Реферат по предмету "Разное"


«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

На правах рукописи ЦВЕТКОВА Римма ИвановнаМОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ19.00.07 – педагогическая психология Авторефератдиссертации на соискание ученой степени доктора психологических наукИркутск – 2006Работа выполнена в ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»Официальные оппоненты - доктор психологических наук, профессорПодымов Николай Анатольевич- доктор психологических наук, профессор^ Карнышев Александр Дмитриевич- доктор психологических наук, профессорСанжаева Римма ДугаровнаВедущая организация - ГОУ ВПО « Бурятский государственный университет»Защита состоится « » 2006 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.072.01 при ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» по адресу: 664011, Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, ауд. 203.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет».Автореферат разослан « » 2006 г.Ученый секретарь диссертационного совета Л.В. Скорова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе – это обостряет проблему мотивации. Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса среди психологов (А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К.Маркова В.Д.Шадриков, А.А. Файзулаев и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки. Потребностно-мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная с времен древнегреческой философии и кончая современностью (Аристотель, Н.А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон, Г. Риккер и др.)., эмпирических психологов (К. Бюллер, Э. Торндайк, Э Шпрангер, З. Фрейд, К. Левин), истории отечественной психологии (П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, П.Ф. Каптерев, В.С. Мерлин, Н.И. Пирогов, И.А. Сикорский, А.А. Ухтомский и др.), зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Г. Леонтьев, В.К. Вилюнас и др.). Дефиниция «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности (Л.И. Божович и др.), осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя (А.Н. Леонтьев и др.). В исследованиях раскрываются значение и содержание мотива раскрываются в исследованиях В.С. Мерлин и др., вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности В.Г. Асеев и др., важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) В.И. Ковалев и др.. Отсутствие единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста, адаптацией и идентификацией в условиях социальной нестабильности. Актуальность проблемы настоящего исследования психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы современного студента определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального становления специалиста в вузовском обучении. Изучение этой проблемы сопровождается разрешением ряда противоречий: - между принятием теории личностного развития как одной из центральных в методологии педагогической психологии и отсутствием адекватной теории мотивационной сферы личности; - между признанием влияния мотивационной сферы на становление личности и недостаточным вниманием теоретических и практических проблем мотивационной сферы личности в конкретных сферах деятельности; - между изменяющейся мотивационной сферой личности студента в современных условиях, общественного развития, вновь появляющихся мотивов и отсутствием последовательной теории, позволяющей понять истоки этих изменений, их психолого-педагогический характер. Таким образом, актуальность разработки проблемы поиска психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента имеет две основные предпосылки: необходимость познания их особенностей, а также – методов диагностики и своевременной коррекции, что является с позиции психолого-педагогического подхода значимым и необходимым. Познание мотивационной сферы личности студента и психологических условий и средств ее формирования принадлежит к классу теоретико-прикладных психологических проблем. Теоретико-методологическое знание анализа состоит в постановке ключевых вопросов эпистемологической и антропологической схем изучения мотивационной сферы личности Исследование мотивационной сферы личности относится к методологическому подходу педагогической психологии, основывающейся на принципах системности, субъективности, детерминизма, культурно-исторического подхода. Теоретический анализ и исследования мотивации и мотивационной сферы личности обусловили необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Решение обозначенной проблемы возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знания о человеке (в философии, психологии, антропологии, педагогике, социологии и др.). Выработка научных парадигм и концептуальных подходов позволила интегрировать ранее разрозненные факты исследования в педагогической психологии, определить психологические факторы, условия и средства эффективного формирования мотивационной сферы личности с учетом использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы формирования мотивационной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему диссертации «Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления». Цель исследования – изучить мотивационную сферу личности студента и определить психологические факторы, условия и средства ее формирования в профессиональном становлении. Объектом исследования является мотивационная сфера личности. ^ Предмет исследования – психологические факторы, условия и средства мотивационной сферы личности студента и ее формирование в профессиональном становлении. Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования о том, что мотивационная сфера личности представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс личностного развития в целом. Вместе с тем, возникают качественно новые формы и типы коммуникативных отношений студентов в условиях психической деятельности и эмоционально-чувственные проявления, определяющие саморегуляцию деятельности. В связи с этим мы исходим из следующих основных допущений: 1) мотивационная сфера личности студента вуза представляет собой сложное структурное целостное образование, которое определяется системой смыслообразующих, деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных психологических условий и средств в процессе профессионального становления; 2) уровень развития мотивационной сферы личности определяется факторами, условиями и средствами вузовского обучения, глубиной осознания собственного смысла учения, характером предметно-рефлексивного отношения к обучению и субъектной активностью; 3) качественные особенности развития мотивационной сферы личности зависят от личностных компонентов (идентификации образа «Я», образа будущей профессиональной деятельности, самооценки и рефлексии) как факторов профессионального самоопределения студентов; 4) мотивационная сфера личности имеет динамический характер. Формирование мотивационной сферы личности студента, ее функционирование, при условии адекватных психологических средств воздействия, оптимизируется посредством целенаправленного воздействия психологических факторов, условий и средств, в форме психологического спецкурса, практикума, тренингового обучения, внедренного в процесс подготовки специалистов в вузе.В данной работе логика исследования продиктовала поиск и решение следующих задач: 1. Исследовать психологическую сущность, структуру мотивационной сферы личности современного студента. 2. Выявить психологические факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности студента в их динамике, от первого до пятого курса. 3. Разработать модель системы психологических факторов, условий и средств мотивационной сферы личности. 4. Определить влияние деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств на мотивационную сферу личности студента. 5. Выявить возможности и пути активизации мотивационной сферы личности в специально организованных экспериментальных условиях вуза. 6. Апробировать программу целенаправленного воздействия по оптимизации формирования мотивационной сферы личности студента. 7. Установить деятельностные, коммуникативные и эмоционально чувственные закономерности формирования мотивационной сферы личности студента.^ Теоретическими и методологическими основами исследования явились идеи, которые содержат ведущие философские и психолого-педагогические теории. 1. Положение отечественной психологии о личности как системном образовании, системной детерминации личностного развития, сформулированные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других 2. Отечественные традиции гуманистической психологии в работах Н.А. Бердяева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой, А.Г. Асмолова и др., которые могут быть объединены в антропологическое направление развития психолого-педагогической науки. Данный подход позволяет осуществлять реализацию основополагающих принципов педагогической психологии и психологии личности. Среди них выделяются следующие методологические принципы: объективности, сущностного анализа, детерминизма, целостности, системности, развития, субъективности, активности психики, единства сознания и деятельности, единства теории и метода. 3. Теоретические положения, сформулированные в рамках проблемы: развитие мотивации в онтогенезе в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева; типологии и структуры мотивов А.К. Марковой, В.С. Мерлина; психологические механизмы мотивации В.Г. Леонтьева; мотивация активности личности В.А. Петровского; мотивация личности к различным видам профессиональной деятельности в исследованиях В. Г. Асеева, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и других. В зарубежных исследованиях, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделяем теории А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. ^ База и основные этапы исследования. Исследование проводилось на базе Дальневосточного государственного гуманитарного университета. В качестве испытуемых привлекались студенты всех курсов обучения физико-математического факультета и факультета иностранных языков. Различными формами исследования было охвачено 1320 студентов различных курсов из них: 1 курс – 177; 2 курс – 261, 3 курс – 185, 4 курс – 244, 5 курс – 453 человека. Диссертационное исследование осуществлялось в течение 1997 – 2006 годов и включало в себя следующие этапы. 1. Этап (1986 – 1990 гг.) определения исходных теоретических подходов к разработке инструментария и общей гипотезы исследования. Изучение теоретического и фактического материала, касающегося выявления особенностей мотивационной сферы личности. Одновременно происходил отбор методов для диагностической и формирующей работы, собирался первичный материал о проявлении компонентов и механизмов мотивационной сферы личности с использованием метода включенного наблюдения и метода экспертной оценки. 