Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет»Кафедра «Менеджмент»КУРСОВАЯ РАБОТАТема «Концепции ситуационного лидерства и менеджмент»По дисциплине «Менеджмент»Шифр работы (номер зачётной книжки)Студент pannibry@rambler.ru Ф. И. О. группаРуководитель _____________________________ Ф.И.О. , уч. степень, должность Работа допущена к защите _____________________________ (дата) (подпись)Работа принята с оценкой ______________________________ (дата) (подпись)Омск – 2006РЕФЕРАТКурсовая работа выполнена на тему «Концепции ситуационного лидерства и менеджмент». Пояснительная записка содержит 30 страниц печатного текста, 5 иллюстраций, 8 таблиц, использовано 34 источника. Цель курсовой работы: научиться анализировать различные ситуации по лидерству, применяя процедуры систематизации; улучшить понимание процесса решения проблем и принятия решений, когда имеются факты о ситуации. Объект наблюдения: ООО «КФ Новинка», г. Омск. Использованы методы: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, сводка и группировка материала, модель дерева решений. В организации на практике различными руководителями используются принципы ситуационной модели руководства Ф. Фидлера, П. Херсея и К. Бланшарда, Р. Хауза и Т. Митчелла, ситуационная модель принятия решений В. Врума – Ф. Йеттона – А. Яго. Применение данных теорий в практической работе руководителя дает возможность: правильно определять приоритеты в работе в зависимости от ситуации; принимать наиболее эффективное решение; быстро и эффективно выполнять корректирующие действия. Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. В совокупности все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.СодержаниеВведение…………………………………………………………………………4 Лидерство – межличностное взаимодействие, возникающее в определённых ситуациях и ведущее к достижению общих целей……….6 Ситуационное лидерство: роль в менеджменте и сущность………...6 Ситуационные подходы к эффективному лидерству……………….8 Континуум лидерского поведения Р. Танненбаума – В. Шмидта………………………………………………………………..8 Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера……………...10 Теория жизненного цикла П. Херсея и К. Бланшарда……….14 Подход «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла…………………16 Ситуационная модель принятия решений В. Врума – Ф. Йеттона – А. Яго……………………………………………………..18 Экономическая оценка связи «лидерство – эффективность управления»…………………………………………………………..21 2. Исследование связи «ситуация – лидер – эффективность организации» и разработка рекомендаций, направленных на её дальнейшее развитие (на примере ООО «КФ Новинка», г. Омск)……………………………………....22 2.1. Общая характеристика организации и менеджмента……………….22 2.2. Анализ производственных ситуаций и поведения руководителей..25 Производственная ситуация и методы ее разрешения…26 Экономическая оценка принятых решений……………..30 2.3. Разработка рекомендаций по дальнейшему развитию лидерского поведения………………………………………………………………………31 Заключение…………………………………………………………………….33 Библиографический список…………………………………………………..35Лидерство – это условия формирования, проявления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, благоприятных человеческих качеств. От руководства прежде всего ожидаются: 1)качественные решения, выраженные в категориях производительности и результатов деятельности организации и 2)отношение к этим задачам тех подчиненных, которые должны выполнять вышеназванные решения. Зачастую лидер переключается лишь на принятие и исполнение решения, отодвигая на последнее место такие факторы, как эффективность и удовлетворенность подчиненных. Это в свою очередь порождает проблемы не только в управленческой среде, но и снижает эффективность функционирования всей организации. В рассмотренных моделях ситуационного лидерства делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассмотренных лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. Именно ситуационный подход является инструментом, подчеркивающим важность взаимодействия руководителя, исполнителей и ситуации. Ситуационное лидерство предостерегает против упрощенного мнения, что существует какой-то один, оптимальный стиль руководства, не зависящий от обстоятельств. Более того, данные, полученные благодаря многочисленным исследованиям, говорят о том, что ситуационный подход может иметь практическое значение для подбора, найма и расстановки руководителей. Совершенно очевидно, что ситуационный подход уже внес и продолжает вносить существенный вклад в понимание концепции лидерства.