Реферат по предмету "Разное"


«Информационная система в управлении образованием»

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Марийский Государственный Университет»Реферат на тему « Информационная система в управлении образованием »Выполнил: студент 5 курса Физико-математического факультета Сушенцов М.Н.Йошкар-Ола 2011 г.ВведениеРоссийское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление его структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служат глубокая концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов учебных, методистов, специалистов системы управления образованием, учителей, а также учащихся и их родителей.Руководители образовательных учреждений должны решить проблему внедрения информационных технологий в управление своими учреждениями на том уровне, какой позволяет им это сделать наличие технических средств, программного обеспечения, кадровых возможностей, желания видеть свое управление на уровне, напоминающем современный менеджмент. С поступлением в школы новой техники наступила и пора изменить подходы к ее применению во всех аспектах учебного процесса и управления им и образовательным учреждением в целом.Отличительной особенностью развития образовательных систем является обязательность наличия, наряду с другими, управленческих целей. При построении модели комплексной информатизации это приобретает особое значение. Построение практически любой модели управления образовательной системой имеет конечной целью вывод ее на качество более высокого уровня. При разумном подходе применение информационных технологий в школе возможно во многих случаях. Более того, дефицит техники порождает пользовательский голод, школа вынуждена распределять машинное время и ресурсы, что повышает производительность оборудования, развивает у пользователя привычку экономно их распределять.Школа перейдет в новое качественное состояние, если · информация о состоянии дел будет наглядной и доступной каждому участнику образовательного процесса;· критерии оценки и объекты оценивания будут сведены к определенному количеству инвариантов;· система диагностики и измерителей будет доступна, воспринята всеми сотрудниками школы;· ИТ повлияют на повышение квалификации сотрудников;· ИТ позволят сделать образовательную среду более комфортной;· инвариантные показатели изменения школьной среды приобретут желаемый рост.Работы по созданию и внедрению автоматизированных систем управления (АСУ) в образовательных учреждениях начались в 80-х годах XX столетия еще в СССР. Стартовал этот процесс с вузов и с Министерства высшего и среднего специального образования. Во многих институтах АСУ были разработаны и внедрены в различных вариантах. В первую очередь автоматизировались бухгалтерии, где появились программы расчета зарплаты. На втором этапе дело коснулось информационных служб -подготовка и редактирование списков групп абитуриентов, оперативное отображение результатов приемных экзаменов по группам, формирование расчетных проходных баллов на специальности, факультеты и вузы в целом, подготовка списков зачисленных. Позднее уже ставились задачи автоматизации подготовки отчетов по кафедрам, факультетам и по вузу в целом в соответствии с установленными формами.Автоматизация деятельности школы нача­лась с известного постановления 1984 года о введении нового предмета «Основы инфор­матики и вычислительной техники». Почти сразу же появились инструктивные письма, предписывающие учителю проводить в каби­нете информатики занятия с использовани­ем обучающих программ, также помогать пре­подавателям общеобразовательных дисцип­лин готовить дидактические материалы для проведения занятий, общешкольных мероп­риятий и аттестации. Учитель информатики должен был активно участвовать во внекласс­ной и в общешкольной воспитательной работе, например в выпуске школьных и класс­ных газет. И кроме того, совместно с учите­лями других дисциплин он должен был пре­доставлять время ученикам для работы с компьютером и руководить проектной рабо­той школьников по этим дисциплинам.