Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Рыбинск учителя русского языка и литературы Грибунова В.М., Морозова Е.К.Сценарий ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ «БОЛЬШОЕ БЛАГОРОДНОЕ СЕРДЦЕ», посвященной жизни и творчеству И.С.Тургенева для учащихся 9-11 классовЦели: развитие творческих способностей учащихся, расширение представлений учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева;приобщение к истокам русской классической литературы, воспитание любви к России средствами художественного слова, содействие умению сотрудничать учащихся разновозрастных групп.Ведущий 1: С именем Ивана Сергеевича в нашем сознании связано представление о великом мастере слова, в совершенстве владеющим богатствами русского языка, рисующим изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. Ведущий 2: В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, но если сопоставить произведения Тургенева с обстоятельствами его жизни, то увидим, как много личных переживаний внесено в каждое из них. Ведущий 1: Какая душевная сила, какое мужество нужны были писателю, чтобы с такой искренностью и честностью описать свою эпоху, стремясь ни на йоту не нарушать правду жизни. Творчество Тургенева - художественная летопись, запечатлевшая духовную жизнь русского общества 1840-1880 гг. Ведущий 2: Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское – Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери Тургенев принадлежал дворянскому роду Лутовиновых. ( на сцену выходит Писатель. Он в черном строгом костюме. В руках у него книга.) Писатель ( читает): «Я родился в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее… Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне.» Ведущий 1: От разрушительного влияния крепостного произвола Тургенева спасало надежное покровительство людей из народа. В саду материнской усадьбы мальчик познакомился со знатоками и ценителями птичьего пения, людьми с доброй и вольной душой .Отсюда он вынес любовь к среднерусской природе, народной песне. Ведущий 2: И в «Записках охотника», первом сборнике рассказов, который принес Ивану Сергеевичу известность, писатель познакомил русского читателя с людьми из народа. О его отношениях с крестьянами мы узнали, когда прочитали книгу Гаецкого «Ранние метели».Раздается осторожный стук в дверь, и к Ивану Сергеевичу торопливо входит Николашка Серебряков, камердинер ( он казался испуганным. Русые вихры стояли торчком на его круглой мальчишечьей голове, руки дрожали. А маленькие карие глазки косили). - Ты с чем ко мне,Николашка? Докладывай, да отдышись-ка, присядь вот да отдышись. Но Николашка сидеть наотрез отказался, а вместо того вдруг бухнулся Ивану Сергеевичу в ноги. Никогда с ним подобного казуса не случалось. - Экой ты, Николашка, какой, черт возьми!- сказал, осердясь и совсем уж встревожась, Тургенев.- Державина и Бенедиктова наизусть сказываешь, разными Прометеями и гераклами интересуешься, а в ноги бухаешь, как последний холоп. Встань немедля! - Не встану-с, Иван Сергеич, никак не встану-с,- ответил, заикаясь от волнения, Серебряков.- Я вам драму одну ужаснейшую поведать желаю, и Лукерья Петровна велела-с… Беги, говорит, миленький, ради создателя, к нашему ангелу-с, расскажи… - Какая Лукерья Петровна? Что, Николашка, мелешь? Ничего не пойму. - Ну, Лушка же, Лушка, Иван Сергеич! Какой книжки давали-с для прочтения… «Ревельский турнир» господина Марлинского, покойного Александра Сергеевича Пушкина стихи…Аль забыли-с? Она самая, Лушка! - Так это Лушка тебя послала? Что же с ней такое случилось? Говори, Николашка, да, пожалуйста, встань ты с колен, а то противно смотреть. - Ну извольте-с, встану ( сказал, подымаясь с колен, Серебряков) – А только драма у ней преужасная, у Лушки, и причиной тому ваша маменька-с…Невзлюбила она Лукерью Петровну. С того самого часу невзлюбила-с, как прослышала от ядовитой гадины экономки Прасковьи Ивановны, что это мол, Лушка тогда донесла вам сорванные астры и про Борзова с Михеичем. Их в те поры, старичков, хоть и высекли, да слегка-с; по крайней мере мне в соленую воду прутьев не мочили. Дальше – больше. Приглядываться зачала барыня Варвара Петровна к Лукерье. А у той, вы же знаете-с, Иван Сергеич, каков язычок-то востер, да и средце не каменно. Чуть что не так, чуть от барыни какая прижимка, сейчас говорит…Вот за эти-то разговоры и порешила Варвара Петровна Лукерью убрать… - То есть как