Технологическая карта урока «Мозг и способности»8 класс Известный психолог Л.С. Выгодский видит учителя как организатора социальной воспитательной среды, регулятора и контролёра её взаимодействия с каждым учеником. Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество без вмешательства учителя. Усвоение знаний происходит наиболее активно в собственной деятельности ученика.Цель: актуализировать и обобщить материал темы «Координация и регуляция» о строении и функциях головного мозга.Задачи: 1. образовательная (установить взаимосвязь особенности строения мозга и выполняемой функции (способности)); 2. развивающая (а) формировать умения и навыки работать в заданном темпе, б)работать в группе, в) выполнять поставленные задачи, выделять главное, г) сравнивать, анализировать, делать выводы, д) публично выступать, е) проводить самонаблюдение, ё) осуществлять взаимоконтроль, ж)настраивать сенсорные каналы); 3. воспитательная (патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение работы головного мозга).^ Планируемые результаты: - коррекция знаний о строении головного мозга, долях, зонах и функциях; - выявление связи между строением мозга и способностями; - повторное заучивание информации; - сохранение интереса к теме.^ Личная значимость изучаемого материала для учащихся: достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успешности, осознание собственной неповторимости.^ Методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.Формы организации учебной деятельности: игра-лото, регламентированная дискуссия, работа в группах, 2-е лабораторные работы.^ Тип урока: урок-исследованиеПриёмы деятельности учителя: организация беседы, организация работы в группах, лабораторной работы, помощь в общении, проверке индивидуальных листов по игре-лото, фронтальная работа.^ Познавательные задания: 1) Объединение в группы для ответов на вопросы. Рабочие названия групп: «Оперативники», «Почемучки», «Аналитики», «Мозговой центр». Ответы в течение 3 минут обсуждаются и оцениваются всей группой. Отвечать перед классом может только один спикер; 2)На доске вывешиваются правила регламентированной дискуссии.^ Организация деятельности учащихся: заполняют карточки с терминами по 1-му заданию; объединяются в группы; повторяют материал; готовят устные ответы на вопросы; представляют ответы классу; делают выводы; подводят итоги; оценивают свою работу и работу товарищей; корректируют ответы других; выполняют лабораторную работу.^ Источники информации: учебник (с.44, 60, 66), тексты заданий, компьютер.Оценки за урок: по решению группы.Ученик должен: - иметь: иметь представление о взаимосвязи строения и функций мозга. - знать: строение основных отделов мозга, доли коры, зоны коры и их функции. - уметь: проводить самонаблюдение, объяснять роль каждого отдела и зоны, устно излагать ответ на вопрос, работать в группе, участвовать в дискуссии, взаимопроверять.^ Межпредметные связи: психология.Внутрипредметные связи: анатомия, физиология, гигиена.Основные термины: спинной мозг; головной мозг; промежуточный мозг; задний, средний, продолговатый мозг; мозжечок; зоны; извилины; кора; гипоталамус; гипофиз. Оснащение: - наглядные пособия (т. «Строение головного мозга»; презентация «Мозг и способности», компьютер, интерактивная доска); - раздаточный материал (конверты с заданиями, технологические карты, цветовая игра-лото)Ход урокаПлан урока: Организационный момент (приветствие, пропуски). Настройка сенсорных каналов. Работа на банк памяти. Актуализация знаний. Игра-лото «Строение мозга». Задание закрытого типа. Выбор ответа. Работа в группах. Проверка рабочей памяти, декларативной памяти. Задания дифференцированы, группы тоже. В каждой группе лидер-спикер. Исследовательская работа. Л.р. «Объём памяти», « объём внимания». Исследование непроизвольной памяти. Обобщение изучаемого материала. Презентация. Сообщение Д.з. Подведение итогов: - оценка степени реализации поставленных цели и задач; - оценка работы учеников. Выявление тех, кто выполнил и не выполнил программу. Выяснение причин способствующих и препятствующих этому. - Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Человечество во все времена волновала загадочная жизнь мозга. Великий писатель В.Г. Белинский, восхищаясь совершенством человеческого ума, писал: «Ум является продуктом деятельности мозга» (На доске). Он задавал вопрос: «Как подсмотреть работу мозга?». Я адресую его вопрос вам, живущим в XXI веке (по деятельности ума). Добро пожаловать в мини лабораторию «Мозг и способности» для изучения деятельности ума. -(5 мин.)^ Цель: расширить представления о возможностях мозга.Задачи : - установить связь между особенностями строения мозга и функциями; - закрепить умения предъявлять знания, выявлять причинно-следственные отношения между понятиями темы, отработать навыки исследовательской работы в группах. Включение сенсорных каналов (2 мин.)Упражнение «Крюки». Успокаивает язык, ректильный мозг, объединяет мозжечок и лобные доли мозга. Когда испытываешь стресс, помогает успокоиться и переключиться (2 мин.) Обязательно сначала сосредоточиться на том месте, в котором испытываешь напряжение.Упражнение «Кнопки мозга». Мозг подготавливается к восприятию сенсорной информации. Улучшается приток крови к мозгу через сонные артерии. Активизируются рецепторы давления, поддерживающие давления крови, поступающей в мозг. Активизируются центры равновесия) – помогает сосредоточится, настроиться на учёбу (2 мин.) Актуализация знаний. ^ Игра- лото по теме «Строение мозга». (см. приложение 1) Задание с выбором ответа. Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (всего 3-и варианта). 57 карточек. Термины – ответы на игровых полях. Три помощники раздают игровое поле и набор фломастеров из шести цветов. Исследование логических способностей. Задание «Перепутанные логические цепочки». Помощники раздают задание в конвертах . Каждая группа получает задание и готовится к ответу (3 мин.) Отвечает спикер, но за участие в обсуждении он каждому ставит оценку. На конверте написаны имена участников группы. Ответ в течение 1 мин. Итого: 7-8 мин. (см. приложение 2) Презентация «Мозг и способности» (10 мин.) Задаётся вопрос перед просмотром: «Как связаны мозг и способности?» Обобщение: способности – это возможности мозга, нет людей без способностей, но есть люди с неразвитыми природными задатками. Исследовательская работа: «Изучение непроизвольной памяти и объема внимания» (20 мин.) Технологические карты раздают помощники (см. приложение 3) Рефлексия - оценка степени реализации целей - оценка работы учащихся (2 мин.) Если останется время провести взаимопроверку игры – лото: «1» несовпадение с цветом - «хорошо» «2-3» несовпадения с цветом - «удовлетворительно» «4» несовпадения с цветом - «неудовлетворительно»^ Анализ урока «Мозг и способности» I.Стадия вызова. Задачи. Деятельность учителя.Задачи: формирование предметной компетенции (умения объяснять роль каждого отдела мозга).Формирование межпредметной компетенции ( умения работать в заданном темпе, анализировать, делать выводы, сравнивать. Д.У. -осуществляет вызов знаний учащегося. Активизирует зоны коры головного мозга, с помощью специальных упражнений восстанавливает равновесие, барорецепторов, успокаивает рептильный центр. Обеспечивает карточками с письменными заданиями по вариантам. Организует диалог. Мониторинг. Контроль Деятельность учащихся.Систематизируют информацию, выбирают варианты ответа из заданных версий, предлагают на проверку цветовые ответы, заполняют карточки. Приёмы. Методы, формы.Методы: проблемный, репродуктивный.Формы: игра – лото (Цветовой тест закрытого типа с выбором одного правильного ответа из заданных версий.) . II.Стадия осмысления. Задачи. Деятельность учителя.1 этап.