Реферат по предмету "Разное"


«Инновации в снг» давно в повестке дня. По этому вопросу есть разработанная терминология, решения глав государств и правительств снг, ЕврАзЭС, межгосударственные соглашения. Утверждены инновационная Концепция, Программы Содружества, программы национа

Форум «Развитие инновационного пространства СНГ. Роль и место торгово-промышленных палат стран Содружества», г.Казань, ИННОВАЦИИ В СНГ - ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ Тема «Инновации в СНГ» - давно в повестке дня. По этому вопросу есть разработанная терминология, решения глав государств и правительств СНГ, ЕврАзЭС, межгосударственные соглашения. Утверждены инновационная Концепция, Программы Содружества, программы национальных правительств и наработки многосторонних форумов. Есть созданные в разные годы межгосударственные структуры - Межгосударственный банк СНГ, Инновационный центр ЕврАзЭС, Международный инновационный центр технологического и гуманитарного сотрудничества. Проблемам инноваций была посвящена острая дискуссия в ЦМТ на мартовском 2009г. заседании «Меркурий-клуба». Чего не хватает? Не хватает главного - осознания масштабов, остроты и судьбоносности проблемы. Понимания того, что речь идет не просто об одном из проектов СНГ, ЕврАзЭС или перспективах экономического рейтинга государств. Мы должны проникнуться сознанием того, что перед нами серьезнейший вызов - как во времена войн и самых тяжелых испытаний. Ставки огромны - это судьбы наших народов и цивилизаций. Мы или докажем свою способность к коренным переменам и проведем в короткие сроки структурную перестройку и модернизацию экономики на инновационной основе - или впадем в окончательную зависимость от конъюнктуры рынков сырья и цен на импорт, станем все больше отставать и готовиться к неизбежным для отстающих стран геополитическим последствиям. Будем откровенны - после катастрофического падения промышленного производства в 90-е годы, стабилизация и оживление экономики последних лет были относительными и не привели к восстановлению конкурентоспособных технологий стран СНГ. Это можно понять - в тяжелый переходный период приоритетом в Содружестве было выживание и восстановление, а не развитие. Однако характер экономических реформ не способствовал модернизации промышленности – реформы сосредоточились на изменении отношений собственности и финансовой стабилизации, государство устранилось от структурно-технологических преобразований. Предполагалось, что рынок расставит все по своим местам. В результате такого подхода, в России и странах СНГ произошла «перестройка наоборот», глубокая деиндустриализация, рынки Содружества на фоне свертывания национальных производств стали заполняться зарубежной продукцией. Взаимная открытость национальных экономик стран СНГ сократилась в 2 с половиной раза. Сегодня на постсоветском пространстве в реальной экономике доминируют 3-й и 4-й технологические уклады - а для высокоразвитых стран определяющими являются уже 5-й и 6-й уклады. От ведущих технологических держав мы отстаем на 30-40 лет. Доля машиностроительной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции в национальном продукте и экспорте у нас на порядки ниже, чем у многих зарубежных стран. К невеселой картине, которую можно было бы назвать «Инновации на старте», следует добавить застарелые и никак не решаемые проблемы вроде коррупции, неспособности обеспечить малому и среднему бизнесу благоприятный деловой климат, рейдерства, недофинансирования научных исследований, а также «утечку мозгов», риски кредитной и банковской сфер и другие. Добавим к этому фактор кризиса, который вымывает из экономики инновационноемкие отрасли, наносит удар по конкурентоспособности. Возможен ли успех при таком балансе? Возможен, если участники инновационного проекта СНГ - государство, бизнес, наука, межгосударственные структуры мобилизуются и сделают инновации парадигмой жизни своих государств и Содружества в целом. Перед нами - примеры успешных инноваций в Венгрии, Польше и Чехии, которые быстро изменили свой технологический облик и оптимально вписались в современную глобальную экономику. Перед нами - пример Китая, у которого доля сырьевых товаров в структуре экспорта снизилась за 10 лет в 4 раза, а доля высокотехнологичной продукции возросла в 7 раз. А ведь у Китая по сравнению с нами были гораздо худшие стартовые условия ! Опускаю вопросы стратегии, программ, правовых основ и направлений инновационного сотрудничества в СНГ – по этим принципиальным темам уже есть решения и будут новые. Замечу одно - для того, чтобы решения работали, нужна, во-первых, максимально конкретная, приземленная предпроектная подготовка, во – вторых, точное качественное исполнение. Практика показывает - с этим есть проблемы. Еще в бытность Первым заместителем Правительства Президент России Д.