Как всегда, никакой дополнительной опла­ты за эти виды деятельности педагог не по­лучал. Формально считалось, что можно пла­нировать и проводить интегрированные уро­ки, но реально ни от одного учителя я ни разу не слышал, чтобы такие мероприятия дей­ствительно оплачивались. Преподаватели, пытавшиеся строго выполнять все названные инструкции, приходили в компьютерный класс к 8.00 и уходили в 22.00. Насколько ус­пешен такой режим работы, можно судить, лишь вспомнив, что 90-95 процентов учите­лей информатики - женщины.На первом этапе информатизации школы все перечисленные дополнительные обязан­ности выполнялись на энтузиазме отдельных педагогов. Внедрение компьютерных техно­логий в учебный процесс в этих условиях принципиально не могло носить массового характера.В 2000 году была объявлена Президентс­кая программа компьютеризации сельских школ, позднее преобразованная в министер­скую «Программу развития единвй образова­тельной информационной среды на 2001-2005 гг.» (РЕОИС). Предусматривались сле­дующие этапы:поставки компьютерных классов в шко­лы, профессиональные училища, колледжи и вузы;массовое обучение учителей школ и пре­подавателей учреждений профессионально­го образования основам применения ИКТ в учебном процессе и в воспитательной рабо­те;поставка в общеобразовательные средние школы федерального комплекта обуча­ющих программ.Параллельно с РЕОИС в содружестве с ком­паниями Intel и Microsoft проводилось обучение учителей школ основам преподава­ния общеобразовательных дисциплин по ме­тоду проектов с использованием ИКТ по про­грамме Intel «Обучение для будущего». Ана­логичную работу вела Федерация Интернет Образования (ФИО). В ряде регионов России была создана сеть учебных центров ФИО.По данным Минобразования РФ, на ноябрь 2003 года для полноценной реализации всех проектов программы РЕОИС требовалось 25 миллиардов рублей. Реальное же финанси­рование составило 7,5 миллиарда, то есть менее трети от потребности.В связи с нехваткой средств некоторые про­екты программы были реализованы лишь частично. Так, по одному из проектов про­граммы в 2004 году планировалось выделить средства на поставку фрагментов компьютер­ных классов в школьные библиотеки и в пред­метные кабинеты для полноценного исполь­зования ИКТ в преподавании физики, химии, математики, истории и других общеобразо­вательных дисциплин. Реально в продвину­тых школах, имеющих более энергичных ди­ректоров, в некоторые предметные кабинеты было установлено по одному компьютеру. В лучшем случае это позволяло работать с элек-тронными образовательными ресурсами только# демонстрационном режиме при из­ложении нового материала. Организовать творческую проектную работу по предмета-в этих условиях проблематично. Основной компьютерный класс типовой средней шко­лы, как правило, перегружен преподаванием информатики и работами самих учителей.Продолжением программы РЕОИС стала Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО).Один из ее проектов - подключение средних школ к Интернету в течение 2006-2007 годов через выделенные телефонные линии с ис­пользованием цифровых ADSL-модемов. До­полнительная аппаратура, само подключение и трафик в течение двух лет с момента под­ключения оплачиваются за счет средств фе­дерального бюджета. Предполагается, что дальнейшее финансирование трафика, арен­ды канала связи и обслуживания подключе­ния возьмут на себя региональные бюджеты. По последнему моменту пока полной ясно­сти нет. В дотационных регионах пока всерьез надеются, что финансирование доступа в Сеть за счет госбюджета будет продолжено и даль­ше. Так ли это, очень скоро станет известно. Иначе в большинстве регионов подключение будет выполнено, а пользоваться интернет-I ресурсами в учебном процессе школы не смо­гут. К сожалению, сейчас во многих регионах сложилась ситуация, когда большинство ру­ководителей образования начиная от дирек­торов школ и их заместителей и кончая на­чальниками региональных структур управле­ния не только не используют Интернет, но и плохо представляют, зачем он нужен.С марта 2005 года в выбранных по конкур­су пилотных регионах России реализуется совместный проект Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и Министерства образования и науки РФ «Информатизация системы образования»*.А Мининформсвязи с 2008 года начинает второй этап проекта создания механизма уни­версального обслуживания во всех населен­ных пунктах страны. По заявлению министра, к концу 2008 года телефонная связь и точки широкополосного доступа в Интернет появят­ся во всех населенных пунктах России с на-' селением более 500 человек.