Реферат по предмету "Разное"


«Д. И. Менделеев на службе Родины»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияПоволжская социально-гуманитарная академияНаучно- исследовательский конкурспо естествознанию «Мир, в котором я живу» научно-исследовательская работа по теме: «Д.И. Менделеев на службе Родины»Выполнила: Костикова Виктория Владимировна МОУ «Утевская средняя общеобразовательная школа» «Образовательный центр» учащаяся 10 класса В Научный руководитель: Сураева Светлана Имрановна учитель химии высшей квалификационной категорииСамара 2010 г.СодержаниеСодержание ………………………………………………………………………………2 Введение ……………………………………………………………………………….3 Цели и задачи …………………………………………………………………………… ..3 Глава I. Изучение литературы по используемой теме ………………………………….4 1.1.Научная деятельность Д. И. Менделеева. …. ………………………………….4 1.2. Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева………………………………..6 1.3. Вклад Д.И.Менделеева в развитие промышленности и сельское хозяйство ………………………………………………………..8 Глава II. Исследование научных трудов Д.И. Менделеева и отношение Россиян 21 века к его деятельности …………... ……………………….......11 Создание и структура учебника «Органическая химия». ……………………..11 2.2. Исследование знаний учащихся о деятельности Д.И. Менделеева………….17 2.3. Д.И. Менделеев и «Имя Россия». …………………............................................21 Глава III. Оценка полученных результатов …………………………………………….22 Выводы …………………………………………………………………………………..23 Заключение ………………………………………………………………………………24 Список литературы ………………………………………………………………………25 Приложение …………………………………………………………………………...26Введение. 8 февраля 2009 года исполнилось 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев – личность настолько незаурядная, что повышенный интерес к нему сохраняется уже более столетия, а с началом перестройки его труды по экономики изучались и при случае цитировались. Благодаря своим уникальным работам ученый навеки вошел в историю мировой науки. Д. И. Менделеев — автор более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др. Сам Дмитрий Иванович писал, что он имел три службы Родине. Первая состояла «в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общерусскую, так как все главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Парижской, Берлинской, Бостонской, избрали меня своим сочленом, как и многие ученые общества России, Западной Европы и Америки, всего более 50 обществ и учреждений». К концу жизни Д. И. Менделеев получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, университетов, научных обществ и организаций. Вторая служба – «преподавательство», которое взяло «лучшее время жизни и главную ее силу». Третья служба — советовать — это был его «своеобразный» способ участвовать в государственных делах, в хозяйственной жизни страны. Во время пребывания С. Ю. Витте на посту министра финансов ни одно важное дело, касающееся той или иной отрасли торговли и промышленности, не решалось без заключения Менделеева. Ему несли бумаги на подпись даже за пять дней до кончины. Полный научный титул профессора Менделеева состоял из доброй сотни званий. Но его так и не удостоили Нобелевской премии. Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия учёного. Полное собрание его сочинений – 25 объёмистых томов, настоящая энциклопедия знаний. Цель работы: изучить вклад Д.И. Менделеева в развитие России. Задачи: Изучить литературные источники о деятельности Д.И. Менделеева на «службе Родины». Провести исследование научных трудов Д.И. Менделеева. Пропагандировать научное наследие Д.И. Менделеева. 1955 г. американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название «менделеевий» - в знак признания заслуг выдающегося русского учёного. Периодическая система, созданная им уже более 140 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.^ Глава I. Изучение литературы по исследуемой теме.Научная деятельность Д.И. Менделеева. В научной деятельности учёный видел, по его словам, свою «первую службу Родине». Научную деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) — фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономики, народного просвещения и многим др. «Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно», — писал в 1899 Менделеев.       Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев создал свою книгу «Основы химии». По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этот труд Менделеева не имел равного в мировой химической литературе. При жизни Менделеева «Основы химии» издавались в России 8 раз (8 изд., 1906), а также вышли в переводах на английский (1891, 1897, 1905), немецкий (1891) и французский (1895) языки. В СССР они переиздавались 5 раз (в 1927—28, 1931, 1932, 1934, 1947).   Свои взгляды на природу растворов он изложил в монографии «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887), содержащей огромный экспериментальный материал. По воззрениям Менделеева, растворы — это находящиеся в состоянии диссоциации жидкие системы, образованные молекулами растворителя, растворённого вещества и продуктов их взаимодействия — нестойких определённых химических соединений. Представления Менделеева о химическом взаимодействии между компонентами растворов имели большое значение для разработки современного учения о растворах. В 1887 Менделеев совершил (без пилота) подъём на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы.   Менделеев — автор ряда работ по метрологии. Им создана точная теория весов, разработаны наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложены точнейшие приёмы взвешивания. При участии и под руководством Менделеева в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими (1893—98). Он считал необходимым введение в России метрической системы мер. Менделеев ещё при жизни был известен во многих странах, получил свыше 130 дипломов и почётных званий от русских и зарубежных академий, учёных обществ и учебных заведений. Научные работы относятся преимущественно к той дисциплине, которую называют общей химией, а также к физике, химической технологии, экономике, сельскому хозяйству, метрологии, географии, метеорологии.     Менделеев является автором первого русского учебника "Органическая химия" (1861 г.).     Работая над трудом "Основы химии", открыл (февраль 1869 г.) один из фундаментальных законов природы - Периодический закон химических элементов. Развил (1869-1871 гг.) идеи периодичности, ввел понятие о месте элемента в Периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов.     На этой основе исправил значения атомных масс многих элементов (бериллия, индия, урана и др.).     Предсказал (1870 г.) существование, вычислил атомные массы и описал свойства трех еще не открытых элементов - "экаалюминия" (открыт в 1875 г. и назван галлием), "экабора" (открыт в 1879 г. и назван скандием) и "экасилиция" (открыт в 1885 г. и назван германием).     Затем предсказал существование еще восьми элементов, в том числе "двителлура" - полония (открыт в 1898 г.), "экаиода" - астата (открыт в 1942-1943 гг.), "двимарганца" - технеция (открыт в 1937 г.), "экацезия" - Франция (открыт в 1939 г.).     В 1900 г. Менделеев и У. Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в Периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов.     Помимо выявившейся необходимости исправления атомных масс элементов, уточнения формул оксидов и валентности элементов в соединениях, Периодический закон направил дальнейшие работы химиков и физиков на изучение строения атомов, установление причин периодичности и физического смысла закона.     Менделеев систематически занимался изучением растворов и изоморфных смесей.     Сконструировал (1859 г.) пикнометр - прибор для определения плотности жидкости.     Создал (1865-1887 гг.) гидратную теорию растворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава.     Исследуя газы, Менделеев нашел (1874 г.) общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную (1834 г.) физиком Б. П. Э. Клапейроном (уравнение Клапейрона-Менделеева).     Именно Дмитрий Иванович Менделеев выдвинул (1877 г.) гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжелых металлов; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефтей.Выдвинул (1880 г.) идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства. Совместно с И. М. Чельцовым принимал участие (1890-1892 гг.) в разработке бездымного пороха.     Создал физическую теорию весов, разработал конструкции коромысла, точнейшие методы взвешивания.^ Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева. Вторая служба – педагогическая деятельность. Менделеев был автором учебника «Основы химии», который при его жизни выдержал 8 изданий и не раз переводился на иностранные языки. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», – писал учёный на склоне лет… В 1855-1856 гг. – учитель гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В 1857 -1890 гг. Менделеев преподавал в Петербургском университете (с 1865 г. – профессор), одновременно в 1863 – 1872 гг. – профессор Петербургского технологического института. В 1859 – 1861 гг. находился в научной командировке в Гейдельберге. Первым блестящим результатом трудов Д. И. Менделеева в 1861г., после возвращения из-за границы, стала «Органическая химия», написанная в рекордно короткий срок – за несколько недель. Прекрасную оценку этой книги дал К.А. Тимирязев: «Его (Д.И. Менделеева) превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской литературе, и, кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом главным образом, направлении двинулась вперёд ближайшее поколение молодых русских химиков». «Органическая химия» получила на конкурсе. Первую Демидовскую премию, что составило 1428 рублей, и Менделеев смог рассчитаться с долгами. Работать приходилось в нескольких учебных заведениях, везде имея лишь по нескольку учебных часов лекционных или лабораторных занятий в неделю. Кроме Петербургского университета, Дмитрий Иванович преподавал в Технологическом институте (до 1872 г.), в инженерной академии (до 1866 г.), в Институте инженеров путей сообщения (до 1864 г.), во Втором кадетском корпусе (до 1862 г.). В 1865 г. Менделеева избирают профессором университета на кафедре технической химии, а затем – после ухода А.А. Воскресенского – он переходит на кафедру химии и приступает к чтению неорганической химии. Одним из важных результатов деятельности Менделеева в университете стал выход в 1868 – 1873 гг. первого и второго, а в 1877 г. третьего издания «Основ химии», заменивший устаревший учебник химии Г.И. Гесса и ставшей настольной книгой студенчества на последующие по крайней мере пятьдесят лет. О популярности Д.И. Менделеева среди студенчества говорят следующие цифры: в 1879/80 учебном году у Д.И. Менделеева было 384 слушателя, тогда как аудитория была рассчитана только на 100 человек. В 1890 г. покинул университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. В 1900 г. министр просвещения П.С. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем. Однако к этому времени направление государственной службы Д.И. Менделеева уже определились. Палата мер и весов играла очень важную роль в организации науки и промышленности, Менделеев даже предлагал переименовать её в «Управление мер и весов» и предоставить большую самостоятельность в решении метрологических вопросов. Поэтому Дмитрий Иванович отказался от предложения П.С. Ванновского, шутливо отметив в своём дневнике, что на таком посту долго не продержишься. С 1892 г. Дмитрий Иванович Менделеев – учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 г. по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893 г. – управляющий) (ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева). Развитию народного образования он придавал огромное значение, относя его к одной из главных надобностей России. Наиболее крупной работой Менделеева по педагогическим вопросам стал «Проект училища наставников» (1906), в котором рассматривались вопросы организации высшего педагогического учебного заведения, в том числе состав учащихся и педагогов, местность, помещение. Оборудование и т. д. Училище предполагалось построить где-нибудь на берегах Волги, вдали от больших городов с их шумом и отвлечениями, поскольку «истина, - как считал Менделеев, - открывается в тишине тем, кто её разыскивает». Проект был одобрен, но не осуществлён ввиду недостатка средств. Д.И. Менделеев не только писал по вопросам образования и принимал самое активное участие в организации (составлении проектов, контроль за первыми выпускниками) некоторых учебных заведений: Политехнического и Электротехнического институтов в Петербурге, Политехнического института в Киеве, где был председателем экзаменационной комиссии в 1903г., и др. Передовой общественный деятель, Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России. Это отразилось и в его работе в Совете торговли и мануфактур, где он занимался разработкой нового таможенного тарифа (1889—92). Процветание страны Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием её природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. Направление русского народного образования должно быть жизненным и реальным (а не т. н. классическим), доступным для всех сословий. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров; сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены. Учениками или последователями Менделеева были А. А. Байков, В. И. Вернадский, Т. Т. Густавсон, В. А. Кистяковский, В. Л. Комаров, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, А. Л. Потылицын, К. А. Тимирязев, В. Е. Тищенко, И. Ф. Шредер и др. Все русские химики конца 19 — начала 20 вв. учились по его «Основам химии».^ Вклад Д.И. Менделеева в развитие промышленности и сельского хозяйства Многогранной и полезной была «третья служба Родине» – на ниве промышленности и сельского хозяйства. Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, заботившимся о развитии и будущем России. В своём имении Боблово он ставил «опыты по разведению хлебов». Детально изучал способы добычи нефти и дол много рекомендаций по их усовершенствованию. Он постоянно вникал в насущные нужды промышленности, посещал фабрики и заводы, рудники и шахты. Авторитет Менделеева был настолько велик, что его постоянно приглашали экспертом для решения сложных экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «К познанию России», в которой наметил обширную программу развития производительных сил страны. «Посев научный взойдет для жатвы народной» – таков был девиз всей деятельности учёного. Менделеев был одним из культурнейших людей своего времени. Он глубоко интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов. На его квартире часто происходили встречи выдающихся деятелей русской науки и культуры. В работах по вопросам сельского хозяйства Менделеев возражал против распространённой тогда «теории убывающего плодородия почвы» и считал возможным многократное повышение плодородия земли удобрениями. Основываясь на результатах полевых опытов (1867—69), Менделеев указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. В. Докучаева (проведение почвенных обследований, организацию кафедр почвоведения и др.). «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Д.И. Менделеев написал следующие работы о сельском хозяйстве: «О земельческой химии», «Химия и сельское хозяйство», «Взгляды на некоторые химические теории питания растений» и др. Многочисленные работы Д.И. Менделеева, посвященные сельскому хозяйству, касались трех основных направлений, по которым, по мнению ученого, должны проводиться научные изыскания. Первое направление – определение роли химии в повышении урожайности. Второе направление – разработка научных основ земледелия, поиски рациональных путей ведения сельского хозяйства в целом. Наконец, третье направление – изучение экономики сельского хозяйства, учитывая, что сельскохозяйственное производство – часть всего народного хозяйства. Выступая за всестороннее изучение всех проблем сельского хозяйства, Д.И. Менделеев поддержал предложение об организации кафедры почвоведения в Петербургском университете, во главе которой встал организатор научного почвоведения в России профессор В.В. Докучаев. Исключительно высоко ценил он также исследования К.А. Тимирязева по физиологии растений. Вклад Д.И.Менделеева в изучение нефти, развитие нефтяной и угольной промышленности России очень велик. Уже в самом начале своей научной деятельности Д.И.Менделеев много интересуется и прикладной органической химией. Особое внимание он уделяет химии и технологии нефти. Химией нефти Дмитрий Иванович интересовался до конца своей жизни. Д.И. Менделеев неоднократно посещает кавказские промыслы, а летом 1876 года едет в США для изучения на месте постановки нефтяного дела в Америке. По возвращении в Россию он пишет докладную записку министру финансов о развитии нефтяного дела на Кавказе, содержащую целый ряд конкретных предложений, и выпускает обширный труд «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе»(1877), в котором подробно описывает осмотренные им промыслы и нефтеперегонные заводы и приводит обширные статистические сведения о нефтяной промышленности и торговле. Большое внимание в докладной записке и в своем труде по нефтяной промышленности Д.И.Менделеев уделил вопросам научного изучения отечественных нефтяных месторождений и вопросам пожарной безопасности применения, перевозки и хранения нефти и керосина. В 1886 году Д.