Реферат по предмету "Разное"


«Красноярский государственный аграрный университет»

На правах рукописиБУРМАКИНА Галина АлександровнаСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ( 1946 – 1991 гг.)Специальность 07. 00. 02 – Отечественная историяАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата исторических наукКемерово – 2008 Работа выполнена на кафедре истории и политологии ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»^ Научный руководитель – доктор исторических наук, профессорГришаев Василий ВасильевичОфициальные оппоненты - доктор исторических наук, профессорПетрушин Юрий Александровичкандидат исторических наук, доцент^ Соловенко Игорь СергеевичВедущая организация - ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» Защита состоится 19 ноября 2008 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.04 по присуждению ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (650043 г. Кемерово, ул. Красная, 6, зал заседаний).С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».Автореферат разослан 16 октября 2008 г.Учёный секретарь диссертационного советакандидат исторических наук, доцент З.П. Галаганов^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Общественно-политические изменения в стране, происходящие с начала 90-х годов, обусловили множество социально-экономических проблем, особенно в сельской местности. Снижение качества, деформация образа жизни сельского населения негативно повлияли на экономическую стабильность агропромышленного комплекса и демографическую ситуацию на селе. В свою очередь, неблагоприятные демографические процессы оказывают существенное влияние на сельский рынок труда. Они все сильнее предопределяют структурные сдвиги в кадровом составе работников сельского хозяйства. Современный период характеризуется значительным сокращением занятых в сельскохозяйственном производстве, ухудшением качественного состава кадров, который характеризуется прежде всего снижением уровня образования. Недооценка проблем профессионального образования негативно сказывается на пополнении села квалифицированными рабочими кадрами. Численность работников с профессиональным образованием уменьшилась более чем в два раза, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства. Обеспечение сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами является одной из постоянных задач, которые должна решать профессиональная школа. Исследование такого сложного явления, как система профессионального образования показывает, что в любой конкретный период развития в ней одновременно присутствуют черты прошлого, реалии настоящего и зачатки будущего. Поэтому, чтобы понять ее состояние в настоящем и определить тенденции развития, необходимо рассмотреть историю формирования данного феномена. Обобщение исторического опыта работы высшей сельскохозяйственной школы края приобретает важное значение в связи с возрастающей ролью высшего образования в решении экономических, социально-политических и культурных задач современного общества. Это позволит, с одной стороны, установить механизм исторической преемственности в развитии сельскохозяйственного образования, с другой, показать негативные политические, социально-экономические тенденции.^ Степень изученности темы. История развития сельскохозяйственного образования Красноярского края не являлась предметом специального изучения. Некоторые аспекты рассматривались преимущественно в связи с вопросами развития сельского хозяйства, образования и культуры Сибири и России в целом. Сложность исследования истории развития сельскохозяйственного образования определяется ее полипредметными связями. Развитие системы сельскохозяйственного образования определялось, с одной стороны, процессами развития сельского хозяйства и крестьянства, с другой стороны – профессионального образования, которое рассматривалось как составляющая культурного строительства. Среди литературы общесоюзного масштаба по нашей проблеме следует указать на монографии ученых, опубликованные с начала 60-х до середины 70-х гг. К ним относятся труды историков-аграрников Ю.В. Арутюняна, М.А. Вылцана, А.П. Тюриной1. В монографии А.П. Тюриной впервые на общесоюзных материалах показаны пути и методы формирования кадров специалистов и организаторов сельскохозяйственного производства, в том числе подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства. Был проанализирован состав кадров колхозной производственно-технической интеллигенции, показано, как использовались в колхозном производстве молодые специалисты. Большое внимание уделено укреплению колхозов и МТС инженерно-техническими кадрами из числа городских специалистов, в том числе выявлена роль тридцатитысячников в руководстве колхозами. Работы этих авторов сыграли важную позитивную роль в обращении историков к более глубокому анализу проблемы обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Вместе с тем, в них практически не анализируется положение в отдельных регионах страны. Материалы Сибири, в основном Западной, используются эпизодически, как дополнительное доказательство отдельных положений, выдвинутых авторами. Среди обобщающих трудов по истории становления и развития профессиональной школы следует отметить монографии А.