Какой хотят видеть современную российс­кую школу руководители образования с точ­ки зрения информационного обеспечения и применения средств ИКТ в учебном процессе и в управлении школой? Желаемый образ облика школы XXI века сводится к следую­щим показателям.Обеспеченность компьютерами в школе должна быть доведена до уровня хотя бы средних европейских гимназий, где на 10-15 учеников приходится один компьютер (в луч­ших ш-елах Европы и Америки это соотношение составляет 5:1, а в школах Москвы, наиболее благоприятного в этом отношении региона, сейчас лишь 20:1).Фрагменты компьютерных классов по 5-6 компьютеров, подключенных к Интернету, необходимо разместить во всех предметных кабинетах и в школьной библиотеке.Каждой школе - свое интернет-представи­тельство. На нем обязательно есть раздел те­кущей успеваемости, где представлены элек­тронные версии журналов всех классов. По личному паролю родители могут ознакомить­ся с текущей успеваемостью своего ребенка, с четвертными, полугодовыми и годовыми оценками, не приезжая специально для этого в школу. Кстати, уже сегодня бабушка, живу­щая в Рязани, по личному паролю может по­смотреть оценки внука, обучающегося в Рус­ской гимназии в Таллине. На таком сайте дол­жен быть создан форум для родителей и пе­дагогов для обсуждения всех текущих вопро­сов учебы и воспитания, проведения роди­тельских собраний в виртуальном простран­стве.В школе создано единое информационное пространство, разграниченное правами дос­тупа для различных групп пользователей, позволяющее эффективно организовать:учебный процесс, в том числе для уче­ников, находящихся на домашнем обучении;воспитательную работу;сбор учебной и управленческой инфор­мации;формирование стандартных школьных отчетов учителей, заместителей директоров и директора.В идеале в будущем должны быть также созданы единые образовательные информа­ционные пространства муниципального обра­зования и региона в целом. Опыт такого рода в городах и регионах России уже есть. Пока, конечно, еще не организован сбор информа­ции для реализации управленческих функций, но образовательные муниципальные и реги­ональные компьютерные сети, объединяю­щие учебные ресурсы вузов, колледжей и школ в России, существуют более 10 лет. Есть города, такие как Переславль-Залесский, где Интернет есть в каждой квартире. Разработа­на довольно обширная линейка программных продуктов, позволяющих организовать, по крайней мере, единое информационное про­странство образовательного учреждения для школы, профессионального училища, кол­леджа или вуза.Ограничим свое рассмотрение методическими и ' уганизационными вопросами созда­ния единого информационного пространства (ЕИП) полной средней школы.Процесс создания ЕИП школы занимает не менее 2-3 лет и требует интенсивной работы практически всего педагогического коллекти­ва. У всех участников этого процесса - учите­лей, классных руководителей, у директора и всех его заместителей - появляются допол­нительные ежедневные функциональные обя­занности по поддержанию информационно­го обеспечения ЕИП. Эти обязанности долж­ны быть строго прописаны в соответствую­щих приказах директора. Опыт показывает, что число таких приказов должно быть около 20.Руководитель должен продумать систе­му оплаты участников этой работы за ис­полнение дополнительных обязанностей. Пока это не предусмотрено никакими нор­мативными документами по расчету тари­фикации.Должна быть строго продумана и реали­зована система прав доступа на просмотр и изменение информации. Директор школы, например, имеет право просмотра любой ин­формации, а изменять и дополнять может только ту информацию, которую готовит он сам. Заместители директоров имеют право просмотра информации по своим направле­ниям деятельности, а изменять и вводить данные могут только для своих собственных отчетных документов. Классный руководи­тель имеет право просмотра и ввода итого­вых данных успеваемости своего класса. Изменять текущие оценки, поставленные учителямиШо предметам, он не может. Учи­теля отдельных дисциплин просматривают и редактируют информацию только по своим классам и своим предметам. Родителям в журналах доступна информация лишь о кон­кретном ученике. Преподаватели отдельных предметов обязаны ежедневно вносить на сайт текущую информацию: результаты оп­росов и контрольных, изучаемые темы, ито­говые оценки по периодам. В конце учебно­го года необходимо перенести в архив дан­ные о выпускниках, окончивших школу, и ввести данные о вновь набранных учениках. Кроме того, следует вносить изменения, свя­занные с переводом детей из класса в класс и так далее.