Задачи: формирование предметной компетенции и (умения устанавливать причинно – следственные связи между понятиями темы). Формирование коммуникативной компетенции и (социальной) (умения работать в группе). Сохранение интереса к теме. Формирование активного восприятия учебного материала. Д. У. –осуществляет организацию развивающей среды, обеспечивает письменными заданиями на развитие логики. Мониторинг скорости выполнения задания, качества применения понятий.^ 2 этап.Задачи: Формирование информационной компетенции (умения выявлять связь мозга и способностей.) Д. У. – Демонстрирует презентацию, оказывает помощь в обобщении.3 этапОбъявление Д. З : с.60 – 66.Творческое задание. Деятельность учащихся.Объединяются в группы. Читают и осмысливают задания для группы, готовят устный ответ спикеру группы, корректируют ответы других.Смотрят презентацию, делают обобщения и выводы.Пишут дома сочинение с собственным взглядом на данную тему. Приёмы, методы. Формы.Методы: «Перепутанные логические цепочки» ( выяснение причинно – следственных связей )группа получает дифференцированное задание и состав групп тоже дифференцирован. «Оперативники»: Гасоян С., Алехин Ф., Гриненко В., Долиненко А.,«Аналитики»: Двойненков В., Демченко С.,Лысый А.,Пестова В.,Раковская Т..«Мозговой штурм»; Каменец А., Позднышева М., Радчук Е., Парфенов А.,«Креативщики»: Обополов М.. Шенрок Р.. Шпачкова В.Форма: Фронтальная беседа по вопросу: «Как связаны мозг и способности?»Творческое задание открытого типа. III .Стадия рефлексииЗадачи: Формирование информационной компетенции(умений исследовательской работы).Д.У. Организует письменные столы для работы с технологическими картами по самонаблюдению .Мониторинг успешности деятельности ,экспериментальных умений. Контроль. Деятельность учащихся.Выполняют работу по самонаблюдению, оценивают собственные возможности. Делают вывод о зависимости количества воспроизведенных слов от смысла и логической связи между словами. Приёмы, методы. Формы.Методика «Исследование непроизвольной памяти». Автор: Зинченко П.М.,1966 г. Метод: исследовательский. Форма: лабораторная работа. IY.Подведение итогов.. Оценка степени реализации целей. Общая оценка работы учащихся на уроке. Приложение 11 вариант Ó КОРА Ó НЕЙРОН Ó НЕРВЫ Ó ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ Ó АКСОН Ó НЕРВНЫЕ УЗЛЫ Ó- речь, анализ информации, программа поведения;Ó- регулирует кашель, дыхание, чихание, слезоотделение, работу сердечно – сосудистой системы;Ó- проводит нервные импульсы вверх к коре и вниз, к мозжечку;Ó- участвует в рефлекторной регуляции движений, обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика;Ó- проводит импульсы от рецепторов кожи и органов чувств к коре, отвечает за обмен веществ, жажду, голод;Ó-координирует движения, делает их точными, целесообразными. Ó- нервная клетка;Ó- длинные отростки, покрытые миелиновой оболочкой;Ó- электрический сигнал, возникающий при раздражении нервной клетки;Ó- окончания нервов;Ó- ответная реакция на раздражение;Ó- путь нервного импульса от места возникновения раздражения до рабочего органа. Ó- скопление длинных отростков за пределами ЦНС;Ó- скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС;Ó- головной и спинной мозг;Ó- место взаимодействия нервной и эндокринной системы;Ó- железа, лежащая на нижней поверхности головного мозга;Ó- увеличивают поверхность головного мозга. 