План Введение 2I. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтныхситуаций 6 a . Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией 7 б .Принципиальные переговоры 11II.Применение стратегий и методов для выработки модели поведенияв конфликтной ситуации 14 a .Адекватное восприятие конфликта 14 б .Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон 16 в .
Создание климата взаимного доверия исотрудничества 19 г . Определение существа конфликта 20 д . Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров 22Заключение 25Список литературы 26 . В земной атмосферев соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормальногофункционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждогоорганизма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения .
Недостаток или избыток отдельных элементоватмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную,приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создаютсами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальнуюпропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установилсяклимат, благоприятствующий личностному
развитию и равноправному существованию целыхсообществ. .Использование черно-белых категорий добраи зла для объяснения сложных явлений мешает а подчас делает просто невозможным понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощьюоценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровуюрасправу над ними. . Чувство неудовлетворенности общением присущелюдям, в жизни которых слишком
часто и с избыточной интенсивностью проявляются дваважных феномена столкновение и отчуждение . Столкновение - это чаще всего описываемаяи встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны.В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противниковобезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаютсядискредитировать с помощью интриг, преследований,
ложных обвинений и т.п. Другиеформы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков - главное,к чему стремятся партнеры это доказать свое преимущество над другим. Иногда основнойцелью является установление господства наддругими людьми, с тем чтобы подчинить их своим интересам или использовать их радисобственной выгоды. . Среди различных форм столкновения можно найтии такие, которые содержат конструктивные и ценные начала
как для участников столкновений,так и для других людей и даже целых сообществ. Конструктивные интеллектуальные споры,конфронтации разных позиций могут приносить определенную пользу и удовлетворение,могут помочь улучшить ситуацию в мире. Общения в форме столкновений являются результатоминдивидуальных различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов-участников одной ситуации имеют аналогичную направленность.
Столкновение бываютследствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведенияи способов мышления .Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий,противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликтыразрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторыхформ поведения в конфликтной ситуации страх. Враждебность, угрозы. Если эти переживаниячрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть
и закрепиться оборонительнаяреакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характермышления, поступков и чувств . Негативные последствия страха, враждебностии чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становитсяданный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватываетвсе более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанныйв атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать
источником этой атмосферы,воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполнеосознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводитнекоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закрепленна нем как часть его личности. .Оборонительная реакция в ответ на чувство страхаи угрозы может появляться в различных формах поведения. Иногда под влиянием страхачеловек старается стать маленьким
и незаметным , чтобы не попадаться на глаза тем,кто является для него источником угрозы. Нередко встречаются такие люди, которыекогда-то в прошлом избрали для себя подобный стиль реагирования и поведения и ведутсебя так, хотя изначального источника опасности уже не существует. . Другой вид оборонительного поведения заключаетсяв постоянной готовности к нападению, к уничтожению или обезвреживанию источникаопасности. Часто для того.
Чтобы избежать потенциальной угрозы со стороны другихлюдей, прибегают к попыткам подчинить их своей власти или постоянно контролироватьих. Такое поведение не продиктовано злыми намерениями. Люди, часто поступающие подобнымобразом, заботятся исключительно о том, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно. . Еще одним способом справится с собственным чувствомстраха и надвигающейся угрозы является овладение набором уловок, игр и манипуляций,с помощью которых можно удерживать другого человека на безопасной
дистанции. Постояннаяготовность к оборонительно- наступательным и манипуляциям требует смены различных масок и костюмов , которые должны обмануть противника. Однако часто происходиттак, что тот, кто слишком часто играет или притворяется перед другими людьми, самперестает понимать, что в нем истинно и аутеично, а что - искусственно. . Иногда столкновение преобразуется в другуюформу контактов, которую можно назвать отчуждением.
Отчуждение может рассматриватьсякак конкретная форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственногобессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы. Отчуждениеможет быть характерно не только для отношений между людьми, мало знающими друг другаи имеющими мало общих интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общейработой, совместной научной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе.