И. Менделеев организует на нефтяных промыслах Кавказа заводскую исследовательскую лабораторию, где под его руководством проводилось много ценных работ по исследованию нефти. На основании собственных исследований он предложил принцип непрерывной дробной перегонки нефти и был инициатором ее разностороннего химического использования. Во второй половине 19 века основным продуктом переработки нефти являлся керосин, который шел, главным образом, на освещение. Д.И.Менделеев подробно рассматривает вопрос о применении в быту безопасных осветительных масел и керосина, освобожденного от легких фракций во избежание взрывов. Помимо книги «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе» Д.И. Менделеев написал еще ряд работ о нефтяной промышленности, среди которых следует отметить «Бакинское нефтяное дело»(1886). В этом труде автор особо отмечал большое значение строительства нефтепроводов, могущих обеспечить транспортировку огромных количеств нефти на далекие расстояния, в первую очередь, закавказского нефтепровода из районов Баку к Черному морю. Д.И.Менделеев писал о рациональном использовании нефти, о недопустимости сжигать ее вместо каменного угля. В 1867г. Д.И.Менделеев вместе с другим выдающимся химиком Н.Н.Зиминым был командирован Департаментом торговли и мануфактур на Парижскую всемирную выставку. Нефть, указывал Менделеев, «продукт природы редкий» и столь специфический вид сырья надо превращать в специфические, с трудом получаемые из другого сырья продукты: не только керосин, но также смазочные масла, растворители - и, конечно, использовать для нефтехимической промышленности. Ученый экспериментально изучал возможности применения как легких, так и тяжелых фракций нефти. Он внимательно следил за первыми успехами двигателей внутреннего сгорания, которым предсказывал великое будущее. В одной работе он даже написал, что, имей он свободное время и средства, сам бы занялся бензиновыми двигателями. А первые исследования состава тяжелых фракций нефти сравнивал с первыми исследованиями каменноугольной смолы, приведшими к появлению мощной коксохимической промышленности, производящей красители, растворители и т.д. В 80-х годах Менделеев вплотную занимается изучением угольных месторождений России. Летом 1888 года по поручению Министерства государственных имуществ ученый несколько раз приезжал в Донецкий бассейн. Он спускался в шахты, отбирал пробы угля и рудничного газа, изучал оборудование шахт, способы добычи и транспортировки угля, собирал сведения о геологии месторождения, экономике и законодательстве угольной промышленности. Рассматривая процессы сжигания различных видов топлива, Д.И. Менделеев приходит к выводу, что идеальным видом топлива должны считаться горючие газы. В первую очередь он указывает на необходимость использования природного горючего газа. Далее указывается на использование газов сухой перегонки каменных углей, дерева, торфа и др. «Наука и промышленность – вот мои мечты...», так писал Д. И. Менделеев, поэтому, сегодня о нем говорят не только как об ученом-химике. В конце своей жизни Менделеев решил посвятить себя преимущественно экономическому образованию «новых, свежих русских сил». Написал целый ряд работ, среди которых «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года», «Где строить нефтяные заводы», «Первейшая надобность русской промышленности», «Фабрично-заводская промышленность и торговля в России» и конечно «Толковый тариф», где наиболее обстоятельно рассмотрена тема товароведения. Глава II. Исследование научных трудов Д.И. Менделеева и отношение Россиян 21 века к его деятельности. ^ 2.1. Создание и структура учебника «Органическая химия». В девятом классе средней школы происходит знакомство учащихся с органической химией, в десятом и одиннадцатом классах оно продолжается. В школе учащиеся узнают о научном подвиге Д.И.Менделеева - открытии им Периодического закона химических элементов. В краткой биографии Д.И. Менделеева говорится: «Плодотворно работал в различных областях химии и других наук: физики, экономики, географии, метеорологии, метрологии, сельского хозяйства. Во всех трудах Менделеева ясно проявлялись энциклопедичность знаний, научная интуиция, умение обобщать, дар научного предвидения». Какой вклад внес Д.И.Менделеев в развитие органической химии?^ Не могу я ничего делать, не привязавшись к делу. Д.И. Менделеев Д.И. Менделеев - великий химик, разносторонний ученый, педагог и общественный деятель. Им написан ряд учебников и учебных пособий, особое место среди которых занимает учебник «Основы химии». По широте своего научного кругозора Д.И. Менделеев(1834-1907) является ученым- энциклопедистом. «Не могла остаться вне его внимания,- пишет академик В.И. Родионов (1854-1954),- и органическая химия; и кто знает, если бы его в расцвете таланта не увлекла и почти полностью не завладела им неорганическая химия, или, как он часто выражался, общая химия,- может быть, многие достижения органической химии появились бы раньше и были глубже и полнее охвачены и освещены». В 17-18 веках из животных и растительных организмов было выделено значительное число веществ, по своим свойствам и составу имевших много общего, но резко отличающихся от давно известных минеральных веществ. В курсе химии Н. Лемери (1675г.) впервые было проведено четкое разделение на растительные, животные и минеральные вещества. Позднее такое разделение стало общепринятым. Обосновывая это разделение, А. Лавуазье в конце 18 века видел разницу, во-первых, в наборе встречающихся элементов, отмечая, что растительные вещества содержат углерод, водород и кислород, животные же, кроме того, азот, а иногда фосфор и серу. Второй характерной особенностью животных и растительных веществ А.Лавуазье считал их состав, более сложный по сравнению с составом минеральныхвеществ. По мере дальнейшего изучения веществ, выделяемых из растительных и животных организмов, становилось все яснее, что границы между ними не существует: одни и те же соединения (например, жиры, кислоты) стали находить в продуктах как растительного, так и животного происхождения. Постепенно, с конца 18 века для них вошло в употребление название «органические вещества». Хотя знания об органических веществах накапливались постепенно еще с глубокой древности, органическая химия как самостоятельная наука возникла лишь в начале 19 века. Оформление самостоятельности органической химии связано с именем Я. Берцелиуса. В 1808-1812 годах он издал свое большое руководство по химии, в котором первоначально намеревался рассмотреть наряду с минеральными также и вещества животного и растительного происхождения. Однако в дальнейшем Я.Берцелиус от своего намерения отказался, мотивируя это необходимостью отсрочить написание разделов, посвященных растительным и животным веществам до тех пор, «… пока мы не будем иметь, по крайней мере, некоторых надежных результатов исследований, касающихся основных законов и состава органических соединений и отношений между составляющими их неорганическими элементами». Отсрочка оказалась довольно длительной: часть учебника, посвященная органическим веществам, появилась лишь в 1827 году. По мнению Я.Берцелиуса, одно из различий между органическими и неорганическими веществами состоит в том, что органические вещества содержат оксиды со сложным радикалом, в то время как в неорганических соединениях радикал, связанный с кислородом, более прост. Я.Берцелиус считал далее, что в молекуле органического вещества должно содержаться не менее трех различных элементов и что органические молекулы (сложные атомы», как он их называл) обязательно должны иметь большую молекулярную массу. Я.Берцелиус не рассматривал еще углерода как основы органических соединений. Самое существенное различие между веществами неорганическими и органическими Я.Берцелиус видел в том, что первые могут быть получены в лабораториях синтетическим путем, в то время как вторые якобы образуются лишь в живых организмах под действием некой «жизненной» силы - химического синонима «души», «духа», «божественного» происхождения живых организмов и составляющих их органических веществ. Теория, объяснявшая образование органических соединений вмешательством «жизненной силы», получила название витализма. Яркую картину состояния органической химии в первой половине 19 века рисует Э.