2 вариант Ó ЦНС Ó МОСТ Ó НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС Ó ГИПОТАЛАМУС Ó СРЕДНИЙ МОЗГ Ó РЕЦЕПТОРЫ Ó- скопление длинных отростков за пределами ЦНС;Ó- скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС;Ó- головной и спинной мозг;Ó- место взаимодействия нервной и эндокринной системы;Ó- железа, лежащая на нижней поверхности головного мозга;Ó- увеличивают поверхность головного мозга. Ó- речь, анализ информации, программа поведения;Ó- регулирует кашель, дыхание, чихание, слезоотделение, работу сердечно – сосудистой системы;Ó- проводит нервные импульсы вверх к коре и вниз, к мозжечку;Ó- участвует в рефлекторной регуляции движений, обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика;Ó- проводит импульсы от рецепторов кожи и органов чувств к коре, отвечает за обмен веществ, жажду, голод;Ó-координирует движения, делает их точными, целесообразными. Ó- нервная клетка;Ó- длинные отростки, покрытые миелиновой оболочкой;Ó- электрический сигнал, возникающий при раздражении нервной клетки;Ó- окончания нервов;Ó- ответная реакция на раздражение;Ó- путь нервного импульса от места возникновения раздражения до рабочего органа. 3 вариант Ó ГИПОФИЗ Ó РЕФЛЕКС Ó ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ Ó БОРОЗДЫ, ИЗВИЛИНЫ Ó РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА Ó МОЗЖЕЧОК Ó- скопление длинных отростков за пределами ЦНС;Ó- скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС;Ó- головной и спинной мозг;Ó- место взаимодействия нервной и эндокринной системы;Ó- железа, лежащая на нижней поверхности головного мозга;Ó- увеличивают поверхность головного мозга. Ó- нервная клетка;Ó- длинные отростки, покрытые миелиновой оболочкой;Ó- электрический сигнал, возникающий при раздражении нервной клетки;Ó- окончания нервов;Ó- ответная реакция на раздражение;Ó- путь нервного импульса от места возникновения раздражения до рабочего органа. Ó- речь, анализ информации, программа поведения;Ó- регулирует кашель, дыхание, чихание, слезоотделение, работу сердечно – сосудистой системы;Ó- проводит нервные импульсы вверх к коре и вниз, к мозжечку;Ó- участвует в рефлекторной регуляции движений, обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика;Ó- проводит импульсы от рецепторов кожи и органов чувств к коре, отвечает за обмен веществ, жажду, голод;Ó-координирует движения, делает их точными, целесообразными. Приложение 2 «АНАЛИТИКИ» Найдите пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях: координация движений, кашель, мозжечок, продолговатый мозг, жажда«ОПЕРАТИВНИКИ» Найдите пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях: Рефлекторная дуга, нейрон, рефлекс, нервный импульс, аксон^ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Составьте классификацию следующих понятий: Центральная нервная система, нервы, нервные узлы, нервные окончания, головной мозг, спинной мозг, вегетативная нервная система«КРЕАТИВЩИКИ» Перед вами изображение женского лица. Увидели? Теперь представьте, что один из Вас говорит другому: «Посмотри – нос похож на бабочку, губы похожи на цветок, а волосы на травинки!» Заметили ли вы, что при узнавании бабочки, цветка и травинок портрет, в целом пропадает, как бы распадается на отдельные рисунки? Почему это происходит? Какое полушарие распознает речь? Как работают оба полушария?Приложение 3Лабораторные работы «Объём внимания», «Объём памяти».Цель: исследование непроизвольной памяти.Задачи: - определить объём внимания, - возможности памяти при разном способе запоминания.Оснащение: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш. Найти числа в порядке возрастания от 101 до 136, каждое число по команде зачеркнуть карандашом. Определить объём памяти по формуле В=648 : t, где В– объём внимания; t-время, за которое были найдены числа в порядке возрастания от 101 до 136. Сравнить полученные данные с таблицей «показатель внимания»показатель объёма внимания оценка показателя а. более 6 высокий показатель б. 4-6 средний показатель в. менее 4 низкий показатель«Объём памяти» Зачитываются слова из логического ряда. Через минуту их надо записать. (3 мин. на запись) Зачитывается ряд слов механического ряда. Через минуту их надо записать. (3 мин. на запись) Подсчитать количество и порядок записанных слов. Объяснить разницу в первом и во втором случае.Запоминание виды запоминания количество слов в тексте воспроизведено слов Логическое 10 Механическое 10 Вывод: