Реферат по предмету "Разное"


«Давайте наши души сохраним, ведь только так мы в этом мире сохранимся»

Творческая мастерская«Давайте наши души сохраним,ведь только так мы в этом мире сохранимся»(по повести Ч.Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)Дата проведения - 17.11.2011Место проведення – Украинская гимназияДимитровского городского совета Донецкой областиУчастники : учителя мировой литературы, учащиеся 11 класса, учащиеся 6 классаЦель проведення: формирование поликультурной компетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности , направленной на постижение проблематики и поэтики повести Диккенса «Рождественская песня в прозе» и романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;раскрытие гуманистического пафоса литературных произведений, идеи духовного возрождения человека добротворчеством и торжества милосердия как сущностного начала человека;развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании; воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;.творческая самореализация участников мастерской;воспитание гуманизма, потребности деятельного добра, духовное обогащение учащихся.^ Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, ельбуки, презентации, видео и аудиоматериалы,ейдос-конспект, коллаж, рисунки-иллюстрацииВступительное слово учителя. Определение целей и задач деятельности. Уважаемые участники творческой мастерской. Путь к пониманию самих себя и окружающих людей, который мы пройдём сегодня вместе с героями Диккенса и Булгакова , будет креативным, исследовательским, возможно, неожиданным и испытующим каждого, кто вступил на него.Мы попытаемся постичь сущность человеческого «я», азбуку любви и законы творчества. Научимся читать книгу искусств и впишем туда собственные страницы, выражая себя средствами живописи, поэзии, музыки.^ Мы постигнем великое таинство человечности, чтобы, как говорил Достоевский, оставаться в этом мире ЧеловекомВсё это ожидает нас впереди, если мы присоединимся к тем, кто уже на этой дороге…Учитель ( на фоне музыки и кадров слайдфильма): Под свободными сводами вечными,Босиком, по пыльным дорогам,С обнажённо дрожащими свечамиЛюди ищут доброго Бога.Чтобы он пожалел и понялСквозь убийства, боль и обманы,Чтобы он положил ладониНа висок, как на злую рану,Чтоб увидел кричащие лица,Темень душ и глаза без света,Чтоб простил и глупца и блудницу,И священника, и поэта.Чтобы спас беглеца от погони,Чтобы дал голодающим хлеба…Может, Бог – это крест на ладони?Может, Бог-это тёмное небо?Как к нему отыскать дорогу?Чем надежды и боль измерить?Люди ищут доброго Бога,Дай им Бог найти и поверить( Ирина Ратушинская)- Пыль веков и калёное солнце зла, полынная горечь раскаяния и неутолимая жажда истины о смысле жизни… Таковы извечные спутники человеческого паломничества к Богу. Если вы готовы присоединиться к тем, кто стремиться постичь божественные , а значит нравственные законы жизни, зажгите свою свечу и постарайтесь объяснить причину вашего богоискательства в этом мире, найти ответ на вопрос, почему человеку необходима вера, чем притягательно христианство.(Первый блок заданий участникам мастерской):В поисках ответа вы ( 6 класс) можете обратиться к авторскому тексту и согласиться с позицией Ирины Ратушинской, предоставив результат своих размышлений в виде синквейна. Выделите концепт ( ключевое слово текста) и постройте смысловую пирамиду. Подберите ассоциацию к ключевому слову.Объдинившись в группы,составьте (11 класс) ассоциативные кластеры с ключевыми словами «Бог» и «человек». Сопоставьте полученные модели и определите степень проблемности подобного соотнесения.