Такте отношения отличаются дистантностью, равнодушием или чувством отчужденности. . Несколько более смягченной формой отчужденностиявляется так называемая конвенциональная корректность. Она основана на соблюдениинекоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удержать собственноеповедение и поведение другого человека. Эти границы устанавливаются под влияниемконвенционных норм, присущих данной среде или в результате действия неписаных законовпри выполнении социальных ролей. .
Такимобразом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами,своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характерконтактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатоминдивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участниководной ситуации имеют антагонистическую направленность.I. Описаниеметодик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций .
Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали,существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. . Возможность возникновения конфликтов существуетво всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах,разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни,надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневногосоперничества и противостояния в сфере принципиальных
или эмоционально обусловленныхстолкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. . Существуют ли какие-то возможности конструктивногои успешного решения конфликта? . Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобывзглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена в первую очередьопределить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решенияконфликтных проблем. Например, метод творческой визуализации может быть использовандля анализа
причин конфликта метод мозгового штурма может быть полезен при поискеальтернатив метод автоматической записиможет быть использован для выяснения собственных реакций на те или иные возможности метод мысленного представления может помочь спросить самого себя и получить от внутреннегоголоса совет в отношении выбора. Наконец, метод мысленного контроля или техникаволевого мышления может быть использована для выработки достаточной внутренней мотивацииили контроля с целью реализации новых решений. .
Методами контроля конфликтной ситуации может овладеть каждый. Они помогут решить проблемупрактически любого типа внутренний конфликт, с окружающими людьми. . С чего начать? . Процесс в целом начинается с рассмотренияконфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причины конфликтов и заостритьвнимание на источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны обстоятельствами некоторые связаны с особенностями вовлечения
в них людей другие могут быть обусловленыповторяющейся формой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтнойситуации. .Полезно иметь представление о некоторых общихпричинах конфликтов между людьми, которые являются результатом недостаточного общенияили непонимания различия в планах, интересах и оценках противостояния в групповыхконфликтных ситуациях неверных предположений в отношении чьих-либо действий отсутствиясочувствия нуждам и желаниям других людей и т.д. .
После обнаружения скрытых причин и источниковконфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции.Например, если конфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, очевиднаяреакция состоит в поиске путей налаживания общения. Если конфликт связан с различиемв жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанныхв результате переговоров и поиска решений,при которых в выигрыше остается каждый участник
конфликта. Если же помехой является собственные страхи и нерешительность, то решениезаключается в выработке методов преодоления этих препятствий на пути.a . Рационально- интуитивная модель овладения конфликтнойситуацией .При соответствующем опыте действия в конфликтныхситуаций потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены идаже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования.Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможенво
всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознаванииконфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога. . Идеальным с этой точки зрения является рационально- интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым Джини Грехем Скотт. С самого начала этотметод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действияв конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров,
интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей,а так же собственных целей, интересов, нужд. . В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоцииучастников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта являетсяподавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей. .После подавления эмоций появляется возможностьиспользовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможныерешения, приемлемые для всех
заинтересованных сторон. .Итак,основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтомсостоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальнуюпроблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решенияпроблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций.Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт потенциальный конфликт,
развивающийся конфликт, открытый конфликт , от важностиконкретного решения, от оценки нужд и желанийдругих людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. После выбораподходящего метода определяется наилучший способ его применения. . В нижеследующей схеме приведены вопросы исоответствующая стратегия, которые можно применить при разрешении конфликтной ситуации.Схема 1 Вопрос Стратегия I.Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют
ли они его разрешению? Если да, то а . Каковы эти эмоции 1 . Раздражение? 2 . Недоверие? 3 . Страх? 4 . Другие эмоции II.Каковы скрытые причины конфликта? III.Вызван ли конфликт непониманием? VI.Вызван ли конфликт тем обстоятельством а .Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать решения соглашения 1 . Техника охлаждения или рассеивания раздражения, такая.
Как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гнева, убеждения с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение 2 . Техника преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его. Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его Техника самоуспокоения и успокоения других людей Рассмотрение реальных нужд и желаний
Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения. Техника определения ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия? V.Какой из стилей проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации? VI.Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?
VII.Какого рода альтернативы и решения возможны? Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего Техника эффективного выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений. а . Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей б . Установление приоритетов среди разных возможностей
Далее рассмотрим подробнее, как и когда применятькаждую из этих стратегий.б . Принципиальные переговоры .Нельзя забывать о таком механизме человеческогообщения, как переговоры. . В наше время все чаще приходится прибегатьк переговорам. Но стандартная переговорная стратегия перестала удовлетворять людей.Они видят лишь две возможности ведения переговоров - быть подталкиваемыми или жесткими.
Мягкий по характеру человек желает избежатьличного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткийучастник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли. Он хочетпобедить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую реакцию, и портитсвои отношения с другой стороной. . Существует ли альтернатива позиционному подходу? . В Гарвардском проекте по переговорам американскимиучеными разработан метод переговоров, который предназначен
для эффективного и дружественногодостижения разумного результата. Этот метод назван принципиальными переговорамиили переговорами по существу. . Он состоит в том, чтобы решать проблемы наоснове их качественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться поповоду того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагаетстремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, где
интересыне совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основан какими-тосправедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод принципиальныхпереговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматриваетмягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Этот метод дает возможностьбыть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностьюдругой стороны. .Метод принципиальных переговоров может бытьсведен к четырем пунктам .
Первый пункт учитывает тот факт, чтовсе люди обладают эмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюдаследует, прежде чем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить проблему людей и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участникипереговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о боки разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая рекомендация Сделайте разграничение междуучастниками переговоров и предметом
переговоров .Второй пункт нацелен на преодолениенедостатков, которые проистекают из концентрации внимания на позициях, заявленныхучастниками, в то время как цель переговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов.Второй базовый элемент данного метода гласит .Третий пункт касается трудностей, возникающихпри выработке оптимальных решений под давлением. Попытки принять решение в присутствиидругого сужает поле зрения переговорщиков.
Когда многое поставлено на карту, способностьк созиданию ограничена. Отсюда вытекает третий базисный пункт .Соглашение должно отображать какие-то справедливыенормы, а не зависеть от голой воли каждого из сторон наличие каких-то справедливыхкритериев . Обсуждая такие критерии, обе стороны могут надеяться на справедливоерешение. Отсюда четвертый базисный пункт Настаивайтена использование объективных критериев .
Итак, принципиальный метод позволяет более эффективнодостичь постепенного консенсуса относительно совместного решения, без всяких потерь.А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь делодруг с другом просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того,этот метод менее зависим от человеческих отношений.II.Применениестратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации .
Суммируя описанные стратегиии методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения вконфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целейа каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивномразрешении конфликтов играют следующие факторы адекватностьотражения конфликта открытостьи эффективность общения конфликтующих сторон созданиеклимата взаимного доверия и сотрудничества определениесущества конфликта.
Рассмотримкаждый из этих факторов отдельно. a .Адекватное восприятие конфликта .Очень часто в ситуации конфликтамы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно каки поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятияотносятся . Иллюзии собственного благородства . В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобногопротивника, моральные
принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истинаи справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинствеконфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливомуразрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результатеподозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности. Поиск соломинки в глазу другого . Каждыйиз противников видит недостатки и погрешности другого, но не
осознает таких же недостаткову себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысласобственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагируетна его действия. Двойная этика . Даже тогда, когда противники осознают, что совершаютодинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаютсякаждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные инепозволительные. .
Все ясно . Очень часто каждый из партнеровчрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общеепредставление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера- наоборот, плохи и неадекватны. .Эти и подобные заблуждения, присущие каждомуиз нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивномувыходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерновелико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке
собственной предвзятости.В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь оборонятся отнего, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, инаше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается,Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализироватьсвои ощущения в конкретных случаях.б .
Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон .Общение - это основноеусловие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтнойситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараютсясделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любуюинформацию о себе. Межу тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт,когда обе
стороны ищут способа достичь взаимопонимания. Контрольэмоциональной сферы .Когда человек обуреваем эмоциями и захваченконфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника.Одним из эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобыпомочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение,если они просто расскажут о своих обидах.
