Реферат по предмету "Педагогика"


Что такое мнемотехника?

Что такое
мнемотехника?

В.Козаренко

Слова
«мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они
происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что
это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство
запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти
Мнемозины – матери девяти муз.

Первые
сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и
принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).

Современный
энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА –
искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА:
1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве
запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя
артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и
третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную
мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА –
это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг
информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника
использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью
контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально
мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и
предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника
значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и
делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового
материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию,
которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров,
хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные,
сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых
сведений и т.п.

Овладение
мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике
можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для
формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить
мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может
пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация
запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять
сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных
действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Качество
запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам
в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может
быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков
телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены
как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей
имеющейся в памяти информации.

Длительность
сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить
сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные
сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их
места новых сведений.

Если раньше
психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств,
то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели
современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из
учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и
умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа
распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной
анализаторной системы человека.

Можно сделать
прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие
ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь
неограниченную емкость памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной
памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у
человека.

Компьютерные
технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить
CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч
литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО…
возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны
взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют
работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В
последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом
высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Мнемотехника
значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность
не отставать от технического прогресса.

Итак, что же
такое современная мнемотехника?

Это возможность
накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени
при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение
запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется
учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс
быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей
области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять
знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная
гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Шерлок Холмс -
известный интеллектуал - любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет
без дела».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий
Реферат Адаптація п’ятикласників до навчання у середній школі
Реферат Место бухгалтерского учёта в системе управления экономикой организации
Реферат Power And The Glory
Реферат Jerzy Kosinski Essay Research Paper Jerzy Kosinski
Реферат Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Реферат Fat Risks Essay Research Paper Calling fat
Реферат Fate Or Circimstance Essay Research Paper Bibliography
Реферат Классификация объектов интеллектуальной собственности
Реферат Недопинговые средства восстановления в спорте высших достижений
Реферат Ожирение
Реферат Дидактичний експеримент у трудовому навчанні
Реферат Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов
Реферат Ангел Нас посещают ангелы, но мы узнаём их лишь после того, как они отлетают прочь. Д. Элиот. Армия
Реферат Economic Structure Of The Mafia Essay Research