А.Медведев отмечал, что мы как будто разучились осваивать крупные проекты. Зарубежный опыт надо адаптировать к нашим реалиям. Возьмем концепцию размещения малого и среднего инновационного бизнеса вокруг крупных предприятий в кластерах и технопарках. На Западе эта концепция работает, однако насколько она будет эффективна при тиражировании в СНГ, где доля малых фирм, которые можно квалифицировать как инновационные, в лучшем случае составляет 1,5-2 %? Пойдут ли такие фирмы в массовом порядке в технопарки, как поведет себя малый и средний бизнес (МСБ) в России, если из-за разных барьеров, сложностей с финансированием, коррупции и т.д. МСБ на 90 % предпочитает идти в торговлю или услуги ? Примеры удачного обустройства инновационных фирм в технопарках есть, но их не слишком много. Очевидно, условия работы в наших «силиконовых долинах» надо сделать более привлекательными. То же самое – с финансированием и венчурными капиталовложениями в инновации. При сегодняшнем состоянии дел в банковском секторе рассчитывать на венчурное инвестирование инновационного бизнеса вряд ли реалистично. В условиях нестабильности инвесторы не планируют и не будут планировать работу на долгосрочную перспективу. Для венчурной индустрии привлекательны операции с финансовыми активами или недвижимостью, ее капиталы пойдут в инновации только при серьезной поддержке государства. Без притока инвестиционных ресурсов на льготных условиях не обойтись. Работа над инновационным проектом высвечивает другие острые вопросы – собирание кадров ученых, инженеров, конструкторов и, что немаловажно, квалифицированных рабочих. В числе этих вопросов - состояние науки и технологий, защита прав интеллектуальной собственности, совершенствование интеграционного взаимодействия. Нужны изменения в действующих национальных законах, новые законы, новые межгосударственные соглашения и новая практика. Само по себе это – огромная работа. Но если мы не преодолеем негативного наследия «переходного периода», не создадим инноваторам нормальных условий, коллективный прорыв СНГ к высоким технологическим укладам и современной экономике не состоится. На пути инноваций в СНГ - не только проблемы, но и твердые точки опоры и реальные шансы для роста. Развитие инноваций начинается не с чистого лица. Даже многократно сократившись, действующий технологический потенциал постсоветского пространства - основа для быстрого старта. Так, в списке Европейского космического агентства по России числится 126 российских предприятий и институтов, работающих в сфере космической промышленности ! А ведь в других странах СНГ, например, на Украине, также есть компании, работающие в космической области или сохраняющие готовность восстановить технологический процесс. Это относится ко всем другим направлениям инноваций - информационным телекоммуникациям, биотехнологиям, ядерной энергетике, нанотехнологиям, авиастроению, судостроению, силовым установкам, стройиндустрии, программному обеспечению. Нужны реиндустриализация, восстановление кадрового состава и налаживание кооперации. Опыт работы комитета ТПП России по экономической интеграции со странами ШОС и СНГ показывает – во всех странах Содружества есть инновационные проекты и есть структуры, способные реализовать их в рамках государственно-частного партнерства. Взять, например, идею комплексного инновационного освоения Каспийского региона – здесь и запуски специализированных спутников, и разного рода высокотехнологичное оборудование нефте- и газоскважин, и повышение эффективности добычи и эксплуатации углеводородов, и введение в эксплуатацию источников альтернативной возобновляемой энергии, на которые богат Каспий, и инновации в ЖКХ, мониторинг окружающей среды в море и на суше, проекты информационных технологий. Без