Муниципальное общеобразовательное учреждение«Хохольская средняя общеобразовательная школа»Доклад на тему: «Исследовательские задания на уроках русского языка»Выполнила учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Авдеева Валентина НиколаевнаХохол - 2008Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию, были выделены четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания, и тогда образование можно рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни. В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество – одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. В США, например, существует институт творческого решения проблем (Нью-Йоркский университет в Буффало), созданы различные компании, которые организуют семинары по вопросам творческого развития. У нас же много написано о развивающем общении, о необходимости подбора развивающих заданий, включающих ученика в мыслительную работу, о моделировании на основе диагностических материалов образовательной среды, ее организационных, методических и содержательных компонентов, об инновационных процессах. А на деле учителям приходится самостоятельно организовывать такое обучение, по крупицам собирая материал. Эффективность индивидуальных исследовательских работ в решении образовательных и воспитательных задач в настоящее время не вызывает сомнений. Вместе с тем остается открытым вопрос о возможностях и о самой необходимости внедрения исследовательского подхода в преподавание школьного предмета «русский язык». Немногочисленные эксперименты в этой области пока носят единичный и разрозненный характер, в то время как успешно внедряются методические разработки по исследовательскому обучению физике, химии, истории. Такое положение дел не случайно и, безусловно, связано со спецификой этого школьного предмета. Преподавание русского языка преследует несколько автономных целей, часть из которых не может быть успешно достигнута средствами исследовательской деятельности. Можно выделить три основные цели преподавания родного языка в школе: выработка устойчивых навыков правописания (техника), развитие устной и письменной речи (искусство), осмысление языка как системы знаков разных уровней (наука). Очевидно, что для достижения первой цели используются в основном задания репродуктивного характера, вторая цель достигается системой творческих заданий (изложений, сочинений, эссе, рассказов и т.п.) и лишь третья цель преподавания родного языка допускает непосредственное отношение к научному способу познания. Сказанное не означает, что между правилами правописания нет логических взаимосвязей, которые можно было бы выявить исследовательскими методами; мы утверждаем лишь то, что возможности исследовательского подхода в процессе усвоения той или иной системы правил и выработки устойчивых навыков их применения весьма ограниченны. Что же касается уроков развития речи, то их, конечно, эффективнее строить на принципах не исследования, а художественного творчества. Очевидно, что исследовательское и творческое (эстетическое) отношение к языковому факту — это принципиально разные вещи, за которыми стоят не только разные профессии, но и разные типы личности (лингвист, поэт). Уникальность роли школьного учителя-словесника в том, что он должен развивать в учащихся и то, и другое и при этом не забывать о необходимости выработки устойчивых навыков грамотного письма. Итак, школьный предмет «русский язык» теоретически допускает масштабное внедрение исследовательского подхода в преподавание лишь языковедческой части материала. К сожалению, пока не существует целостной системы исследовательского обучения грамматической теории, то есть такого обучения, которое было бы направлено на те же цели, что ИДУ, моделировало исследовательскую деятельность и было способно подготовить учащихся к индивидуальному исследованию. Хочется надеяться, что предлагаемые в данной работе исследовательские задания по русскому языку приближаются к решению этой задачи. Исследовательские задания близки олимпиадным задачам, . так как за ними стоят те же традиции русского университетского образования, однако типологически могут отличаться от них открытостью финала и допускать различные версии решений. Основной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является их результат — новая информация, которую можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставленный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы). Принято отличать собственно исследование, направленное на открытие объективно нового знания, от учебного исследования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию знания, полученного учеными ранее. Если индивидуальная исследовательская работа учащихся по языкознанию вполне может соответствовать принципам собственно исследования, то исследовательское обучение на уроках разумно строить на заданиях учебно-исследовательского характера. Исследовательское обучение имеет следующие цели: развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. Достижению этих целей могут способствовать не только исследовательские задания, но и такие известные педагогическому сообществу методы проблемного обучения, как проблемное изложение, поисковая беседа и эвристическое изучение (Кульневич, Лакоценина ). В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.^ 1. Сбор языкового материала Чтобы определиться со спецификой исследовательских заданий, рассмотрим сначала задания, построенные исключительно на сборе материала.