Н. Веселова, В.П. Елютина, Е.В. Чуткерашвили2. В этих работах исследуются проблемы профессионально-технической и высшей школы в широких хронологических рамках. В монографии А.Н. Веселова была предпринята попытка систематизированно изложить основные вопросы истории развития низшей и средней профессионально-технической школы, как в дореволюционной России, так и в СССР. Однако большая часть очерков посвящена довоенному развитию профессиональной школы, собственно сельскохозяйственное образование специально не исследуется. В работах В.П. Елютина, Е.В. Чуткерашвили выявляются этапы развития высшего образования СССР и проблемы повышения его качества. Исследования содержат несомненно ценнейший материал, но в то же время в них нет подлинного исторического анализа, все успехи в развитии высшего образования раскрываются через призму руководящей роли КПСС. Кроме того, сельскохозяйственное образование в них является частью вопроса и не рассматривается в историческом плане. Проблемы изучения крестьянства и сельского хозяйства Сибири всегда привлекали исследователей, так как Сибирь долгое время была преимущественно аграрной, и сельское хозяйство являлось важной отраслью экономики, от развития которой зависели темпы роста народного хозяйства региона. Важное значение для подготовки данной диссертационной работы имеет пятый том фундаментального исследования «История Сибири»1. Среди вопросов развития Сибири в годы послевоенных пятилеток в динамике прослежено развитие профессиональной школы, в меньшей степени – особенности сельскохозяйственного обучения. В период подготовки к изданию тома авторским коллективом «Истории Сибири» было представлено значительное количество сборников, в которых нашли отражение основные вопросы народнохозяйственного строительства, в том числе сельского хозяйства2. Из литературы общесибирского характера, близко или непосредственно относящейся к теме исследования, обращают на себя внимание труды сибирских историков-аграрников Н.Я. Гущина, Р.С. Русакова, Л.Н. Ульянова3. По материалам Красноярского края в этот период представлено три диссертационных исследования4. Особенный прогресс в научной разработке проблем сельского хозяйства и крестьянства Сибири был достигнут в конце 60-х годов. В связи с развернувшейся по инициативе Института истории, филологии и философии СО АН СССР подготовкой обобщающего труда по «Истории крестьянства Сибири», начиная с 1969 г., регулярно проводились конференции и симпозиумы, труды которых были изданы5. Большинство публикаций подготовлено по материалам Западной Сибири. В целом следует констатировать, что комплексное исследование проблем сибирской деревни в послевоенные годы являлось отстающим участком исторической науки. Книга Л.Н. Ульянова – одна из немногих монографий по истории сельского хозяйства Сибири послевоенного периода1. Однако, в ней больше привлекаются данные по Западной Сибири. Исследования проблем сельского хозяйства послевоенного времени по материалам Красноярского края во второй половине 60-х гг. немногочисленны. Мы присоединяемся к мнению А.Г. Рогачева2, что формирование красноярской школы историков активизировалось с организацией Красноярского государственного университета в 1969 г., а становление историков-аграрников с деятельностью известного ученого, профессора В.В. Гришаева. В конце 70-х годов на страницах научных журналов и сборников были опубликованы статьи, посвященные кадровым проблемам сельскохозяйственного производства3. В них авторы отмечали возросшую социальную мобильность специалистов и квалифицированных кадров сельского хозяйства, констатировали наметившиеся противоречия между неуклонно возраставшим числом специалистов и механизаторских кадров и нехваткой их в сельскохозяйственном производстве. Однако, выявив противоречия, авторы стремились их сгладить, представить как временные трудности роста, игнорируя очевидные различия в материальном и социальном положении городской и сельской интеллигенции. В 60-е и особенно в 70-е годы в историко-партийной науке широко господствовало положение о неуклонном возрастании руководящей роли партии во всех сферах жизни, хотя реальная жизнь опровергала этот постулат. Вопросы развития образования в Сибири привлекали пристальное внимание представителей различных областей научного знания, практических работников и общественности. Профессиональное образование являлось неотъемлемой составной частью единой системы народного просвещения. Однако история развития различных отраслей образования была освещена неравномерно. Более широко были исследованы вопросы развития высшей