Приложение 14МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11УТВЕРЖДЕНА на заседании Совета школы «___» _______________2005 г. Протокол №_________КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СЕМЬЯ»г.ТАВДААННОТАЦИЯ Одна из важнейших задач педагогов – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Поэтому программа является комплексной. По продолжительности она рассчитана на 5 лет. Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов. Программа называется «Семья». Основной состав участников программы: дети, родители, педагоги, общественность. Наш опыт свидетельствует, что существенной перестройки требует характер отношений между участниками педагогического процесса, и прежде всего в организации совместной деятельности взрослых и детей. Внеклассная работа должна содействовать развитию совместной деятельности родителей и детей в сфере досуга, спорта, туризма. Проводятся различные праздники, смотры, дни открытых дверей, вечера, классные часы, уроки семейного воспитания. Дальнейшее развитие должна получить деятельность кружков, секций. Руководители и педагоги направляют свои усилия на то, чтобы воспитательная работа с детьми стала совместным делом школы и социокультурных учреждений, находящихся в нашем городе. Мы полагаем, что педагоги четко и грамотно организуют лекторий для родителей, будут проводиться творческие отчеты классных, на которых будут рассматриваться вопросы семьи и школы. Появляется также потребность в совершенствовании педагогических позиций родителей. Мы предполагаем, что этому будет способствовать их систематическое информирование об учебно-воспитательном процессе в школе, ознакомление с методами развития личности ребенка, школа для родителей будущих первоклассников, консультативная помощь семьям, а особенно неблагополучным. Соответствующая помощь будет оказываться детям «группы риска», детям-инвалидам. Основным показателем эффективности, действенности программы является личность ребенка, его самочувствие в школе и дома, включенность в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, родителей и детей, на наш взгляд, должно стать возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятым и неприятным.^ Обоснование программы Школа и семья – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако в условиях сегодняшней экономической и социальной нестабильности, психологических стрессов семья не сориентирована на воспитание детей. Особенно негативен процесс воспитания в семьях, где процветает пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей. В школе 6 неблагополучных семей, в них проживает 11 детей, в том числе учащихся школы - 6. Как правило, ребенок «группы риска» чаще всего из неблагополучной семьи: 10 детей стоит на внутришкольном учете, 2 - в комиссии по делам несовершеннолетних. Становится проблемой жизнеобеспечение детей в семьях, имеющих низкий уровень достатка. Таких семей – 72. Безработных, где не работают оба родителя - 9 семей, один из родителей не имеет работы –51. Неудовлетворительное положение, плохое питание отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Постепенно растет количество инвалидов, на сегодняшний день их 11. Недостаточный опыт семейного воспитания получают подростки из неполных семей: таких 45. Общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми и ОУ, между учителями и родителями. В основе отношений лежит личностный подход к ребенку, защита его прав. Это возможно при профессиональном педагогическом влиянии на процесс воспитания в семье, укреплении взаимоотношения родителей и детей, духовном и культурном развитии семей. Отсюда и возникла необходимость единой программы согласованных действий семьи и ОУ в деле воспитания и развития детей. Данная программа является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность. Проблематика сегодняшнего взаимодействия ОУ с социумом состоит из нескольких аспектов и включает: работу с органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями культуры; взаимодействие с общественными организациями; Программа разработана на пять лет с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ « Об образовании»; Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»; ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и общеобразовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью.К основным функциям взаимодействия относятся: информационная; воспитательно-развивающая; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая; бытовая.Организация взаимодействия школы и семьи предполагает: изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей; группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.Ожидаемый результат: Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами. Здоровый микроклимат в семье и школе. Снижение семейного неблагополучия. Эффективные формы сотрудничества семьи и ОУ.Цель программы:Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями.Формирование нравственно ориентированной личности ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности.Задачи: Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей; Обеспечить охрану жизни и здоровья детей. Социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спортивные занятия. Защита интересов и прав ребенка в семьях, особенно в неблагополучных. Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений совместно с ИДН, КДН, ПДН.Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализоваться следующие принципы:Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать свое мнение, проявлять активность.Организация совместного творчества учителей, учащихся и родителей.Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает: опору на положительные стороны родителей и детей; заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи.Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Согласованность действий классных руководителей, учителей, социального педагога, администрации в работе с семьей.^ Основные этапы работы с родителями.Раздел 1Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей. 1. Формирование личностных ориентаций учащихся, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей: интереса к жизни, интереса к человеку, интереса к культуре. 2.Работа с семьей ( объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание). 3.Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей. 4.Психолого-педагогическое просвещение родителей. 5.Защита прав и интересов ребенка. При изучении семьи педагог, прежде всего, обращает внимание на следующие данные: 1.Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальную обеспеченность. Интерес к делам школы. 2.Общие сведения о детях. 3.Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры).Раздел 2Содержание, формы и методы работы с родителями. Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: 1.повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, консультации, практикумы); 2.вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3.участие родителей в управлении школой (Попечительский совет школы, родительский комитет).^ Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.Формы работы с родителями Традиционные Нетрадиционные 1 2 Родительские собрания Родительские тренинги Общеклассные и общешкольные конференции Дискуссии Индивидуальные консультации педагога Психологические разминки Посещение на дому Круглые столы Устные журналыПрактикумыРодительские вечераРодительские чтенияРодительские ринги Значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей.Повышение правовой культуры родителейконсультирование Лектории с привлечением юристов, социальных педагогов, специалистов разных ведомств Диспуты, устные журналыРодительские клубыМалые конференции, практикумыДни семьи, дни открытых дверейЗначимую роль во взаимодействии с родителями играет повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей. С этой целью проводится следующая работа: 1.Изучение законов развития ребенка (особенностей его физического и психического развития на разных возрастных этапах); 2.Знакомство с современными системами семейного воспитания; 3.Пропаганда здорового образа жизни; 4. Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей. 5.Изучение Конвенции о правах ребенка. 6.Изучение Закона «Об образовании РФ». 7.Проведение дней правовых знаний. 8.Принятие мер к взрослым, вовлекающих подростков в противоправные дела, жестокое обращение с детьми. 9. Работа в контакте с КДН. Правовое воспитание несовершеннолетних как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры. Воспитание убежденности, что соблюдение правовых норм является основой безопасности жизни человека. Предупреждение учащихся об ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма. Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву. Учащемуся необходимо знать: Что правовые знания являются частью общей культуры человека; Что право как система норм и правил поведения человека в обществе, группе, коллективе определяет конкретные обязанности человека по отношению к другим людям.Уметь: Применять знания по основам правового законодательства, вести себя в обществе, группе, коллективе в соответствии с нормами правовой морали. ^ План работы ОУ с семьей. Формы работы Содержание работы ^ Сроки проведения Ответственные 1 блок Рекламный Маркетинговые исследования 1.Создание банка данных по семьям социума.2.Анкетирование.3.Дни открытых дверей.4.Социальная лавка.5.Праздники с родителями. СентябрьВ течение года Кл. рук.Соц. педагогЗам. директора по правовым вопросам 2 блок. Планирование работы с семьей. 1.Банк данных по семьям 1.Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи:-анкетирование;-беседы с ребенком;-тестирование;2.Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в дополнительных услугах в ОУ. СентябрьВ течение года2 раза в год Соц.педагогКл.руковод.директорЗам.дир. по правовым вопросам 2.Нормативные документы 1.Знакомство с Уставом школы и локальными актами.2.Заключение договоров. сентябрь ДиректорЗам.директорапо правовым вопросам 3.Родительские собрания Общешкольные классные Раз в четверть Соц . педагог, зам директора по правовым вопросам.Психолог Кл.рук. 4.Дни открытых дверей Согласно тематике плана школы. 2 раза в год Кл.рук.Администрация 5.Телефон доверия Структурные подразделения: КДН, ПДН, специалисты по работе с семьей. В течение года Структурные подразделения 6.Родительские гостиные 1.Праздник, посвященный Дню матери.2.Праздник, посвященный Дню семьи.3.Классные совместные праздники НоябрьМайВ течение года Зам. директора по ВРКл.рук.РК 7.Помощь родителей учреждению 1.Организация и помощь в проведении мероприятий, экскурсий.2.Оборудование класса.3.Спонсорство. В течение года РККл.рук. 3блок Педагогическое просвещение родителей 1.Наглядная пропаганда 1.Рекламный стенд.2.Стенд «Семейная педагогика» (памятки-советы родителям, фотографии с праздников, поделки детей )Пропаганда ЗОЖ в семье. В течение года Соц.пед.Кл.рук.Зам. директора по ВРМедицинские работники 2.Школа для родителей лекторийконсультированиетестирование тренингианкетированиекоррекционная работа В течение года ПедагогиСоц.службаМедико-психологическая служба 4 блок Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Привлечение родителей к проведению мероприятий и участию в них. Праздники, концерты, выставки, дни здоровья, конкурсы, выпуск семейных газет и т.д. в течение года Кл. рук.Зам. директора по ВРродители ^ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 1. Количество семей 145 2. В том числе благополучных 139 3. неблагополучных 6 4. Количество детей, воспитывающихся в неблагополучной обстановке 11, в том числе учащихся-6 5. Неполные семьиВ них детей 4568, в том числе учащихся - 54 6. Детей из многодетных семей 17 7. Опекаемые 7 8. Дети-инвалиды 11 9. Дети, состоящие на учете в КДН 2 10. Дети, состоящие на внутришкольном учете (дети «группы риска». 10 11. Воспитывает бабушка 4 12. Оба родителя не имеют работы 9 13. Один из родителей не имеет работы 51 14. Дети, состоящие на учете в банке данных 187 18. Детей от 7 до 18 205 19. Дети, посещающие спортивные секции и кружки 161 20. Дети, посещающие кружки во внешкольных учреждениях 16 ^ Диагностические методики изучения семьи учащихся. Диагностические методики позволяют остаться родителю один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления. Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, тренинги, деловые игры, материалы детского творчества. № ^ Критерии эффективности Показатели Методики 1. Воспитанность учащихся -сформированностьнравственной направленности.-креативность личности.-социальная активность. -тестирование-педагогическое наблюдение 2. Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе. -эталонность школьного коллектива в восприятии его членов.-удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. -анкетирование-тестирование-деловые игры 3. Репутация образовательного учреждения в окружающем социуме и системе образования -усвоение учащимися образовательной программы.-участие педагогов, учащихся и родителей в конкурсах, соревнованиях, смотрах.-имидж школы. -методы статистического анализа.-наблюдение.-социологический опрос Работа с детьми «группы риска» и их родителями - одно из главных направлений программы «Семья». Необходима социально – педагогическая помощь детям, состоящим на внутришкольном учете, систематически пропускающим учебные занятия без уважительной причины, педагогически запущенным, склонным к асоциальному поведению. Эффективными формами работы с детьми «группы риска» и их родителями являются:Проведение педагогических консилиумов.Общение с родителями и детьми из неблагополучных семей в домашних условиях.Индивидуальные беседы и консультации для родителей и учащихся.Наблюдение за поведением учащихся на уроке с приглашением родителей.Привлечение детей и родителей к занятиям класса и школы.Система педагогического воздействия на ребенка «группы риска».Работа по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Задачи: 1.Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы. 2.Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся. 3.Психолого–педагогическая работа по предупреждению правонарушений. Коррекционная работа с детьми девиантного поведения.Система работы школы по профилактике правонарушений. ^ Направления работы Решаемые задачи Срок проведения Вид деятельности Ответственные за проведение Место и время Профилактическая работа Психолого –педагогическая работа по предупреждению правонарушений. Воспитание духовно- нравственных ценностей россиянина. Сентябрь НоябрьЯнварьФевральМарт 3 четвертьКаждая пятницаВ течение года Июнь 1.Наблюдение за поведением и посещаемостью прибывших за лето учащихся2.Выявление среди принятых в школу учащихся опекаемых детей,детей из малообеспеченных и многодетных семей,семей, находящихся в социально-опасном положении. 3.Акция-шествие «Город без наркотиков» по проблемам наркомании.4.Оформление стендов по профилактике пивного алкоголизма и табакокурения.5.Конкурс рисунков и плакатов «Не дадим распространиться СПИДу».6.Месячник правового воспитания.7.Демонстрация видеофильмов «Дети и наркотики»8.Конференция «Шаг в 21 век»9.Беседа дерматовенеролога с учащимися.10.Правовая конференция для учащихся 8-11классов «Подросток без наркотиков».12.Проведение классных часов по профилактике вредных привычек.13.Приглашение учащихся с родителями на заседания Совета профилактики.14.Осуществление текущего контроля посещаемости учащихся школы.15.Собеседование с учащимися по замечаниям и докладным.16.Подготовка анализа работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся за учебный год. Кл.рук. Зам. директора по правовым вопросамУчитель ОБЖКл. рук.Зам. директора по правовым вопросам.Медицинский работникЗам.директора по правовым вопросам, классные руководители. ШколаГородской парк культуры и отдыхаШколаЦТР «Гармония».школа Организация досуговой деятельности Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы. Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся. СентябрьДекабрьКаждая пятницаМай 1.Оказание помощи «трудным» учащимся в выборе занятий по интересам.2.Проведение новогодних праздников, вечеров.3.Проведение вечерних дискотек.4.Анкетирование учащихся с целью выяснения их занятости в летнее время. Оказание помощи детям «группы риска» в трудоустройстве на летний период. Организация работы летней трудовой бригады. Зам.директора по ВР, зам. директора по правовым вопросам, классные руководители ШколаШкола, молодежный центр. Работа с родителями Оказание медико-социально-психолого-педагогичекой помощи в воспитании детей. Профилактика негативной воспитательной среды в семье. Сентябрь4 четвертьВ течение годаВ течение года1 четвертьв течение годасентябрь 1.Формирование банка данных о детях и их семьях на учебный год2.День открытых дверей – встречи с психологом, инспектором ПДН, медицинскими работниками.3.Родительское собрание4.Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей. Работа с ними.5.Обследование условий жизни детей из неблагополучных семей.6.Совместный с ПДН, КДН рейд в неблагополучные семьи.7.Оказание материальной помощи нуждающимся.8.Организация бесплатного питания для учащихся из малообеспеченных семей. Зам.директора по правовым вопросам, классные руководители, педагог- психолог ШколаМикрорайон школыОтдел социальной защиты и школа Правовой всеобуч учащихся Воспитание правовой грамотности у учащихся СентябрьСентябрьВ течение года 1.Беседа с учащимися по разъяснению правил поведения, прав и обязанностей школьника.2.Классный час «Права ребенка в законах».3.Ведение факультативного курса «Граждановедение» для учащихся 6 класса. Учитель ОБЖЗам.директора по правовым вопросам. школа Работа с детьми девиантного поведения Коррекционная работа с детьми девиантного поведения. Помощь учащимся по устранению их проблем. СентябрьВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаЯнварь, Июнь. 1.Выявление учащихся:- не приступивших к занятиям 1.09.;- состоящих на учете в ПДН;- состоящих на учете в наркологическом кабинете.2.Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.3.Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий учащихся девиантного поведения и оставшихся на повторный год обучения.4.Посещение уроков с целью наблюдения за работой учащихся, состоящих на внутришкольном учете.5.Встречи с инспектором ПДН, психологом.6.Взаимодействие с сотрудником ПДН по профилактике правонарушений и преступлений.7.Посещение на дому учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН.8.Анализ посещаемости, успеваемости, отсева учащихся за 1-2 полугодие. Зам.директора по правовым вопросам, классные руководители, педагог-психологЗам.директора по правовым вопросам, инспектор ПДНЗам.директора по правовым вопросам, классные руководители. ШколаМикрорайон школышкола Работа с педагогами Учебно-просветительская работа с классными руководителями и учителями, методическая помощь. 1 раз в четвертьВ течение годаВ течение года 1.Проведение семинаров классных руководителей.2.Индивидуальные консультации педагогов.3.Контроль за профилактической деятельностью педагогов в форме проверки документации классного руководителя. Зам.директора по правовым вопросам Школа