В общем, при вводе в действие и эксплуа­тации школьной автоматизированной инфор­мационной системы (АИС) приходится решать практически тот же круг вопросов, что в свое время решался при создании и поддержании работы АСУ на предприятиях.Должен быть решен вопрос об админист­раторе АИС. Этот работник обеспечивает ус­тановку необходимых программных продук­тов, проводит описание системы прав дос­тупа для всех других пользователей АИС, описание групп пользователей в соответ­ствии с их функциональными обязанностя­ми, резервирование данных на случай отка­зов техники. Пока что, увы, в школьном штат­ном расписании такая кадровая единица не предусмотрена. В идеале это должен быть человек, имеющий два высших образования: инженера и педагога. Ни учитель информа­тики, ни заместитель директора по ИКТ (вспомним, что эта должность вводится «вне сетки» штатного расписания за счет финан­совых резервов школы и по существу не имеет строгого юридического статуса) с эти­ми обязанностями в общем случае не спра­вится. Пока только идет дискуссия, где взять такого работника, как ему платить зарплату. Участники дискуссии склоняются к выводу, что при существующем положении дел та­кой администратор может быть один на не­сколько школ. Если речь идет об учрежде­ниях одного города, это еще реально. Но если это район с большим количеством раз­мещенных на значительных расстояниях друг от друга малокомплектных школ, вопрос су­щественно усложняется.Данные, образующие информационное наполнение системы, имеют сложную структуру связей. АИС «Школа» должна включать следующий набор справочных баз данных:контингент (ученики);кадры (учителя, директор, заместите­ли, бухгалтерия);нормативные документы (устав школы, лицензия, программа развития и др.);приказы;материальная база (учебные и хозяй­ственные помещения, техническое оснаще­ние);учебные планы (классы, предметы, гра­фики учебного процесса);родители;классные журналы;• типовые отчетные формы и ряд других.Для реализации собственно учебного про­цесса требуются специальные базы:конспекты занятий по предметам, клас­сам и темам;дидактические материалы для поддер­жки занятий (рисунки, электронные версии картин, документов, фотографий, видео­клипы, тесты);школьная медиатека (краткие описания содержания имеющихся обучающих про­грамм, методические рекомендации по при­менению на занятиях по конкретным раз­делам и темам).Предполагается, что методические базы данных постоянно пополняются учителями соответствующих дисциплин. В идеале, если приходит новый учитель, то в методи­ческой базе он сможет найти план занятия по любой теме и минимальный набор необ­ходимых дидактических материалов.Функциональное исполнение АИС долж­но позволять формировать различные ана­литические отчеты начиная, например, от списка учеников-юношей 9-х классов, под­лежащих в текущем году постановке на учет в военкомате, и заканчивая стандарт­ными школьными отчетами типа ОШ1 -ОШ9. Кстати, Информационно-аналитичес­кий центр Департамента образования Мос­квы (www.iacedu.ru) выпустил брошюру об организации службы информационного обеспечения школы. В ней подробно рас­писаны состав и обязанности работников, перечень типовых документов, штатное расписание и тарифно-квалификационные характеристики работников службы. На начальном этапе брошюра будет полезна руководителям школ, планирующим созда­ние АИС школы.Последние 6 лет на рынке появилось большое количество программных продук­тов, с помощью которых можно построить как отдельные подсистемы АИС школы, так и создать комплексные решения для пол­ной АИС школы с последующей ее интег­рацией в АИС муниципального образова­ния.Так, программный продукт ^ School Info компании «Инсайрес» представляет со­бой минимальный вариант АИС для шко­лы. Система обеспечивает оперативное представление на сайте школы данных о посещаемости занятий учеников, их до­машних заданиях и успеваемости, которая оценивается его рейтингами по предметам. Получение информации об успеваемости ученика возможно в трех формах:электронное письмо;SMS-сообщение на мобильный теле­фон;непосредственный просмотр на сайте после получения логина и пароля.