Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста Матяш Ю.Б. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад КВ №20», педагог – психолог.Детский сад №20 функционирует как учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей. Работа детского сада обеспечивает гармоничное физическое и психическое развитие дошкольников, решает задачи профилактики острых и хронических заболеваний, реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья (бронхиальная астма, патология органов дыхания, лор-патология). Дети, посещающие детский сад компенсирующего вида №20, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, подвержены различным страхам – с одной стороны, с другой – пассивность, замкнутость, закрытость, зажатость, неразвитость эмоциональной сферы, поведенческие расстройства. У часто болеющих детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенность в себе, т.к. частые болезни, могут привести к социальной дезадаптации (ребёнок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание уделяется психоэмоциональному здоровью детей. Опыт работы убедил в том, что наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, является – песочная игротерапия. Этот метод способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии и т.д.).^ Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребёнка: - трудности в общении - взаимоотношения детей и родителей - психологические травмы - расстройства настроенияЗадачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребёнку: развить более позитивную Я-концепцию; развить самооценку; обрести веру в себя; овладеть чувством контроля; стать более ответственным в своих действиях и поступках; научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания; научить способам самовыражения. При организации занятий песочной игротерапии, ставлю следующие задачи: Создавать для ребёнка атмосферу безопасности. Создавать ощущение дозволенности. Понимать и принимать мир ребёнка. Поддержка положительного тонуса и самочувствия. Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций. Облегчить ребёнку принятие решений. Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога – это «активное присутствие», а не руководство процессом. В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребёнка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях – в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения и т.д. Ребёнок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.Для игр с песком используется материал: ящик голубого цвета, наполненный песком вода небольшие подносы стаканчики для воды лопаточки формочки мелкие игрушки животные сказочные персонажи транспорт геометрические формы природный материал бросовый материал Играя с песком, ребёнок самовыражается. Используя игрушки, он выражает всё то, что ему трудно выразить в словах. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чём они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли. Весь нехитрый реквизит помогает детям строить свой мир и обыгрывать в нём различные проблемы. Песок – идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо испортить или сломать. Данные диагностики на конец учебного года, позволяют сделать вывод, что в ходе работы с детьми при использовании данного игрового метода, улучшается психологическое и эмоциональное благополучие детей, на этом фоне – стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.Литература Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007. Январь-Февраль. - с.50-52. Кулакова Н., Грабенко Т. Следы на песке // Мой ребёнок. 2003. Май. - с.70-72. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПБ.: Детство-Пресс, 2002. Набор материала для песочной игротерапии. Выбор ребёнком игрушек для игры. Коррекция агрессии и гиперактивности. «Транспорт» Коррекция страха и тревожности. «Домики для животных» Подгрупповое занятие «Сказочная страна»