школы. Вопросы развития высшего и среднего специального образования сибирского региона до середины 60-х годов освещены в соответствующих главах «Истории Сибири»1. В середине 80-х гг. были изданы несколько книг по истории развития общего и профессионального образования Сибири2. Авторы последовательно прослеживают процесс становления и развития системы высшего и среднего специального образования в регионе за годы советской власти. Материалы по истории профессионального образования Красноярского края в данных работах незначительны, не играют самостоятельной роли и используются только в качестве иллюстрации общих процессов. Были отдельные публикации в некоторых сборниках, но они рассматривали в довоенных хронологических рамках. Количество работ по подготовке сельскохозяйственных кадров в учебных заведениях невелико, можно назвать лишь отдельные статьи, в которых проблема была рассмотрена специально. В основном проблематика профессионального образования представлена диссертационными исследованиями. Несколько диссертаций защищено по проблеме укрепления сельского хозяйства квалифицированными кадрами, подготовки специалистов сельского хозяйства и повышению их роли в аграрном секторе. Большинство диссертаций подготовлено на материалах Западной Сибири3. Изучение деятельности партийных организаций Западной Сибири в подготовке специалистов сельского хозяйства, выявление причин отставания высшей и средней специальной школы от потребностей сельскохозяйственного производства – основная цель диссертационного исследования Л.А. Корнажевской4. Авторы этих работ прежде всего стремились доказать тезис о высокой значимости и эффективности всех мероприятий партии, направленных на развитие профессионального, в том числе сельскохозяйственного, образования. Поэтому несмотря на то, что исследователи привлекали большой фактический материал, обобщали и систематизировали формы и методы управления, в этих трудах отсутствует проблемный подход. Начало 90-х гг. ХХ в. характеризуется возросшим интересом к развитию высшего образования и науки в Восточной Сибири. Наиболее значимые работы по этой теме принадлежат перу В.П. Яговкина, В.Н. Казарина 5. За последние пятнадцать лет в ряде городов Сибири были проведены республиканские и региональные конференции, посвященные различным проблемам истории Сибири, в том числе и сельскому хозяйству2. Наиболее представительной была республиканская научная конференция «ХХ век: исторический опыт аграрного освоения Сибири». Проблематика исследований, заявленных на конференции, отличалась широким спектром вопросов: от общего и особенного в развитии коллективного земледелия в Сибири до исследований по узким конкретным проблемам, которые вызывают интерес в связи с разными подходами их решений. В представленных на конференции 100 докладах были затронуты проблемы аграрной науки, сельскохозяйственного образования, сельской интеллигенции, научно-технического творчества сельчан, особенности НТП и образования в городе и деревне 3. В начале 2000-х гг. активизировался интерес исследователей к проблематике профессионального образования региона Восточной Сибири. Было представлено сразу несколько диссертационных исследований в образовательной сфере4. Если раньше исследования охватывали небольшой период изучения, чаще всего в пределах одной пятилетки, то в последнее десятилетие диссертации на соискание ученой степени кандидата наук охватывают более длительный период, что позволяет проследить явления в развитии. Несмотря на значительное количество публикаций, комплексных обобщающих работ по истории профессионального образования Восточной Сибири чрезвычайно мало. На материалах Красноярского края профессионально-техническое образование наиболее полно исследовано в работах П.К.Карманова1. Автор обобщил опыт подготовки квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования, вскрыл негативные и позитивные явления в работе профессионально-технических училищ, в том числе училищ механизации сельского хозяйства. Это единственный обобщающий труд по истории развития одного из направлений профессиональной школы в Красноярском крае. По результатам многолетних исследований П.К. Кармановым в 2004 году была защищена диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук2. В 2003 г. вышел уникальный библиографический справочник, в котором впервые собраны сведения о государственных вузах, академических и отраслевых научно-исследовательских институтах г. Красноярска3. Представлено более 400 научных биографий, в том числе ученых Красноярского аграрного университета, обширная библиографическая информация. На основе анализа большого массива информации В.