2. Этап (1990 – 1996 гг.) изучения теории и практики формирования мотивационной сферы личности. Подготовка экспериментального материала и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня успешности деятельности испытуемых 1 – 5 курсов. Результаты диагностических исследований подвергались статистической компьютерной обработке при помощи процедур факторного, корреляционного анализа, а также расчета t-критерия Стьюдента, критерием Н – Крускала-Уоллиса для не­зависимых выборок. По окончании второго этапа эксперимента сформировались основные положения концепции введения основ формирующего исследования испытуемых с использованием специально-организованных условий проведения спецкурса «Мотивационная сфера личности в условиях вузовского обучения». 3. Этап (1997 – 2000 гг.) проведения формирующего эксперимента. Исследовалось влияние основных психологических детерминант на формирование мотивационной сферы личности, выявлялись возможности путей их активизации в специально организованных экспериментальных условиях. На этом этапе на основе анализа результатов психодиагностики подбирались и использовались методы формирующей и психотерапевтической работы, направленные на усиление и развитие мотивационного потенциала личности. При этом параллельно с формирующими процедурами проводилась психодиагностика, что позволяло вносить коррективы в ходе формирующей работы, проводить ее более гибко и целена­правленно. Применение факторного, корреляционного анализа и расчета t-критерия Стьюдента позволило сделать выводы об эффективности формирующего эксперимента. 4. Этап (2000 – 2006 гг.) заключительный. На этом этапе обобщались, обрабатывались и систематизировались результаты поставленной проблемы исследования.^ Методы исследования выбраны исходя из его методологии, предмета, гипотезы и задач. Использовались теоретические методы: анализ научной литературы, метод моделирования, анализ результатов формирующего эксперимента (основного метода данного исследования). На различных этапах работы в исследовании использовался широкий набор методов сбора фактического материала и его обработки. В качестве психодиагностических методик использовались: психографический тест выявления уровня мотивации В.Г. Леонтьева, опросник мотивации успеха и боязни неудач А.А. Реана, опросник аффилиации и методика выхода из трудных жизненных ситуаций (Р.С. Немов); методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Л.Д. Столяренко); диагностика мотивации по тесту Х. Хекхаузена, методика – дифференциальные шкалы эмоций (К. Изард), психотехнические приемы Г. Мюнстерберга; авторский блок методов исследования мотивационной сферы личности: тесты по выявлению мотивов выбора профессии учителя и мотивов учения студентов в вузе, тест самооценки педагогических умений, шкала самооценки ПВК (профессионально-важных качеств), педагогические задачи и творческие задания, метод системообразующих факторов диагностики мотивационной сферы личности (МСЛ); на формирующем этапе исследования использовались методы рефлексивной диагностики и рефлексивного практикума, эксперимент, опросник САН, методика диагностики личности на мотивацию личности к успеху Т. Элерса, беседа, анкетное мониторинговое исследование. В соответствии с планом экпериментального исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: по изучаемой проблеме теоретическое обобщение, эмпирические методы: внешнего и включенного наблюдения, самонаблюдения, описания, устного опроса.^ Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей. Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения (SPSS + PS Statistical) психодиагностических методик, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов, репрезентативной выборкой испытуемых. ^ Научная новизна работы заключается в обосновании нового подхода к изучению проблемы мотивационной сферы личности, рассматриваемой как: сложное индивидуально-психологическое образование, представляющее иерархическую, динамическую систему. Уточнен научный подход к проблеме формирования мотивационной сферы личности студента на основе антропологического подхода в психологии и интеграции, реализуемых в трех основных парадигмальных направлениях с использованием деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных факторов, условий и средств. Определены преимущества антропологического подхода, который опирается на общепсихологический принцип детерминизма, принцип развития, личностный принцип, а также на складывающиеся сегодня закономерные и необходимые психологические явления от порождающих их факторов, условий и средств. В рамках предложенной модели системы мотивационной сферы личности, включающей специальные и системообразующие факторы, необходимые и достаточные условия, систему деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств, разработана методика диагностики мотивационной сферы личности, на основе которой экспериментально выявлены уровни развития МСЛ, отражающие ее личностный характер. Выделенным уровням дана содержательная характеристика, отражающая направленность личности и ее установки на профессиональную деятельность, степень проявления активности и самостоятельности, потребности в знаниях, мотивационно-ценностные отношения, эмоционально-волевую регуляцию, самооценку и рефлексию. Установлены психологические факторы, условия и средства, оптимально влияющие на процесс формирования и функционирование мотивационной сферы личности. Новыми являются данные, раскрывающие содержание доминирующих психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента (блоки: гуманистический, потребностный, мотивационный, аналитический, эмоционально-волевой, самосознания, диалогичности, осознания