На правах рукописиЛИДЭ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА«ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ» 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукМосква – 2012Работа выполнена в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова».Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор Макарова Ирина КамильевнаОфициальные оппоненты: Новицкий Николай Александрович, доктор экономических наук, профессор, ФГБУН «Институт экономики РАН», заведующий секторомХалова Гюльнара Османовна, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина», профессор Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» (ГУУ) Защита состоится 25 апреля 2012года в 13.00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 521.005.01 при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 21, ауд. 501.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.Автореферат разослан «24» марта 2012 г.Ученый секретарь диссертационного совета, к. э. н., доцент Е.П. Пилипенко^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Глубокие и динамичные изменения, характеризующие развитие экономической ситуации в России на современном этапе, предъявляют новые серьезные требования к специалистам в сфере экономики и бизнеса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования соответствующей инновационной инфраструктуры. Одним из важнейших элементов развитой инновационной инфраструктуры выступает сфера образования, в том числе и бизнес-образование. При этом бизнес-образование занимает особое место, так как, с одной стороны, конкурентоспособность бизнеса и экономики в целом зависит от подготовки и квалификации управленческих кадров, а с другой, получение бизнес-образования является одной из главных инвестиций в человеческий капитал, которую может позволить себе человек в течение своей жизни. Исходя из этого, программы подготовки управленческих кадров являются важной составляющей общего комплекса мер, направленных на скорейшее решение многочисленных проблем, возникающих на этапе формирования инновационной российской экономики. Уже более двадцати лет в нашей стране система бизнес-образования представляет эффективные пути и средства для наиболее полной адаптации формирующейся экономической системы к новым реальностям за счет развития высококвалифицированного кадрового потенциала, полностью отвечающего современным требованиям и ориентированного на максимальное использование и внедрение рыночных механизмов. Формирование отечественных бизнес-школ происходило в исключительно сложный период становления рыночной экономики, когда взаимодействовали, сосуществовали старые и новые экономические отношения, когда остро проявилось противоречие между издержками консервативной рационально-бюрократической системы подготовки управленческих кадров, сформированной еще на советских предприятиях, и потребностями в современных менеджерах, способных работать в сложных и изменчивых условиях рыночной среды. В последние годы на российском рынке бизнес-образования наметились серьезные изменения. Они складывались под воздействием многих факторов, порожденных новыми тенденциями и процессами политического, экономического, юридического и социального характера, происходящими как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Новый импульс развитию бизнес-образования в России дало предложение В.Путина о создании в рамках приоритетных национальных проектов Московской и Санкт-Петербургской бизнес-школ. В современных условиях проводимая модернизация российской экономики требует кардинальных изменений системы бизнес-образования, как одного из ведущих направлений формирования инновационно-ориентированной институциональной среды, непосредственно влияющего на повышение конкурентоспособности страны и ускорение темпов экономического роста. Основными направлениями трансформации системы бизнес-образования, обеспечивающими ее включение в мировой рынок образовательных услуг, являются повышение открытости, переход к разработке индивидуальных образовательных программ и максимально гибких «клиентоориентированных» схем, основанных на компетентностном подходе, повышенных требованиях к контролю качества образования на всех его этапах. Реализация данных направлений выдвигает перед наукой необходимость переосмысления традиционных теоретических понятий, методологических подходов и формирования новых представлений о роли и месте российского бизнес-образования в инновационных преобразованиях общества, характеризующегося постиндустриальными тенденциями. Однако следует констатировать, что к настоящему времени теоретическая база бизнес-образования как молодой сферы отечественного образования развита достаточно слабо, остается фрагментарной, зачастую противоречивой, а методический инструментарий образовательных технологий, как правило, базируется на разработках, подтвердивших свою действенность эмпирически на основе опыта передовых зарубежных бизнес-школ, фирм, консультантов. Актуальность проблематики, недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов, а также научно-практическая и народнохозяйственная значимость изучения поставленных проблем обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.