Реферат по предмету "Разное"


«Для молодого возраста знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходные умственные упражнения: оно оплодотворяет, изощряет мысли»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия « 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»Реферат на тему:«Для молодого возраста знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходные умственные упражнения: оно оплодотворяет, изощряет мысли» И. ГердерВыполнил: ученик 8-В класса Курбатов ДенисРуководитель: педагог-психолог Костина Елена Григорьевна2008 год Содержание:ВведениеМудрость и мудрые мыслиМолодость – утро жизниПути постижения мудрости:Мудрые книгиМудрые людиМудрые поступки.ЗаключениеВведение. В период морального кризиса и нравственного разложения общества люди очень часто обращаются к поиску мудрости, утраченных нравственных приоритетов. Для этого нужны те культурные формы, в которых заложены вековые истины, традиции и народная мудрость. Издревле источниками мудрости были: афоризмы, притчи, басни, мифы. Мудрость необходима человеку для воспитания себя, своего чада, для размышления над своей совестью и поведением, для осмысления прожитого, для поиска смысла жизни. Мудрые мысли веков помогают человеку сориентироваться в нравственных вопросах, рассудить людей в конфликтах, найти решение в проблемах, выбрать вариант поступка.^ Мудрость и мудрые мысли Мудрость — способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание онтологии происходящего. Мудрость тесно связана в представлениях человека с умом. Однако ум — это всего лишь познавательные и аналитические способности человека, его разум или рассудок. На востоке понятие мудрости воспринималось шире и полнее как поток мышления или поток мыслей. Это разум, ограниченный моральными принципами. Поэтому мудрость с древних времен считалась добродетелью. Воспитание добродетели греки считали искусством. Назвав любовь к мудрости философией, греки различали четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости. Добродетель - нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. Дар сердечной доброты - вот всё, что необходимо человеку изливать в своём труде дня. Наивысшая форма труда мудрости несёт миру вдохновение и энергию одной силой своей мысли, оставаясь сама в полной внешней неподвижности. Но мысль этой неподвижной мудрости составляет огромную часть движения вселенной. И каждому человеку важно жить, не выключаясь из этого вечного движения, не останавливаясь.^ Молодость – утро жизни. Детство: счастливая, невозвратимая пора детства. Пора познания, общения, освоения всех таинств взаимоотношений. Именно в детстве мы узнаем, что небо голубое, трава зеленая, вода мокрая, постигаем понятия добра и зла, любви и боли. Психологи говорят, что человек за первые три года жизни узнает и постигает столько, сколько не узнает за все последующие годы жизни, даже став академиком. Ребенок жадно хватает жизнь и каждый день наполнен новым знанием, событиями, эмоциями. Размышлять нет времени – целая жизнь впереди, и каждый день ожидание чуда. Отрочество, основным лейтмотивом в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Отрочество – время, когда все подвергается сомнению, все проверяется, все хочется сделать по-своему. Чужая мудрость в расчет не берется. Ведь и мудрецы ошибались… Юность. Молодежь направлена в своих устремлениях в будущее, а не на прошлое. Молодежь интересует то, что будет завтра, потом, в перспективе. Молодежь строит планы на будущее, а значит на жизнь. Молодые – оптимисты, они верят в успех. Молодые люди «…и жить торопятся, и чувствовать спешат…» В этой спешке много проходит мимо их внимания, что и является основой множества досадных, и кажущихся с высоты прожитых лет глупыми, ошибок. «Все начинается с детства» – расхожая, знакомая фраза. Но если все начинается с детства, почему, вырастая, мы становимся такими разными? Что такое почувствовали и поняли Герцен, Лев Толстой, Горький, Марина Цветаева и другие писатели, что потом определило всю их жизнь? Что особенно повлияло, дало импульс к развитию? Исторические события? Особые, выдающиеся люди, встретившиеся на пути. Какие ориентиры встретили они на пути к мудрости?^ Пути обретения мудрости. Говорят чтобы стать мудрее есть три пути: читать умные книги, разговаривать с умными людьми и размышлять самому.