В. Гришаевым выявлены общие закономерности и особенности развития науки и высшего образования в Красноярском крае4. Историками и специалистами других областей проделана определенная работа по изучению профессиональной школы в Сибири. Профессиональная школа Красноярского края исследована в меньшей степени. Вне поля зрения остались вопросы обеспечения сельского хозяйства края специалистами, механизаторами и работниками основных сельскохозяйственных профессий. Актуальность и значимость темы в условиях кризиса и преобразований в аграрном секторе, недостаточное освещение в исторической литературе проблем подготовки сельскохозяйственных кадров определили цель исследования: выявить тенденции и направления развития системы сельскохозяйственного образования в Красноярском крае (1946 – 1991 гг.). В соответствии с целью поставлены следующие задачи: - выделить основные этапы в становлении и развитии системы сельскохозяйственного образования; - дать характеристику направлений подготовки сельскохозяйственных кадров и повышения агротехнической культуры в первое послевоенное десятилетие; - показать динамику создания и развития основных направлений подготовки механизаторских кадров и специалистов средней квалификации в профессиональных учебных заведениях; - выявить основные тенденции и направления развития системы подготовки и повышения квалификации специалистов сельского хозяйства в высшей школе края; - показать взаимосвязь образования, науки и производства как условие эффективности научно-исследовательской деятельности и учебного процесса.^ Объектом исследования является сельскохозяйственное образование в Красноярском крае. Предметом исследования является становление и развитие сельскохозяйственного образования в Красноярском крае с 1946 по 1991 г. Рассматривая такое глобальное социокультурное явление как образование, выделяют по меньшей мере четыре аспекта: образование как ценность, образование как система, как процесс и как результат. В данной работе сельскохозяйственное образование рассматривается как система образовательных учреждений различных типов и форм, реализующих программы профессиональной подготовки. ^ Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1946 по 1991 г. Верхняя граница исследования обусловлена активизацией подготовки сельскохозяйственных кадров после Великой Отечественной войны. Завершающая грань – 1991 г. Нижняя граница обусловлена началом структурной перестройки системы сельскохозяйственного образования в соответствии с переходом к рыночным отношениям. ^ Территориальные рамки исследования. Развитие системы сельскохозяйственного образования рассматривается в территориальных рамках Красноярского края в соответствии с административным делением до 1991 г., то есть включая территорию Хакасии (Хакасская автономная область) и районы Крайнего Севера Красноярского края (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа).^ Методологическая основа диссертации. Методология исследования базируется на принципах историзма и объективности. Основываясь на принципе историзма, события излагаются в хронологической последовательности, с учетом конкретно-исторических условий, без использования произвольных толкований. В историческом процессе прослеживаются только основные моменты, выявляются наиболее важные проблемы. Принцип научной объективности диктует рассмотрение событий во взаимосвязи, отказ от излишних эмоциональных оценочных суждений. Данный принцип предполагает также критическое отношение к прошлым и современным оценкам, выработку своего взгляда на проблемы. В диссертации использовались специально-исторические методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, системный и другие. Сравнительно-исторический метод дает возможность выявить общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличной, с другой. Проблемно-хронологический метод позволяет раскрыть частные вопросы общей проблемы и рассмотреть их с учетом исторической хронологии. Историко-генетический метод позволил установить причинно-следственные связи и тенденции. Историко-типологический метод – выделять наиболее общее в исследуемой проблеме. Метод периодизации – структурировать материал во временном пространстве.^ Источниковая база исследования включает широкий спектр документов и материалов – как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот. Среди них архивные данные, делопроизводственная документация, нормативные документы, статистика, опубликованные сборники документов и материалов, периодическая печать, воспоминания ветеранов Красноярского сельскохозяйственного института, ныне Красноярского государственного аграрного университета. Основной документальной базой диссертации послужили источники, отложившиеся в архивах Красноярского края, в основном Государственного архивного агентства администрации Красноярского края (ГАКК) и в архиве Красноярского государственного аграрного университета. В работе были использованы фонды: Красноярского крайкома КПСС (Ф.П – 26), управления сельского хозяйства (Ф.Р – 1374), управления профтехобразования (Ф.Р – 2090), Красноярского государственного аграрного университета (Ф.Р – 2122), Сибирского лесотехнического института (Ф.