собственного смысла, предметно-рефлексивного отношения, субъективной активности и субъективного отношения), показана их роль и значимость в жизнедеятельности на примере студентов. Выявлена зависимость между характером интеграционных процессов мотивационной сферы личности студента и системой психологических условий и средств, воздействующих на личность студента. В исследовании представлен системный подход к изучению мотивационной сферы личности студента: 1) как закономерный и необходимый психологический процесс, определяющий пути и результат достижения цели; 2) как образы и представления, составляющие ее содержание; 3) как обобщенные схемы мотивированных действий и поведения в целом в деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных проявлениях. Установлено, что в формировании мотивационной сферы личности студентов происходит смещение знаемых мотивов и ценностных ориентаций к профессионально-значимым, прагматическим, смыслообразующим мотивам и ценностям личной жизни.^ Теоретическая значимость. Разработанная модель мотивационной сферы личности позволяет теоретически определить изучаемый феномен как системообразующую, многоуровневую, иерархичесую структуру, обусловивающую процесс формирования личности студента. Исследования определяются расширением представлений о мотивационной сфере личности студента и ее роли в понимании структуры личности. Доказано, что только при учете психологических факторов, условий и средств, воздействующих на личность студента, возможна строгая и адекватная идентификация образа «Я», образа будущей деятельности, саморегуляция, рефлексия и самомотивация, которые служат целям личности. Уровень развития мотивационной сферы личности студента зависит от приобретаемых детерминант как качественных образований в условиях диалогичности, осознания собственного смысла, предметно-рефлексивного отношения, субъективной активности и субъективного отношения, обусловливающих эффект статической закономерности. Теоретическое обоснование актуального мотивационного состояния как системообразующего механизма, взаимообусловленного психологическими факторами, деятельностными, коммуникативными, эмоционально-чувственными условиями и средствами в определенной жизненной ситуации, можно рассматривать в качестве нового концептуального подхода к пониманию феномена переживания индивидом фактов действительности и субъективного отношения к условиям объективной реальности. Полученные в исследовании результаты открывают возможность для интеграции существующих теоретических подходов к пониманию уровней развития мотивационной сферы студентов, отражающих функционирование психики и структурности целостного процесса личностного развития. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке концепции развития личности в процессе ее становления в общей, возрастной и педагогической психологии.^ Практическая значимость и внедрение результатов исследования. На основе полученных в ходе исследования данных разработан психодиагностический инструментарий для диагностики уровня развития мотивационной сферы личности и выявления глубоко личностных образований мотивационной сферы личности. Разработана диагностическая методика на основе идей К.Б. Малышева «Моделирование в психолого-педагогической деятельности». На базе Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Дальневосточной академии государственной службы и Комсомольского - на – Амуре государственного педагогического университета апробирован комплекс психолого-педагогических воздействий, позволяющих создать оптимальные условия для формирования мотивационной сферы личности студента, своевременно осуществлять развитие и коррекцию мотивационной сферы личности будущего профессионала. Диссертантом разработаны и опубликованы учебно-методические пособия, два из которых имеют гриф УМО России, позволяющих интенсифицировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов высшей категории. Использование предложенного комплекса позволило на кафедрах сбалансировать психолого-педагогические технологии, учебные программы курсов изучаемых дисциплин и планы кафедр в соответствии с личностно-ориентированной образовательной парадигмой, что нашло свое отражение в оптимизации личностного роста студентов и интериоризации ими полученных профессиональных знаний, умений и навыков, а также реализации их в подготовке выпускных квалификационных работ. Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основе выводы и рекомендации, могут быть использованы в учебном процессе вузов при подготовке специалистов психолого-педагогического профиля, в научно-исследовательских лабораториях, в решении проблем развития личности современного специалиста и совершенствования процесса обучения в вузе в современных условиях.^ Положения, выносимые на защиту: 1. Мотивационная сфера личности студента – это психологическое образование, имеющее сложную структуру мотивов, иерархизированных динамикой самой личности, направленной на удовлетворение потребности в самовыражении, самоопределении, самообразовании и самосовершенствовании. 2. Система мотивационной сферы личности включает психологические факторы, характеризующие гуманизм, многообразие потребностей: фактор общения, аналитический, эмоционально-волевой фактор и фактор самосознания; системообразующие факторы, выражающие направленную активность, отношения и высокую потребность в знаниях, самореализацию и рефлексию. 