Дополнительная услуга - возможность общения учеников через форум или чат. Идеология системы предполагает, что ин­формация для родителей будет платной: предусмотрена система тарифных планов в зависимости от объема и формы выда­ваемой информации. Другой интегрированный продукт для средней школы, обеспечивающий созда­ние полноценной AI/IC - электронная об­разовательная среда КМ-Школа компа­нии «Кирилл и Мефодий». Ее информа­ционные базы позволяют разместить в ло­кальной вычислительной сети школы це­лый ряд ресурсов:универсальную медиатеку Кирилла и Мефодия;медиатеку по предметам;электронный образовательный кон­тент (уроки, тренинги, хрестоматии, репе­титоры, единую базу данных медиаобъек-тов - 55900 иллюстраций, более 600 ани­маций, 35 часов видеофрагментов, 9800 звуковых фрагментов);учебно-методические материалы шко­лы;школьные базы данных.Кстати, сайт школы можно разместить на I серверах компании, воспользовавшись при этом ЭОР, куда входят более 8000 книг (включая все художественные произведе­ния школьной программы), более 7500 му­зыкальных произведений российскими за­рубежных авторов и исполнителей в фор­мате трЗ, энциклопедии, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.Учитель волен использовать готовые на­боры медиауроков или создавать свои уро­ки из предложенных ему медиаобъектов. Для этого достаточно указать предмет, класс и тему, выбрать из имеющихся под­ходящие объекты, подготовить свой текст и скомпоновать конспект урока.Пользователи системы - директор и его заместители, учителя и классные руково­дители, ученики и родители, библиотекарь и системный администратор.Благодаря возможности удаленного до­ступа к ресурсам КМ-школы ими можно пользоваться не только с помощью домаш­него компьютера, но даже с сотового те­лефона. Функциональные модули позволя­ют автоматизировать составление распи­сания и отчетов, а также поиск, отбор и об­работку данных об учебном процессе. Правда, автоматизация школьной бухгал­терии в КМ-школе не предусмотрена.Продукты ^ ООО «ФинПромМаркет - XXI» (ИВЦ «Аверс») обеспечивают автоматиза­цию повседневной деятельности админи­страции образовательного учреждения по следующим направлениям:управление учебно-педагогическим процессом;унификация внутришкольного доку­ментооборота;мониторинг состояния образователь­ного процесса;контроль качества и степени обученности учеников.Для начального знакомства с сайта мож­но получить бесплатные версии программ, которые касаются тарификации, отчетно­сти, работы директора, библиотеки, бух­галтерии, составления расписания и так да­лее*. По существу предлагаются две ли­нейки согласованных программных про­дуктов по автоматизации документооборо­та образовательных учреждений и муници­пальных органов управления образовани­ем. Подсистемы управления образователь­ным контентом, информационные системы для родителей и учащихся, создание школьного сайта не поддерживаются.Довольно интересна автоматизирован­ная система информационного обеспе­чения управления школой АСИОУ «Шко­ла 4.0» городского Центра развития об­разования Управления образования мэ­рии Ярославля. Она обеспечивает автома­тизацию на школьном и муниципальном уровнях, используя распределенные сете­вые базы данных на школьньтх серверах. Включает следующие подсистемы:образовательное учреждение;кадры (по каждому учреждению на своем сервере);классы (классы и списки учеников);ученический контингент.В «Школу 4.0» входит несколько при­кладных подсистем (программ):^ Тв''овый мониторинг учебного процес­са обеспечивает мониторинг качества ус­воения учебного материала. Выполняется собственно тестирование и аналитическая обработка результатов.^ Итоговая успеваемость позволяет фор­мировать отчеты по классам, предметам, учителям, по школе в целом.Педагогический мониторинг предназна­чен для анализа четвертных и годовых кон­трольных работ в тестовой и обычной фор­мах.Диагностика сформированности обще­учебных навыков предназначена для ана­лиза знаний учеников начальной школы (техника чтения, устный счет).Социометрия (диагностика взаимоотно­шений ученик - ученик).