это убрать, Николашка? - А очень даже просто-с Иван Сергеич. Вчерась продала ваша маменька Лушку! И куда-с?! К Медведице. Вон кому продала нашу Лушку Варвара Петровна, рукодельницу, хороводницу. На несусветные муки-с! - А где же теперь Лушка? - Да в девичьей сидит, у Натальи хромой под замком. Что и делать, сама не знает, Иван Сергеич…Беги, говорит, родненький, к нашему ангелу, выручай…Руки, говорит, на себя наложу, а Медведице живою не дамся. А от Медведицы, Иван Сергеич, уж и бурмистр ейный за Лушкою приехал, у Леона-конторщика выправляют, значит, запродажную-с…Ах, беда, беда! Ах, драма, Иван Сергеич, ужасная! (Тургенев решился) -Ступай! ( кивнул Николашке, сорвал со стены охотничье ружье и быстрым шагом направился к девичьей. Хромая старушка Наталья встретила барчука, низко кланяясь в пояс.) - Ты что вздумала Лушку под замком держать? Кто приказал? А ну открывай, старая,не то велю Борзому замок сбить, а тебя в Тургенево на скотный двор сгоню. Открывай! - Да и что ж ты, голубчик ты наш, барин родной, голову у старой снимаешь! Нешто это я? Так ить барыня-матушка приказали… Запродажная она, Лушка…в Медведево продана, и бурмистр из Медведева сидит дожидается. Барынин это приказ. Хоть убей меня, хоть што хочешь, голубчик, а не пущу! Ой и батюшки, не пущу! - Эй, Борзой, Капитон, Николашка, кто там! Сбивайте замок с каморы, живо! А ты, старая, помни: хозяин здесь я, я- папенькин наследник! А если забыла, так вспомнишь! Бей, бей замок, Капитон! Сбивай его, Николашка, начисто. (Схватясь за сердце и охнув, Наталья кинулась, подталкивая себя самодельной клюкой, к господскому дому) (Свет гаснет. Когда свет включается, на сцене снова ведущие) Ведущий 1. Таким в отношениях с простыми людьми предстает перед нами И.С.Тургенев. Ведущий 2. Благодаря родительским заботам Тургенев получил блестящее образование. Он с детских лет свободно говорил на трех языках- немецком, французском и английском. В 1837 году Тургенев успешно окончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. А в мае 1838 года будущий писатель отправился в Берлинский университет, чтобы получить специальное философское образование. Ведущий 1. Каким был в студенческие годы Тургенев, вспоминал его современник. Современник. А пока Тургенев – всего лишь представительный молодой человек. Большого роста, весьма приятной наружности, с особенно мягкими глазами…Одет в синий фрак с золотыми пуговицами, изображавгими львиные головы, светлые клетчатые панталоны, белый жилет с цветным галстуком. Смотрел на всех свысока, и в манерах его обращения с людьми было заметно некоторое фатовство, это не могло нравиться тому кружку, где он появлялся. Юноша (Тургенев): Вероятно, я сам себя изобразил, описывая некоторые замашки Базарова.(Занавес открывается. Базаров в халате с трубкой в руках сидит возле Аркадия)Базаров (надменно): А чудаковат у тебя дядя. Щегольство какое в деревне, подумаешь! Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! Аркадий: Да ведь ты знаешь, ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, головы кружил женщинам. Базаров( деланно улыбаясь): Да, вот что! По старой, значит, памяти. (С усмешкой) Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит, Аркадий Николаевич, ведь это смешно? Аркадий: Пожалуй, только он, право, хороший человек. Базаров (пренебрежительно): Архаическое явление! (иронично). А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк. Аркадий: Отец у меня золотой человек. Базаров: Заметил ли ты, что он робеет? Удивительное дело - эти старые романтики! Разовьют себе нервную систему до раздражения…ну, равновесие и нарушено. (Зевая) Однако, прощай. В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо – английские рукомойники, то есть прогресс!Современник: Вот таким в нашем кругу был Тургенев. Но не только барские замашки, внешняя красота оставляли сильное впечатление от общения с ним. Все были потрясены его поэтическими опытами.Тургенев: «Пир у верховного существа»Однажды верховное существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах. Все добродетели были позваны им в гости. Одни добродетели…мужчин он не приглашал…одних только дам Собралось их очень много – великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все они казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым. Но вот верховное существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой. Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой. «Благодетельность!»