Поэтому, порой, имеет смысл в самом началеконфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказатьдруг другу то, что чувствуешь. . Японцы, например, придумали для этого своеобразныйритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше,чем спокойная, хладнокровная отповедь противника. . И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства,если это ведет к эмоциональной реакции.
Когда за этим не следишь, может разразитьсякрупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензийвы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы тольконакаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе Мне следует остановиться.Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем .После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей.
Следуетобъяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать ихобоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде Да, я вижу, мы оба раздражены но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелосьбы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, врезультате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, чтомы могли бы предпринять в будущем
. Это может быть особенно полезным подходом, есливступили в конфликт с кем-то. С кем вы должны будете продолжать общение. .Хорошо бы, если бы каждый из противников могхотя бы частично сообщить другому следующее что я хотелбы сделать, чтобы разрешить конфликт? каких реакций я жду со стороны другого? на какие последствия я надеюсь в случае, если будетдостигнуто соглашение?Преодолениестраха в конфликтной ситуации .Если вы хотите отделаться от страхов, ставшихпрепятствием
на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вамв этом случае. .Итак, уделите приблизительно одну минуту нато, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашимвнутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает.Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого страха.Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос.
Пусть ответ каким-то образомсам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страхстановится меньше и исчезает совсем. Используйтес этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образсвоего страха, которые при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, чтострах рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.Преодолениеконфликтов посредством общения .
Любое нарушение общения может привести к конфликту.Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно и тогда слова могутбыть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит,что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения.Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствиеммогут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебностиили обиды
общение вообще прекращается. . Если вы используете в конфликтной ситуацииключевые элементы общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак, уделяйтевнимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслямии чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение следитеза тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположенийили установок.
Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить. старайтесьделать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете спроситесамого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам?Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными. не оставляйтенеясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что вашесообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы
сказали,чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая,что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе своючестность и желание все делать правильно с самого начала научитесьслушать другого. Для этого придерживайтесь следующего слушать с сочувствием сосредоточитьсяна предмете разговора относится к говорящему уважительно слушать внимательно,не делая оценок высказывать мнение об услышанном, чтобы
показать человеку, чтоего действительно слушают отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены используйтедля поддержания разговора неречевые средства улыбайтесь, кивайте головой, смотритев глаза .в . Создание климата взаимногодоверия и сотрудничества . Этому может способствовать проявление доверияк партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию,какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать
слабыеи уязвимые места противника. . Конфликт решается успешнее, если обе сторонызаинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству.Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяетоткрывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей,связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает такжестепень взаимного доверия, что облегчает риск открытости
в общении. Это - моментчрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничатьс человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.г . Определение существаконфликта .Чем точнее определение существенныхэлементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьмажелательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определитьситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликтав
целом, предполагает несколько этапов.1. Определениеосновной проблемы . Очень важно осознать точки соприкосновенияконфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящемуне осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно выяснить uml как я понимаюпроблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению изакреплению конфликта? uml как
мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению,мои и его собственные действия лежат в основе конфликта? uml соответствует ли поведение каждого из нас сложившейсяситуации? uml как можно наиболее лаконично и полно изложить нашуобщую проблему? uml в какихвопросах мы с партнером расходимся? uml в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?2. Определениепричины конфликта . Конфликты часто порождаются скрытыми нуждамии желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например,
как желание безопасности,независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либозначимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтнаяситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причиныне вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившаяконфликт, изменяется по иным причинам например, человек с которым вы
конфликтуетеуезжает . .К сожалению, по занимаемой в конфликте позицииили по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желанияили опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что людине отдают себе отчета в своих истинных намерениях они просто хотят чего-то, а почемуони этого хотят, не знают. .В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликты происходятпотому, что люди занимают
определенные позиции, а затем фокусируют все усилия назащите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которыевынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствиемдля поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликтесторон. Как сказано в этой книге Применение интересов, а не позиций эффективнеепо двум соображениям.
