Реферат по предмету "Разное"


«Войне и миру»

1Некоторые тезисы урока – размышления о проблемах трактовки центральных идей и образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир», или «Космология, князь Андрей и «мысль народная».…людская кровь не святее Изумрудного сока трав. Н. Гумилёв.Вводное слово: Мы привыкли говорить: «Война и мир» - роман-эпопея, Толстой любил в нём «мысль народную»…». Традиционно считаем это утверждение применительным к картинам народной войны в романе. А понимаем ли мы мысль Толстого, вдумываемся ли в то, что утверждаем? Так ли всё здесь просто? Этот урок – попытка взглянуть с непривычной стороны на вроде бы давно привычную и устоявшуюся в школьном преподавании вещь. Действительно, что там ещё можно в «Войне и мире» вычитать? Ведь всё уже разъяснено… И всё же – попробуем. Урок проводится с использованием групповой формы работы.1 тезис: Ставят памятники писателям, литературным героям… А вот какой бы памятник вы поставили бы «Войне и миру»?(В одном из ответов прозвучало, что по-настоящему достойного памятника великой книге поставить невозможно. Действительно, это скорее не роман, это целая система мироосмысления, выраженная в художественной форме. Это космология (мiрословие – по Далю.)- Как вы понимаете название романа? Приведите аргументы.*У Толстого: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «Декабристы» - и вдруг «Война и мир»… Почему? Вновь обратимся к словарю Даля: «Мiръ – вселенная, вещество в пространстве, сила во времени, одна из земель(планет) вселенной, наша земля, земной шар, свет, все люди, весь свет, род человеческий, община, общество крестьян». Но сравните (у него же): «Миръ – отсутствие ссоры, вражды, войны, лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство, тишина, покой, спокойствие».2 тезис: Толстой явно имел в виду первое значение; в его космологии – абсолютно всё: от гигантских по масштабу событий до тончайших движений человеческой души. И судьбы отдельных героев – это всегда проявление перехода разных миров из одного изменчивого и неустойчивого состояния в другое, такое же трудноопределимое, потому что мир народа и мир человека для Толстого подобны потоку, который невозможно показать застывшим, остановившимся. Ведь сознание и жизнь равно неуловимо изменчивы и постоянны лишь в изменчивости. - Обратим внимание на схему. Где, в каких «мирах», если придерживаться такого взгляда, Толстой показывает войну и мир? В мировом потоке историиВ обществеВ семьеВ человеке 3. Как понять законы, направляющие эти потоки? ^ Может ли человек воздействовать на движение своей судьбы и на движение истории?- И какая жизнь человека в рамках этих является идеальной (с точки зрения Толстого)? Мысль эту лучше всего проследить и понять, исследуя мир любимых героев писателя. *Если в предварительное домашнее задание входило составление «исповеди» князя Андрея, уместно начать этот этап диалога с предоставления слова представителям групп, готовивших рассказ о персонаже от его лица. - Вспомните «лучшие минуты» князя Андрея; назовите эти эпизоды и прокомментируйте: почему «лучшие»? Вот небо Аустерлица: «Небо… Но и этого даже нет, ничего нет, кроме тишины и успокоения. И слава богу». От этого неба к небу вечного покоя проляжет вся жизнь князя, от одного сна – к другому. Каждый раз Болконский словно бы просыпается, каждый раз заново открывает для себя новый смысл жизни, отвергая прежний как ложный, а в конце концов просыпается от жизни. Наглядно этот поток «снов – поисков» князя рисует известная «кардиограмма» основных событий его жизни.3 разрыв, смерть. Паром, Отрадное (Наташа). Дуб, любовь. 2 разрыв, 2 пробуждение«Высокое небо», смерть жены. 1 разрыв, 1 пробуждение1812 год, слияние с «роевой жизнью».Салон. Мечты о славе.«Жизнь кончена». Жить для себя и сынаРазочарование в любви, мечты о мести3 4. Л. Толстой периода «Войны и мира» был увлечен исследованием восточных религий. Мы напрасно пренебрегаем этой информацией. Смерть князя Андрея …и буддизм. Для буддиста жизнь – цепь страданий, порочный круг, из которого нужно (в идеале) выйти, чтобы слиться с «великим белым ничто», где все концы и все начала. Жизнь – сон. Смерть – пробуждение от сна-страдания, от ложного, фальшивого, от жизни – вечного обмана. - Что было бы с Болконским, останься он жить? Вспомните «шар из капель» из сна Пьера: мог ли князь Андрей слиться со всем миром, опростеть, как Пьер? Если да, тогда он не был бы князем Андреем! Он стал бы Пьером, каким быть не мог! Для него «слиться» могло осуществиться только в смерти, но не в земной жизни.*(Есть факты, что в период работы над романом Толстой серьёзно интересовался восточной философией с её своеобразным отношением к природе и человеческому бытию в ней.) - Почему «Война и мир» заканчивается сном Николеньки Болконского? Вспомним этот эпизод (желательно процитировать). 5. Непрочен мир и мiръ персонажей книги, мир и любовь не могут по-настоящему противостоять войне в этом мiре. Грустно? Но полифония образной системы романа завершается именно таким аккордом! Кстати, сравните: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною», - Николенька в эпилоге и «…хочу славы, хочу быть известным всем людям, хочу быть любимым ими…для одного этого я живу», - князь Андрей, ночь перед Аустерлицем. - И – оба думают о сражении, грезят им! - И – всё начинается сызнова! 6. - Как вы думаете, если бы роман был продолжен, можно ли было его вообще закончить? Вероятно, нет, ибо Толстой ловит поток жизни в его мельчайших проявлениях, а конца этому процессу нет, ошибки и поиски отца продолжит теперь Николенька…- Наташа видит Пьера четвероугольным, синим с красным… Кстати, не попробуете это видение объяснить? - Каким бы вы увидели князя Андрея? - Кто «убрал углы» Пьера, превратил угловатый квадрат в круг? Конечно, Каратаев. Встреча с мужиком изменила Пьера кардинально, научила его простой, нефальшивой жизни. - А кто учил жить, просто жить Андрея? Дуб, дерево! * Когда создавался роман «Война и мир»(1856-1870 гг), Толстым был написан рассказ «Три смерти»(вспомним его содержание!). ***Из дневника Толстого от 28 августа 1856 года: «Человек живёт двумя сторонами: воображением и … деятельностью всех других своих способностей. 4Человек, который жил бы только деятельно, не знал бы, что хорошо и что дурно (мужики); человек, который жил бы одним воображением, - слишком хорошо знал бы, что хорошо и что дурно, но не имел бы ни силы, ни умения сделать то, что хорошо и удержаться от того, что дурно.^ Чем мудрее люди, тем они слабее. Чем глупее, тем твёрже».7. Вот она, мысль Толстого: смысл жизни – в самой жизни; чем проще человек и ближе к естеству, к природе, тем он ценнее в глазах Толстого.^ 8. Эталон жизни для писателя – совокупная, «роевая» жизнь и деятельность людей, а индивидуальная, обращённая лишь на себя, - ложь, фальшь, игра – не жизнь. Поэтому Платон, Пьер, Наташа, Марья – люди натуральные. Путь от ненатуральности к натуральности – вот путь Пьера и Андрея (не случайно потом Пьер-декабрист должен был оказаться в Сибири, до корней понять простую мужицкую жизнь и, вернувшись, - вынести приговор происходящему в стране).9. Может быть, в этом смысле и надо понимать «мысль народную», которую любил Толстой в «Войне и мире»: воспринимать жизнь и жить нужно учиться если не у дерева, так хотя бы у мужика.10. Трезвый, незамутнённый взгляд на жизнь, на мiръ с позиции мужика, народа – вот мысль народная, связанная, таким образом, далеко не только с изображением народной войны в эпопее Толстого…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.