^ Степень разработанности научной проблемы. Методологические проблемы становления современного экономического и бизнес-образования в России проанализированы в трудах А.Абалкина, А.Аганбегяна, Н.Петракова, С.Шаталина, Б.Мильнера, О.Ворожейкина, Н.Давыдова, Л.Евенко, Я.Кузьминова, С.Мясоедова, В.Фальцмана и др. Эволюцию управленческого образования исследуют Л.Евенко, Н.Грант, Д.Беннетт. Исследование теоретических и методологических основ формирования системы бизнес-образования в условиях перехода к инновационному типу развития экономики рассматривают Л.Евенко, С.Филонович, О.Виханский, Я.Кузьминов, В.Мау, Т.Клячко, Е.Карпухина, В.Годин и др. Социально-экономические аспекты бизнес-образования представлены в работах И.Колесниковой, С.Филоновича, Л.Евенко, Г.Константинова, С.Мордовина и др. Проблематика рыночной модернизации и реформирования системы образования в рамках экономики знаний получила отражение в работах Л.Гребнева, Ю.Колесникова, Е.Князева, Д.Львова, Б.Мильнера и др. Интеграционные параметры модернизации российской образовательной системы в рамках Болонского процесса раскрыты в работах В.Байденко, С.Зарецкой, А.Галагана, В.Нечаева, В.Сенашенко и др. Потребности современных отечественных предпринимателей в бизнес-образовании выступают предметом исследований Т.Люлькиной, А.Лысенко и др. Сравнительный анализ институциализации бизнес-образования в международном контексте содержится в работах Д.Беннета, Л.Евенко, А.Лысенко, С.Мэррэя. Особенности внедрения западных моделей бизнес-образования в постсоциалистический контекст анализируют отечественные и зарубежные авторы: Э.Моппель, А.Орлов, И.Ткаченко, Р.Лаптон, Д.Дженсон, У.Керр, В.Круглов и др. Значительное количество публикаций по проблемам бизнес-образования, как правило, касаются отдельных, обособленных авторами вопросов, но при этом отсутствует системный подход к управлению бизнес-школами в условиях становления инновационной экономики. Нерешенность перечисленных и других взаимосвязанных с ними проблем предопределили направленность, логику и структуру исследования.^ Цель диссертационного исследования заключается в анализе современного состояния российской системы бизнес-образования и разработке рекомендаций по оценке и развитию инновационного потенциала бизнес-школ в условиях модернизации экономики и глобализации мирового рынка образовательных услуг.^ Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: раскрыть сущность бизнес-образования как элемента инфраструктуры рыночной экономики и ключевого фактора инновационного роста; выявить предпосылки и закономерности смены парадигм бизнес-образования, обосновав взаимосвязь трансформаций национальных систем экономик и управленческого образования; исследовать исторический опыт развития отечественной системы управленческого образования и становления бизнес-образования; предложить систематизацию основных этапов эволюции, обосновав теоретические и эмпирические предпосылки их формирующие и выявив факторы, обуславливающие их смену в российском обществе на протяжении ХХ-ХХI веков; проанализировать современные тенденции развития национальных моделей бизнес-образования, раскрыть пути их конвергенции как субъектов глобализирующегося рынка образовательных услуг; определить отличительные черты современной модели российского бизнес-образования как одного из самых молодых направлений отечественного образования, но активно влияющего на способность экономики России выйти на качественно новые рубежи, успешно интегрироваться в мировую систему образования; обобщить опыт использования образовательных технологий в отечественных бизнес-школах для подготовки современных управленческих кадров; изучить практику реализации частно-государственного партнерства в сфере бизнес-образования, выявив проблемы и перспективы его развития; раскрыть методологию оценки инновационного потенциала бизнес-школ и применения бенчмаркинга в области образовательных услуг как инструмента инновационного развития отечественных бизнес-школ; предложить инновационные образовательные технологии на основе использования информационно-коммуникационных систем. Объектом исследования является система бизнес-образования в России. Предметом диссертационной работы являются проблемы развития российской системы бизнес-образования в условиях инновационных преобразований общества, характеризующегося постиндустриальными тенденциями. ^ Гипотеза исследовани^ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 1.