Гьельт в своей известной книге «История органической химии»: «В 40-50-х годах в химии господствовала настоящая анархия, которая приводила в отчаяние многих химиков и тормозила спокойное развитие науки. Рядом применялись атомные веса Берцелиуса, Дюма, Жерара - Лорана, А также эквивалентные веса Гмелина. Поэтому химические формулы органических соединений представляли собой пеструю, малопривлекательную картину. Если где-либо встречалась формула H2O, то следовало выбирать, означает ли она воду или перекись водорода; C2H2 означало - смотря по тому, к какому лагерю принадлежал автор,- либо болотный газ, либо этилен;C4H4O4 могла изображать эмпирическую формулу уксусной кислоты, а также фумаровой и малеиновой кислот». Иллюстрируя эту пестроту, А.Кекуле в своем учебнике органической химии (1861 года) привел два десятка формул, которые на протяжении 19 века предлагались для уксусной кислоты! Известны слова Ф.Вёлера, который в 1835 году говорил, что «органическая химия в настоящее время может кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полным чудесных вещей, огромной чащей без выхода, без конца, куда не осмеливаешься проникнуть…». Именно в это время жил и творил Д.И. Менделеев. По своим первым работам он был физико - химиком, при этом объектом его исследований часто были органические вещества. Вот названия некоторых печатных трудов Менделеева: «Частичное сцепление некоторых жидких органических соединений», «О сцеплении некоторых жидкостей и об отношении частичного сцепления к химическим реакциям», «Заметка о расщеплении гомологичных жидкостей», «Об удельных объемах углеводородных соединений», «Заметка о теплоте горения углеводородов», «Оптическая сахарометрия». Органической химией Д.И.Менделеев увлекался особенно в начале 60-х годов 19 века. После возвращения из-за границы, он читал лекции по органической химии в Петербургском университете. Первым блестящим результатом трудов Д.И.Менделеева в 1861 году стала «Органическая химия». Менделееву было 26-27 лет, за этот учебник автор был удостоен Петербургской академией Демидовской премии, что составляло 1428 рублей. Книга Д.И.Менделеева «Органическая химия» в объеме 491 страница- первый и единственный в то время в России вполне оригинальный курс органической химии. Книга была написана в рекордно короткий срок - за несколько недель. В своем дневнике за 1861 год Д.И. Менделеев пишет о составлении «Органической химии» следующее:«9 марта. Опять писал и писал. Сегодня с 5 до 12 вечера сидел - так ведь сморишь себя, право. 29 марта. Утро писал, и вечер писал - нитрит, ацетоны жирного ряда пишу, теперь, - онолучше, только ноги устают. 9 апреля. Работал с 7 часов и много сделал, окончил жирный ряд. Слава Аллаху. 16 апреля. Писал, писал и писал - никуда не ходил, погода подлая, преподлая - снег. 26 апреля. Поработал утром, а после обеда так тяжело стало, из-за худой погоды, что ли, и работать не мог. Уже стала прискучивать мне эта химия, а работать надо крепко и скоро».(2) Прекрасную оценку этой книге дал К.А. Тимирязев: «его превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской культуре, и, кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом, главным образом направлении, двинулась вперед ближайшее поколение молодых русских химиков. В 1862-1863 гг. лекции Д.И. Менделеева по органической химии слушал Г.Г. Густавсон(1842-1908), впоследствии один из виднейших русских химиков- органиков, ученик Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова. Г.Г. Густавсон утверждает: « К какому бы делу он (Д.И. Менделеев) ни прикасался, он всегда оставлял на нем глубокие и поучительные следы. О книге Д.И. Менделеева «Органическая химия» Г.Г. Густавсон пишет: «…Она так целостна, что, начав ее читать, трудно от нее оторваться. Эта особенность ее, помимо всего прочего, зависит и от того, что она была написана сразу, без перерывов, в короткое время».(3) В послесловии книги Менделеев пишет: «Составляя «Органическую химию», я желал пополнить ощутительный у нас недостаток в учебных руководствах по этой области наук». Ученый отмечает, что при составлении книги, он руководствовался многими иностранными журналами и сочинениями, но не следовал какому-либо курсу, так как не мог найти книги, удовлетворяющей, по его мнению, требованиям, которые должны быть предъявлены к руководству. В книге содержатся новейшие к тому времени работы, иногда даже не опубликованные в печати. При этом много внимания уделено русским химикам и их приоритету в некоторых вопросах. Используются, излагаются, упоминаются работы А.А. Воскресенского, Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, А.П.Бородина, Н.