковобъекта, запечатленных в памяти и воспри­нимаемых при опознании.
Имеются экспериментальные данные отом, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматическогоузнавания не происходит, вклю­чается сознательное, осмысленное припоминание иразвернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнаванияили неузнавания.
По некоторым данным, присимультантном узнавании даже хорошо знако­мого предмета опознающие в своихотчетах указывают на те признаки, по кото­рым фактически произведено опознание.Видимо, справедливо предположение И.М. Сеченова, что интересующий нас процессподчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякогоучастия ума и воли2.
Как правило, опознание производится вслужебном кабинете, достаточно просторном для размещения всех его участников. Вслучае, если восприятие события преступления и личности преступника происходилов особых усло­виях, нужно для опознания создать такие условия. При этомследователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинствоопознаю­щего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создаватьситуацию, угрожающую здоровью или жизни граждан. Опознание надо проводить прихорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и де­талипредъявляемых объектов.
Существенное значениеимеет правильный подбор лиц, которые будут предъявляться вместе с опознаваемымобъектом. Объекты не должны резко отличаться друг от друга внешними признаками.Вот как В.Л. Васильев гово­рит о деталях восприятия: «Среди них могут бытьдетали, бросающиеся в гла­за каждому, например, наголо остриженная голова уодного из лиц, предъяв­ленных на опознание, могут быть и менее заметные:двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда,отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правило,свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозномувосприятию образа и повлечь ошибки в опознании».
Психологические особенности имеетопознавание трупа. Опознающими в таких случаях являются родственники, близкиепогибшего, поэтому следова­тель должен проявлять необходимый такт. Следуетиметь в виду, что под воз­действием обстановки морга значительно ухудшаютсяусловия восприятия, психофизиологические возможности опознающего, совершаютсяошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания.Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологиче­скиподготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постаратьсяуспокоить, помочь преодолеть страх.
При опознании следователь должен нетолько наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственноеповедение, чтобы соблюс­ти процессуальные и тактические правила опознания,исключить возмож­ность оказания какого-либо психологического воздействия научастников этого следственного действия. Для этого следователь тщательноотбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проверка правильности опознанияосуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим придопросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действияважно учитывать, что словес­ная реакция участников может расходиться с ихповедением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным впроцессе оценки. В работе опознания совершенно необходимы психологическийнавыки, и знания которые были рассмотрены в данной работе.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
·    Ю.В. ЧуфаровскийЮридическая психология, Юриспруденция, М., 2000
·    В.Л. Васильев,Юридическая психология, М., 1991
·    А.Л. ГинзбургТактика предъявления для опознания, М., 1971
·    М.С, Шехтер,Психологические проблемы узнавания, М., 1967


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.