ПК-метрия (диагностика взаимоотноше­ний педагог - класс).^ АУД (диагностика взаимоотношений ад­министрация - педагоги).ПСИ (диагностика психоэмоционально­го и личностного развития учеников).АСИОУ не ориентирована на работу со школьниками и родителями, не содержит встроенных средств организации учебно­го процесса, составления расписания, под­держки учебного процесса. Пока что эта си­стема прошла апробацию в течение 5 лет в школе № 39 Ярославля.Сетевой продукт для построения инфор­мационного пространства школы ^ Net Шко­ла 3.0 ООО от компании «РООС» входит в состав набора для комплексной автома­тизации системы образования на школь­ном и муниципальном уровнях. К инфор­мации Net Школы имеют доступ админис­тратор системы, директор и завуч, учитель и классный руководитель, родитель, тех­нический персонал (секретарь). Для пользователей каждого типа настраивают­ся права доступа. При этом каждый выпол­няет свои задачи:директор и его заместители - форми­руют информацию о школе, ведут госста-тотчет^ность, отвечают за учебный план, расписание, списки классов и подгрупп, со­здают книги движения учеников, обраб. тывают отчеты об успеваемости и посеща­емости;учитель и классный руководитель -планируют уроки, составляют списки учеб­ников, ведут классный журнал;ученики и родители - просматривают дневник, выполняют задания по учебным курсам, следят за расписаниями и отчета­ми о текущей успеваемости.Подсистема поддержки общения уча­щихся в сети включает доску объявлений, почту, форум. В разделе «Школьные ресур­сы» хранятся созданные учителями мето­дические материалы и ссылки на те или иные сайты и страницы. Также есть раздел «Портфолио проекта» с подборками тем и ресурсов по конкретным направлениям проектной деятельности.Система Net Школа позволяет создавать собственные несложные дистанционные курсы и тесты. Также возможно подклю­чение курсов сторонних производителей. Специальный SCORM-конструктор поддер­живает создание учебных курсов и моду­лей, соответствующих международной спе­цификации SC0RM 1.2. В системе можно назначать задания, контролировать их вы­полнение, назначать оценочные шкалы (5-балльную, 100-балльную).Пакет 1С: ХроноГраф Школа 2.5 фир­мы «Хронобус» поставлялся в школы пи­лотных регионов - участников проекта ИСО НФПК и Минобрнауки*. Он представляет собой информационную систему админи­стрирования деятельности образователь­ного учреждения. Для полной комплекс­ной автоматизации школьного документо­оборота предусмотрен обмен данными между пакетом 1С:ХроноГраф 2.5 Школа и следующими дополнительными пакета­ми:• ХроноГраф 3.0 (планирование учебно­го процесса, расписание, замены);• 1С: Зарплата и Кадры (выгрузка дан­ных о тарификации сотрудников для рас­чета зарплаты);• 1С: Школьная библиотека;• программы, поддерживающие про­цесс обучения ЦОРами.Система предусматривает обмен данны­ми с образовательными информационны­ми системами муниципального уровня:• выгрузка данных в программный па­кет «1С: ХроноГраф Кадры для Управления образования»;• выгрузка данных в программный па­кет «1 С: ХроноГраф Контингент для Управ­ления образования»;• выгрузка данных об образовательном учреждении, учениках старших классов и выбранных ими для сдачи ЕГЭ предметах в стандартах госэкзамена.Программа 1 С:ХроноГраф 2.5 обеспечивает сетевой многопользовательский ре­жим работы для администратора, секрета­ря-делопроизводителя, классного руково­дителя, преподавателя-предметника (пра­ва каждой категории пользователей уста­навливаются индивидуально). Однако спе­циального образовательного контента, до­ступа в систему учеников и родителей, а также возможности создания школьного сайта не предусмотрено. Тем не менее фир­ма 1С выпустила серию репетиторов по всем школьным предметам, в том числе по подготовке к ЕГЭ, реализованных на той же платформе 1С:Предприятие.Пакет 1С:Управление школой вошел в состав Базового стандартного пакета про­граммного обеспечения (БСППО), который в начале 2008 года был поставлен во все школы России в соответствии с проектом «Первая помощь». Также туда были вклю­чены следующие продукты:• платформа 1 С:Предприятие v.7.7 (спе­циальная модификация для школ) с набо­ром конфигураций (программ);• 1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ;• 1С:Школьное питание;• 1С:Школьная библиотека;• 1С:Хронограф Тарификация для бух­галтера ПРОФ;• 1С:Зарплатаи кадры;• 1С:Бухгалтерия для бюджетных уч­реждений;• Редактор расписания ХроноГраф 3.0 Мастер;• Электронный справочник «Образова­ние, наука, инновации»;• Электронный каталог для школьных библиотек.