В процессе исследования теоретико-методологических основ формирования и развития системы бизнес-образования была определена роль бизнес-образования как важного инфраструктурного элемента бизнеса, обеспечивающего цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Для анализа роли и значения бизнес-образования как системообразующего элемента функционирования современного общества в работе уточнено его сущностное содержание. Под бизнес-образованием в работе понимается образовательная деятельность, нацеленная на формирование и развитие у слушателей управленческих компетенций (практически значимых знаний и профессиональных навыков), необходимых им для эффективного управления деловыми организациями, функционирующими в условиях рыночной конкуренции и глобализации экономики. В рамках исследования выявлены отличия бизнес-образования от экономического образования. Бизнес-образование кроме экономической проблематики, включает в себя вопросы, которые с научной точки зрения являются предметом социологии, психологии, информатики и других "неэкономических" наук, положения которых плодотворно применяются в управлении предприятиями и деловыми организациями. По этой причине бизнес-образование определяют как междисциплинарную область образовательной деятельности. Важной особенностью является также прагматическая направленность бизнес-образования, подразумевающая, что достижение целей, которые в принципе стоят перед бизнес-образованием, реализуются не только с помощью образовательных программ и силами образовательных институтов, но и на основе практической деятельности людей, которые занимают управленческие должности или выполняют управленческие функции. В этой связи, содержание концепции современного бизнес-образования отражает ее три главных цели: во-первых, передача знаний фундаментальных наук и научных дисциплин, относящихся к осуществлению различных функций управления; во-вторых, выработка управленческих навыков и умений принимать решения, вести переговоры, управлять персоналом и др.; в-третьих, формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджера. Характеристика целей определяет многообразие конкретных форм бизнес-образования, зависящих не только от внутреннего саморазвития этой сферы интеллектуальной деятельности, но и от сложившейся национальной системы бизнес-образования. К настоящему времени можно констатировать существование нескольких типов учебных заведений, в той или иной форме обеспечивающих предоставление услуг в области бизнес-образования: бизнес-школы при классических университетах; самостоятельные (как правило, частные) бизнес-школы; бизнес-школы, создаваемые корпорациями, но не являющиеся их подразделениями; корпоративные университеты - учебные заведения, создаваемые внутри крупных корпораций; учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами; разного рода тренинговые компании, которые оказывают разнообразные услуги фирмам и организациям - как частным, так и государственным. Гипотеза диссертационного исследования утверждает, что экономический рост и спрос на услуги школ бизнеса находятся в прямой зависимости. Повышение темпов развития бизнеса в большинстве сфер экономики в свою очередь повышает потребность компаний в управленческих кадрах, соответственно растут доходы менеджеров. О положительной зависимости между экономическим ростом и наборами в бизнес-школы свидетельствуют и высокие темпы развития бизнес-образования в регионах мира, демонстрирующих в настоящее время высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, Россия и др.). Проведенный анализ организационных форм бизнес-образования позволяет сделать вывод о реализации двух основных моделей бизнес-школ: во-первых, это, прежде всего, академические (или классические) бизнес-школы, существующие, как правило, при университетах; и, во-вторых, школы предпринимательского типа, функционирующие как бизнес-единицы и готовящие предпринимателей и менеджеров (таблица 1). ^ Таблица 1Сравнительная характеристика классической (университетской) и предпринимательской школ бизнеса Классическая Предпринимательская Характер школы Научная Профессиональная Организация работы преподавателей Кафедры Творческие коллективы преподавателей для решения конкретных образовательных и консалтинговых задач (временные контракты) Финансирование Общеуниверситетский бюджет Оплата слушателей, кредиты Уровень программы Степень МВА Степень МВА «Оптимальный выпускник» Успешный бизнес-консультант, аналитик. Менеджер Успешный предприниматель Менеджер Характер преподавания Передача знаний – лекции. Формирование навыков - case studies Формирование предпринимательского опыта - выполнение проектов, тренажеры, симуляторы и т.