- сказал он, указав на первую. «Благодарность!»- прибавил он, указав на вторую. Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял- а стоял он давно,- они встречались в первый раз!Ведущий 1. «Любовь» Все говорят: любовь - самое высокое, самое неземное чувство. Чужое Я внедрилось в твое: ты расширен – и ты нарушен; ты плотью теперь далек, и твое Я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть. Воскресают одни бессмертные боги.Ведущий 2. «Путь к любви» Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх- даже презрение. Да, все чувства…исключая одного: благодарности. Благодарность – долг; всякий человек плотит свои долги…но любовь- не деньги.Ведущий 1. Среди других стихотворений Тургенев написал «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»), одно из самых задушевных стихотворений в русской лирике. Оно уже в то время приобрело широкую известность- даже и без имени автора- как песня, как прекрасный романс. (исполнение романса «Утро туманное, утро седое…»)Ведущий 2. Способность любить Тургенев считал главным мерилом ценности человека и героев своих подвергал испытанию любовью. Многие произведения Тургенева посвящены любви. Это «Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася», «Вешние воды» и другие. Чаще всего в произведениях Тургенева любовь носит трагический характер. Быть может, в этом сказалась личная драма самого писателя.(Сцена из повести «Ася»)Ася: И вам не скучно было у нас? Господин Н: А вам без меня было скучно? Ася: (взглянув на Господина Н мельком.): Да. Хорошо в горах? Они высоки? Выше облаков? Расскажите мне, что вы видели. Вы рассказывали брату, но я ничего не слыхала. Господин Н: Вольно ж вам было уходить. Ася: Я уходила, потому что …Я теперь вот не уйду… Вы сегодня были сердиты. Господин Н: Я? Ася: Вы. Господин Н: Отчего же, помилуйте… Ася: Не знаю, но вы были сердиты и ушли сердитыми. Мне было очень досадно, что вы так ушли, и я рада, что вы вернулись. Господин Н: И я рад, что вернулся. Ася: О, я умею отгадывать! Бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет. Господин Н: Вы любили вашего батюшку? (Ася ничего не отвечает. Небольшая пауза.) Ася: Что же вы ничего не рассказываете? Господин Н: Отчего вы сегодня рассмеялись, как только увидели меня? Ася: Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому, что я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ее скала виднеется? Говорят, она прежде всех топила, а как полюбила – сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка. Фрау Луиза мне всякие сказки сказывает. У фрау Луизы есть черный кот с желтыми глазами. (Встает, встряхивает волосами.) Ах, как мне хорошо! (Слышится молитвенное пение) Вот бы пойти с ними. Господин Н: Вы так набожны? Ася: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали? Господин Н: Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить… Ася: Разве это не возможно? Господин Н(задумчиво): Попытайтесь. Ася: Скажите, вам очень нравилась та дама…Вы помните, брат пил за ее здоровье в развалине, на второй день вашего знакомства? Господин Н: Мне ни одна дама не нравилась; по крайней мере теперь. (Ася снова садится на скамью, смотрит на господина Н.) Ася: А что вам нравится в женщинах? Господин Н: Какой странный вопрос! Ася (смутившись): Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Извините меня, я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить. Господин Н: Говорите, ради бога, не бойтесь. Я так рад, что вы, наконец, перестали дичиться. Ася (рассмеявшись): Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как. помните, вы нам читали из «Онегина»… (Тихо) Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей! Господин Н: У Пушкина не так. Ася: А я хотела бы быть Татьяной… (После небольшой паузы Ася встает, оглядывается вокруг.) Господин Н: Посмотрите, как хорошо! Ася: Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы,- как бы мы взвились, как бы полетели…Так бы и утонули в этой синеве…Но мы не птицы. Господин Н: А крылья могут у вас вырасти. Ася: Как так? Господин Н: Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья. Ася: А у вас были? Господин Н: Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал. (Пауза. Ася задумалась.) Ася: Умеете ли вы вальсировать? Господин Н: Умею. Ася: Так пойдемте, пойдемте…Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летает, что у нас выросли крылья. (Ася убегает, за ней уходит Господин Н. Затемнение. Когда включается свет, на сцене Ведущие.)Ведущий 1. Счастье Аси было недолгим. Господин Н. не смог решиться на объяснение, предложить ей руку и сердце. Ася навсегда покидает город, оставляя Господину Н. письмо. Ася ( Голос за сценой): « Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше…прощайте навсегда!» (Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча…» муз. Б.Фомина, сл.П.Германа.) (На сцену выходит Писатель) Писатель: Пьесы мои с успехом идут на сцене, в них играют ведущие актеры. Драматические темы: мимолетность человеческого счастья, причудливые непредсказуемые изломы судеб- я уже знаю, как их воплотить в дальнейшем. И только лирика-то, что переполняет мою душу – остается для меня невыразимой. Кто поймет мои чувства? Кто оценит мои мысли о любви, о России, о ничтожности человеческого существования, о подвиге, о жертве? Может быть, мои романтические чувства способна понять только женщина? (Музыка)Ведущий 2: В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, умной и привлекательной женщиной – Полиной Виардо. (Звучит романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…» муз. П.Чайковского, сл. А.Фета) Ведущий 1: Но далеко не все, знавшие Полину Виардо, отзывались с восторгом о внешности певицы. Многие считали ее некрасивой. Ведущий 2: Да, это верно. Один из близких знакомых Тургенева, художник А.П.Боголюбов, вспоминал: « Будучи еще молодым офицером, я слушал Виардо в Итальянской опере в Петербурге и с тех пор, не будучи вовсе музыкальным, всегда носил неизгладимое впечатление от ее голоса, который при превосходной игре очаровывал всех, кто только ее знал…Что это был за праздник, идти в оперу слушать «Севильского цирюльника» и видеть ее в роли Розины!» Здесь же Боголюбов выразительно описывает внешность певицы: »Виардо не была хороша собой: но была стройна! У нее до старости были чудные черные волосы, умные бархатные черные глаза и матовый цвет лица…Рот ее был большой и безобразный, но только что она начинала петь, о недостатках лица и речи не было. Она буквально вдохновлялась, являясь такою красавицею…такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво. Цветы сыпались на сцену». (Звучит песня на стихи И.Тургенева «Роза-белорозовая») Ведущий 1: Нельзя без волнения читать строки из письма Тургенева Виардо. (Под музыку на сцену выходит Писатель, в руках у него письмо. Он читает его под тихо звучащую музыку.) Писатель: «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я первый раз был у вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше вас. Что встретить вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность вам не имеет границ и умрет вместе со мной. Свои сложные, порой неразрешимые отношения с Полиной Виардо я отразил в повести «Первая любовь». Владимир: Дня три спустя она встретила меня в саду. Я хотел уклониться в сторону, но она сама меня остановила. Зинаида: Дайте мне руку, мы давно с вами не болтали. В: Вы все еще нездоровы? З: Нет, теперь все прошло, Я немножко устала, но и это пройдет. В: И вы опять будете такая же, как прежде? З: Разве я изменилась? В: Да, изменились. З: Я с вами была холодна – я знаю, но вы не должны были на это обращать внимания… Я не могла иначе…Ну, да что об этом говорить! В: Вы не хотите, чтоб я любил вас – вот что! З: Нет, любите меня – но не так, как прежде. В: Как же? З: Будемте друзьями - вот как! Послушайте, ведь \ гораздо старше вам – я могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, а старшей сестрой. А вы… В: Я для вас ребенок. З: Ну да, ребенок, но милый, хороший, умный, которого я очень люблю. Знаете ли что? Я вас с нынешнего же дня жалую себе в пажи; а вы не забывайте, что пажи не должны отлучаться от своих госпож. Вот вам знак вашего нового достоинства- знак нашей к вам милости. (Зинаида вдевает розу в петлю его курточки) В: Я от вас прежде получал другие милости. З: А! Какая у него память! Что ж! Я и теперь готова… (Склонившись к нему, она напечатлела…чистый, спокойный поцелуй) З: Ступайте за мной, мой паж. (Зинаида пошла к флигелю, Владимир отправился вслед за нею и все недоумевал.) В: Неужели, эта кроткая, рассудительная девушка – та самая Зинаида, которую я знал? (Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча..») (муз. Б.Фомина, слова П.Германа) Ведущий 2: Шли годы, Тургенев жил за границей, жил интересами, радостями и горестями семьи Виардо. Но это, по его выражению, жизнь «на краю чужого гнезда». Писатель: Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый…Осужден на цыганскую жизнь, не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда! Ведущий 1: Живя за границей, Тургенев продолжал много работать. Здесь он создал романы «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». Он чутко откликался на все события русской жизни. Именно эта кровная связь с родиной дала возможность писателю стать выразителем дум и чаяний своей противоречивой, трудной эпохи. Тургенев был пропагандистом русской литературы за рубежом и многое сделал для того, чтобы родная литература приобрела мировую известность. Ведущий 2: Последние годы жизни Тургенева были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги. Приезды писателя на Родину в 1879 и 1880 годах превратились в шумные чествования его таланта. Ведущий 1: Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Он работал над ними с 1876 по 1882 год. Тургенев назвал этот цикл «Старческое». Создавался он в тяжелую пору личной жизни писателя, в период надвигающейся старости, болезни. Все же внутренний свет озаряет многие его стихотворения в прозе. Ведущий 2: В стихотворениях в прозе присутствует мысль о неизбежности смерти, и, вполне понятно, там много печали. Но сначала и до конца поэтические миниатюры радуют читателей не угасшей, а еще более обострившейся свежестью ощущений. ( На сцене – кресло, в котором сидит Писатель, укрытый пледом, в руках у него книга. С правой стороны большой стол. На нем в вазе увядший букет цветов, зажженная свеча в высоком подсвечнике. Звучит аудиозапись начала романса «Утро туманное» (муз. В.Абаза, сл.И.Тургенева).) Писатель:» Когда меня не будет, не забывай меня, но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд…Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая бодрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы. Прочти, закрой глаза и протяни мне руку…» (На сцену выходят Чтецы. Они по очереди читают стихотворения в прозе. Звучит музыка Ф.Шопена.) Чтец 1: «Где-то, когда-то давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы… Теперь зима; мороз запушил окна; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит и звенит: Как хороши, как свежи были розы…» Чтец 2:» И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрыты вопрошающие губы, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце! Как хороши, как свежи были розы… Чтец 3: «Встают передо мной другие образы…Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислоняясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие. Тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара. Как хороши, как свежи были розы…» Чтец 1: «Свеча меркнет и гаснет…Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ…Мне холодно…я зябну…И все они умерли…умерли… Как хороши, как свежи были розы…» (Чтецы уходят. На сцене ведущие.) Ведущий 2: С января 1882 года начались самые тяжелые испытания для Тургенева. Мучительная болезнь-рак спинного мозга приковала писателя к постели. Мечта о поездке в Россию оказалась «приятным сном». 30 мая 1882 года Тургенев писал поэту Я.П.Полонскому: »Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Ведущий 1: За несколько дней до рокового исхода Тургенев завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге, подле своего друга В.Г.Белинского. В бреду, прощаясь с семейством Полины Виардо, он забывал, что перед ним французы, и говорил с ними на русском языке. Последние слова переносили Тургенева на просторы родных орловских лесов и полей. Умер Писатель 3 сентября 1883 года. Похоронен был согласно завещанию в Петербурге (Звучит первый куплет романса «Гори, гори, моя звезда…») муз. Н.Булахова, сл. В.Чуевского. Ведущий: Прошло почти два века со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, но написанные им произведения продолжают волновать современного читателя. Повести Тургенева середины 19 века сохранили тайный жар страстных поисков истины, смысла человеческого существования, которыми была наполнена духовная жизнь лучших людей того времени. «Ася». «Первая любовь», «Вешние воды» вводят нас в прекрасный поэтический мир Тургенева, развивающийся по законам красоты, разлитой в природе, искусстве и нигде не сияющей так, как в человеческой личности. (Звучит продолжение романса, участники литературно-музыкальной гостиной выходят на сцену и кланяются зрителям.)