Как и большинство пакетов, базирую­щихся на различных версиях платформы 1С:Предприятие, этот набор защищен электронным USB-ключом HASP, постав­ляемым в том же комплекте. Пакет по­зволяет автоматизировать учет библио­течных фондов, школьного питания, бух­галтерский и кадровый учет, составление расписания в учебных заведениях любо­го типа, а также производить расчет зар­платы. При этом в нем отсутствуют ин­тегрированный образовательный контент и соответствующие средства управления» учебной деятельностью. Впрочем, фир­ма 1С выпускает многочисленные про­граммные продукты для поддержки учеб­ного процесса и подготовки к ЕГЭ отдель­но.Помимо перечисленных систем в печа-ти и на конференциях сейчас можно найти немало сообщений о школьных АИС соб­ственной разработки.Планирование и управление учебным процес­сом осуществляет заместитель директора, ко­торый оперирует общими для всех общеобра­зовательных учреждений базовыми данными и информационными потоками. К ним относят­ся:определение структуры деятельности уч­реждения (временных регламентов деятельно­сти, количества и учебных объединений, обес­печение необходимыми кадровыми ресурсами, наличие производственных площадей);планирование учебной деятельности учреж­дения (разработка учебных планов для всех ранее определенных учебных объединений и распределение педагогической нагрузки с уче­том имеющихся кадровых возможностей);проецирование сформированных учебных планов на временную ось (расписание учебных занятий) с учетом всевозможных ограничива­ющих факторов (временных регламентов дея­тельности учебных объединений и педагогичес­ких кадров, ограничений по «производствен­ным» площадям» и тому подобное);обеспечение возможности динамического реагирования на запланированные и спонтан­ные изменения в процессе реализации учебной деятельности (болезни учителей, незапланиро­ванные мероприятия и так далее).Административное управление функциониро­ванием образовательного учреждения и обес­печением образовательного процесса осуще­ствляется директором образовательного учреж­дения (а так же секретарем). Отдельные инфор­мационные модули могут готовиться другими администраторами школы в соответствии с распределением функциональных обязаннос­тей. Важнейшая часть административного уп­равления - издание приказов, подготовка фи­нансовых и других документов. К основным информационным блокам административного управления можно отнести следующие:1. Базовая информация:детализированная информация об учреж­дении как в редактируемой форме, так и в стан­дартах ЕГЭ (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомствен­ная принадлежность, адресные и контактные данные и так далее);структура учреждения, с детализацией по специализации и численности классов, групп продленного дня и других объединений;учебная периодизация с указанием учеб­ных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами;информация об аудиторном фонде с ука­занием вместимости и месторасположения ка­бинетов, закрепления за каждым из них переч­ня материальных ценностей и учебно-методи­ческих пособий, включая полиграфические и электронные издания;план работы образовательного учреждения и его структурных подразделений;штатное расписание с учетом месячного и годового фондов заработной платы.2. Кадры:личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета;сформированные, отредактированные и сохраненные данные по использованию препо­давательского состава, включая специализа­цию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом и так да­лее;книга приказов по сотрудникам учрежде­ния, систематизация приказов по типам, а так­же оформление приказов на базе соответству­ющих шаблонов.3. Учащиеся:личные дела учеников;журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости;сведения для организации участия учени­ков старших классов в ЕГЭ;книга приказов по учащимся, системати­зация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов;документы, на основании которых проис­ходит распределение учеников по классам и перевод из класса в класс;• архивные карточки выпускников 9-х,11-х (12-х) классов и выбывших учеников.4. Финансы:• средства всестороннего учета и контроля за соблюдением финансовых нормативов, на основе проведения полного комплекса работ по ратифицированию сотрудников, учета распре­деленной педагогической нагрузки, информа­ции о материальных ценностях и подготовки инвентарных списков.