д. Минимизация роли лекций Влияние бизнес-практики на деятельность школы Минимальное. Доминирование академического подхода в организации функционирования Эпизодическое приглашение для преподавания спецкурсов Внедрение корпоративной культуры (прозрачность, отчетность). Важная роль практикующих предпринимателей-преподавателей. Финансовая успешность В рамках исследования проанализированы факторы, воздействующие на формирование и функционирование системы бизнес-образования в современных условиях: экономические, социально-демографические, национально-культурные и собственно образовательные. Результаты проведенного анализа позволяют определить современные тенденции развития бизнес-образования как основы формирования инновационно-ориентированной экономики: процесс обучения перестает быть дискретным, а становится непрерывным во времени и пространстве; переход к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к максимально гибким, «клиентоориентированным» схемам, основанным на кредитно-модульном принципе, компетентностном подходе, повышенные требования к контролю качества образования на всех его этапах; глобализация делает неизбежной для бизнес-школ конкуренцию на международном образовательном рынке, что предполагает рост интернационализации программ МВА: увеличение количества иностранных студентов на программах, а также привлечение к учебным занятиям иностранных преподавателей, формирование альянсов и совместных программ с разными зарубежными образовательными институтами. 2.Исследование эволюции управленческого образования в России и за рубежом показало, что за последние пятьдесят лет произошла смена парадигм систем бизнес-образования, отражающая общие закономерности развития общества, экономики и производства, и, как следствие, изменения образовательных концепций учебных заведений (формы и методы передачи знаний, развития навыков и умения). В работе предложена периодизация этапов смены парадигм (таблица 2) и доказано, что при общности концептуальных положений в бизнес-образовании имеются национальные особенности в механизме их практической реализации. Таблица 2.Эволюция смены парадигм бизнес-образования ^ Исторический период Парадигма Основные характеристики Начало ХХ века 40 –е годы Технократическая Приобретение технической квалификации; получение фундаментальных знаний в области экономики и управления. ^ Начало 60-х годов ХХ века Научная Формирование классической программы МВА, призванной готовить менеджеров-дженералистов с глубокими профессиональными знаниями по всем бизнес-функциям. 80-е годыХХ века Системная Подготовка профессионалов, которые могли бы эффективно руководить в меняющемся мире бизнеса, способных принимать грамотные решения в условиях неопределенности и риска. Формируется концепция «гибких» МВА, когда в рамках общего образования расширяются программы курсов по выбору, специализаций. ^ Последнее десятилетие ХХ века и начало ХХI века Сетевая Современное деловое предприятие рассматривается как корпорация, ориентированная на знания. Информатизация общества, появление Интернет кардинально меняет облик современных и будущих организаций, а также требования к менеджменту и бизнес-образованию. В работе исследован исторический путь развития системы российского управленческого образования и составной ее части - бизнес-образования, как сравнительно новой для нашей образовательной системы сферы. Как показал проведенный анализ, эволюция отечественной системы подготовки управленческих кадров проходила сложно (выделены три основные этапа: дореволюционный, советский и современный), являясь ответом на определенные технические, экономические, социальные потребности в конкретные периоды истории нашего общества и отражая в существенной степени ход политических процессов в стране. 3.