(Гости) Обращаясь к христианской тематике, русская иконопись и живопись, вели диалог с человеком о сущности Бога и смысле человеческог бытия. Просмотрите предложенные репродукции и тезисно сформулируйте открывшуюся вам истину о Боге и человеке . (Просмотр слайдфильма с музыкальным сопровождением)Подведение итогов работы групп:- Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Что значит стать Богом, что непременно должен пробудить в себе человек, чтобы не предать в самом себе божественное начало?(Ответ: милосердие, любовь к ближнему)Таким образом найдено ключевое слово- индуктор нашей творческой мастерскойСОЗДАЁМ ОБРАЗ ДОБРА, МИЛОСЕРДИЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. Каждому участнику раздаётся стикер, на котором записывается или изображается символ. Из стикеров складывается фигурка голубя как фрагмент будущого коллажа.Учитель: К проблеме богоискательства в человеке неизменно обращается литература. И это не случайно, а закономерно в силу того , что литература всегда была человековеденьем и раскрывала в каждом из нас настоящее искусством Слова… Слово же должно и нам открыть истину о человеке.Классик английской литературы Чарльз Диккенс убеждён в том, что добротворчество-главное предназначение человека в этом мире. И“каждая христианская душа, творя добро, найдёт свою жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра!”^ Современник 20 века Булгаков утверждает, что , несмотря на течение времени, люди всё те же, и милосердие иногда стучится в их души… Попробуем согласиться или оспорить выдвинутые авторами гипотезы и проверить собственные представления о человеке и божественной искре милосердия и любви, зажжённой в нём .Начнём с литературного знакомства с героем Диккенса и постижения истин о человеке, содержащихся в мыслях Иешуа Га Ноцри, казнённого некогда в Ершалаиме, и Евгения Евтушенко, практически нашего современника…(Работа по группам и индивидуально)__________________________________________________________________(Второй блок заданий)6 класс Задание №1 Используя портретную характеристику героя, заполните двухчастный дневник, фиксируя собственные ощущения, вызванные знакомством с героем ^ Текстовый материал Мои ощущения “Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу” Скрудж может быть сродни “водопроводному крану на улице”, из которого ещё “сочилась вода, и он, позабытый всеми, понемногу обрастал льдом в тоскливом одиночестве, пока не превратился в унылую скользкую глыбу” (12; 15). ^ Свои чувства и мысли изложите в электронном письме герою.11 класс ( 2 группы: одна работает с предложенными заданиями, вторая - начинает составление ейдос- конспекта по памятке:^ ПАМЯТКА для составления ейдос-конспектаЕйдос— перев. греч. - образ. Ейдос-конспект – объединение опорного конспекта (теоретических знанийи) и иллюстраций к произведению (образ)Уважаемый читатель!^ Для правильного оформлення ейдос-конспекта обрати внимание на такие правила:1.На титульной странице изображай и записывай:1)образный рисунок , который составляется из фигур, цветов , картин, асоциативно возникающих в процес се чтения произведения; 2) цитатний материал ( чёткое обоснование каждого элемента твоего рисунка цитатой из текста); 3) заголовок (формулирование названия конспекта). 2. На оборотной стороне:1)коментарии по теме (формулирование вывода о роли и значении данного произведения в творчестве писателя).2)сочинение-интерпретация текста( розмышления на основе данного , разъяснение своего видения темы и образов в произведении).^ 1. В стихотворном переложении текста « Мастера и Маргариты» Стасом Хайретдиновым одна из ключевых проблем романа представлена в следующем фрагменте: И Марк по кличке Крысобой, Палач жестокий и глухой К людским и мольбам, и страданьям, И люди, что тебя побили За речи, видимо, твои, И эта парочка убийц, Которых мы на днях схватили, Иуда, наконец, предавший Тебя за тридцать тетрадрахм, Они, что, все добры?