3. Психологические условия и средства влияют на мотивационную сферу личности как интегральное динамическое образование, формирующееся под воздействием внешних и внутренних психологических детерминант и проявляющееся в виде способов восприятия действительности, осознания и регуляции своего поведения и деятельности, а также в динамике от значимых, узколичностных мотивов к сложным, социальным. Психологические условия и средства мотивационной сферы личности студента включают: субъективную детерминацию мотивации в общественном мире, ее динамичность, широту, разнообразие; социально-психологическую взаимосвязь субъекта и объекта; мотивационно-профессиональную зависимость субъекта от стиля и образа жизни человека; субъективно-личностную обусловленность мотивации и деятельности. Модель системы психологических условий и средств мотивационной сферы личности студента включает: степень социализации личности, уровень ее включенности в деятельность, формы психического отражения в виде блоков: динамической и функциональной систем, сверхчувствительности, самосознания, закономерностей психического отражения. 4. Мотивационная сфера личности в процессе онтогенетического развития приобретает качественные новообразования – от мотивирующих представлений как способности личности действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями на основе аффективных и интеллектуальных компонентов до активных форм поведения, осознания своего «Я», формирования «внутренней позиции», самосознания и проявления творческой активности. В мотивационной сфере личности на определенном этапе онтогенетического развития складывается мощный источник внутренней активности – самомотивация, ее проявление начинается с процесса научения, затем пробуждения рефлексии, поиска решений, внутреннего, эмоционального состояния, стремления к самосовершенствованию. 5. Человек обладает такой высокой степенью целостности, что для ее изучения необходимы новые подходы, комплексные методы, позволяющие изучать мотивационную сферу личности. Разработанные и реализованные нами методические приемы, методы, программы позволяют выявлять и управлять процессом формирования мотивационной сферы личности студента. 6. Концептуальная модель психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности, ее внутренняя структура представлена в трех планах: деятельностном, эмоционально-чувственном и коммуникативном. 7. Деятельность является определяющим условием и средством развития мотивационной сферы личности студента, но это имеет место при наличии смысла, мотивации, проявления активности, саморегуляции и стремления к самосовершенствованию своей личности. 8. Эмоционально-чувственные средства характеризуются динамизмом, глубиной протекания, характером ценностей, функционализмом, социальной обусловленностью. Они существенно влияют на мотивационную сферу личности студента и находят отражение в мимике, тембре голоса, реакциях на успех и неуспех, в отношениях к объекту и к себе, волевых проявлениях, эталонах желаний, в оценке, проявлениях удовольствия и неудовольствия, в аффектах неадекватности и др. 9. Коммуникативный план определяет избирательность интересов личности студента и придает значимость мотивационной сфере, его личностным проявлениям в профессиональной деятельности. Речевое общение и поведение, намерение, степень уверенности человека в процессе общения представляют содержательную коммуникативную сторону мотивационной сферы личности студента.^ Апробация работы. Результаты исследования были представлены на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях и конгрессах в Москве (1989, 1991), Санкт-Петербурге (2003), Томске (2005), Твери (2005), Пензе (2006), Хабаровске (1989 - 2006), из них на 5-и Азиатско-Тихоокеанских Конгрессах психологов «Человек. Власть. Общество» (1999, 2002, 2004, 2005, 2006), на симпозиуме «Россия на пороге ХХ1 века. Хабаровск – Аугсбург» (1999), Комсомольске-на-Амуре (1997, 1998, 2003), на заседаниях кафедр Новосибирского госпеуниверситета, кафедры психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Теоретические положения, изложенные в программе гранта, были поддержаны РГНФ в 2002 г. Основные результаты исследования изложены в 2 монографиях, в 3 учебных пособиях (2 из них с грифом УМО Министерства образования и науки РФ, одно - с грифом УМО ДВГУ г. Владивосток). Содержание диссертации отражено более чем в 50 публикациях, общим объемом 57 п.л. Имеются статьи, переведенные на немецкий, английский и японский языки, и опубликованные в центральных журналах. На протяжении нескольких лет автор ведет спецкурсы для студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета и студентов Дальневосточной государственной академии социальной службы.^ Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, шести глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы, содержащего 468 наименований и приложения. Объем работы составляет 520 страниц, в тексте диссертации имеется 32 рисунка и 42 таблицы^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза и ее основные основные вытекающие из нее следствия, представлены положения, выносимые на защиту; формы апробации и внедрения результатов исследования. ^ В первой главе «История и современное состояние проблемы мотивации личности в психологической науке» представлен теоретический анализ истории и современного состояния проблемы мотивации личности в психологической науке. Выделяются методологические и теоретические положения, которые являются исходными в исследовании. Предпосылки для возникновения научной проблематики мотивации были заложены в идеях мыслителей античной и средневековой философии как соотношение объективных и субъективных категорий сущего. Идеи Платона о цели, по которой можно судить о стараниях человека, представляют основу мотивационного поведения человека. Ведущим в поведении человека, по Аристотелю, является интуиция психолого-педагогической мысли. Объективная реальность, повседневная практика показывают, что психологическая картина мотивационной сферы личности чрезвычайно многогранна, сложна, динамична, социально изменчива. В философских исследованиях она понимается как уровень развития сознания, рефлексии, ценностей, созидания при условии богатства интуиции и переживания человека. В отечественной психологии проблема мотивации рассматривалась в контексте самосознания, самопонимания. Анализу мотивации как научной категории уделяется внимание в работах Н.А. Бердяева, которому удалось глубоко переосмыслить субъективный, внутренний мотивационный мир русского человека. Равитие научных взглядов на мотивацию личности представлено с позиции состояния проблемы исследования психологического феномена мотивации в философских, научно-педагогических, научно-теоретических отечественных и зарубежных исследованиях. Теоретико-логический анализ психолого-педагогической мысли (Н.И. Пирогов, Н.Х.Вессель, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптерев, А.А. Каэлас, И.А. Сикорский) в самом сжатом виде в обобщенном варианте позволил определить блоки структурных образований мотивационной активности: 1) блок гуманных отношений к человеку; 2) потребностный блок; 3) мотивационный блок; 4) блок аналитической деятельности и мыслительных способностей; 5) эмоционально-волевой блок; 6) блок самобытности; 7) блок самодеятельности и самосознания. На основе анализа литературы выявлено, что понятие мотива определяется неоднозначно. Это обусловлено тем обстоятельством, что данное понятие разрабатывается разными авторами независимо друг от друга, в разных проблемных контекстах, а также преобладанием эмпирических исследований над теоретическими. Так, С.Л. Рубинштейн в понятие «мотив» внес действия аффективной зарядки. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в каче­стве средства её удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. В.С. Мерлин мотив характеризует как узкое, частное, изменчивое отношение человека к определенным предметам и явлениям внешнего мира. Позиции исследователей, изучающих мотивы (А.К. Марковой, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.К. Вилюнаса, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова, Х. Хекхаузена и др.), позволяют сделать обобщения о том, что содержательная характеристика мотива представляет возрастание положительного и отрицательного отношения к деятельности. Усложнение структуры мотивационных компонентов определяется побуждениями, отношениями, установками как осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя, через уровень притязаний, самооценку, самосознания ”Я”. Особый вид мотивации выделяют В.И. Ковалев и В.Н. Дружинин, к которому они относят потенциальную мотивацию, возникающую значительно раньше и придающую мотивационное значение обширному кругу явлений, которые актуальную деятельность не побуждают, но могут ее побуждать. Анализ теоретических подходов в проблеме мотивации позволил выявить специфику сущности мотивации с позиций: рационального и иррационального, принятия решений и автоматизмов, сознания и воли; инстинктов, поведения, регуляции движений; органических и социальных потребностей, когнитивной и гуманистической сущности. Специфика только теоретических подходов позволяет определить иерархичность мотивационной сферы, ее структурность и системность в знаниях философии, психологии и других смежных наук. Познание мотива как устойчивого личностного образования, определяющего мотивационную сферу личности, рассматривается с учетом понимания его внутренней структуры, в основе которой содержится система мотивационных компонентов. Всякая потребность проявляется субъективно, с различной степенью осознания в эмоциях, поведении и деятельности, на основе закономерностей развития личности приобретает устойчивые образования. Мотив же выступает в сознании человека как объект или цель, на которую направлено, в конечном счёте, поведение. Усто


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общая характеристика хозяйственного учета и его значение в современных условиях
Реферат «Современные тенденции развития мировой социологии» Конференция состоится 5-6 ноября 2011 года. Форма проведения конференции заочная. Сборнику материалов будет присвоен isbn
Реферат Організація управління матеріальними і товарними потоками
Реферат Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
Реферат 10. Функції рівнів моделі osi тема 10. Функції рівнів моделі osi
Реферат At the Theatre
Реферат Правовой аспект франко-русских отношений в период и накануне войны 1812 года
Реферат Чрезвычайный режим на Украине
Реферат Поняття етносу Етногенез
Реферат Государство и основные этапы его становления и развития
Реферат Должностное лицо как субъект преступления
Реферат Создание информационно-справочной подсистемы САПР конструкторско-технологического назначения
Реферат 1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации
Реферат Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI веков. Антиглобализм
Реферат Інститут енергетики та систем керування hапрям: Електромеханіка