Глобализация экономики предъявляет все новые требования к "продукту" бизнес-образования, ориентируя на подготовку конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников. Анализ региональных особенностей развития бизнес-образования позволяет выделить как минимум две его характеристики: с одной стороны, налицо естественное стремление многих молодых школ соответствовать лучшим на данный момент образцам системы бизнес-образования, а с другой — прослеживается тесная связь новых бизнес-школ (и в первую очередь школ, возникших в последнее время) с национальными образовательными традициями. Таблица 3.Меняющиеся глобальные условия: возможности и опасности ^ Фактор изменений Возможности Опасности (риски) Растущая роль знаний Возможность скачкообразного ("перепрыгивающего") роста в некоторых сферах экономического развития; решение социальных проблем (гарантированное обеспечение продовольствием, здравоохранение, водоснабжение, энергоресурсы, окружающая среда) Увеличение разрыва в уровне знаний между странами Революция в ИКТ Облегчение доступа к знаниям и информации Увеличение цифрового барьера между странами и внутри отдельных стран Глобальный рынок труда Облегчение доступа к опыту, навыкам и знаниям, накопленным профессионалами Рост темпов "утечки умов" и оттока передового человеческого капитала Политические и социальные переменыРаспространение демократии Благоприятные условия для реформ Рост темпов "утечки умов" и политическая нестабильность; потери людских ресурсов Проведенное исследование показало, что глобальный рынок образования сегодня представлен тремя основными конкурирующими рынками: североамериканский рынок; европейский рынок; азиатский рынок (Китай, Индия, Япония), а также Австралия и Новая Зеландия (рис.1).^ Рис.1. Структура экспорта образовательных услуг (%) на мировом рынке образования2Конвергенция процессов воспроизводства общественного интеллектуального капитала предопределяет необходимость уменьшения неравенства и барьеров доступа к глобальным рынкам образовательных услуг, более равномерного развития национальных систем образования, внедрение новых стандартов качества, дальнейшее расширение академической мобильности, формирование концепции обучения на протяжении всей жизни. К важным направлениям развития мирового рынка образовательных услуг следует отнести образовательный франчайзинг, который представляет собой передачу известной бизнес-школой права реализации своей программы. Сегодня активно продвигают франчайзинговые программы бизнес-школы Великобритании, США. Другой характеристикой глобальной среды бизнес-образования является формирование международных образовательных альянсов. 4.При проведении диссертационного исследования выявлены особенности формирования и функционирования российской системы бизнес-образования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние на российское образование и бизнес-образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие и вариативность образовательных программ. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В 2006 году бизнес-образование стало элементом национальной приоритетной программы «Образование», а на создание двух бизнес-школ мирового уровня были выделены значительные средства.^ Рис.2. Выпускники программ МВА российских школ бизнеса в 2009-2010 учебном году3Систематизируя нынешнюю российскую практику и сопоставляя ее с практикой зарубежной, в работе определены основные черты российской модели бизнес-образования, которая долгие годы тяготела к "германской модели", но сегодня уже можно утверждать, что она развивается на основе "смешанной" модели подготовки управленческих кадров. Современная структура управленческого образования в России состоит из четырех основных элементов:^ I. высшее образование, нацеленное на подготовку специалистов в различных областях менеджмента, бизнеса, предпринимательства; II. профессиональная переподготовка; III. повышение квалификации; ^ IV. мастер делового администрирования (Master of Business Administration, MBA). В настоящее время в России более 150 образовательных учреждений предлагают МВА-программы в более чем 20 городах. И хотя величина потребления услуг бизнес-образования в России пока существенно ниже, чем в Европе (1,5 и 86 долларов в год на человека соответственно), уже в 2016 году, по прогнозу агентства «Качалов и Коллеги», объем российского рынка бизнес-образования составит не менее 1.2-1.6 млрд. долларов (при объеме в более 200 млн. долларов в 2010 году). Источник: анализ Агентства Качалов и Коллеги. Рис.3. Развитие бизнес образования в России В работе сформулированы три основных условия, определяющих успех модернизации российской системы бизнес-образования: во-первых, для формирования высокого уровня потребления образования в стране необходимо наличие качественного образовательного продукта, а именно преподавателей и образовательных технологий с учетом специфики действия бизнеса в нашей стране. Разрыв между качеством образования и требованиями реальной практики становится серьезным препятствием на пути развития бизнес-образования как инфраструктурного элемента инновационной экономики; во-вторых, необходим сформировавшийся спрос на образовательные услуги, как со стороны самих компаний, так и со стороны отдельных людей. Неоднородность контингента слушателей по профессиональному потенциалу, мотивационной структуре, карьерным планам определяет необходимость дифференцированного подхода к формированию образовательных программ; в-третьих, в условиях перспективы принятия новой редакции федерального закона «Об образовании», исключающей из сферы государственного контроля программы дополнительного образования, необходимо создание общественной организации, которая приняла бы на себя ряд функций регулирования образовательной деятельности, включая, например, проведение общественно-профессиональной аккредитации и сертификации программ бизнес-образования. 5.Проведенный анализ практики реализации образовательных программ показал, что уже с конца 90-х годов прошлого века отечественные бизнес-школы начали активно использовать интерактивные методы обучения, предполагающие вовлечение каждого слушателя в процесс получения, восприятия и усвоения знаний: тренинги, разбор конкретных ситуаций (кейс-методика), коучинг, технологии обучения действием (деловые, ролевые игры); "электронное обучение". В работе на основе систематизации отечественной практики и сопоставления ее с практикой зарубежной, сделан вывод о том, что в последние годы в России начали реализовываться подходы, более адекватные современным мировым представлениям о способах формирования частно-государственного партнерства в образовательной сфере. Частно-государственное партнерство определяется как среднесрочный и долгосрочный альянс между государством, бизнесом и бизнес-школами в целях реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере при полном использовании возможностей каждого из участников (таблица 4). ^ Таблица 4Интересы «заинтересованных групп» в частно-государственном партнерстве в области бизнес-образования Школы бизнеса (ШБ) 1. Получение дохода 2. Удовлетворенность слушателей 3. Обеспечение удобства 4. Функционирование и развитие ШБ на современной технологической и методической основе 5. Повышение статуса и бренда ШБ 6. Интересы ППС и работников ШБ Государство 1.Соответствие развития образования государственной политике 2. Включение MBА в правовое пространство сферы образования 3. Защита интересов потребителя 4. Выполнение международных обязательств 5. Интересы бюрократии Практика бизнеса 1. Потребности корпораций (образование ради результата) 2. Потребности индивидуумов (образование ради карьеры) 3. Потребности высших менеджеров (новое видение) 4. Потребности предпринимателей (личный успех в бизнесе) 5.Потребности бизнес-сообщества (развитие профессиональных бизнесменов и менеджеров) Так, главными формами партнерства государства в сфере бизнес-образования должно являться создание общеэкономических условий, обеспечивающих развитие системы бизнес-образования как ключевого элемента инновационной инфраструктуры страны. Крупнейшим вкладом государства в развитие бизнес-образования - и одновременно решением проблемы ресурсов - стала бы система государственных гарантий образовательных кредитов, введение благоприятных режимов налогообложения, которые предоставили бы возможности компаниям и филантропам делать безналоговые пожертвования бизнес-школам. Эффективное решение проблем развития современного бизнес-образования в России не может быть достигнуто без привлечения к активному и долговременному сотрудничеству частного бизнеса. В работе отмечается, что для успешного развития частно-государственного партнерства в сфере бизнес-образования: стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики; взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, программах и др.); взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер; стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес; стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей; стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов. 6.