^ Библиографический список Алексеев А. В. Деловое администрирование на практике: Инструментарий руководителя / А. В. Алексеев, В. И. Пигалов. – М.: Технол. шк. бизнеса, 1994. – 144 с. – (Б-ка технолог. шк. бизнеса). – (Психотехнолог. и эффектив. менеджмент; Кн.21). – ISBN 5-86073-006-3. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 188 с. – ISBN 5-279-01294-7. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2000. – 152 с. – ISBN 5-272-00085-4. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 174с. – ISBN 5-279-01474-7. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М.: ГНОМ – пресс, 1999. – 439 с. – ISBN 5-89334-112-0. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала / В. Р. Веснин. – М.: Юристъ, 1998. – 495 с. – ISBN 5-7975-0105-8. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 147с– ISBN 5-86093-072-0. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 1996. – 416 с. – ISBN 5-7762-0001-6. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, (2000). – 416 с. – ISBN 5-7762-0001-6. Герчикова И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – 2-е изд. – М.: Банки и биржи, 1995. – 478 с. – ISBN 5-85173-039-0. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501с. – ISBN 5-86073-002-0. Гительман, Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению: учеб пособие для экон. специальностей вузов. – М.: Дело, 1999. – 495с. – ISBN 5-86115-045-2. Драккер Ф. Управление, нацеленное на результаты / Ф. Драккер. – М.: Технол. шк. бизнеса, 1994. – 198 с. – ISBN 5-86073-002-0. Кабушкин И. Н. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. – 2-е изд. – М.: Остожье, 1999. – 336 с. – ISBN 5-8609-5118-3. Корицкий Э. Б. Научный менеджмент : Рос. история / Э. Б. Корицкий, Г. В. Нинциева, В. Х. Шетов. – СПб.: Питер, 1999. – 384 с. – ISBN 5-314-00106-3. Коротков Э. М. Концепция менеджмента / Э. М. Коротков. – М.: ДеКА, 1996. – 304 с. – ISBN 5-86006-052-1. Коротков Э. М. Концепция менеджмента / Э. М. Коротков. – М.: ДеКА, (1997). – 304 с. – ISBN 5-86006-052-1. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент / И. А. Кузьмин. – М.: Технол. шк. бизнеса, 1994. – 190 с. – (Б-ка технолог. шк. бизнеса). – ISBN 5-86073-005-5. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1995. – 701 с. – ISBN 5-86461-209- Х. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1997. – 701 с. – ISBN 5-86461-209- Х. Персональный менеджмент / С. Д. Резник, С. Н. Соколов, Ф. Е. Удалов, В. В. Бондаренко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 620 с. – ISBN 5-16-000999-Х. Персонал: как руководить организацией / К. В. Вдовин. – Б. м.: ДеКА, Б.г.. – 85 с. – (Менеджмент в малом бизнесе). – ISBN 5-86005-001-Х. Производственный менеджмент / С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, Г. Я. Горобцов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 583 с. – ISBN 5-238-00101-0. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика / З.П.Румянцева. — М.: ИНФРА-М, 2003. - 304 c. – (Высшее образование). – ISBN5-16-000824-1. Русинов Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. В. Фаткин. – М.: Инфра-М, 1996. – 351 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-86225-243-6. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. – 576 с. – ISBN 5-85173-059-5. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000. – 576 с. – ISBN 5-85173-059-5. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М.: Дело, 1997. – 332 с. – ISBN 5-7749-0046-0. Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева и др.. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 716 c. – (Высшее образование). – ISBN 5-16-001391-1 (в пер.). Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с. – (Серия «Высшее образование»). – ISBN 5-16-000315-0. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Н. И. Морозова, Г.И. Морозова. – М.: АКАЛИС, 1996. – 208 с. – ISBN 5-86275-045-2. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд., доп. – М.: Бизнес-шк., 1998. – 416 с. – ISBN 5-87057-124-3. Ширшков А. И. Менеджмент охраны труда / А. И. Ширшков. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 381 с. – ISBN 5-222-01731-1.