«ДУШИ МОЕЙ ОТРАДА…» Так называется первая персональная выставка Татьяны Ивановны Королёвой, открывающаяся 20 мая в читательском зале научно-технической библиотеки Брянского государственного технического университета. На ней представлены изделия мастерицы по двум направлениям народного творчества: лоскутное шитье и русская тряпичная кукла. Выставка проводится в рамках предстоящего 80-летия образования БГТУ и приурочена к 30-летию творческой деятельности автора.Короткая биографическая справка. После окончания в 1975 году филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Т.И.Королёва работала корреспондентом многотиражной газеты Брянского автомобильного завода «Автозаводец», затем 3 года помощником режиссера по литературной части, педагогом Брянского областного театра кукол. И вот уже 30 лет – руководителем издательства технического университета. Неоднократно научная и учебная литература, выпущенная издательством, отмечалась дипломами всероссийских и областных книжных конкурсов. Татьяна Ивановна – почетный работник высшего профессионального образования. И ровно три десятилетия в свободное от основной работы время длится процесс постижения ею тайн ручного творчества. Вначале это было вязание и вышивка (кстати, самые первые уроки она брала у мамы, Евгении Ивановны), затем пришло увлечение лоскутным шитьем и русской тряпичной куклой. Говоря о творчестве, невозможно не коснуться его истоков. Кто-то всегда дает импульс к живому интересу к той или иной сфере творчества. В этом отношении Татьяне Ивановне Королёвой, несомненно, повезло. Уже на первом курсе университета она прослушала спецкурс «Русское народное творчество», который вел профессор Н.И.Кравцов. Его логическим продолжением стала фольклорная экспедиция по отдаленным деревням Архангельской области, где студенты записывали народные песни, а исполнительницы были в старинных национальных костюмах. Прекрасной школой стала работа в областном театре кукол, где тогда блистали талантливые ленинградские художники Тамара и Павел Мироновы и брянская художница-оформитель Валентина Хроменкова. Декорации к спектаклям, куклы (подчас очень сложные по конструкции), мастерство актеров, живая реакция детской аудитории – все это подготовило почву для последующего серьезного увлечения кукольным творчеством. Очень обогатили Т.И.Королёву участие в семинарах Центрального детского театра кукол под руководством С.В.Образцова и личное общение со знаменитым мастером, а также поездка на Всепольский фестиваль театров кукол в г.Ополе. Мощным толчком для профессионального роста послужили тесное общение и учеба у замечательного брянского педагога и самобытного художника Татьяны Александровны Ольшевской. Интересной и полезной была встреча с американской мастерицей, постоянной участницей международных конгрессов любителей пэчворка (мастериц лоскутного шитья). Возвращаясь к представленным на выставке работам Татьяны Ивановны, следует сказать о тех задачах, которые она хотела бы решить, знакомя посетителей со своим творчеством. Во-первых, сохранить и продолжить русскую национальную традицию. И во-вторых, заинтересовать молодых людей своим творчеством, в какой-то мере и их побудить к тому, чтобы они смогли затем попробовать свои силы в многогранном народном творчестве. Что касается особенностей лоскутного шитья, то здесь автора привлекают безграничные возможности работы с цветом и рисунком ткани, непредсказуемость конечного результата. Лоскутное творчество подобно волшебству: из разрозненных маленьких кусочков вдруг возникает что-то чудесное, яркое, гармонически целое, магически притягивающее взор. Таким образом, «игра в тряпочки» - увлекательное серьезное занятие. Завораживающее рукоделие – шитье из лоскутков – появилось на Руси в незапамятные времена. Однако особую популярность оно приобрело во II половине 19 века. Согласно своему вкусу, настроению и фантазии рукодельницы выкладывали лоскутные узоры, подобно древним мастерам мозаики. Каждому лоскутику, специально хранимому для этого занятия, находили свое место в узоре, любовно подчеркивая его красочность и своеобразие. Словно калейдоскоп можно рассматривать готовое изделие. Простое, на первый взгляд, лоскутное шитье на самом деле является едва ли не самым трудным из всех видов женского рукоделия. Оно требует «чувства цвета». Надо владеть разнообразными техниками шитья и стежки, уметь вышивать, вязать, плести. Как вид декоративно-прикладного искусства оно предполагает вдумчивое отношение к процессу шитья и материалу, проникновение в суть творческого замысла, анализ, а не бездумное копирование. Поэтому важным в работе мастерицы является воспроизведение традиционных образцов и лучших творений современных мастеров, работающих в духе традиций русского лоскутного шитья. Для Т.И.Королёвой образцами для изучения и осмысленного, творческого копирования были как подлинные изделия, так и фотографии, иллюстрации в книгах, журналах, каталогах выставок. Очень плодотворной в этом плане оказалась встреча в 2002 году с известной московской художницей Верой Щербаковой. Она привезла в Брянск свои работы и провела мастер-класс по лоскутному шитью. В представленной на данной выставке экспозиции настенных панно использованы техники: 1. «Колодец» - соединение простых геометрических форм. Орнамент легко расшифровывается – колодец с живительной влагой на дне. Светлые полосы соответствуют освещенным местам, темные «изображают» тень. 2. Аппликация – создание художественных изображений нанесением деталей на фон. Теперь о втором разделе выставки – «Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы». В русской деревне самодельная тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Маленьким детям их делали старшие. Народная тряпичная кукла несла в себе и определенную функцию: считалось, что она охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Часто куклу делали безликой – по старинным поверьям в такой кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и этнографические; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку); по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню. В коллекции Т.И.Королёвой представлены и сшивные, и несшивные куклы. Это, по сути, современное прочтение русской тряпичной куклы. На выставке представлена девичья обрядовая и праздничная одежда изо льна: например, свадебная – одежда невесты, сговорёнки и убивальницы (девушки носили в последнюю неделю перед венцом рубаху с очень длинными рукавами, в ней невеста должна была плакать от страха – убиваться – перед грядущей семейной жизнью в чужом доме); праздничная – одежда, одеваемая на Троицу или в первый день жатвы – «пожнивная» и др. Костюм девушек включал рубаху, сарафан, душегрею или передник, обувь. Волосы заплетались в косу – символ красоты, невинности, брачных возможностей. Рубаха по праву считается самым древним видом одежды. Уже в 6 веке в костюме наших предков – славян – она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Крестьянин, горожанин и дворянин носили одинаковую по покрою рубаху, разница была лишь в качестве ткани. Головные уборы у девушек – повязки, ленточки, венцы. При выполнении костюмов автором использованы мережки, быстрые швы, сетки, вязаные шнуры, гладь, тамбурный шов и др. Татьяна Ивановна Королёва находится в постоянном творческом поиске. Она стремится расширить «географию» своих увлечений народным творчеством, овладеть новыми, пока не освоенными техниками, обогатить свою «творческую палитру». Она будет признательна посетителям выставки (а среди них, несомненно, окажутся и мастерицы народного творчества) за их мнение о представленных работах, советы, замечания и предложения. Их можно будет высказать непосредственно автору выставки или позвонив по телефону издательства Брянского государственного технического университета: 58-82-49. ЖЕЛАЕМ ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!