у 5. Учебно-воспитательный процесс:• учебная плановая документация с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальное нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения;• организационно-методическая и справочная информация, обеспечивающая деятельность классных руководителей и преподавателей предметников по организации и контролю за качеством учебно-воспитательного процесса;- электронные классные журналы;• сводные и аналитические отчеты по успе­ваемости и посещаемости учеников.Система, обеспечивающая учебный про­цесс, содержательную работу педагогов и школьников цифровыми образовательными ресурсами, учебными материалами и резуль­татами учебной деятельности, должна пред­полагать возможность масштабирования и настраивания на различные уровни оснаще­ния и формы организации образовательных учреждений.Такая информационная система должна со­держать основные программные средства, ко­торые помогут:создавать и хранить в образовательном учреждении востребованные преподавателями и учениками ЦОР и их описаний;обеспечить работу учеников и учителей с ЦОР: редактирование, в том числе с использо­ванием внешних приложений, создание инди­видуальных творческих работ, демонстрацию в ходе урока;организовать автоматизированное постро­ение материалов для проведения занятий по конкретным темам в виде стандартизованных html-документов из элементарных цифровых ресурсов, имеющих стандартизованные xml-описания; согласовать ЦОР с тематическими учебными планами и планами-конспектами уроков, иерархическое построение учебных материа­лов;• организовать индивидуальную и групповую работу, в том числе с использованием внешних приложений, обеспечением совместной рабо­ты над одним ресурсом через создание общего портфеля результатов работы группы школь­ников, возможности общения с использовани­ем внутренней электронной почты;организовать тестирование знаний учени­ков с фиксацией результатов в едином журна­ле результатов автоматического тестирования;фиксировать качество обучения, исполь­зовать не только традиционные отметочные технологии, но и многокритериальные, хранить данные об успеваемости и критерии оценива­ния (оценочные шкалы);автоматически отмечать активность уче­ников и учителей;сохранять результаты учебной деятельно­сти школьников (формировать портфель ра­бот детей), представлять их в локальной школь­ной сети и Интернете;демонстрировать учебные материалы на экране с помощью проектора с использовани­ем возможностей разделения изображений на экране компьютера и на экране проектора;вести администрирование, позволяющее составлять списки пользователей (завучей, преподавателей, учеников), управлять права­ми доступа к различным разделам системы, ресурсам учебного заведения и Интернету на основе списка классов и расписания занятий;• осуществлять обмен данными с другими системами, используемыми в школе.Данная система должна обеспечивать под­держку различных видов учебной деятельнос­ти ::э только на уроке, но и при выполнении учениками домашнего задания (в том числе на домашних компьютерах).До окончательного формирования структу­ры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены ин­формационными модулями обеспечения обра­зовательного процесса.Состав информационных модулей в различ­ных учреждениях может различаться, но, как правило, в него должны входить блоки обеспе­чения деятельности следующих специалистов: библиотекаря, психолога, логопеда, медицинс­кого работника, бухгалтера (при наличии соб­ственной бухгалтерии), завхоза, ответственно­го за организацию питания и других.Перечисленные информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные программные приложения, каждое из которых решает свои специфические задачи. В зависи­мости от этих решаемых задач конкретные приложения могут представлять собой автома­тизированные рабочие места пользо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.