Задание. Найдите как можно больше субстантивированных прилагательных и причастий в русском языке.Задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2—3 года? Сюда же отнесем задания, предполагающие анализ собранного материала способом, освоенным учащимися ранее.Задание. Подберите несколько слов разных частей речи, основа которых состоит из приставки, корня и одного суффикса. Запишите их в три группы: слова приставочного способа словообразования, слова суффиксального способа словообразования и слова приставочно-суффиксального способа словообразования.Сбор языкового материала в заданиях этого типа выступает как средство закрепления знаний и умений и не ведет к обнаружению новой информации и имеет лишь весьма опосредованное отношение к исследовательской деятельности. Но такого рода задания полезны и увлекательны. Чтобы обеспечить выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.Задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.Задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.Задание. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.Задание. Что было раньше: падение редуцированных или переход е>о? Подберите примеры русских слов, доказывающих вашу точку зрения. Целью поиска языковых фактов в заданиях этого типа является ответ на проблемный вопрос.^ 2. Анализ способов описания В старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.Задание. В одном из школьных учебников по русскому языку даны следующие примеры, иллюстрирующие основные способы словообразования имени существительного и прилагательного. Имя существительное: Приставочный — безоблачность. Суффиксальный — орешник. Приставочно-суффиксальный — подосиновик. Сложение — паровоз. Субстантивация — кондитерская. Имя прилагательное: Приставочный — досрочный. Суффиксальный — серебряный. Приставочно-суффиксальный — безымянный. Сложение — прошлогодний. Найдите ошибочные примеры и подберите к этим способам словообразования более удачные иллюстрации. Еще один весьма полезный, но довольно сложный тип исследовательских заданий направлен на анализ противоречащих интерпретаций. Такие задания предваряют проблемную беседу.Задание. Три студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно: cлед-ова-тель-н-о; след-ова-тель-но; след-ова-тельн-о; след-ова-тельно. Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик. В старших классах, где ученики набраны из разных классов или из разных школ, проблема множественности частеречного статуса причастий и деепричастий обнаруживается гораздо проще: достаточно при повторении морфологии спросить учащихся о том, что такое причастие или деепричастие, и попросить их аргументировать свою точку зрения.Проблемный вопрос. Показатель инфинитива -ть — это формообразующий суффикс или окончание? Почему?Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион ? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?Задание. Каковы морфологические признаки слов мы, наш, любой, где-то?К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?^ 3. Анализ языкового материала Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних. Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией.Задание. Сравните слово брат в индоевропейских языках: брат (русск.) brother (англ.) frère (франц.) brat(польск.) Bruder (нем brathir (ирл.)bhrata (санскр.) frater (лат.)Слова очень похожие, но разные. О чем это говорит? После дискуссии о родстве языков и о фонетических процессах, приводящих к тому, что слова все-таки звучат различно, уместно будет еще одно задание этого же типа:Задание. Сравните: компьютер (русск.) computer (англ.) kompjuter (польск.) Komputer (нем.) Слова почти одинаковые. О чем это говорит?^ Задания по анализу материала, выявляющие определенную закономерностьЗадание. Запишите примеры: неплохо не плохо небольшой не красный недруг не друг В чем разница в значении частицы НЕ и приставки НЕ-?^ Задания по анализу материала, выводящие классификацию.Задание. Запишите примеры слов, образованных сложением сокращенных основ (аббревиацией): СНГ, МГУ, МАИ, вуз, ЦУМ, подлодка, стенгазета, совхоз, Минфин. Сколько типов аббревиатур можно выделить?Групповое задание. Понаблюдайте за положением органов артикуляции (языка, губ) при произнесении русских ударных гласных, выявите 2—3 дифференциальных (отличительных) признака и на их основании составьте классификацию гласных.Групповое задание. Понаблюдайте за положением органов артикуляции (языка, губ) при произнесении русских согласных [п], [т], [к], [ф], [с], [ш], [х]. Как описать различия в артикуляции этих согласных?^ Задания по анализу материала, вводящие новое понятие, способ интерпретации.Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор. Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова? Аналогично можно построить введение понятия, например, нулевой связки.Задание. Запишите предложение: Мой брат — студент. Найдите грамматическую основу предложения. Есть ли у какого-либо слова в этом предложении грамматическое значение времени и наклонения? Введение понятия нулевого словообразовательного суффикса в старших классах лучше построить иначе.Задание. Можно ли считать синонимичными суффиксы -изн-, -от- и -ее- в словах белизна, краснота, синева! Каково значение этих суффиксов? Чем отличаются от этих примеров слова зелень, глушь и чернь! Обсудив с учащимися критерии определения грамматического рода на примерах типа Ну и шляпа же он и Моя мама — повар, можно дать задание, обнаруживающее недостаточность трехчленной классификации существительных по признаку грамматического рода.Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги. Аналогично построенное задание приведет к выводу о множественности интерпретаций.Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп.Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой.Кукла, мертвец, валет, толпа.Человечество, родня, медь, разум. К выполнению этого задания учащиеся должны быть подготовлены беседами о грамматических категориях и о формальном выражении одушевленности (при помощи окончания вин. п. мн. ч. или вин. п. ед. ч. для слов второго склонения). Возможные варианты решения проблемы определения одушевленности у слов, не имеющих форм множественного числа, таковы: Есть слова, не охарактеризованные по одушевленности. Слова, у которых вин. мн. = род. мн. — одушевленные, а остальные — неодушевленные (ведь с точки зрения здравого смысла сметана должна быть неодушевленной). Одушевленность — не категория. Совпадение форм — проблема падежа. Да и вообще речь идет всего-то об одном падеже. Контраргумент к третьей точке зрения: ^ Я восхищаюсь слонами, которых я вижу. Я восхищаюсь столами, которые я вижу. Местоимение (прилагательное) который в этих случаях не согласуется по падежу, но согласуется по одушевленности. Значит, одушевленность — это самостоятельная категория, представленная во всех падежах множественного числа. Ко всем теоретическим темам, подаваемым средствами исследовательского обучения, возможны закрепительные упражнения, по структуре аналогичные тем заданиям, которые вводили новую тему. Например:Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова сливки, молоко, тюфяк, существо, матрешка, покойник, туз, ферзь, молодежь. Такие упражнения, являясь неотъемлемой частью исследовательского обучения, сами по себе не являются исследовательскими. Мы рассмотрели различные варианты исследовательских упражнений, моделирующих исследование в виде, свернутом до трех этапов, но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности; например, разработать исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему.Задание. Подберите и выпишите на листок 7 слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора. В классе эти слова будет разбирать сосед по парте. После самопроверки пара выбирает из своих 14 слов 5 наиболее сложных и неоднозначных и обменивается новым списком с другой парой. Самопроверка. Все случаи, в которых четверка не достигла консенсуса, выписываются на доску. С большой вероятностью выявленный проблемный материал будет выводить на некоторые из следующих тем: морфонологические чередования, опрощение, непродуктивные и уникальные аффиксы, наложение морфем, различия в этимологической и синхронистической словообразовательной интерпретации, усечение производящей основы как сопровождающий процесс, связанные корни. Таким образом, анализ материала ведет к выявлению проблемного поля. Способ решения возникших проблем будет зависеть от учителя и возможностей учащихся (объяснение, проблемная беседа, исследование). Одну из выявленных таким образом проблем можно попытаться решить классическими методами ИДУ и оформить как индивидуальную или групповую исследовательскую работу. На любую из этих проблем можно прицельно натолкнуть учащихся, частично подобрав необходимый материал:Задание. Сделайте морфемный разбор слов розоватый и коричневатый. Подберите несколько слов с таким же по значению суффиксом. Сделайте их морфемный разбор. Сформулируйте проблему и предложите пути ее решения. При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся. Предложенные ниже игры можно проводить с учениками начальной школы, и со старшеклассниками.^ Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам - новые названия».Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Предложите участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»: «Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт». «Приключения блудного сына». «Повествование о том, как притупление бдительности ведет к трагедии». «Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении». И т.д. Для сказки «Курочка Ряба»: «Сказка о стрессонеустойчивых стариках и говорящей курице». «Сказка о благородной курочке и глупом мышонке». «Тайна золотого яйца». «Сказка о том, что не в богатстве (т.е. золоте) счастье». И т.д.Игра «Поиск темы».Исследовать можно все! Предложите ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Дети предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную из них. Для начала учитель может сам предложить несколько тем. Например, темы сказок: «Трудные подростки» («Колобок», «Метелица», «Снежная королева», «Красная Шапочка»). Преступление и наказание в сказках («Сказка о царе Салтане...», «Конек-горбунок», «Руслан и Людмила» и т.д.) Воспитание детей («Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Золушка»). Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.). Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок»). Превращение людей в животных и животных в людей («Царевна-лягушка»; «Сказка о царе Салтане...», «Русалочка», «Аленький цветочек»).^ Ищем цитаты, или «Составление инструкций».При написании исследовательских работ ученики используют высказывания известных ученых. Находить нужные высказывания на заданную тему поможет задание: составить инструкцию или памятку. Тема — любая, например, «Как дружить», «Как относиться к математике», «Как стать исследователем» («Как сделать открытие») и др. Инструкция, или памятка, должна состоять из высказываний великих людей, пословиц, крылатых выражений с указанием источника. Памятку для начинающего исследователя можно назвать «Кладезь мудрости», ее можно вручать новым членам школьного научного общества на посвящении.^ КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИЕсть у мудрейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в них каждый найти.(Феокрит) Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий, и путь опыта — это путь самый горький. (Конфуций) [1] Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К.Гельвеций) [1] Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали. (КГелъвеций) [1] Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал. (Г.Лихтенберг) [2] Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой! (Пифагор) [3] В науке все важно. (Гейне) [3] Плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки. (Лейбниц) [2] Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. (Р.Декарт) [2]Сравниваем.Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы. Предложим как пример для сравнения двух персонажей, известных всем.^ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕДА МОРОЗА И САНТА-КЛАУСА(Коллективная работа)Новый год, как и любой другой праздник, — это история народа, его культурное наследие, традиция, которую необходимо изучать и беречь. Предложите ученикам выяснить, чем различаются Дед Мороз и Санта-Клаус и что у них общего. Начните с внешнего вида. Путешествуют сказочные дедушки по территориям с разными климатическими условиями, поэтому одеты по-разному: Дед Мороз — в длинный теплый тулуп, валенки, теплую круглую шапку и рукавицы, подпоясан, а Санта-Клаус — в короткой легкой куртке, с ремнем, в штанах и ботинках. Оба — с мешком подарков. Дед Мороз - краснощекий, красноносый, жилистый, крепкий, довольно подтянутый, а Санта-Клаус — румяный здоровяк с круглым животиком. Дед Мороз хотя и ходит с посохом, но занимается спортом, в частности, лыжным, а Санта-Клаус, в прошлом злостный курильщик, ведет малоподвижный образ жизни. Дед Мороз был женат, у него есть внучка, а Санта-Клаус — холостяк. Санта-Клаус предпочитает передвигаться на оленях, а русский Дед Мороз на открытках изображается и в самолете, и в поезде, и на лыжах, и на тройке лошадей, и на оленях, и пешком, и на дельтаплане, и на воздушном шаре — ни один вид передвижения его не пугает. Можно предположить, что Дед Мороз — очень волевая личность. Ведь, в отличие от добряка Санта-Клауса, в молодости он был злющим и сердитым, но поработал над своим характером и теперь всеобщий любимец. И Дед Мороз, и Санта-Клаус — оптимисты, весельчаки, очень коммуникабельные, имеют много друзей среди детей и зверей, птиц. Оба ведут переписку с детьми, но подарки Санта-Клаус покупает в магазинах, а Дед Мороз со своими помощниками готовит сам в течение всего года. И способы вручения подарков разные. Дед Мороз старается приобщить детей к труду. Издавна дети перед Новым годом мастерят игрушки, во многих школах открыты Мастерские Деда Мороза. У Санта-Клауса и Деда Мороза много различий, но независимо от места жительства, происхождения и даже имени у них есть два неоценимых качества — доброта и внимательность к людям, которые помогают внести сказку в нашу реальную жизнь. Конечно же, сравнительную характеристику Деда Мороза и Санта-Клауса лучше проводить в декабре, когда интерес к этим персонажам повышен. Хотя в любое время года можно сравнивать все, что угодно, и кого угодно. Можно найти общее у самых разных объектов и различия у совершенно на первый взгляд одинаковых вещей... Предложенные игры развивают способности детей, вносят разнообразие в проведение занятий с членами школьного научного общества, а также готовят учеников к осознанию того, какую важную роль в жизни и учебе играет творчество.В заключение необходимо заметить, что с точки зрения русских традиций университетского филологического образования в заданиях мало оригинального. Вместе с тем эти традиции, во многом утраченные школой в XX веке и как бы открываемые сейчас заново, в школьной практике пока представлены недостаточно. Я убеждена, что исследовательское обучение (т.е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой аттестации. В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Вместе с тем преподавание русского языка не может состоять из исследовательских заданий исключительно. Необходимо внедрять элементы исследовательской деятельности в преподавание русского языка, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.Родить идею — тяжкий труд... И воплотить ее непросто... Но коль ступеньки все пройдешь, Как будто станешь выше ростом!ЛИТЕРАТУРААбрамова - Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях: из опыта работы // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 479-485.Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2003. С. 714. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 томах. Том 2. От Средневековья до Просвещения // Сост. И. И. Комарова, А.П. Кондратов. М.: Рипол классик, 2000. С. 736.Земцова — Земцова В. И. Исследовательские задания, рассчитанные на длительный срок исполнения // Физика в школе. 2002. № 4.Кулъневич, Лакоценина — Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Р/Д, 2006.Литневская, Багрянцева — Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006Пазынин — Пазынин В. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 473-478. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты // Сост. Е.С. Лихтенштейн. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1978. С. 272