Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 4 Санкт-ПетербургаМетодическая разработка «Организация самостоятельной работы студентов по Методике развития детского изобразительного творчества» для студентов специальности 050704 «Дошкольное образование»Составитель Грекова Л. Д. 2010 год Пояснительная записка.Самостоятельная работа – это итог, обобщение полученных знаний по определённой теме, которая предполагает полное и глубокое осознание изучаемого материала. Самостоятельная внеаудиторная работа студента представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий по заданию преподавателя. Для проведения самостоятельной внеаудиторной работы необходимо её планировать (регулярно) и осуществлять контроль за её выполнением. Самостоятельная деятельность может быть репродуктивной. 1 вид: Это может быть заполнение таблиц, схем. Могут быть использованы следующие формы работы: конспектирование глав учебника, статей, выполнение тестовых заданий, решение кроссвордов, работа со словарём, справочниками. 2 вид: Реконструктивная самостоятельная работа. Это аннотирование методических пособий, написание рефератов, докладов, составление каталогов. Картотек, анализ готовых конспектов занятий. 3 вид: Это творческая самостоятельная работа. Её можно представить в виде сценариев, проектов коллажей, рисунков, аппликативных работ, составление рекомендаций по работе с родителями, использование их в своей практической деятельности, подготовка выпускных квалификационных работ, их защита, организация разнообразной творческой деятельности детей во время педагогической практики. Формы отчётности студентов о выполнении самостоятельной работы: портфолио, презентация, защита. Режим самостоятельной работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, с учётом того, что работа должна быть сдана в установленные сроки.Рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов Наименование тем, их краткое содержание Вид самостоятельной внеаудиторной работы. Литература ^ Виды и своеобразие изобразительной деятельности детей, её значение во всестороннем развитии ребёнкаОпределение видов изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство, конструирование Подготовить письменную характеристику специфики видов изобразительной деятельности ^ Творчество в художественной деятельности дошкольника.Творчество как актуальная проблема педагогики. Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Составить библиографию психолого-педагогической литературы по данной теме.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985. ^ Задачи обучения и развития детей средствами изобразительной деятельности.Развитие воображения и художественного восприятия. Обучение технике работы с различными материалами.Ознакомление с изобразительно-выразительными средствами, доступными детям. Проанализировать задачи эстетического воспитания и художественного образования по программам воспитания детей дошкольного возраста: «Детство», «Радуга», «Кроха», «Программа воспитания и обучения в детском саду». ^ Художественное восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей.Роль изобразительного и декоративного искусства в воспитании.Особенности развития эстетического восприятия у детей. Средства выразительности в изобразительном искусстве.Задачи ознакомления с произведениями изобразительного искусства. - Сделать письменный анализ одной из картин (по выбору). Вопросы для письменного анализа: - название картины, автор; - содержание картины, настроение; - художественные средства, использованные автором для создания выразительного образа; - доступность произведения для восприятия его дошкольниками; - вариативные методики ознакомления детей с картиной.- Подготовить и письменно оформить конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством (вид изобразительного искусства и жанр по выбору).. В конспекте указать тему занятия, комплекс задач; оценить предварительную подготовку детей, описать используемые художественные материалы; выделить методы и приёмы ознакомления; описать ход занятия в прямой речи.- Составить искусствоведческий рассказ по репродукции картины (жанр по выбору студента).- Подготовить реферат по теме «Художники – иллюстраторы детских книг» (В. М. Канашевич, Е. Н. Рачев, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов и др.)- Продумать содержание одного из занятий по народному изобразительному искусству. Например: «Рассматривание дымковских игрушек» (средняя группа), «Знакомство детей с Городецкой росписью» (старшая группа), «Золотая хохлома» (подготовительная к школе группа), «Бело-синее чудо гжели» (подготовительная к школе группа).- Составить художественный рассказ о народной игрушке как образце одного из промыслов для детей дошкольного возраста.Дошкольникам о художниках детской книг / Сост. Т. Н. Доронова. М., 1991.Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969. ^ Программа по изобразительному искусству в детском саду.Принципы построения программы по изобразительной деятельности. Подготовить рецензии или доклады по программам «Одарённый ребёнок», «ТРИЗ», «Гармония», «Синтез» и др.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой. М., 1979. ^ Методы и приёмы обучения дошкольников изобразительному искусству.Классификация методов и приёмов. Смоделировать игровую ситуацию, определить её место и назначение в начале занятия, в ходе урока и при анализе результатов занятия.Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995. ^ Обучение рисованию детей в разных возрастных группах.Развитие детского изобразительного творчества в рисовании.Виды рисования в детском саду (предметное, сюжетное, декоративное) и его особенности. - Разработать конспект одного из занятий по сюжетно-тематическому рисованию.- Представить в виде таблицы задачи обучения технике рисования (по возрастным группам).- Составить конспект занятия по предметному рисованию для одной возрастной группы.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1990.