Р – 1302), Рыбинского сельскохозяйственного училища (Ф.Р –  850), Красноярского индустриального и сельскохозяйственного техникума (Ф. Р –891). Большая часть фактического материала по подготовке сельскохозяйственных кадров взята из архивных фондов управления сельского хозяйства (Ф.Р – 1374). Так как сельскохозяйственное образование носило отраслевой характер, в данном фонде сосредоточены архивы всех направлений сельскохозяйственной подготовки: агрономические кружки, агрозоокурсы, государственные и районные сельскохозяйственные школы, школы механизации, сельскохозяйственные техникумы. Среди архивных материалов фонда управления сельского хозяйства наибольшую ценность представляют следующие группы документов: годовые отчеты о работе с кадрами, различного рода документы о наличии и потребности сельского хозяйства в кадрах, планы их подготовки и отчетность по выполнению в масштабах края; годовые отчеты сельскохозяйственных учебных заведений; докладные записки о ходе выполнения правительственных и партийных постановлений по сельскохозяйственным кадрам; статистические данные, подлежащие передаче в Центральное статистическое управление. Данную группу источников можно считать достаточно достоверной. Они имеют большую информационную наполняемость, что позволяет изучить процесс становления и развития сельскохозяйственного образования в крае. Анализ материалов крайкома КПСС (Ф.П – 26), в том числе решения партконференций, крайкома партии, исполкомов советов и других организаций власти позволяет судить о том насколько активно партийные органы влияли на развитие сельскохозяйственного образования. Материалы отложившиеся в фондах отдельных учебных заведений позволяют составить представление о ситуации в сфере профессионального образования накануне открытия Красноярского сельскохозяйственного института. Отложившиеся документы в фонде Красноярского государственного аграрного университета (Ф.Р – 2122) содержат основные устанавливающие приказы и распоряжения министерства, переписку с краевыми органами, годовые отчеты об основной деятельности, протоколы заседания Ученого совета, что позволяет проследить динамику развития института. В текущем архиве КрасГАУ были исследованы «Книги приказов» с начала основания Красноярского сельскохозяйственного института. Они содержат приказы и распоряжения, регламентирующие процесс обучения, развитие материально-технической базы, приказы по личному составу и контингенту студентов. Исследование данного вида источников позволило проследить и составить объективную картину развития высшей сельскохозяйственной школы в крае. Изучение личных дел преподавателей и сотрудников КСХИ позволило проследить формирование научных школ, вклад сотрудников в развитие сельскохозяйственной науки, роль конкретных людей в решении проблем. Следующая группа источников представлена нормативной правовой базой, которая включает законы страны, решения центральных партийных и советских органов. Этот вид источников позволяет проследить основные этапы изменения государственной политики в сфере сельского хозяйства и профессионального образования, задает ориентиры в понимании региональной истории. Данные документы по вопросам народного хозяйства систематизированы и опубликованы в сборниках «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам». Вторую группу опубликованных источников представляют тематические сборники документов и материалов. Важное значение для нашего исследования представляет сборник документов «Агропромышленный комплекс Красноярского края (1920–1970-е гг.). Документы и материалы». Для количественных и в определенной степени качественных оценок развития системы сельскохозяйственного образования использовались статистические источники. Были изучены статистические материалы, опубликованные в центральных сборниках: «Народное хозяйство СССР», «Народное хозяйство РСФСР», «Высшее образование в СССР», «Среднее специальное образование в СССР». Основной статистический материал по развитию сельскохозяйственного образования и кадрового обеспечений сельского хозяйства Красноярского края почерпнут из региональных статистических сборников «Народное хозяйство Красноярского края», «Красноярский край в цифрах». Они содержат важные сведения о составе и подготовке кадров для сельского хозяйства, их расстановке и образовательном уровне. Привлечение статистических данных дало возможность показать динамику процессов, обнаружить основные тенденции их развития. Недостатком этих сборников является то, что зачастую отсутствуют сопоставимые данные по годам. Кроме того, в рассматриваемый период данные сборники публиковались редко. Публикации в периодической печати составили значительную часть источниковой базы нашей работы. Были проанализированы материалы, опубликованные в центральных и краевых газетах «Правда», «Известия», «Красноярский рабочий», Красноярский комсомолец», районных газетах «Вперед к коммунизму», «Знамя Октября», «Саянская заря», «Искра Ильича». Вместе с тем, в газетных публикациях невозможно встретить глубокого анализа тех или иных процессов, происходящих на селе, многие материалы носят субъективно-оценочный характер. Важным источником для диссертационного исследования явились публикации в многотиражной газете «За сельскохозяйственные кадры» Красноярского сельскохозяйственного института. При исследовании истории развития КСХИ были просмотрены все номера газеты с июня 1963 г. по 1991 год включительно. Проблематика печатавшихся в газете материалов в полной мере отражала актуальные задачи вуза. Этот материал помогает воссоздать реальную обстановку осуществления принятых решений, показать конкретных людей и их поступки. Ценным источником сведений о развитии Красноярского сельскохозяйственного института явились воспоминания преподавателей КСХИ. Несмотря на некоторые недостатки, воспоминания являются ценным историческим источником, позволяющим более полно охарактеризовать развитие и выявить то типичное, что было характерно для деятельности в целом. Проанализировав основные виды источников, использованные при написании диссертации, можно сказать, что все они, в той или иной степени, представляют интерес для исследователя данной проблематики. Разные по своему характеру и содержанию все вместе составляют целостную картину, являющуюся источниковой базой нашей работы. Сопоставление различных групп источников, их комплексный анализ позволяют раскрыть тему исследования, решить поставленные задачи. ^ Научная новизна работы. В результате проведенного исследования: 1. выявлены особенности развития и дана характеристика основных форм сельскохозяйственного образования в Красноярском крае на каждом этапе его развития; 2. показана роль краткосрочной подготовки сельскохозяйственных кадров в послевоенное время и раскрыты причины снижения ее эффективности в последующий период; 3. установлены факторы влияющие на качество обучения и темпы подготовки механизаторских кадров на разных этапах развития сельскохозяйственного образования; 4. определены основные противоречия в развитии среднего сельскохозяйственного образования, которые проявлялись в: а) остаточном характере финансирования, б) несоответствии номенклатуры специальностей потребностям производства, в) снижении качества обучения по мере расширения масштабов подготовки. 5. выявлены основные направления повышения эффективности подготовки, повышения квалификации и закрепления на производстве выпускников высшей сельскохозяйственной школы края: а) создание подготовительного отделения, б) увеличение количества студентов, обучающихся по направлениям хозяйств, в) введение стажировки молодых специалистов; 6. раскрыты особенности вузовской науки и установлены причины, влияющие на темпы внедрение её достижений в сельское хозяйство края.^ Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов при создании коллективных трудов по развитию истории профессионального образования в целом, и отдельных направлений и форм сельскохозяйственного обучения в частности. Конкретное содержание работы может быть использовано при разработке специальных курсов учебных программ для студентов ряда специальностей, слушателей курсов повышения квалификации. ^ Структура диссертационного исследования включает: введение, три главы, состоящие из 8 параграфов, заключение, список источников и литературы.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обоснована актуальность исследования, выявлена степень изученности темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет диссертации, хронологические и территориальные рамки исследования, представлены методологические подходы, дана характеристика источников, указаны научная новизна и практическая значимость работы.^ Первая глава диссертации «Становление системы сельскохозяйственного образования в первое послевоенное десятилетие». В первом параграфе «Обеспечение колхозов и МТС руководящими кадрами и специалистами сельского хозяйства» дана характеристика основным направлениям подготовки специалистов и повышения квалификации руководящих кадров для сельского хозяйства края в первое послевоенное десятилетие. Приведены данные потребности и обеспеченности руководящими кадрами и специалистами в начале рассматриваемого периода. Подсчеты свидетельствуют, что подразделения краевого земельного отдела были обеспечены немногим более чем наполовину. Причем, самый низкий образовательный уровень имели председатели колхозов. Укрепление сельского хозяйства специалистами, повышение квалификации руководящих кадров было одной из главных проблем восстановления сельскохозяйственного производства в послевоенный период. Анализ архивных данных свидетельствует, что на данном этапе преобладали краткосрочные формы обучения, а также широко применялись временные меры: курсы и семинары. Подготовка и переподготовка председателей колхозов