Во-первых, для любого интереса обычно может существовать нескольковозможных позиций, которые ему удовлетворяют, Чаще всего люди занимают наиболееочевидную позицию. Но если вы за противоположными позициями ищете мотивирующие интересы,вы можете обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеихсторон. .Фишер и Юри полагают, что примирение интересовможет дать лучшие результаты по сравнению с примирением
позиций, потому что за противоположнымипозициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно,решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы. .Итак,ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех это распознаниескрытых желаний или страхов другого человека или ваших собственных . Такое знаниепозволяет вам найти решения, которые удовлетворят эти желания или рассеют страхии устраняют возникшую проблему.
3.Оценкаэффективности усилий, предпринятыхдляразрешения конфликта .Если проблему решить не удалось, нужно повторитьвсе предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как вслучае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичьжеланных результатов. .Описанные этапы разрешения конфликта содержатлишь некоторые указания, реализация которых требует с вашей стороны вовлечения личности. .Все описанные этапы выхода из конфликта должныбыть в каждом
конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместныхпоисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждогоопределенного этапа.д . Выработкавзаимовыгодных решений путем переговоров .Если вы решили , что проблемастоит того, чтобы потрудиться над ее разрешением, не уклоняясь от конфликта, уступаяв чем-то друг другу и настаивая на собственном варианте решения, то вам следуетдействовать путем
переговоров. Для поиска взаимовыгодного решения вам следует найтиобщую почву. Два пути таких переговоров проходят через компромисс или сотрудничество. .Приведенные ниже сведения помогут вам различатьситуации, в которых предпочтителен компромисс, и ситуации, в которых самым эффективнымбудет сотрудничество. .Выбирайте компромисс, когда проблемаотносительно проста и ясна для разрешения конфликта у вас не так
много времениили вы хотите разрешить его как можно быстрее лучше было бы достичь временного соглашения, апотом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины проблема и ее решение не слишком важны для обеихсторон вам не удалось добиться решения с использованиемсотрудничества или вам не удалось добиться своего с использованием собственной власти. .Выбирайте сотрудничества, когда предметспора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки
компромиссного решения обе стороны готовы потратить время на выбор скрытыхнужд и интересов для обеих сторон их интересы очень важны и компромиссдля них неприемлем стороны доброжелательно относятся друг к другу,готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения,а не временного и не хотят откладывать его. . Таким образом, предлагаемая общая модельможет быть легко приспособлена к ведению переговоров.
Вы начинаете с работы надсвоими эмоциями и берете их под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете другуюсторону, ее интересы, нужды и желания и даете при этом понять, что слова другогочеловека и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете собственные желанияи интересы, описывая их как можно конкретнее и честнее . Наконец, вы переходитек стадии сбора интуитивно найденных решений, количество которых не следует ограничивать.
После этого вы рассматриваете все возможные варианты, выбирая оптимальный, которыйудовлетворяет обе стороны. Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из участников будетв выигрыше.Заключение .Несмотря на то, что взаимоотношения с другимилюдьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящийчеловек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобыткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствиероста
умения находить и развивать общие интересы. .Для разрешения конфликта важно иметь в своемраспоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределыпривычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитанияи самообучения. . Конфликты могут быть превращены в прекрасныйучебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привелок конфликту и что происходило
в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать большео самом себе , о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах,способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильноерешение в будущем и избежать конфликта.Списоклитературы Войкунский А.Я говорю, мы говорим Очерки о человеческомобщении М Прогресс, 1990Князева
М.Н.Конфликт, ЭКО, 1992, 2Мелибруда Е.Я-ты-мы Психологические возможности улучшения общения. Пер. с польс М Прогресс,1986Скотт Г Джинни.Конфликты пути преодоления. пер. с англ Киев Издат. Об-во Верзилин и К ЛТД ,1991Скотт Г Джинни.Способы разрешения конфликтов. пер. с англ Киев Издат. Об-во Верзилин и К ЛТД ,1991Фишер Р, Юри У.Путь к согласию или переговоры без поражения. пер. с англ
М Наука , 1990
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |