Реферат по предмету "Психология"


Психология потерпевшего

Психология потерпевшего Курсовая работа по юридической психологии 1. Введение Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства, а также вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование вопросов требует психологического анализа личности (потребности,

мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности) и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психических явлений, их особенностей в правовой сфере. Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования[1]. Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты.

Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект – это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет – это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта, в данном случае это потерпевший, а точнее его внутренний психологический мир. Объектом психологической науки выступает психика как способность

высокоорганизованной материи к особой форме отражения субъектом объективной реальности, построению неотчуждаемой картины мира и саморегуляции поведения и деятельности на этой основе. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества.

Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно. Исходя из единства, взаимосвязи объекта и предмета, можно выделить следующие задачи юридической психологии: Исследование структурных элементов предмета данной науки: личности юриста, его деятельности, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологических особенностей юридической

процедуры; Изучение методологических и теоретических ее основ, разработки методики и методов теоретических и прикладных исследований; Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной и правоохранительной функции, стимулированию совместной деятельности, профессиограммы и психограммы юридических профессий и др.; Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и др.

Юридическая психология неразрывно связана с такими системами как «человек – право» и «человек – право - общество», а также с различными отраслями права: уголовным правом, уголовно-процессуальным законодательством, гражданским правом и многими другими. 2. Психологическая характеристика потерпевшего (что изучает?) Психология потерпевшего, как направление исследований, изучает факторы формирования его личности, поведения до, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации,

касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые явились бы достаточной защитой от преступного посягательства. Правовой формой психологии потерпевшего является его процессуальное положение как участника уголовного процесса. Психология потерпевшего характеризуется следующими особенностями. Его психические состояния могут определяться «обвинительной доминантой», негативно-эмоциональным состоянием, возникшим в результате преступления и его последствий.

Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей конфликтностью личности потерпевшего. Показания потерпевших часто перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различно и отношение потерпевших к установлению истины. Показания потерпевшего – это средство защиты его интересов, но наряду со стремлением содействовать установлению истины могут быть и другие мотивы – от безразличия до прямого противодействия следствию.

Психическое состояние потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере. В таких ситуациях сужается сознание, ограничиваются адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем высшей нервной деятельности (например, приводит к преувеличению

потерпевшими временных интервалов (иногда в 2-3 раза). Потерпевшим приходится участвовать в допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления, что может привести к непроизвольному формированию механизма психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Потерпевший – важнейший участник криминального события, в памяти которого имеется ценная для следствия

информация, которую надо использовать полностью, и в этом ему надо помочь. Важное значение имеет поведение потерпевшего до совершения преступления в контексте его виктимности. Процессы восприятия, запоминания и воспроизведения информации потерпевшего далеко не всегда безупречны, а информация, получаемая от него, может содержать добросовестные заблуждения, что надо иметь в виду при ее оценке[2 стр. 190]. 3. Потерпевший – одна из центральных фигур следствия.

3.1 Исследование личности потерпевшего. В последнее время важное место в криминалистических исследованиях отводится роли жертвы в генезисе самого преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. Как показывает практика, более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с убийцами и непосредственно перед совершением преступления. Исследования показывают, что каждый восьмой потерпевший не работал, более десяти процентов

вели паразитический образ жизни, в сорока процентах случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе часто и провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших, безусловно, могли способствовать увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность отрицательного поведения потерпевшего до преступления

и динамики психологического механизма развития этой личности. Эту зависимость в известной мере можно проследить на примере проявления некоторых установленных исследованиями нравственно-психологических черт у части потерпевших от убийств, причинения телесных повреждений и изнасилований, совершение которых достаточно четко провоцировало конкретное поведение потерпевших. Доминирующими по устойчивости и значимости в структуре нравственно-психического облика потерпевших

были такие качества, как агрессивность, деспотизм в отношении близких, неуживчивость, склонность к употреблению алкоголя, половая распущенность, неразборчивость в выборе знакомых, в частности, вследствие склонности к веселому времяпрепровождению при неоправданной обстоятельствами доверчивости. Многие из этих черт обусловливаются совершением различных по характеру преступлений. Важным регулятором поведения личности является уровень развития ее самооценки.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требование авторитетных взрослых, но и через собственные требования. Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми. В процессе психологического анализа потерпевшего важным является анализ ее ценностных ориентации, одного из основных структурных образований зрелой личности.

Ценностные ориентации обуславливают направленность личности, определяют позицию человека. Ранее мы отметили, что показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность. От свидетельских показаний показания потерпевшего отличаются как по своему субъекту, так и по процессуальной

природе и по содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое по своему процессуальному положению является участником процесса. Потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением. Показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов.

В них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению, могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование. Интересы потерпевшего полностью совпадают, соответствуют задаче установления истины в случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке.

Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний является его гарантированным законным правом как участника процесса. Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, зная особенности личности потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, хочет помочь следствию и правосудию, часто зависит достоверность, конкретность и точность его показаний.

Следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, а в целом - создать правильную картину события.

Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, организации следственных действий. Действия преступника, последствия преступного деяния как мы уже говорили ранее, нередко приводят потерпевшего в состояние сильнейшего душевного потрясения, возбуждения, страха, тяжелой депрессии, гнева, возмущения, отчаяния, растерянности. Без учета этих особенностей, их правильного психологического анализа, снятия стрессового состояния потерпевшего трудно рассчитывать на полноту и правильность его показаний[3

стр. 55]. С целью исключения ошибок в показаниях потерпевшего важно учитывать особенности восприятия им в момент совершения преступления обстоятельств дела, личности преступника. Экспериментально доказано, что испытываемые им чувства страха, гнева, стыда, обиды и т. п. могут способствовать искажению восприятия, суживая его объем, приводя к неправильной оценке ряда фактов, признаков, деталей. При физиологическом аффекте, который встречается нередко в результате преступного посягательства на

личность, у потерпевшего затрудняется самоконтроль, правильная оценка своих действий, ухудшается восприятие реальной обстановки.[4 стр. 25] В подобных состояниях потерпевший может ошибиться, оценивая физические данные преступника, количество правонарушителей, характер действий нападавших и т. п. Однако сильные переживания, испытываемые потерпевшими в момент совершения преступления, зачастую делают их восприятие более глубоким, ярким, дают возможность надолго запомнить многое, даже незначительные

детали события, признаки действия преступника. Поскольку преступление наносит душевную травму потерпевшему, он мысленно многократно возвращается к случившемуся, вспоминая обстоятельства преступного события. При этом потерпевшему нередко удается вспомнить какие-либо существенные обстоятельства, о которых он не сообщил при первом допросе. Вот почему с учетом физического и психического состояния потерпевшего, стараясь не причинить ему излишних психологических травм, целесообразно в большинстве случаев провести

повторный допрос. Следует иметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанных с эти переживаний активизируют мыслительные процессы потерпевшего, усиливают его стремление найти виновных. Вот почему потерпевшие зачастую сами склонны выдвигать многочисленные предположения о том, кто и почему совершил преступление. Допуская, что многие из таких предложений не основаны на каких-либо фактических данных, следователь не должен отметать их с порога.

Во-первых, это помогает установлению психологического контакта. Во-вторых, в версиях потерпевшего вполне может быть здоровое зерно. Следственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшего подтверждались в ходе расследования дела. Исходя из того, что потерпевшим причиняется непосредственный ущерб действиями преступника, многие криминалисты, ссылаясь на личную заинтересованность потерпевших, приходят к мысли о необходимости

особенно тщательной проверки их показаний. Дело в том, что показания потерпевших далеко не всегда объективны. Причин может быть много. Потерпевший, например, стремится отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, лишения, оскорбления и т. п желает получить максимальную материальную компенсацию в случае осуждения правонарушителя. При этом потерпевший может преследовать и корыстные цели, преувеличивая размеры причиненного ему ущерба, намеревается смягчить участь обвиняемого под влиянием уговоров родственников и друзей преступника,

угроз и т.д.; хочет скрыть свое собственное неблаговидное поведение. Следователь должен постоянно иметь в виду возможность такого виктимологического аспекта в показаниях потерпевшего. Анализ следственной практики показывает, что нередко потерпевшими оказываются лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, склонные к конфликтам, ссорам, неуважению к окружающим. Необъективность показаний потерпевшего может объясняться также и тем, что он, получив

ту или иную информацию следователя о материалах дела, попадает под его влияние. В таких случаях показания потерпевшего содержат сведения не лично им воспринятые, а сообщенные другими лицами. Несоответствие показаний потерпевшего подлинным обстоятельствам дела иногда является следствием стыдливости, смущения, неловкости при необходимости рассказать о действиях преступника либо о собственных действиях в момент совершения преступления. Такие ситуации возникают, в частности, при допросе потерпевших

по делам о половых преступлениях. Показания потерпевшего могут не соответствовать действительности и потому, что он опасается мести со стороны преступника, его соучастников, родственников и друзей[5 стр. 33-34]. Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда

внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточность данных потерпевшего также способствует внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности, запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ. В заключение можно сказать, что личность потерпевшего играет большую роль в процессуальной деятельности органов следствия и правосудия. Один из важных вопросов - изучение личности потерпевшего

на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний. Такое изучение проводится как традиционными методами (наблюдение, беседа, анализ документов, обобщение независимых характеристик), так и специфическими (психологическая экспертиза). Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего,

изучение мотивации последнего помогает избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. 4. Исследование личности потерпевшего в юридической практике. 4.1 Методика изучения личности потерпевшего. Некоторое время назад в научной литературе и на практике наблюдалась недооценка роли личности потерпевшего, так как его односторонне рассматривали как носителя только своих личных интересов. Между тем личности потерпевшего во всяком деле в большем или меньшем

объеме присущи общественные интересы. От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений. Активно обороняясь от преступного посягательства, препятствуя преступной деятельности, потерпевший защищает не только свои, но и общественные интересы. Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия

и суда представляется весьма актуальным, так как способствует решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступлений, глубокому исследованию причин и условий, всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д. Исследование данной проблемы включает в себя следующие аспекты: методы изучения личности потерпевшего, исследование его поведения непосредственно перед событием преступления, в момент события преступления, после него и, наконец, в стадии предварительного следствия.

Методику исследования личности потерпевшего можно условно разделить на две категории: «Статистическая область», которая включает пол, возраст, национальность, служебное положение и т.д.; ряд этих признаков необходимо выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (возраст при половых преступлениях, служебное положение при оказании сопротивления и т.п.); «Динамическая область», т.е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший

событию преступления, и в период самого события преступления, связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с интенсивностью обороны, бегство от преступника и т.д.) К следственным методам исследования личности и поведения потерпевшего следует отнести анализ следственной и судебной статистики, следственной и судебной практики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, специальной статистики о потерпевших, социально-психологические

и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций (психология конфликта). Уже те небольшие сведения, которые имеются, убеждают, что исследования этих аспектов могут дать весьма интересную информацию для борьбы с преступностью. Так, среди потерпевших по делам об убийствах 77,4% были родственниками или знакомыми убийцы, несовершеннолетние в этой группе составляют 4,7%, две трети убитых находились в возрасте 0т 18 до 40 лет, причем среди убитых мужчин было 71,4%.

Совершенно очевидно, что эти данные требуют более глубокого изучения конфликтной ситуации внутри социальной группы (семья, коммунальная квартира, деревня, рабочий коллектив и т.д.) на стадиях, предшествовавших совершению преступления, с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по устранению конфликта, ликвидации конфликтной ситуации как одной из причин убийств[6 стр. 135]. 4.2 Психологический анализ показаний потерпевшего.

Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не могут не отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность. Показания потерпевшего отличаются от свидетельских как по своему субъекту, так и по процессуальной природе и по предмету (содержанию). Они даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный

вред и которое является по процессуальному положению участников процесса. Потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением. В связи с этим показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. Доказательственное значение в показаниях потерпевшего, как и свидетелей, имеют только сообщенные ими

фактические сведения. Но, кроме того, в них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению (что особенно важно по делам так называемого частного и частнопубличного обвинения), могут содержать его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование, а также его ходатайства. Отношение потерпевшего к установлению истины может быть весьма различным. В одних случаях он заинтересован в раскрытии истины, в других – ему безразлично, будет ли по делу установлена

истина, в-третьих – он заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника, т.е. установлению истины, и наконец, в-четвертых, в доказывании обстоятельств, заведомо не имевших место в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника.

Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при исследовании и оценке их. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний является его гарантированным законом правом как участника процесса. Потерпевшему необходимо разъяснить право и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснения относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы.

Потерпевший должен быть допрошен наряду с прочими об имеющихся у него сведениях: относительно обстоятельств самого преступного деяния и его существенных признаков (времени, месте и т.д.); об участвовавших в преступлении лицах, роли каждого из них; о характере и размере вреда, причиненного преступлением; о его взаимоотношениях с обвиняемым. В связи со всем сказанным можно выделить несколько аспектов изучения личности потерпевшего органами правосудия. В первую очередь – это группа юридических аспектов, которая включает в себя уголовно-

правовой, уголовно-процессуальный, криминалистический, криминологический аспекты. Изучение личности в данном случае идет по двум направлениям: при квалификации преступления и установлении степени ответственности обвиняемого, в то время как на нее влияет поведение потерпевшего; при делении потерпевших по видам преступлений (потерпевшие при убийствах, телесных повреждениях, разбое и т.д.) Уголовно-процессуальный аспект определяет положение потерпевшего в ходе следствия и судебного рассмотрения,

его права и обязанности. Потерпевший имеет право давать показания по делу, заявлять отвод следователю или лицу, производящему дознание, представлять доказательства и заявлять ходатайства о производстве отдельных следственных действий, участвовать в их производстве, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и т.д причем дача показаний является не только его правом, но и обязанностью. Закон требует, чтобы потерпевшему были разъяснены его права и обязанности перед началом

допроса. Следственные действия с участием потерпевшего также имеют процессуальную регламентацию, учитывающую его положение. Показания потерпевшего являются очень важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, зная особенности личности потерпевшего. Очень важный фактор в расследовании преступления – правосознание потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, хочет помочь правосудию, часто

зависит достоверность и точность его показаний. Для выяснения обстоятельств дела один из главных, а иногда и единственный источник информации – показания потерпевшего. Поэтому следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается, в основном, таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание.

Физиологическое состояние потерпевшего в момент совершения преступления может определяться при помощи криминалистической техники. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения тех или иных действий, а в целом – создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, организации следственных

действий. Наконец, особую роль в процессе восприятия имеет эмоциональное состояние потерпевшего. Эмоциональная реакция, вызванная у потерпевшего преступлением, неизбежно приковывает к преступным действиям его внимание, однако острые переживания сужают сознание и снижают полноту и точность отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает и на процесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого.

При даче показаний потерпевшие воспроизводят воспринятые ими и сохраненные в памяти обстоятельства. Но это не простое копирование обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвуют мышление, эмоции, проявляется направленность интересов. С одной стороны, они могут положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой – стать источником домыслов и ошибок. В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности, как сознание потерпевшим

значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в нем участвуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применения некоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу, в форме свободного рассказа: следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такого рассказа потерпевший осмысливает происшедшее, обдумывает, в какой последовательности изложить обстоятельства.

В заключении можно сделать некоторое обобщение. Личность потерпевшего играет большую роль для работы органов правосудия. Она может рассматриваться с разных точек зрения, которые тем не менее взаимосвязаны. Таким образом, изучение личности потерпевшего вырастает в комплексную проблему. Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показания и их особенностей у потерпевшего,

изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий. 4.3 Психологические аспекты воздействия преступления на личность потерпевшего и на формирование его показаний. Специфическое виктимное содержание личность субъекта приобретает в момент преступного воздействия, которое вносит определенные, в большинстве случаев временные изменения

в личность и обусловливает тем самым качественную характеристику получаемых от потерпевших фактических сведений. Безусловно, материал, составляющий впоследствии содержание показаний потерпевших, формируется в основном под влиянием тех же самых разнообразных психологических закономерностей, что и показания свидетелей. Эта общие для свидетелей и потерпевших закономерности предопределяют особенности их воспитания, запоминания, воспроизведения показаний. Вместе с тем, как мы уже отмечали, формирование показаний потерпевших

имеет свои особенности, что обусловлено прежде всего их специфическими переживаниями, связанными с совершаемыми в отношении потерпевших преступными посягательствами и их различными последствиями, которые, в конечном счете, накладывают свой отпечаток на процесс формирования показаний этой категории допрашиваемых. Психические переживания потерпевших, особенно когда преступное воздействие в той или иной степени направлено против жизни, здоровья и достоинства личности, характеризуются эмоциональной глубиной, особой остротой

и резко отличаются по условиям образования и содержанию от переживаний свидетелей и даже свидетелей-очевидцев. Свидетели-очевидцы, как правило, наблюдают преступление со стороны, и испытываемые ими чувства вызваны совершением преступления в отношении другого лица. Потерпевшие же, являясь объектом преступного посягательства, воспринимают картину совершаемого преступления, испытывая на себе его непосредственное воздействие.

В отличие от свидетелей, у потерпевших при переработке и сохранении запечатленной в момент посягательства информации довольно часто более значительная роль переживаний, связанных с физическими, психическими и социальными последствиями преступления. Специфические переживания потерпевших и предопределяют их психические состояния, которые являются своеобразным отражением тех изменений, которые происходят в личности под воздействием преступления и его последствий.

На фоне психических состояний чаще всего проявляется действие других психологических закономерностей, в частности влияющих на психические процессы (ощущения, восприятия, память, мыслительные, волевые, эмоциональные процессы)[7 стр. 100]. Как отмечают психологи, в типичных для данного человека состояниях находят свое выражение и психические свойства личности. Психические состояния всегда ситуативны, они по существу - реакция на ситуацию.

Психические состояния рассматриваются психологами как своеобразная психическая категория, которая имеет многие общие черты с индивидуальными свойствами личности и в первую очередь с характером. Следует отметить, что психическое состояние потерпевших можно определить как относительно устойчивое проявление всех компонентов психической деятельности лица, оказавшегося жертвой преступления. Это состояние зависит от характера, силы и интенсивности преступного воздействия, а также предшествующего

психического состояния и психических свойств личности, и выражается в своеобразии психических процессов, показаний, поведения и отношения к делу потерпевшего в ходе предварительного следствия и в суде. В зависимости от личностных особенностей и ситуации, в которой они возникли, психические состояния обычно подразделяются на глубокие и поверхностные, положительно или отрицательно действующие на человека, продолжительные или краткие. Они также различаются по степени осознанности личностью в зависимости

от доминирования в них того или иного компонента, от степени их адекватности ситуации и в зависимости от причин возникновения[8 стр. 27]. Практика показывает, что психические состояния потерпевших не всегда укладываются в рамки этой классификации и поэтому в силу их специфичности и многообразия нуждаются, на наш взгляд, в дополнительных критериях для разграничения. В этой связи, мы поддерживаем точку зрения Е.Е. Центрова, который предлагает провести разделение психических

состояний потерпевших в зависимости от трех основных этапов их образования: психические состояния, возникающие при совершении преступления; психические состояния в период от совершения преступления до возбуждения уголовного дела и проведения расследования; психические состояния в процессе предварительного и судебного следствия. И хотя это деление несколько условно, оно заслуживает внимания, так как удобно для наглядного и всестороннего исследования каждой группы психических состояний.

Различные формы преступного воздействия, способы и средства, к которым прибегают лица, совершающие преступления, вызывают и разнообразные психические состояния потерпевших, обуславливая специфичность формирования их показаний. В этой стадии большое значение имеют и психические состояния, которые возникли у потерпевшего до преступления. В частности, к ним можно отнести состояния, возникающие в результате психической беспомощности потерпевших (душевная болезнь, бессознательное состояние, малолетний возраст)

и физической беспомощности, вызванной болезнью, не связанной с расстройством душевной деятельности, физическими недостатками, престарелым возрастом или в результате сложившейся ситуации. Беспомощность потерпевшего может быть обусловлена и состоянием алкогольного опьянения или приема наркотиков. Предшествующее психическое состояние потерпевшего может в определенной мере усиливать отрицательное воздействие преступного посягательства, вызывая дополнительные дефекты в формирующихся показаниях.

Компонентами психических состояний в большинстве случаев являются страх, боль и нравственные, психические страдания, обусловленные совершаемым посягательством. Наиболее характерной реакцией потерпевших на ситуацию нападения является состояние страха. Страх как эмоциональное отражение опасности обусловлен неизвестностью ситуации, неверием в свои силы, отсутствием информации о благоприятном выходе из создавшейся обстановки.

Состояние страха может приобретать различные формы, степени и оттенки. Отметим, что преступления против личности, в частности угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или применением физического воздействия, очень часто порождает у жертвы астеническую форму страха, которая проявляется внешне как дрожь, оцепенение, скованность, нецелесообразные поступки. Являясь пассивно-оборонительным рефлексом, она парализует волю потерпевшего к сопротивлению и довольно

часто приводит к неадекватному отражению ситуации, преувеличению опасности и, в конечном счете, к увеличению силы страха. Развитию астенической формы страха способствуют не только угрозы преступника и интенсивность его действий, но и сама обстановка нападения, его внезапность, грубое обращение, что порождает состояние растерянности, отчаяния, безысходности и обреченности. В состоянии астенического страха потерпевшие часто, преувеличивая опасность, искаженно воспринимают

события, запечатлевая их в памяти также в искаженном гипертрофированном виде. Угроза авторучкой или расческой испуганному воображению потерпевшего кажется угрозой ножом, а число напавших часто представляется большим, чем на самом деле. Одновременно жертва преуменьшает возможность избежать опасности, преувеличивая силы напавших и недооценивая свои. Следует отметить, что осознание опасности нередко вызывает у потерпевших и стеническую форму страха,

которая, являясь активно-оборонительным рефлексом, повышает жизнедеятельность организма. При таком состоянии потерпевшие оказывают преступникам активное сопротивление, прибегая к различным способам для предотвращения отрицательных последствий посягательства. В это время все их силы отдаются борьбе с лицом или лицами, совершающими нападение, мыслительная деятельность направлена на оценку обстановки, выбор средств борьбы и принятие наиболее приемлемого решения.

Поэтому внимание при этом разбросано и концентрируется лишь на отдельных моментах происходящего, высвечивая их в сознании и оставляя в тени многие существенные детали события. В условиях борьбы, которая чаще всего происходит при недостаточном освещении, потерпевшие нередко плохо или искаженно запоминают приметы преступника. Часто быстротечность события не позволяет уловить последовательность и отдельные моменты происходящего. Часто потерпевшие не запечатлевают в памяти действий каждого из напавших

и не могут поэтому вспомнить, кто из них первым совершил те или иные насильственные действия. Известно однако, что опасность не всегда подавляет и угнетает умственную деятельность. В отдельных случаях большое самообладание, стремление преодолеть нападение способствуют хладнокровному, трезвому расчету, ясному пониманию и видению сложившейся обстановки, появлению так называемого стенического боевого возбуждения, активизирующего психическую деятельность.

Известно практике также и немало примеров, когда потерпевшим в подобном состоянии с помощью различных уловок удавалось избежать нападения или значительно ослабить его воздействие. Стеническое боевое возбуждение обычно положительно влияет на продуктивность восприятия и запоминания, их точность, полноту и объективность. В разные периоды борьбы психическое состояние потерпевших может в зависимости от меняющихся обстоятельств переходить из одних форм страха в другие.

Стеническое боевое возбуждение в результате длительности и безнадежности борьбы и применения преступниками грубых физических методов принуждения может смениться после истощения сил и ослабления волевого усилия стенической или астенической формой страха. Тогда четко и ясно запечатленная в памяти потерпевшего картина начала нападения сменяется отрывками и искаженными воспоминаниями о перипетиях последующей борьбы. Страх в результате особо грубого преступного воздействия может вылиться и в аффективные формы - ужаса,

связанного с резким изменением психической деятельности, нарушением логического мышления, расстройством ориентировки в окружающей обстановке. При нанесении побоев, жестоком, носящем характер истязания избиении, удушении, извращенных действиях преступников и ранениях к психическому состоянию страха присоединяется чувство боли. Боль усиливает состояние страха[9 стр. 45] и образует своеобразное психическое состояние, определяющее совокупность физиологических процессов

в центральной нервной системе, вызванных каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражением. Острая мучительная боль затрудняет и изменяет течение психических процессов, способствует образованию доминантного очага возбуждения, который притягивает к себе возбуждение из других нервных центров и подавляет их деятельность. При допросе потерпевших и оценке получаемых от них показаний необходимо иметь в виду, что возникающее в результате боли психическое состояние само зависит от предшествующего психического

состояния. Усталость и бессонница повышают чувствительность человека к боли, однако при глубоком утомлении боль притупляется. На холоде ощущение боли усиливается, а тепло, наоборот, способствует ослаблению болевого ощущения. Тяжелые психические переживания, состояние нервного напряжения нередко подавляют чувство боли. Страх, например, может не только усиливать чувство боли, но и действовать прямо противоположным образом. Поэтому в период борьбы и сопротивления, оказываемого потерпевшим, ощущение боли от полученного ранее

может оказаться по времени несколько отсроченным от момента его нанесения, поскольку внимание потерпевшего сосредоточено в это время на защите. Довольно часто по этой причине показания потерпевших о времени нанесения ранения могут быть неточными и противоречить другим доказательствам. Следует отметить, что возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение,

обусловленные борьбой, а в случаях совершения полового преступления, кроме того, еще и личностные, интимные переживания, создавая сплав различных, взаимосвязанных между собой эмоций и чувств, образуют сложное, своеобразное состояние потерпевших. Воздействие преступления на потерпевших может быть настолько сильным, что в отдельных случаях у них возникают временные состояния, близкие по своему внешнему выражению и реакциям к определенным душевным расстройствам и напоминающие состояния маниакальные, шизофренические,

депрессивные. Описывая свое состояние, некоторые потерпевшие отмечали, что все происходящее казалось им каким-то нереальным, кошмарным сном, отдельные детали и последовательность событий которого, как и в настоящем сне, они вспомнить не в состоянии. Один из участников группового изнасилования дал следующие показания о состоянии потерпевшей после совершенного в отношении нее преступления: «Она была в таком ужасном состоянии, что вряд ли что-либо понимала Она была как ненормальная, как будто лишилась рассудка,

разводила перед собой руками и ничего не говорила». В отдельных случаях переживаемые волнения вызывают афазии, то есть временные расстройства или потерю речи, лишающие потерпевшего возможности позвать на помощь или сообщить о совершенном нападении. Одна из потерпевших, например, в результате внезапного нападения в кабине лифта двух преступников, угрожающих ей ножом, от страха лишилась голоса и не сумела позвать на помощь.

Потерпевший по другому делу, хотя разбойное нападение было прекращено в самом начале работниками милиции, от испуга и волнения не мог некоторое время говорить. При проведении допроса и оценке сообщаемых потерпевшими сведений следует иметь в виду, что психические состояния потерпевших довольно часто в значительной степени определяют полноту и качество получаемых от них показаний. В момент преступления поток информации об окружающей обстановке и действиях преступников

может быть ограничен переживаемыми потерпевшими эмоциями и чувствами и связанными с ними сигналами раздражении, преобладающими в это время в психической жизни. Круг сознания оказывается суженным, логическая, мыслительная переработка информации угнетена и искажается разнородностью и множественностью раздражении, поступающих из внутренних и внешних органов. Внимание лишь в отдельных случаях концентрируется на деталях происходящего события, а мысль навязчиво возвращается к страхам и опасениям, связанным с действиями преступников.

Психологами психическое состояние в трудной или экстремальной ситуации обозначается как нервно-психическое напряжение или стресс. В стрессе выделяются эмоциональная, физическая, операционная напряженности, которым соответствуют определенные физиологические изменения в организме (учащение сердцебиения, дыхания и т.д.). Эти компоненты нервно-психического напряжения влияют на результаты деятельности человека, однако большое значение при этом приобретает степень выраженности эмоционального напряжения.

Испытываемое потерпевшими состояние стресса влияет на процессы сохранения, переработки и воспроизведения запечатленной информации. Так, под влиянием эмоционального напряжения потерпевшие очень часто на первых допросах не могут вспомнить об обстоятельствах, которые предшествовали событию преступления. Случается, что потерпевшие сразу же после посягательства в результате так называемого проактивного торможения не могут вспомнить последующие события.

Все это и объясняет, почему на повторных допросах показания потерпевших оказываются, как правило, более полными, чем в самом начале расследования. Следует отметить, что процесс переработки воспринятого материала может продолжаться у потерпевших и спустя несколько месяцев после проведенных с их участием следственных действий, что нередко влияет и на их показания в суде. Иной раз может потребоваться несколько допросов, чтобы в сложных случаях восстановить все существенные

обстоятельства, выявить не обнаруженные на первом допросе «сбережения памяти». В показаниях потерпевших отмечаются следующие наиболее характерные дефекты: преувеличенное представление о некоторых моментах пережитого события (например, преувеличенные показания о числе преступников и о предметах, которые они использовали); обобщенность, особенно в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц («все держали», «все принимали участие в совершении преступления»); пробелы,

пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего; заблуждения относительно последовательности развития события - путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления. Возможны в показаниях потерпевших также ошибки при определении времени протекания того или иного события. Отрицательно окрашенные переживания происшедшего могут привести к сильной переоценке временных интервалов. Так, при совершении разбойного нападения участники преступной группы под видом

работников районного жилищного управления проникли в квартиру Ильинской. Угрожая оружием, они связали Ильинскую, завязали ей глаза, затем забрали деньги и скрылись. И хотя материалами расследования было установлено, что преступники в квартире находились не более 15 минут, потерпевшая впоследствии утверждала, что все происходившее длилось не менее часа[10 стр. 52-61]. Как показывает практика, психические состояния, осложненные дополнительными факторами, часто

более значительно, чем уже рассмотренные, отражаются на полноте, качестве и объективности материала, составляющего впоследствии содержание показаний потерпевших. Качество показаний потерпевших зависит не только от силы и интенсивности преступного воздействия, личностных особенностей жертвы, характера возникающих в момент преступления психических состояний, но также от ценности той информации, которая была утрачена при наступлении запредельных форм нервно-психического

напряжения. Иными словами, полнота и достоверность передаваемой в процессе допроса информации зависят и от того, насколько полно и глубоко дезорганизация психической деятельности у потерпевших охватывала те или иные периоды прошедшего, сведения о которых имели важное значение в процессе доказывания. 4.4 Особенности допроса потерпевшего Существенными обстоятельствами, подлежащими первоочередному выявлению при допросе потерпевшего, являются: обстоятельства, предшествующие преступлению, взаимоотношения потерпевшего

с преступником; обстоятельства совершения преступления (время, место, обстановка, последовательность и характер действий преступника, особенности его внешности); последствия преступления. Допрашивая потерпевшего, следователь в первую очередь должен выявлять условия, в которых тот воспринимал событие преступления или его последствия, факты, характеризующие его психическое состояние в момент посягательства и после него. Показания потерпевших от посягательств на их жизнь, здоровье и достоинство

отличаются, как правило, большой эмоциональной насыщенностью и нередко значительной реконструкцией подлинных событий. Это особенно характерно для лиц со слабым типом высшей нервной деятельности и с акцентуированным характером. Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они переживали при взаимодействии с преступником – страх, ужас, стрессовое перенапряжение, отчаяние, физические страдания, коллизии борьбы и т.д. В отдельных случаях возможно возникновение так называемого следового аффекта, реактивных состояний,

душевного расстройства. С другой стороны, тягостные события преступления как бы отторгаются сознанием многих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности. Во время преступного события поле сознания потерпевшего резко сужается, логическое мышление деформируется. При грубых физических воздействиях возможно возникновение состояния оглушенности, шока. Острые конфликтные эмоциональные состояния ведут, как правило, к гиперболизации эмоциогенных воздействий

и их генерализации. Допрашивая потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения преступления, во время его совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения. От потерпевшего следователь, как правило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные

источники криминалистической информации. Существенное значение имеет анализ образа жизни потерпевшего, его личностных качеств, стереотипов поведения, социальных связей, коммуникативных особенностей, а также особенностей поведения в экстремальных условиях. Особого внимания требует вопрос о том, какие следы потерпевший мог оставить на теле, одежде преступника, орудиях преступления. При этом следует учитывать криминалистическую типологию связей, места, времени, способа совершения

преступления с характером отношений потерпевшего и преступника[11]. Нередко поведение потерпевшего бывает виктимным, то есть способствует совершению преступления или непосредственно провоцирует его. Проявляясь через направленность личности, через типичную линию ее поведения, виктимность является значимым фактором в анализе взаимодействия преступника и потерпевшего, в оценке правдивости показаний обвиняемого, потерпевшего и свидетелей. Следует тщательно проверять показания потерпевшего,

учитывая, что в ряде случаев при первом допросе состояние крайнего психического напряжения лица, воспроизводящего стрессогенное событие, ограничивает его возможности. При повторном допросе возможно явление реминисценции – более полное воспроизведение событий. Взаимодействие следователя с потерпевшим должно строится с учетом состояния потерпевшего как лица, пострадавшего от определенных событий, перенесшего психическую травму, ищущего защиты у правосудия.

Малейшая невнимательность, подозрительность следователя остро переживается потерпевшим, усиливает его эмоционально-негативное состояние. Задача следователя – максимально успокоить потерпевшего, заверить его в том, что преступление будет тщательно, объективно и полно расследовано. При этом необходимо нейтрализовать возможную гиперактивность потерпевшего, его суетливость, многословность, «увязание» в несущественных деталях. Гипервозбужденность потерпевшего может быть в определенной мере

снята отвлечением его внимания на другие значимые для него события. При допросе потерпевших необходимо учитывать возможность возникновения противоречивых желаний, опасений и т.п. Так, неблаговидное поведение потерпевшего в связи с событием преступления может вызвать у него стремление исказить информацию. В ряде случаев он избегает показаний, связанных с интимной стороной жизни. В связи с этим возможны как неосознанные, так и произвольные искажения отдельных сторон расследуемого

события. 5. Заключение В данной курсовой работе мною была рассмотрена проблема психологии потерпевшего, а именно его характеристика с точки зрения юридической психологии. Во время написания работы я попытался исследовать эту проблему как с психологической точки зрения, а именно внутренний психологический мир особы потерпевшего, так и с точки зрения уголовного процесса, раскрыв некоторые вопросы, касающиеся анализа показаний потерпевшего, особенности допроса и некоторые

другие аспекты. Таким образом можно сделать вывод что исследование личности потерпевшего является очень важной, если не одной из важнейших задач современной юридической психологии. Очень большую роль потерпевший играет и в уголовном процессе, так как многое для раскрытия того или иного дела зависит именно от него, от того как потерпевший сотрудничает с правоохранительными органами, как дает показания. Как правило, показания потерпевшего являются одним из источников доказательств

и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что несмотря на всю многогранность и сложность вопросов, касающихся психологической характеристики потерпевшего, исследования в этой области довольно успешны, что говорит о наличии высококвалифицированных специалистов в нашей стране. Список литературы Васильев В. Л. «Юридическая психология»,

5-е издание, М 2003 г. «Энциклопедия юридической психологии» А. М. Столяренко. Закон и право. –М 2003 г. Глазырин Ф. В. «Психология следственных действий». Волгоград, 1983 г. Закатов А. А. «Тактика допроса потерпевшего». Волгоград, 1976 г. Доспулов Г. Г. «Психология допроса на предварительном следствии».

М 1976. Франк Л. В. «Нужна ли советская виктимология? //Вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». – Душанбе, 1996 г. Центров Е. Е. «Криминалистические учения о потерпевшем». М 1988 г. Левитов Н. Д. «О психических состояниях человека». М 1964 г. Симонов П. В. «Теория отражения и психофизических эмоций». М 1970 г. Алексеев А. М. «Психологические особенности показаний очевидцев».

М 1972 г. Селиванов Н. А. «Советская криминалистика: система понятий». М 1982 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.