Н. Соколова, Л.Н. Шишкова, Ф.Ф. Бейльштейна и других менее известных русских химиков. Кроме того, в книге имеются указания и на собственные работы автора, и при том не только такие, которые были напечатаны (теория предела органических соединений, получение соединения сернистой кислоты с энантолом), но и отдельные опыты, иногда не законченные. « Органическая химия» Д.И. Менделеева написана в 1861 г., когда основные начала общепринятой в настоящее время теории строения органических соединений хотя и были сформулированы А.М.Бутлеровым, но не получили еще всеобщего признания. Д.И. Менделеев в то время не признавал теории строения и неодобрительно относился к школе «структуристов». Нет упоминания о теории строения и в его учебнике. «Органическая химия»Д.И.Менделеева изложена символикой теории типов. Пользуясь этой теорией, автор очень отчетливо указывает и на ее недостатки. Он дополняет эту теорию типов учением о пределе органических соединений. Начала такого учения Менделеев приписывает Куперу и Бутлерову, но говорит, что по своей форме и следствиям они очень отличаются от изложенных им. Расположение материала книги оригинально и необычно для нашего времени. Во введении помещены основные понятия химии и дано представление о химических реакциях, сложных радикалах, типах реакций. В 12 последующих главах в определенном систематическом порядке охвачен богатый материал органической химии. Первая глава дает превосходную характеристику общих свойств органических соединений. При этом подчеркивается значение физико-химических вопросов. Пять следующих глав (2-6) посвящены жирным кислотам. Это объясняется тем, что жирные кислоты в то время давали возможность наиболее полно обозреть известные органические соединения и представляли много сходств с уже известными реакциями неорганических кислот. Вторую главу автор начинает словами: «Из всех видов органических соединений наиболее изучены кислоты». В седьмой главе описаны одноатомные спирты и их эфиры; в восьмой - углеводороды и металлоорганические соединения; в девятой главе автор возвращается к спиртам и подробно характеризует двух- и трехатомные спирты и их эфиры. В девятой главе описаны алкалоиды; одиннадцатая и двенадцатая главы посвящены сахаристым и белковым веществам и брожению. Автор книги обрушился на искателей особой «жизненной силы», которой будто бы обязаны своим появлением сложнейшие органические вещества. В своей «Органической химии» Менделеев рассказал о только что зародившейся химии жизни – биологической химии, или, как ее сейчас называют, биохимии. Он утверждал: «Каждое жизненное явление не есть следствие какой-то особой силы, каких-то особых причин, а совершается по общим законам природы». В другом месте Дмитрий Иванович говорит: «Нашими формулами мы уже не стараемся выразить истинного строения тел, а только сходство из реакций с реакциями более известных и простых соединений. Рациональные формулы не заключают в себе ничего абсолютного и полезны преимущественно для того, чтобы облегчить выражение многих реакций, к которым способны известные тела». Несмотря на то, что во многих местах подчеркивается недостаточность знаний и многочисленность нерешенность проблем, автор уверен в могуществе науки и возвращается к этому во многих местах книги. Д.И.Ме


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Організаційні форми здійснення зовнішньоторгових операцій
Реферат Анализ языка жестов в рассказе А.П.Чехова "Дама с собачкой"
Реферат Карломан король франков
Реферат Векторная алгебра и аналитическая геометрия
Реферат Монастырь Беочин
Реферат Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Реферат Богослужение в РКЦ. Римский богослужебный календарь
Реферат Использование новых информационных технологий при обучении химии в ВУЗе
Реферат Анализ использования трудовых ресурсов ООО "Лукойл - Западная Сибирь"
Реферат Экономическая необходимость, функции и роль страхования в условиях рыночной экономики
Реферат Инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа
Реферат Автоматизированное рабочее место учителя (арм)
Реферат Софисты: происхождение педагогики и культурного идеала
Реферат Grendel Essay Research Paper From the poem
Реферат «Организация совместной деятельности дошкольника» методист Бессонова Н. А. Сюжетная игра «Багаж» Теория Формы совместной деятельности дошкольников