привлечения зарубежных технологий, очевидно, не обойтись, но ведущую роль в каспийском проекте должны сыграть технологии государств СНГ – это, на мой взгляд, дело чести. При разновекторности торгово-экономических связей, интегрированность экономик стран СНГ сохраняется. Без кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная из бывших советских республик, может производить не больше двух третей продукции. В свете задач инновации тот факт, что 80 процентов продукции отечественных компаний конкурентно только на рынках России и СНГ, может рассматриваться как серьезное преимущество. Реальная производственно-технологическая интеграция в СНГ на разных уровнях - большой плюс для инноваций, ее не нужно создавать заново - нужно лишь развивать и углублять. Важный актив - система работающих межгосударственных структур СНГ. При соответствующей перезагрузке, эти структуры с их опытом и чувством нового могли бы расширить свою миссию катализатора перемен. В заключение - о нематериальных, но очень существенных факторах. Инновационный проект СНГ мыслится как крупнейший за всю историю Содружества. Замысел такого масштаба может стать успешным лишь при активной общественной и информационной поддержке. Речь идет не только о СМИ. В отношении инноваций у наших властей и институтов гражданского общества должен быть дух полного взаимопонимания и всяческого поощрения – и на национальном, и на транснациональном уровнях. Инновации должны стать делом социально-престижным, почетным, перспективным, особенно в первые годы, поскольку быстрых доходов от капиталовложений в эту сферу ожидать не приходится. В такой атмосфере все вопросы будут решаться гораздо легче. Наконец, кардинальный вопрос – об управлении проектом. От него зависит многое. Здесь важны и личности национальных координаторов, и правовые основы взаимодействия, и организация работы. Если мы выйдем на создание постоянно действующих совместных инновационных производственных и научно-технических структур, понадобятся адекватные органы управления. При доброй воле сторон этот вопрос вполне решаемый без ущерба для независимости и суверенитета государств. Что касается высшего звена руководства проектом, то, как представляется, характер и масштаб задач инновационного строительства делает для каждой из стран СНГ императивным учреждение поста своего рода особого комиссара - возможно, специального национального инновационного координатора на уровне заместителя руководителя правительства с мощными правами и полномочиями. Это должен быть сильный человек, сочетающий профильные знания, опыт и хороший послужной список с динамизмом современного инноватора. Актуален и вопрос руководства проектом на уровне Содружества. Его, как и вопрос специальных национальных координаторов, было бы желательно решить в ближайшем будущем. Торгово-промышленные палаты стран СНГ представляют интересы всех категорий бизнеса. Комитет ТПП России по экономической интеграции со странами ШОС и СНГ готов участвовать в разработке и осуществлении проекта развития инноваций в Содружестве. Председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции со странами ШОС и СНГ В.СЕРОВ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Миграционная политика европейских стран в новой демогафической ситуации Опыт для Украины
Реферат Русский изобретатель телефона П. М. Голубицкий
Реферат Философия развития и проблема города
Реферат Проектирование педагогического процесса как технология
Реферат Поезії та поеми Лесі Українки
Реферат Инвестиционная деятельность в России. Показатели и индикаторы ее инвестиционной привлекательност
Реферат Анализ и повышение квалификации персонала в современных условиях является актуальным вопросом д
Реферат П Пестель
Реферат Таможенные платежи как инструмент регулирования перемещения товаров через таможенную границу РФ
Реферат Виды количественных и качественных показателей. Методы получения количественных экспертных оценок
Реферат Роль бюджету в економічному і соціальному розвитку держави
Реферат 24 мая 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова
Реферат Основные принципы воздействия музыки на человека
Реферат Апарат мереж Петрі та його використання під час моделювання інтелектуальніх мереж (ІМ)
Реферат Проблема взаимодействия личности и общества в теории З.Фрейда