- Выразите рассматриваемую проблему в виде цитаты из романа и, заполнив таблицу Элвермана, определите свою позицию в этом вопросе Да Проблема Нет (« Злых людей нет на свете. Все люди добрые») Гости (учителя)Прочтите стихотворение Евгения Евтушенко «Люди». О каком отношении к человеку говорит автор? Почему, по- вашему, помимо трусости Пилата и скаредности Скруджа ,оказались возможными распятие на кресте философа и одиночество скряги?Е. Евтушенко, "Людей неинтересных в мире нет"Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы—как истории планет.У каждой всё особое, свое,и нет планет, похожих на нее.А если кто-то незаметно жили с этой незаметностью дружил,он интересен был среди людейсамой неинтерестностью своей.У каждого—свой тайный личный мир.Есть в мире этом самый лучший миг.Есть в мире этом самый страшный час,но это всё неведомо для нас.И если умирает человек,с ним умирает первый его снег,и первый поцелуй, и первый бой...Всё это забирает он с собой.Да, остаются книги и мосты,машины и художников холсты,да, многому остаться суждено,но что-то ведь уходит всё равно.Таков закон безжалостной игры.Не люди умирают, а миры.Людей мы помним, грешных и земных.А что мы знали, в сущности, о них?Что знаем мы про братьев, про друзей,что знаем о единственной своей?И про отца родного своегомы, зная всё, не знаем ничего.Уходят люди... Их не возвратить.Их тайные миры не возродить.И каждый раз мне хочется опятьот этой невозвратности кричать. Представление и обсуждение результатов работы групп1 На экране – кадр из мультфильма с портретом Скруджа. Ученик 6класса, выполняющий задание, читает письмо к герою. Учитель задаёт вопросы:- Возникло ли у вас желание помочь Скруджу измениться, вызвал ли он сострадание, стремление помочь растопить лёд одиночества в его душе ?Легко ли быть милосердным?Что вы при этом ощущали ? Как вы думаете, может ли героя изменить ваше письмо, ваше слово?2 Просмотр кадра кинофильма, где Иешуа произносит слова о доброте людей.( К группе 11- классников) Что , по вашему ощущает Иешуа, утверждающий,что все люди добрые, в том числе и чудовище Марк Крысобой?.Что об этом говорят глаза героя? Могут ли его слова изменить людей, действенно ли слово веры?^ 3.Гостям. « Если бы с ним поговорить, вдруг мечтательно произнёс арестант,- я уверен, что он резко изменился бы».Насколько, по – вашему, действенна сила словесного убеждения в нравственном обновлении человека? Можно ли словом пробудить человеческое сердце?ТЕЛЕВОПРОС для всех :« Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?»ИТОГ : Зло, тьма, жестокость, равнодушие-это искажение и перерождение добра. Поэтому они неделимы: невозможно понять сущность добра , не испытав зло. И оказавшись в плену тьмы, человек обретает надежду на свет, нужно только преодолеть затмение. Как ни парадоксально, иногда силы тьмы, пришельцы из мира теней и духов помогают нам познать свет и истину о смысле человеческой жизни.- Посмотрим, какую роль в судьбе литературных героев сыграли потусторонние силы?---------------------------------------------------------------------------------------------------^ 6 классТретий блок заданий1 ученику. Выполните тестовые задания, указав наиболее правильный вариант ответаI. Необычные приключения происходят с героем именно в Рождественскую ночь, так как:1) праздник Рождества сам по себе чудесен рождением необычного младенца в яслях;2) в Рождество всегда происходит что-то невероятное;^ 3) Чудо рождения Христа состоит именно в том, что он приходит в мир спасти людей от их греха;4) в это день возможно исполнение любых человеческих желаний;^ 5) Рождество- христианский праздникII.