В результате комплексного исследования состояния и тенденций развития системы бизнес-образования был сделан вывод, что в настоящий момент в российском бизнес-образовании наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала бизнес-школы является актуальной задачей. В работе уточнено понятие «инновационный потенциал бизнес-школы» как способность системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей работодателей и слушателей в качественной образовательной услуге. Инновационный потенциал бизнес-школы фактически обеспечивает возможность ее стратегического развития и конкурентоспособность. В целях выработки конкретных научно-практических рекомендаций по формированию и эффективному использованию инновационного потенциала бизнес-школ в работе была исследована структура инновационного потенциала и составляющие элементы как объекта управления. Структура инновационного потенциала бизнес-школы представлена как единство трех ее составляющих: ресурсной, результативной и внутренней. В работе разработаны методические рекомендации по оценке инновационного потенциала бизнес-школы, основанные на использовании методик PEST-анализа и SWOT-анализа (таблица 5), а также методики стратегической матрицы. ^ Таблица 5Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа Сильные стороны(преимущества) Слабые стороны(недостатки) Репутация бизнес-школы и ее длительность существования на рынке бизнес-образования Сотрудничество с зарубежными бизнес-школами Сплоченность и работоспособность коллектива Высокий авторитет руководителя в бизнес-сообществе Уровень подготовки преподавательского состава Наличие международной аккредитации Территориальное расположение Уровень и многообразие образовательных программ, учебных модулей, спецкурсов, мастер-классов, стажировок Наличие международной аккредитации Удовлетворенность клиентов Слабая интеграция между бизнесом и бизнес-школой Недостаточная работа по прогнозированию рынка труда Неактивное привлечение к преподавательской деятельности специалистов-практиков Ограниченность финансовых ресурсов Медленное обновление учебно-технической базы Неразвитость инфраструктуры школы бизнеса Внутриполитические проблемы Возможности Угрозы (ограничения) Рост реального спроса на качественные образовательные услуги Международная кооперация с ведущими зарубежными бизнес-школами Возможность многоканального финансирования Информатизация образовательных технологий Участие в федеральных и международных проектах Хорошие партнерские отношения с российскими бизнес-школами Вступление в силу поправок к «Закону об образовании в РФ» и перспективы принятия его новой редакции исключают из сферы государственного контроля программы всех уровней дополнительного бизнес-образования: отменяются государственные стандарты качества, процедуры аккредитации и выдача дипломов государственного образца по программам всех уровней Неблагоприятные демографические процессы Снижение качества вузовского образования Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг в связи с вступлением России в ВТО Отсутствие линейки замещения ППС (естественное старение, убыль) Применение методики стратегичности основано на девятифакторной модели стратегического управления, введенной в научный оборот Робертом Мэтьюзом и в дальнейшем увязанной с требованиями ISO-9000. Согласно предлагаемой методике для оценки бизнес-школы было установлено оптимальное распределение баллов по 100-балльной шкале по трем базовым блокам модели, где: на блок "Цели" приходится 20 баллов; на блок "Возможности" приходится 40 баллов; на блок "Результаты" приходится 40 баллов. Использование данной модели при оценке инновационного потенциала бизнес-школы дает следующие возможности и результаты: определение текущей позиции бизнес-школы с использованием широкого спектра критериев; введение в самооценку целого ряда достаточно новых оценочныхкритериев, связанных с анализом окружения бизнес-школы, его внешней среды и потребителей; хороший уровень проработанности критериев, подкритериев и показателей модели позволяет сделать анализ предельно конкретным и содержательным; оценка по уровням совершенства дает возможность определить перспективы дальнейшего развития, легко и естественно перейти от определения и формулирования проблем к задачам развития бизнес-школы. 7. В условиях глобализации экономики и нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг объективно возрастает потребность в изучении передового мирового и отечественного опыта бизнес-школ. В работе отмечается, что именно бенчмаркинг может стать полезным и эффективным инструментом для улучшения качества российской системы бизнес-образования. Но пока, как показало исследование, практика применения бенчмаркинга в российских бизнес-школах является достаточно ограниченной. В работе в качестве наглядного примера использования функционального бенчмаркинга в практике отечественной бизнес-школы рассматривается бенчмаркинговый проект по внедре