Мудрые книги. Чтение... заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью. Максим Горький писал: «Любите книгу – источник знаний…» Книга – удивительное создание человека. В книге можно найти все: далекие путешествия по неведомым странам, невероятные приключения, стать участником далеких событий прошлого, и будущего, перенестись в другие миры, встретить немыслимых существ, пережить радости и страдания героев повествования – фантазия читателя ничем не ограничена. Читая книгу, образы мы создаем сами, сообразуясь со своим опытом, представлением о мире. У каждой книги свой характер. И к каждой книге у читателя складывается свое отношение. С какими-то книжками мы встречаемся мимолетно, как с прохожими на улице, а с другими дружим всю жизнь, перечитываем, цитируем, знакомим с друзьями, обращаемся за советом и находим утешение. Читая книги, мы плачем, смеемся, удивляемся, задумываемся. Бывает, что книга оставляет глубокий след в душе человека, помогая ему сделать жизненный выбор. Могут и книги научить жить? Наверное, нет. Эту школу каждый человек проходит сам. Но книги могут заставить думать, сопереживать. Ведя диалог с авторами книг, людьми яркими, интересными, глубокими ты можешь приобщиться к бесценному опыту, который человечество накапливало столетиями. Бесценный кладезь мудрости для молодого человека составляет особый вид литературы - дневники. Чужие дневники читать не принято. Однако существуют исключения из правил. Опубликованы дневники великих людей: писателей, ученых, людей искусства. Чтение их дает возможность глубже понять личность великого человека, его творчество, динамику мысли. Открывая книгу, мы получаем возможность общаться с теми людьми, с которыми вряд ли выпадет счастье познакомиться, а тем более побеседовать на равных. Вот как описывает этот процесс Михаил Наумович Эпштейн - философ, культуролог, литературовед: «...Кто-то ждет благоприятных знамений, чтобы решиться на крутой поворот в своей судьбе. Сделать предложение или открыть предприятие. Чутье подсказывает: не откладывай, сейчас самое время. Но он суеверно ждет знаков, случайностей, которые должны стать отмашкой старта к новой жизни. Томится, нервничает, хватается за книги. Под руку попадается В.Жуковский ("Желание"): Верь тому, что сердце скажет, Нет залогов от небес. И радостно понимает: вот она - отмашка! Незачем искать знамений, достаточно поверить своему сердцу». Всего пара строк, и вот оно – решение. Писатели как исследователи человеческих душ, описывают в своих произведениях множество человеческих миров. «Толстой не изображает людей, он преображается в них. Он создал не только множество людей, но и множество миров. Он как бы предоставил каждому своему персонажу его собственную вселенную… Каждая человеческая личность, поскольку она воспринимает мир, является неизбежно для себя самой центром этого мира. Сколько людей, столько и моровых центров», - так пишет о романе «Война и мир» К. Чуковский. Библия, книга книг - источник жизненной общечеловеческой мудрости, посвященный универсальным моральным принципам и смыслу человеческой жизни. Две тысячи лет обращаются люди к текстам Библии. В ней сосредоточен опыт поколений, изложена высшая мудрость, постичь которую немногом дано. Десять заповедей – начала всех законов, не утратили своей глубины и значимости за два тысячелетия. Пересказывать Библию кощунственно, позволю себе процитировать слова второй главы Притч Соломоновых – это гимн мудрости и разуму: «Сын мой, если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению;… Когда мудрость войдет в твое сердце, и знание будет приятно твоей душе, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум твой будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, кто оставляет стези прямые, чтобы ходить путями тьмы…» (Прит. 2, 1,10-13). Какая точность слов и смысла! Сколько мудрости и как прост к ней путь. Казалось бы, стоит только пойти… Центральное понятие литературы мудрости — мудрость — весьма многозначно. В Библии это слово означает различные виды прикладного знания, умения, искусства: технические навыки ремесленника, искусство государственного правления, магическое искусство, хитрость, сообразительность, природный ум, даже умение плутовать. Во всяком случае, мудрость — это не теоретическое, отвлеченное знание, а практическое умение решать жизненные задачи. Книги, относящиеся к литературе библейской мудрости, входят в состав раздела Библии, именуемого Писания, и представляют собой наиболее светский компонент Библии, так как основаны не столько на традиции и откровении, сколько на трезвом, реалистическом наблюдении жизни и логике. Наряду с наставительным, дидактическим жанром, литература мудрости включает также произведения, стремящиеся проникнуть в тайны бытия, познать смысл жизни, цель творения, разгадать загадку смерти и зла, царящего в мире.^ Мудрые люди. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность? Человек задает себе мучительные вопросы: ради чего он живет? Есть ли какой-нибудь смысл в жизни? Человеку обязательно нужны духовно-нравственные критерии жизненной позиции. Ему мало просто жить, ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то». Человек живет в обществе среди людей, близких и далеких, и именно в отношениях с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В обществе ему дана возможность осуществиться, обрести признательность, благодарность, оставить память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, художники, изобретатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Сколько еще раз в поисках ответов на вечные вопросы, знания и мудрости, люди будут обращаться к их открытиям, творениям, книгам. Общаясь, беседуя, споря, рассуждая люди рассматривают предмет общения с разных сторон, высказывают различные точки зрения, обнаруживают различное отношение к вопросу, находят новые решения. А, значит, становятся мудрее. Ведь не зря же говорят: «В споре рождается истина…» И даже простое наблюдение жизни размышления над ней позволяет человеку приобрести опыт и мудрость. Знакомясь с биографией А.П.Чехова, узнаешь о его невероятной общительности, хлебосольности, «страстной любви к многолюдству». Несомненно, что «без этой его феноменальной общительности, без постоянной охоты якшаться с любым человеком», без этого его жгучего интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов ХIХ столетия, которая называется мелкими рассказами Чехова. Каждый человек мудр по-своему. Даже самый обыкновенный человек, прожив самую обычную жизнь, сделав невероятное количество ошибок, обретают мудрость. Незатейливый опыт житейской мудрости. Мудрецы живут среди нас. Как часто мы обращаемся за советом не к мудрым книгам и не к известным мудрецам, а к обычным, умудренным опытом близким людям: друзьям, родителям, бабушка и дедушкам, к учителям. И находим ответы, помощь, поддержку. ^ Мудрые поступки. Человек – сверхъестественное существо, таинственное, непостижимое, не охватываемое никакими природными законами и знаниями. При этом знания ничего не изменяют в человеке, он не становится от них мудрее, умнее, опытнее. Только понимание изменяет человека. Понять - значит найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира, значит найти свою уникальную позицию. Понимать самому означает самому выбирать свой жизненный путь. Куда нас только судьба не забрасывает, и везде встречаются разные просторы, разговоры, люди и обычаи. Разный климат и разные причуды погоды заставляют и чувствовать себя по-разному, и по-разному одеваться, и даже по-разному дышать, да и интересоваться разным. И потому совершенно разные мысли приходят в голову в разных местах по одному и тому же поводу. Опираясь на эти разные мысли, мы делаем разные выводы, ставим себе разные цели и движемся к ним разными путями. Двигаясь, мы опять же попадаем в разные пространства, разные условия, да и в разные ситуации. Пытаясь из них выбраться, мы в этом либо преуспеваем, либо ещё больше погружаемся в пучину создавших их причин и проявившихся следствий. И, когда накал переживаний по поводу утраченных иллюзий достигает пика – мы либо теряем самообладание, либо обретаем его и останавливаемся, либо движемся дальше как ни в чём ни бывало, либо жаждем совершить нечто ужасное, на что можем оказаться способны лишь в особых условиях. О, тут-то и раскрываются наши возможности, заложенные не только в клетках, генах и хромосомах, но и во всевозможных местах и конечностях физического тела! Годы детства остаются далеко позади, человек вступает в пору отрочества, возмужания, взросления, учится понимать других людей и самого себя и становится мудрее. Мудрость приходит с опытом, осмыслением собственных и чужих ошибок. Не количество общения и не сумма сделанных человеком ошибок делает человека мудрее. Просто общаясь, знакомясь, разговаривая с мудрецами, мудрее не станешь. Мудрость приходит с размышлениями о причинах поступков, явлений, событий, о своем месте и роли в этом мире. И вот однажды уже к тебе приходят за помощью и советом и находят поддержку. И для кого-то теперь уже ты – мудрец. Ведь без тебя он не мог решить свою проблему, понять свою ошибку, принять решение. И тогда вдруг приходит озарение: мудрый человек это не тот, который сам не совершает ошибок, а тот, который предупреждает от них других.Заключение Мудрость – это связующая нить поколений. Она основывается на мудрости предков, на житейской мудрости современников и является источником мудрости грядущих людей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.