Духи Рождества, призраки из прошлого, настоящего и будущего, посещают героя, чтобы:1) напугать его наказанием за совершённое в жизни зло;2) не столько напугать, сколько предупредить о последствиях жизни без Божьей искры в душе;^ 3) вознаградить Скруджа за свершённое в жизни;4) заставить его задуматься о возможности исправления причинённого зла;5) помочь утвердиться в правильности избранного способа жизниIII Скрудж стоит того, чтобы за его душу боролось добро, так как:Совершённые им злодеяния не так уж и страшны;Жестокость и скупость не преступления;^ 4)Человеку вообще свойственно меняться5) Человек, всякий человек, стоит того, чтобы за него бролись.- Соотнесите полученные ответы с буквенными соответствиями :1-Р,2-Б, 3-О,4-А,5-ГЕсли вы не ошиблись, из букв сложится слово, которое есть синонимом к слову « человек». 2,3,4,5 ученикам.Заполните свободные лакуны схемы « Путешествие Скруджа с Духом минувшего рождества . Результат выполнения работы отправьте ученику №6Детство героя:одинокое рождествоОтрочество героя:сестра забирает его домойЮность героя:Рождество у ФиззиугаЗрелость Скруджа:отказ от любимой девушкиЧувствовал:----------(боль, грусть , одиночество)Чувствовал:----------(радость, благодарность) Чувствовал:----------(радость, счастье, благодарность) Чувствовал:----------(невозможность любить) Пожалел,-----(что не дал ничего мальчику, певшму рождественскую песню) Вспомнил,-----(что сестра умерла, а о её сыне он забыл) Понял, ---(что есть что – то важнее денег, захотел сказать приятное клерку) Пожалел,----(что нет любви и семьи Ощутил:---(сожаление о несвершённом добреОщутил:---(боль, невозможность вернуть прошлоеОщутил:---- (стыд, сочувствие)Ощутил:---(стыд)6 ученику: Проверив результаты работы товарищей, сделайте вывод об испытанных Скруджем эмоциях и пробуждённых ими ощущениях( Ответ: Путешествие с Духом минувшего рождества заставило неумолимого Скруджа плакать, смеяться, испытывать чувство стыда за свои поступки, жалеть о добрых делах, которые мог бы совершить. Словом, пробудило в нём человеческие чувства, напомнило о настоящем в жизни)^ 7 ученику.Есть ли божественная искра в Скрудже, творящем зло? ( Просмотр нарезки мультфильма.Звук через наушники. Ответить устно.Ученикам 8-9. Вчитайтесь в слова Скруджа: «Я буду уважать рождество в сердце своём и беречь память о нём весь год. Я искуплю Прошлое Настоящим и Будущим, и память о духах всегда будет жить во мне». Поразмышляйте над прочитанным и , придя к определённым выводам, закончите предложенную фразу: «Настоящее, сегодняшняя жизнь дана человеку для того, чтобы……»( Каждый отсылает вариант ответа учителю. Один из ответов зачитывается вслух )При проверке тестового задания у ученика №1 учитель сравнивает уроки, извлечённые Скруджем из встречи с духами и опыт, приобретённый учениками класса при размышлении над авторским текстом)^ Ученику №10. Прочтите стихотворение, предложите свой вариант окончания строфы:Золото темнеет, листья тожеС тою разницей, что золото всегдаНами ценится вдвойне дороже,Нежели опавшая листва.Разучившись слышать голос сердца,Скрудж его меняет на металл.Для него , конечно же , дороже--------------------------------------( Золото живого лепестка).Он давно не ценит радость встречи,^ Теплоту любви и чудеса.И лишь духи говорят о вечном,Приближая к чистым небесам.11 класс.Оцените предложенные трактовки миссии Воланда в романе и определите наиболее точно, на ваш взгляд, соответствующую авторской позиции:« Воланд- карающий меч в руках правосудия»( Лакшин)« Воланд даёт этическую оценку явлениям жизни и может увидеть и оценить в ней то немногое, что по- настоящему велико, истинно и нетленно»(Л.Яновская)«Воланд высмеивает то, что отступилось от добра, изолгалось, нравственно оскудело. Он восстанавливает пошатнувшееся равновесие между добром и злом»( В Доманский)Воланд- союзник света.^ Гости - Было ли обращение Маргариты за помощью к Воланду отступлением от Света и добра? Сопоставьте свою позицию с мнением Алины Симоновой: МаргаритеАлина СимоноваМаргарита Николавна! Мне бы Вашего терпенья:Чтоб оно перетянуло,словно нитью, жизнь мою.^ Мне бы Вашего уменья - после полного затменьяНе ступить, как ни тонула б, на чужую колею.Мне бы стать неуязвимой, чтоб не плакать понапрасну.Мне б любить и быть любимой так, как Вы, и все сносить...^ Жить мечтой неисполнимой... Отвечать, что все прекрасно...И уйти! И быть счастливой! Чуда ждать... Но не просить.Незабвенная доныне, в чем, скажите, Ваша тайна?Ведь не город, и не имя, не цветы ж всему виной!..^ Почему, моей гордыне вопреки, почти реальноТо, как царственно, бесстыже, Вы несетесь надо мной?!Нет! Во мне живет не зависть. Нет, во мне живет не зависть, -Человеческая жалость к осознавшей силу зла!^ Чудо-крема не касаясь, душу сохранить пытаясь,Я бы к дьяволу, спасаясь, ни за что бы... Не пошла?- Стронницей света или тьмы выступает героиня Булгакова в предложенном кинофрагменте?Насколько точно, по- вашему передан подлинный характер героини в музыкальном фрагменте(Веня Дркин « Маргарита») ?^ Какую роль сыграли в судьбе героини потусторонние силы? Изменила ли Маргариту встреча с Воландом?Вывод:Учитель обращает внимание на то, что миссия потусторонних сил в двух художественных текстах во многом идентична. К месту вспомнить эпиграф к роману (« я – часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает лишь благое») и акцентирует внимание на том, что мистика более «настояща», чем реальность, она выполняет роль врачевания и обращения заблудшей человеческой души тогда, когда в реальной жизни не находится того, что могло бы помочь человеку.__________________________________________________________________Творческие задания ( 11 класс):Вспомните ситуации, когда в романе торжествует милосердие Найдите символическое выражение этих ситуаций . Запишите на холсте. Впишите как можно больше собственных добрых дел, совершённых в недавнем прошлом.^ Просмотр видеоролика- нарезки из фильма)При комментарии учитель обратит внимание на то, что данный предмет мог быть платком, наброшенным на лицо нежеланного ребёнка, но сегодня стал летописью добротворчества , и свершённое доброи скупило зло, даровало прощение не только Фриде, но и многим нуждающимся в нём.^ 6 класс : Перечислите добрые дела обновлённого Скруджа , построив модель(ученики1-5). Отправьте ответ учителюУченики 6-10 Внесите изменения в его портрет( дети работают с портретом Скруджа. Нарисованы контуры лица Вносят коррективы ( рисуют глаза, улыбку, брови)Сравнивают с кинематографическим и мультипликационным вариантом.^ Гости. «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит» В этих словах Маргариты -истина любви или формула милосердия?Итог: Нас всех изменило пережитое в творческом пространстве поиска, раскаяния, обретения, любви и милосердия. Действительно, люди всё те же, и милосердие настойчиво стучится в наши души, пробуждая в нас настоящее, меняя к лучшему.Звучит песня Светланы Копыловой ,под которую участники студии в технике мокрой апликации изготовляют символы,выражающие новое понимание милосердия, добра…Заканчивается изготовление общего коллажа.Комментируются ейдос- конспекты, «прочитывается коллаж»Учитель читает собственное стихотворение, подводя итог работы:^ Как часто в суете существованьяСебя мы обделяем тишиной,Минутами, мгновеньями познаньяТого, что называем красотой.Нередко ложным поклоняясь кумирам,Не замечаем мы в калейдоскопе днейГармонию и совершенство мира,И отраженье вечности в душе своей.И как порой неуловимы нити,Связующие жизнь, любовь и свет.И как должны с тобою дорожить мыГореньем звёзд и отблеском планет…Хранить тепло от дружеских пожатий,Сердечность задушевных наших встреч.И избежать двусмысленность понятий, От холодности души уберечь.И пусть же чистою свечой сгорая,Любовь и вера наш освятят век.Быть может, от того добрее станетИ сердцем зорче гордый человек.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.