осуществлялась в краевой школе руководящих кадров колхозов, в районных колхозных школах (РКШ), через систему одногодичных государственных сельскохозяйственных школ, на курсах и семинарах. Но изменение условий сельскохозяйственного производства, укрупнение колхозов и превращение их в многоотраслевые хозяйства, а также освоение целины потребовали более квалифицированных руководителей. Выполнив свою роль в определенных условиях, школы руководящих кадров колхозов перестали оправдывать свое назначение и постепенно были ликвидированы или преобразованы в сельскохозяйственные техникумы либо в советско-партийные школы. Кроме расширения масштабов подготовки использовались и другие каналы формирования сельскохозяйственных кадров, такие как периодически проводившееся перераспределение специалистов, укрепление МТС городскими инженерно-техническими кадрами, посылка «тридцатитысячников» в отстающие колхозы, что, безусловно, относилось к числу чрезвычайных мер. Параллельно с укреплением сельскохозяйственного производства кадрами руководителей шел подбор специалистов. Обеспечение края специалистами высшей квалификации осложнялось отсутствием высшего учебного заведения. В основном сельское хозяйство края пополнялось за счет выпускников сельскохозяйственных техникумов края. В 1946 г. специалистов среднего звена готовили пять сельскохозяйственных техникумов – Ачинский, Рыбинский, Канский, Хакасский (Абаканский) и Шушенский, а в 1951 г. был открыт техникум механизации и электрификации в г. Минусинске. Кроме того, в целях дополнительной подготовки агрономов в ноябре 1948 г. была создана Краевая агрономическая школа. Несмотря на поддержку краевого сельхозуправления, материально-техническая база большинства техникумов оставалась бедной: учебные помещения не отвечали санитарным требованиям, отсутствовали учебные хозяйства, мастерские, специальные лаборатории, спортивные сооружения. Сложилось крайне тяжелое положение с жилым фондом для преподавателей и студентов. Несмотря на ряд предпринятых мер, существенных изменений в улучшении материальной базы средних сельскохозяйственных заведений края в первое послевоенное десятилетие не произошло. Во втором параграфе «Подготовка механизаторских кадров и рабочих массовых сельскохозяйственных профессий» дана характеристика направлений подготовки механизаторских кадров и рабочих массовых сельскохозяйственных профессий. Трудности восстановительного периода усугублялись сложной ситуацией, сложившейся с кадрами механизаторов. Несмотря на то, что их подготовка продолжалась все годы войны, хозяйства постоянно испытывали дефицит кадров. Подготовка рабочих для машинно-тракторных станций осуществлялась на курсах при МТС и в школах механизации, которые как отдельное направление сформировались в период коллективизации. В 1945/1946 учебном году в крае работало четыре школы механизации: Ачинская, Абаканская, Канская и Минусинская с максимальной пропускной способностью при обучении в одну смену около тысячи человек. Все школы, кроме Ачинской, не имели оборудованных мастерских, теоретические занятия проводились в плохо приспособленных кабинетах. Машинно-тракторный парк в школах долгое время не обновлялся, большинство машин и инструментов пришло в негодность. Школы не имели в достаточном количестве общежитий, многие учащиеся были вынуждены снимать квартиры. Несмотря на контроль партийных органов за обучением, качество обучения и темпы подготовки механизаторских кадров отставали от плановых заданий. Систематическое недовыполнение плана подготовки механизаторов объяснялось рядом причин. Сказывались пассивность местных органов сельского хозяйства, самоустранение Главного управления МТС от организации набора учащихся, недостаточная оперативность Управления подготовки кадров массовых профессий, недооценка директорами МТС школ механизации как основной базы подготовки. Учитывая возрастающую потребность в кадрах механизаторов и необходимость улучшения их знаний, в декабре 1953 г. все школы механизации были переданы Главному управлению трудовых резервов. Кроме механизаторов сельское хозяйство края нуждалось в бригадирах, звеньевых и рабочих массовых сельскохозяйственных профессий. Основной контингент сельскохозяйственных рабочих в первые послевоенные годы готовили районные колхозные школы (РКШ). Как форма обучения массовых кадров сельского хозяйства они стали создаваться еще в предвоенный период, но широкое распространение получили в первые послевоенные годы. Финансирование учебно-производственных мероприятий и оплата труда преподавателей районных колхозных школ осуществлялись за счет колхозов. Плохие бытовые условия – неприспособленность зданий, холод, отсутствие общежитий и питания, - вызывали большой отсев учащихся. Несвоевременное комплектование районных колхозных школ приводило к сокращению установленных сроков и снижению ка


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.