Реферат по предмету "Разное"


«Захар-Калита»

Татьяна Анатольевна Харчёва ,(учитель русского языка и литературы,заместитель директора по воспитательной работеМОУ «Есеновичская СОШ»,Вышневолоцкий район Тверской области) Урок-путешествиепо рассказу А.И. Солженицына«Захар-Калита» (Первое сентября. Литература. 2010. 16/31 янв. № 2;http://lit.1september.ru/view_article.php?ID=201000211)Эпиграфы к уроку^ В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчёта, ценностно-объ­еди­няю­щую роль играет искусство. Одно слово правды весь мир перетянет.А.И. Солженицын. Нобелевская лекция^ Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать: и костры, и конские тёмные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.А.И. Солженицын. «Захар-Калита»Мы сам-друг над степью в полночь стали:Не вернуться, не взглянуть назад.^ Над Непрядвой лебеди кричали,И опять, опять они кричат.А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»Для урока потребуются: порт­рет А.И. Солженицына, кар­та автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картина М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Перед уроком учащиеся получили задания. 1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве. 2. Выучить наизусть стихотворение (по выбору) из цикла «На поле Куликовом» А.Блока. 3. Поработать со словарём, объяснить значение слов.1) Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока.2) Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый.^ Ход урока Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к истории России и совершим путешествие вместе с А.И. Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на поле Куликово. В основе композиции рассказа — путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина. Я приглашаю вас в замечательное путешествие. Обратимся к карте. Наш путь начнём от села Есеновичи до Москвы. От стен Кремля до поля Куликова. (Учитель по карте показывает путь.)Работа с текстом. Вопросы классу. (Здесь и далее курсивом даны примерные ответы.) • Теперь обратимся к тексту рассказа: “Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом”. Что сулит читателю такое начало? (Автор готовит читателя к началу серьёзного разговора. Наверняка автор расскажет что-то увлекательное, что-то незабываемое, что произошло с ним во время этого путешествия.) • О чём эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовёт нас? (Дорога привела автора на поле Куликово, вместе с ним мы и совершим путешествие. Дорога зовёт в прошлое. Обращаясь к этому рассказу, то есть читая его, мы попадаем на Куликово поле, и автор как бы переносит наше настоящее время в тот далёкий 1380 год. Задача автора — помочь читателю почувствовать ту атмосферу, которая царила в XIV веке, что чувствовали тогда, когда шли на верную смерть.)^ Слово учащихся, готовивших сообщение о Куликовской битве. • В каком году написан рассказ? (В 1965 году.) • Как сейчас можно добраться до Куликова поля? (“Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдёшь не на каждой, хотя битва та по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому”.) • Что нас настораживает, тревожит в этой фразе? (Нет дороги, кроется затаённая обида: такой дорогой ценой досталась победа в кровавой битве — ни указателя, ни значка на карте. Забыто много, забыты дороги. Разочаровывают нас первые страницы. Люди, приезжая отдыхать, всё разбрасывают, чувствуется какое-то пренебрежение к Куликову полю. Не берегут святыню. “Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий — битва материков”.) Наше движение не только к Куликову полю, но и во времена Куликовской битвы.^ Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.Слово учителя. Обратимся ко второму эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. Итак, от стен Кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному полю Куликову… ещё тепло днём, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах. Голубеет небо, высоко над землёй плывут облака. И по краям поля выступают могучие сторожевые полки — леса. Словно солдаты в строю — в один рост, неколебимые. “Легенда переживет легенду. И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает всё по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» — и так-то побежал”, — читаем в рассказе. Мелькают спицы велосипедных колёс. Вьётся тропка — вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведёт дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки! И выступают из небытия лица, звучат голоса. Никуда это не ушло. Это здесь — в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле.Работа с текстом. Вопросы классу. • Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе? (Можем выявить два плана. Внешний, событийный: поездка рассказчика на Куликово поле, знакомство со Смотрителем Захаром Дмитриевичем. Внутренний — погружение рассказчика в глубину истории, его размышления.) • Какую роль выполняет сюжетный внутренний план? (Он выводит читателя на темы исторической памяти, осознания себя частью нации, живой души народа.) • Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чём причины беспамятства людей? (Проблемы исторической памяти, совести человека. Люди стали плохо относиться к памятникам истории. Туристы, местные жители оставляют после себя мусор, надписи в храме, на памятнике. И только Смотритель приводит в порядок окружающее пространство.) • Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить? (В погоне за сиюминутным человек забывает о вечном. Надо постоянно ему об этом напоминать.) • Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за её культурное и историческое наследие, системе не нужен? (На культуре и истории невозможно заработать огромных денег. Болея за свою землю, человек всё отдаёт ей, ничего не беря взамен. Сейчас таких людей мало, каждый думает о своей личной выгоде.)Задание классу. Сопоставьте два отрывка. 1-й отрывок: “Просто это выпало нам так в тот день… и прошли как по священному безмолвному заповеднику”; 2-й отрывок: “Нам без помех думалось… чтоб только Русь встряхнулась от басурманов”. • Почему “без помех думалось”? • Почему именно в такую ночь, именно в это место привёл писатель своего читателя? (Думалось без помех, потому что ничего не изменилось на этом Куликовом поле. Так же всё и осталось: тот же Дон, та же Непрядва, впадающая в Дон. Поэтому, попадая на это поле, попадаешь в ту атмосферу, которая царила в 1380 году. Именно в такую ночь с 7 на 8 сентября собралось русское войско, сильное, уверенное в своей победе. И каждый знал, что 9 из 10 погибнет в предстоящей схватке. Но всё равно настроение было приподнятое, это было общее настроение. Путешественники, а вместе с ними и мы, можем видеть и чувствовать то же самое.)Слово учителя. Перемещение во времени и пространстве — эта способность литературного произведения перенести нас в прошлое, в места, где мы никогда не были, открылась нам, когда изучали «Слово о полку Игореве». Это приём ретроспекции — один из способов композиционного воплощения замысла автора. “…Вдыхай дикий воздух. Оглядывайся и видь! — как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами”.Работа с текстом. Задания классу. • Найдите описание Смотрителя. Героев каких произведений он напоминает? • Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора? (Представление о Захаре у приезжих вначале складывается как о пьянице. Он не охраняет Поле, а просто это его случайный заработок, и ему наплевать на то, что творится там. Но затем постепенно отношение к Смотрителю меняется. Мы видим, что он многое знает о Куликовской битве, следит, чтобы туристы не оставляли надписи. Дотошно расспрашивает каждого путешественника о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Когда он говорит о разорении, то выражение его лица меняется. Он не умеет скрывать свои чувства. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь.) • Как относится Захар Дмитриевич к посетителям? К памятнику? (В начале с недоверием. Старается понять цель их путешествия, отношение к истории России. Если видит, что туристы с уважением и интересом отзываются о Куликовской битве и её героях, становится доброжелательным. Памятник для него святыня. Хочет, чтобы все поняли ценность событий, происходивших здесь в XIV веке.) • Что меняется с появлением на поле Куликовом Смотрителя? (Становится больше порядка. Появляется уважение.) • Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор? (Не надо никакой власти, только власть совести.)Чтение учащимися стихотворений из цикла А. Блока «На поле Куликовом».Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет историческое прошлое Родины?»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.